Содержание
Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Ответственность
за нарушение валютного законодательства………5
Понятие нарушения валютного законодательства………………………5
Административная ответственность за нарушение валютного законодательства…………………………………………………………..9
Глава 2. Основания для привлечения
к ответственности……………………..11
2.1. Порядок привлечения к
административной ответственности…………...11
2.2. Уголовная ответственность
за нарушение валютного законодательства.19
2.3. Санкции, применяемые к
нарушителям валютного законодательства….22
Глава 3. Кодекс РФ об административных
правонарушениях……………….25
Заключение……………………………………………………………………….28
Список литературы……………………………………………………………....30
Введение
Говоря о порядке
совершения валютных операций в Российской
Федерации, нельзя не сказать об ответственности,
предусмотренной за нарушение этого
порядка. Она установлена в ст.14
закона о валютном регулировании.
В соответствии с п.2 ст.11 закона «О
валютном регулировании» органами валютного
контроля являются Центральный банк РФ
и Правительство РФ. Фактически органами
валютного контроля являлись до недавнего
времени Центральный банк РФ, Государственный
таможенный комитет РФ в соответствии
с ст.198 ТК РФ, Министерство по налогам
и сборам РФ в соответствии с п.14 ст.7 закона
"О налоговых органах РФ" с 1999 года
и Федеральная служба по валютному и экспортному
контролю в соответствии с постановлением
Правительства РФ от 16.06.93. Но такой порядок
просуществовал недолго, так как указом
Президента РФ 17.05.2000 №867 Федеральная служба
по валютному и экспортному контролю была
упразднена с передачей её функций Министерству
финансов и Министерству экономического
развития и торговли. В соответствии с
пунктом 2 постановления Правительства
РФ от 23.08.2000 №624 Министерство финансов
РФ осуществляет права и функции упразднённой
Федеральной службы по валютному и экспортному
контролю по организации и проведению
валютного контроля и ведению единой информационной
системы валютного контроля. В соответствии
с пунктом 4 постановления территориальные
органы Федеральной службы по валютному
и экспортному контролю передаются Министерству
финансов РФ с сохранением прав и функций
по проведению валютного контроля. Таким
образом, в настоящий момент в Российской
Федерации 5 органов исполнительной власти
являются органами валютного контроля
и, соответственно, могут применять санкции,
предусмотренные ст.14 закона «О валютном
регулировании».
Цель данного исследования - анализ
правовой природы административной
ответственности за нарушение валютного
законодательства на основе существующих
норм права.
Для достижения цели были поставлены
следующие задачи:
- дать понятие нарушения валютного
законодательств;
- рассмотреть административную ответственность
за нарушение валютного законодательства;
- выделить основания для привлечения
к ответственности;
- выявить порядок привлечения к административной
ответственности;
- рассмотреть уголовную ответственность
за нарушение валютного законодательства;
- рассмотреть санкции, применяемые
к нарушителям валютного законодательства.
В данном труде использованы следующие
методы: сравнительно-правовой, логический,
функциональный, системный.
Предметом исследования выступает
валютное законодательство, а именно
ФЗ «О валютном регулировании и валютном
контроле».
Субъектом выступает ответственность,
наступающая за нарушение валютного
законодательства.
Данная курсовая работа
состоит из введения, трех глав, заключения
и списка использованной литературы.
В первой главе описывается
ответственность за нарушение валютного
законодательства. Во второй рассматриваются
основания для привлечения к ответственности.
В третьей главе выделяется кодекс об
административных правонарушениях.
Глава 1. Ответственность за нарушение
валютного законодательства
1.1. Понятие нарушения валютного законодательства
Под понятием валютного
преступления полагается общественное
виновно-опасное деяние, запрещенное
Уголовным Кодексом РФ под угрозой
наказания. Валютное преступление считается
преступлением средней тяжести,
влекущее за собой такие уголовно-правовые
последствия, как рецидив, освобождение
от наказания, освобождение от ответственности
и прочие. В соответствии со ст.15
ч.3 УК РФ преступлениями средней тяжести
считаются неосторожные или умышленные
деяния, совершение которых влечет
за собой наказание в виде лишения
свободы не более, чем 5 лет. Следует
отметить, что совершенное деяние не является
преступлением, если оно, формально нося
признаки преступления, в сущности, не
представляет опасности для общества1.
Согласно ст.193 УК РФ, ответственность
за нарушение валютного законодательства,
квалифицируемое по нормам административного
права, признается в случаях не возврата
иностранной валюты в пределы
РФ на сумму до 5 млн российских рублей,
в рамках уголовного права – на сумму
свыше 5млн. рублей. В соответствии со ст.8
УК РФ, руководитель юридического лица
может нести ответственность за совершение
валютных операций (также как и ответственность
за нарушение налогового законодательства)
только в доказанных случаях в деянии
состава преступления.
Субъектом валютного преступления
считается конкретное лицо, руководитель
юридического лица, своевременно не принявший
попыток к возврату иностранной валюты
из-за границы. В данном случае виден прямой
умысел преступления, поскольку субъект
либо желал совершения этого деяния, либо
точно осознавал не возврат иностранной
валюты в РФ. Следует отметить, что при
рассмотрении уголовных дел в отношении
валютных преступлений, цели и основания
не возврата иностранной валюты субъектом
преступления особо не влияют на решение
судебного процесса, они могут использоваться
лишь как смягчающие или отягчающие обстоятельства.
Объектом валютного
преступления считаются общественные
отношения в области валютного
контроля и валютного регулирования,
возникающие между юридическим
лицом и непосредственно, уполномоченной
банковской (кредитной) организацией,
и напрямую связанные с возвратом
иностранной валюты на территорию РФ.
В свою очередь, в соответствии с п.8ст.1
Закона № 173-ФЗ, уполномоченными банковскими
организациями считаются – любая кредитная
организация, созданная на основе Российского
законодательства (и соответственно, несущая
ответственность за нарушение российского
законодательства), и имеющая лицензии
ЦБ РФ для осуществления валютных операций,
либо филиал кредитной организации, действующий
на территории РФ, и также имеющий право
осуществлять банковские операции в иностранной
валюте.
Ответственность за нарушение
валютного законодательства делится
на – уголовную, и административную.
В свою очередь, согласно действующему
законодательству, административная ответственность
предусматривает четыре основных состава
валютных правонарушений – осуществление
каких-либо валютных операций без наличия
лицензии ЦБ РФ, влекущее за собой наказание
в виде штрафа от 1\10 части до полной
суммы в размере произведенной
незаконной валютной операции; невыполнение
обязанностей по ввозу товаров на территорию
РФ в установленный срок на сумму, эквивалентную
уплаченных за них средств в иностранной
валюте (в данном случае речь идет о сумме,
не превышающей 5млн рублей), влекущее
за собой наказание в виде штрафа от 1\10
части до полной суммы в размере произведенной
незаконной валютной операции; нарушение
порядка выплаты на счета уполномоченных
банков оплаты за проведение экспортированных
работ, услуг, результатов интеллектуальной
деятельности, влекущее за собой наказание
в виде штрафа в размере полной стоимости
оказанных работ; несоблюдение порядка
при учете, ведении, представлении отчетности
по проведенным валютным операциям, влекущее
за собой наказание в виде штрафа на должностных
лиц – от 50 до 100 МРОТ, на юридических –
от 400 до 500 МРОТ.
Вопросы ответственности за нарушение
валютного законодательства регулируются
различными правовыми нормами: финансового,
административного, уголовного права.
I. Так,
в соответствии с нормами финансового
права за нарушения:
- порядка осуществления расчетов между резидентами и нерезидентами в валюте РФ,
- порядка приобретения и использования в РФ валюты РФ нерезидентами,
- вывоза и пересылки из РФ валюты РФ и ценных бумаг, выраженных в валюте РФ, а также ввоз и пересылка в РФ валюты РФ и ценных бумаг, выраженных в валюте РФ,
- порядка совершения сделок с драгоценными металлами, природными драгоценными камнями, а также жемчугом в РФ,
- порядка продажи и покупки иностранной валюты за валюту РФ,
- порядка перевода, вывоза и пересылки нерезидентами из РФ валютных ценностей резиденты, включая, уполномоченные банки и нерезиденты несут ответственность в виде:
а) взыскания в доход
государства всего полученного
по недействительным сделкам;
б) взыскания в доход
государства необоснованно приобретенного
не по сделке, а в результате незаконных
действий.
Резиденты, включая уполномоченные
банки, и нерезиденты за отсутствие
учета валютных операций, ведение
учета валютных операций с нарушением
установленного порядка, непредставление
или несвоевременное представление
органам и агентам валютного
контроля документов и информации несут
ответственность в виде штрафов
в пределах суммы, которая не была учтена,
была учтена ненадлежащим образом или
по которой документация и информация
не были представлены в установленном
порядке.
При повторном нарушении вышеуказанных
положений, а также за невыполнение
или ненадлежащее выполнение предписаний
органов валютного контроля резиденты,
включая уполномоченные банки, и
нерезиденты несут ответственность
в виде:
а) взыскания в доход государства
вышеуказанных сумм, а также штрафов
в пределах пятикратного размера
этих сумм, осуществляемого Центральным
банком Российской Федерации в соответствии
с законами Российской Федерации;
б) приостановления действия или
лишения резидентов, включая уполномоченные
банки, или нерезидентов выданных органами
валютного контроля лицензий и разрешений;
в) других санкций, установленных законодательством
Российской Федерации.
Взыскание данных санкций производится
по решению соответствующих органов
валютного контроля, в том числе
по решению, вынесенному на основании
представления агентов валютного
контроля.
II. При
выявлении таможенными органами Российской
Федерации в ходе осуществления валютного
контроля нарушений валютного законодательства
Российской Федерации, являющихся одновременно
нарушениями таможенных правил либо правонарушениями,
посягающими на нормальную деятельность
таможенных органов Российской Федерации,
лица несут ответственность в соответствии
с таможенным законодательством.
III. По
действующему уголовному законодательству
уголовно наказуемыми являются:
- легализация (отмывание) денежных средств, приобретенных незаконным путем;
- незаконное получение кредита;
- злостное уклонение от погашения кредиторской задолженности;
- злоупотребления при выпуске ценных бумаг (эмиссии);
- изготовление или сбыт поддельных денег или ценных бумаг;
- изготовление или сбыт поддельных кредитных либо расчетных карт и иных платежных документов;
- незаконный оборот драгоценных металлов, природных драгоценных камней или жемчуга;
- нарушение правил сдачи государству драгоценных металлов и драгоценных камней;
- невозвращение из-за границы средств в иностранной валюте.
1.2. Административная
ответственность за нарушение валютного
законодательства
Объективную сторону валютного
преступления составляет невозвращение
в крупном размере из-за границы руководителем
организации средств в иностранной валюте,
подлежащих в соответствии с законодательством
Российской Федерации обязательному перечислению
на счета Основания привлечения к административной
ответственности
Административная ответственность
за нарушение валютного законодательства
и актов органов валютного
регулирования установлена ст. 15.25
Кодекса РФ об административных правонарушениях
(далее — КоАП РФ). Статья 15.25 КоАП
РФ включает в себя несколько составов
административных правонарушений, совершенных
в процессе обращения валютных ценностей,
из которых целесообразно остановиться
на самых распространенных правонарушениях,
совершаемых в процессе осуществления
предпринимательской деятельности.