Ответственность за нарушение валютного законодательства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Апреля 2013 в 18:00, курсовая работа

Описание работы

Цель данного исследования - анализ правовой природы административной ответственности за нарушение валютного законодательства на основе существующих норм права.
Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
- дать понятие нарушения валютного законодательств;
- рассмотреть административную ответственность за нарушение валютного законодательства;
- выделить основания для привлечения к ответственности;
- выявить порядок привлечения к административной ответственности

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Ответственность за нарушение валютного законодательства………5
Понятие нарушения валютного законодательства………………………5
Административная ответственность за нарушение валютного законодательства…………………………………………………………..9
Глава 2. Основания для привлечения к ответственности……………………..11
2.1. Порядок привлечения к административной ответственности…………...11
2.2. Уголовная ответственность за нарушение валютного законодательства.19
2.3. Санкции, применяемые к нарушителям валютного законодательства….22
Глава 3. Кодекс РФ об административных правонарушениях……………….25
Заключение……………………………………………………………………….28
Список литературы……………………………………………………………....30

Файлы: 1 файл

курсовая работа.docx

— 52.29 Кб (Скачать файл)

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3

Глава 1. Ответственность за нарушение валютного законодательства………5

    1. Понятие нарушения валютного законодательства………………………5

    1. Административная ответственность за нарушение валютного законодательства…………………………………………………………..9

Глава 2. Основания для привлечения к ответственности……………………..11

2.1. Порядок привлечения к административной ответственности…………...11

2.2. Уголовная ответственность за нарушение валютного законодательства.19

2.3. Санкции, применяемые к нарушителям валютного законодательства….22

Глава 3. Кодекс РФ об административных правонарушениях……………….25

Заключение……………………………………………………………………….28

Список литературы……………………………………………………………....30

Введение

Говоря о порядке  совершения валютных операций в Российской Федерации, нельзя не сказать об ответственности, предусмотренной за нарушение этого  порядка. Она установлена в ст.14 закона о валютном регулировании.

В соответствии с п.2 ст.11 закона «О валютном регулировании» органами валютного контроля являются Центральный банк РФ и Правительство РФ. Фактически органами валютного контроля являлись до недавнего времени Центральный банк РФ, Государственный таможенный комитет РФ в соответствии с ст.198 ТК РФ, Министерство по налогам и сборам РФ в соответствии с п.14 ст.7 закона "О налоговых органах РФ" с 1999 года и Федеральная служба по валютному и экспортному контролю в соответствии с постановлением Правительства РФ от 16.06.93. Но такой порядок просуществовал недолго, так как указом Президента РФ 17.05.2000 №867 Федеральная служба по валютному и экспортному контролю была упразднена с передачей её функций Министерству финансов и Министерству экономического развития и торговли. В соответствии с пунктом 2 постановления Правительства РФ от 23.08.2000 №624 Министерство финансов РФ осуществляет права и функции упразднённой Федеральной службы по валютному и экспортному контролю по организации и проведению валютного контроля и ведению единой информационной системы валютного контроля. В соответствии с пунктом 4 постановления территориальные органы Федеральной службы по валютному и экспортному контролю передаются Министерству финансов РФ с сохранением прав и функций по проведению валютного контроля. Таким образом, в настоящий момент в Российской Федерации 5 органов исполнительной власти являются органами валютного контроля и, соответственно, могут применять санкции, предусмотренные ст.14 закона «О валютном регулировании».

Цель данного исследования - анализ правовой природы административной ответственности за нарушение валютного  законодательства на основе существующих норм права.

Для достижения цели были поставлены следующие задачи:

- дать понятие нарушения валютного законодательств;

- рассмотреть административную ответственность за нарушение валютного законодательства;

- выделить основания для привлечения к ответственности;

- выявить порядок привлечения к административной ответственности;

- рассмотреть уголовную ответственность за нарушение валютного законодательства;

- рассмотреть санкции, применяемые к нарушителям валютного законодательства.

В данном труде использованы следующие  методы: сравнительно-правовой, логический, функциональный, системный.

Предметом исследования выступает  валютное законодательство, а именно ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле».

Субъектом выступает ответственность, наступающая за нарушение валютного  законодательства.

Данная курсовая работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованной литературы.

В первой главе описывается  ответственность за нарушение валютного  законодательства. Во второй рассматриваются основания для привлечения к ответственности. В третьей главе выделяется кодекс об административных правонарушениях. 

Глава 1. Ответственность за нарушение валютного законодательства

1.1. Понятие нарушения валютного законодательства

Под понятием валютного  преступления полагается общественное виновно-опасное деяние, запрещенное  Уголовным Кодексом РФ под угрозой  наказания. Валютное преступление считается  преступлением средней тяжести, влекущее за собой такие уголовно-правовые последствия, как рецидив, освобождение от наказания, освобождение от ответственности  и прочие. В соответствии со ст.15 ч.3 УК РФ преступлениями средней тяжести  считаются неосторожные или умышленные деяния, совершение которых влечет за собой наказание в виде лишения  свободы не более, чем 5 лет. Следует отметить, что совершенное деяние не является преступлением, если оно, формально нося признаки преступления, в сущности, не представляет опасности для общества1.

Согласно ст.193 УК РФ, ответственность  за нарушение валютного законодательства, квалифицируемое по нормам административного  права, признается в случаях не возврата иностранной валюты в пределы  РФ на сумму до 5 млн российских рублей, в рамках уголовного права – на сумму свыше 5млн. рублей. В соответствии со ст.8 УК РФ, руководитель юридического лица может нести ответственность за совершение валютных операций (также как и ответственность за нарушение налогового законодательства) только в доказанных случаях в деянии состава преступления.

Субъектом валютного преступления считается конкретное лицо, руководитель юридического лица, своевременно не принявший попыток к возврату иностранной валюты из-за границы. В данном случае виден прямой умысел преступления, поскольку субъект либо желал совершения этого деяния, либо точно осознавал не возврат иностранной валюты в РФ. Следует отметить, что при рассмотрении уголовных дел в отношении валютных преступлений, цели и основания не возврата иностранной валюты субъектом преступления особо не влияют на решение судебного процесса, они могут использоваться лишь как смягчающие или отягчающие обстоятельства.

Объектом валютного  преступления считаются общественные отношения в области валютного  контроля и валютного регулирования, возникающие между юридическим  лицом и непосредственно, уполномоченной банковской (кредитной) организацией, и напрямую связанные с возвратом  иностранной валюты на территорию РФ. В свою очередь, в соответствии с п.8ст.1 Закона № 173-ФЗ, уполномоченными банковскими организациями считаются – любая кредитная организация, созданная на основе Российского законодательства (и соответственно, несущая ответственность за нарушение российского законодательства), и имеющая лицензии ЦБ РФ для осуществления валютных операций, либо филиал кредитной организации, действующий на территории РФ, и также имеющий право осуществлять банковские операции в иностранной валюте.

Ответственность за нарушение  валютного законодательства делится  на – уголовную, и административную. В свою очередь, согласно действующему законодательству, административная ответственность  предусматривает четыре основных состава  валютных правонарушений – осуществление  каких-либо валютных операций без наличия  лицензии ЦБ РФ, влекущее за собой наказание  в виде штрафа от 1\10 части до полной суммы в размере произведенной  незаконной валютной операции; невыполнение обязанностей по ввозу товаров на территорию РФ в установленный срок на сумму, эквивалентную уплаченных за них средств в иностранной валюте (в данном случае речь идет о сумме, не превышающей 5млн рублей), влекущее за собой наказание в виде штрафа от 1\10 части до полной суммы в размере произведенной незаконной валютной операции; нарушение порядка выплаты на счета уполномоченных банков оплаты за проведение экспортированных работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности, влекущее за собой наказание в виде штрафа в размере полной стоимости оказанных работ; несоблюдение порядка при учете, ведении, представлении отчетности по проведенным валютным операциям, влекущее за собой наказание в виде штрафа на должностных лиц – от 50 до 100 МРОТ, на юридических – от 400 до 500 МРОТ.

Вопросы ответственности за нарушение  валютного законодательства регулируются различными правовыми нормами: финансового, административного, уголовного права.

I. Так, в соответствии с нормами финансового права за нарушения:

  • порядка осуществления расчетов между резидентами и нерезидентами в валюте РФ,
  • порядка приобретения и использования в РФ валюты РФ нерезидентами,
  • вывоза и пересылки из РФ валюты РФ и ценных бумаг, выраженных в валюте РФ, а также ввоз и пересылка в РФ валюты РФ и ценных бумаг, выраженных в валюте РФ,
  • порядка совершения сделок с драгоценными металлами, природными драгоценными камнями, а также жемчугом в РФ,
  • порядка продажи и покупки иностранной валюты за валюту РФ,
  • порядка перевода, вывоза и пересылки нерезидентами из РФ валютных ценностей резиденты, включая, уполномоченные банки и нерезиденты несут ответственность в виде:

а) взыскания в доход  государства всего полученного  по недействительным сделкам;

б) взыскания в доход  государства необоснованно приобретенного не по сделке, а в результате незаконных действий.

Резиденты, включая уполномоченные банки, и нерезиденты за отсутствие учета валютных операций, ведение  учета валютных операций с нарушением установленного порядка, непредставление  или несвоевременное представление  органам и агентам валютного  контроля документов и информации несут  ответственность в виде штрафов  в пределах суммы, которая не была учтена, была учтена ненадлежащим образом или по которой документация и информация не были представлены в установленном порядке.

При повторном нарушении вышеуказанных  положений, а также за невыполнение или ненадлежащее выполнение предписаний  органов валютного контроля резиденты, включая уполномоченные банки, и  нерезиденты несут ответственность  в виде:

а) взыскания в доход государства  вышеуказанных сумм, а также штрафов  в пределах пятикратного размера  этих сумм, осуществляемого Центральным  банком Российской Федерации в соответствии с законами Российской Федерации;

б) приостановления действия или  лишения резидентов, включая уполномоченные банки, или нерезидентов выданных органами валютного контроля лицензий и разрешений;

в) других санкций, установленных законодательством  Российской Федерации.

Взыскание данных санкций производится по решению соответствующих органов  валютного контроля, в том числе  по решению, вынесенному на основании  представления агентов валютного  контроля.

II. При выявлении таможенными органами Российской Федерации в ходе осуществления валютного контроля нарушений валютного законодательства Российской Федерации, являющихся одновременно нарушениями таможенных правил либо правонарушениями, посягающими на нормальную деятельность таможенных органов Российской Федерации, лица несут ответственность в соответствии с таможенным законодательством.

III. По действующему уголовному законодательству уголовно наказуемыми являются:

  1. легализация (отмывание) денежных средств, приобретенных незаконным путем;
  2. незаконное получение кредита;
  3. злостное уклонение от погашения кредиторской задолженности;
  4. злоупотребления при выпуске ценных бумаг (эмиссии);
  5. изготовление или сбыт поддельных денег или ценных бумаг;
  6. изготовление или сбыт поддельных кредитных либо расчетных карт и иных платежных документов;
  7. незаконный оборот драгоценных металлов, природных драгоценных камней или жемчуга;
  8. нарушение правил сдачи государству драгоценных металлов и драгоценных камней;
  9. невозвращение из-за границы средств в иностранной валюте.

 

1.2. Административная ответственность за нарушение валютного законодательства

Объективную сторону валютного  преступления составляет невозвращение в крупном размере из-за границы руководителем организации средств в иностранной валюте, подлежащих в соответствии с законодательством Российской Федерации обязательному перечислению на счета Основания привлечения к административной ответственности

Административная ответственность  за нарушение валютного законодательства и актов органов валютного  регулирования установлена ст. 15.25 Кодекса РФ об административных правонарушениях (далее — КоАП РФ). Статья 15.25 КоАП РФ включает в себя несколько составов административных правонарушений, совершенных  в процессе обращения валютных ценностей, из которых целесообразно остановиться на самых распространенных правонарушениях, совершаемых в процессе осуществления  предпринимательской деятельности.

Информация о работе Ответственность за нарушение валютного законодательства