Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Апреля 2013 в 18:00, курсовая работа
Цель данного исследования - анализ правовой природы административной ответственности за нарушение валютного законодательства на основе существующих норм права.
Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
- дать понятие нарушения валютного законодательств;
- рассмотреть административную ответственность за нарушение валютного законодательства;
- выделить основания для привлечения к ответственности;
- выявить порядок привлечения к административной ответственности
Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Ответственность за нарушение валютного законодательства………5
Понятие нарушения валютного законодательства………………………5
Административная ответственность за нарушение валютного законодательства…………………………………………………………..9
Глава 2. Основания для привлечения к ответственности……………………..11
2.1. Порядок привлечения к административной ответственности…………...11
2.2. Уголовная ответственность за нарушение валютного законодательства.19
2.3. Санкции, применяемые к нарушителям валютного законодательства….22
Глава 3. Кодекс РФ об административных правонарушениях……………….25
Заключение……………………………………………………………………….28
Список литературы……………………………………………………………....30
Процессуальной особенностью
привлечения к ответственности
по ст. 15.25 КоАП РФ является более продолжительный
срок давности, по сравнению с другими
правонарушениями — 1 год со дня
совершения административного
В соответствии с ч. 1 ст. 23.60 КоАП РФ дела об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 15.25 КоАП РФ, рассматривают органы валютного контроля. От имени указанных органов данные дела вправе рассматривать:
Таким органом валютного контроля на основании п. 2 ст. 22 Федерального закона № 173-ФЗ и Положения о Федеральной службе финансово-бюджетного надзора, утвержденного постановлением Правительства РФ от 15 июня 2004 г. № 278, является Федеральная служба по финансово-бюджетному надзору (Росфиннадзор).
В случае несогласия резидента или нерезидента с решением органа валютного контроля оно может быть обжаловано в арбитражный суд в течение 10 дней со дня получения копии оспариваемого решения (ч. 1 ст. 30.3 КоАП РФ, ч. 2 ст. 208 АПК РФ). Заявление об обжаловании решения органа валютного контроля государственной пошлиной не облагается.
В Определении от 14 января
2000 г. № 4-О КС РФ разъяснил, что если
решение органа валютного контроля
в указанный срок не обжаловано,
то оно приводится в исполнение без
применения судебной процедуры. Это
означает, что на основании ч. 1 ст.
32.2 КоАП РФ сумма штрафа взыскивается
в бесспорном порядке с банковского
счета резидента или
Согласно статье 25 Федерального закона от 10 декабря 2003 года № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле», вступившего в силу 18 июня 2004 года (далее по тексту — Закон № 173-ФЗ), резиденты и нерезиденты, нарушившие положения актов валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации. Это означает, что лица, виновные в нарушении валютного законодательства, несут уголовную, административную и иную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации3.
Ранее ответственность за нарушение валютного законодательства была установлена законом от 9 октября 1992 г. № 3615-1 «О валютном регулировании и валютном контроле». Пункт 3 статьи 14 указанного закона содержал серьезную норму ответственности, согласно которой все полученное резидентами, включая уполномоченные банки, и нерезидентами по недействительным в силу этого закона сделкам, а также все необоснованно приобретенное не по сделке, а в результате незаконных действий подлежало взысканию в доход государства.
2.2. Уголовная ответственность
за нарушение валютного
Уголовная ответственность установлена за такое валютное преступление как невозвращение из-за границы средств в иностранной валюте. Ответственность наступает по статье 193 Уголовного кодекса Российской Федерации от 13 июня 1996 г. № 63-ФЗ (далее по тексту — УК РФ).
Согласно статье 193 УК РФ невозвращение в крупном размере из-за границы руководителем организации средств в иностранной валюте, подлежащих в соответствии с законодательством Российской Федерации обязательному перечислению на счета в уполномоченный банк Российской Федерации, наказывается лишением свободы на срок до 3 лет. При этом крупным размером признается сумма невозвращенных средств в иностранной валюте, превышающая 5 миллионов рублей.
Согласно пункту 1 статьи 14 УК РФ валютное преступление — это виновно совершенное общественно опасное деяние, запрещенное УК РФ под угрозой наказания.
Важно, что не является преступлением действие (бездействие), хотя формально и содержащее признаки какого-либо деяния, предусмотренного УК РФ, но в силу малозначительности не представляющее общественной опасности. Порогом такой малозначительности в данном случае будет сумма в 5 миллионов рублей, прописанная в примечании к статье 193 УК РФ. Таким образом, если сумма невозвращенной иностранной валюты будет меньше 5 миллионов рублей, то данное деяние будет квалифицироваться уже не по нормам уголовного законодательства, а по нормам административного права.
Валютное преступление — это преступление средней тяжести со всеми вытекающими отсюда уголовно-правовыми последствиями (рецидив, освобождение от ответственности, освобождение от наказания и прочее), поскольку удовлетворяет условиям признания его таковым в части 3 статьи 15 УК РФ, где преступлениями средней тяжести признаются умышленные и неосторожные деяния, за совершение которых максимальное наказание, предусмотренное УК РФ, не превышает пяти лет лишения свободы.
Согласно статье 8 УК РФ к
уголовной ответственности
Рассмотрим подробнее характеристики состава валютного преступления по статье 193 УК РФ.
Субъект преступления — это конкретный преступник. Субъектом валютного преступления является руководитель организации, не возвративший из-за границы иностранную валюту.
Субъективной стороной валютного преступления выступает прямой умысел, поскольку субъект:
1) сознавал, что не возвращает иностранную валюту;
2) желал этого.
В данном случае, используемые в уголовном праве другие признаки субъективной стороны — мотивы и цели невозвращения иностранной валюты значения не имеют и могут выступать только лишь в качестве смягчающих или отягчающих обстоятельств при рассмотрении уголовного дела по существу.
Объектом валютного
Понятие «крупный размер» расшифровано в примечании к статье 193 УК РФ. На практике эта сумма, достаточно незначительна, поскольку речь идет о сумме рядовой сделки между организацией и ее иностранным партнером.
Под уполномоченным банком согласно пункту 8 статьи 1 Закона № 173-ФЗ в данном контексте понимается:
2.3. Санкции, применяемые
к нарушителям валютного
Валютное законодательство РФ состоит из одного закона, а именно, закона РФ о валютном регулировании и валютном контроле. Нормативные акты Президента РФ, Правительства РФ и Центрального банка РФ к валютному законодательству не относятся, так как в соответствии с п.2 ст. 3 ГК РФ "гражданское законодательство состоит из Гражданского кодекса РФ и принятых в соответствии с ним иных федеральных законов". Ответственность, устанавливаемая этими подзаконными актами, нельзя называть ответственностью за нарушение валютного законодательства.
В соответствии с п.1 ст.14 закона о валютном регулировании "резиденты, включая уполномоченные банки, нарушившие положения статей 2-8 закона, несут ответственность в виде:
а) взыскания в доход государства всего полученного по недействительным в силу закона сделкам;
б) взыскания в доход государства необоснованно приобретённого не по сделке, а в результате незаконных действий"
В статьях 2-8 осуществляется валютное
регулирование порядка
Санкции, предусмотренные за нарушение
валютного законодательства, по своей
правовой природе являются карательными
и конфискационными. Так санкция
в виде "взыскания всего полученного
в доход государства по недействительным
в силу закона сделкам " является
аналогом ответственности, установленной
за недействительность сделок, совершённых
с целью, противной основам правопорядка
и нравственности, в виде взыскания
всего полученного по сделке в
доход Российской Федерации. Санкция
в виде "взыскания в доход
государства необоснованно
Для правоприменительной практики
в понимании юридической
В настоящее время ст.14 закона о
валютном регулировании не устанавливает
процедуру взыскания санкций
за валютные правонарушения. Кроме
того, частично ст.14 признана несоответствующей
Конституции РФ. Применение ответственности
за нарушение валютного
Глава 3. Кодекс РФ об административных правонарушениях
Статья 15.25. Нарушение валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования
1. Осуществление незаконных валютных операций, то есть осуществление валютных операций, запрещенных валютным законодательством Российской Федерации, или осуществление валютных операций с невыполнением установленных требований об использовании специального счета и требований о резервировании, а равно списание и (или) зачисление денежных средств, внутренних и внешних ценных бумаг со специального счета и на специальный счет с невыполнением установленного требования о резервировании, - влечет наложение административного штрафа на граждан, должностных лиц и юридических лиц в размере от трех четвертых до одного размера суммы незаконной валютной операции, суммы денежных средств или стоимости внутренних и внешних ценных бумаг, списанных и (или) зачисленных с невыполнением установленного требования о резервировании.
2. Нарушение установленного
порядка открытия счетов (вкладов)
в банках, расположенных за пределами
территории Российской
3. Невыполнение обязанности
по обязательной продаже части
валютной выручки, а равно
4. Невыполнение резидентом в установленный срок обязанности по получению на свои банковские счета в уполномоченных банках иностранной валюты или валюты Российской Федерации, причитающихся за переданные нерезидентам товары, выполненные для нерезидентов работы, оказанные нерезидентам услуги либо за переданные нерезидентам информацию или результаты интеллектуальной деятельности, в том числе исключительные права на них, - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц и юридических лиц в размере от трех четвертых до одного размера суммы денежных средств, не зачисленных на счета в уполномоченных банках.
5. Невыполнение резидентом в установленный срок обязанности по возврату в Российскую Федерацию денежных средств, уплаченных нерезидентам за не ввезенные на таможенную территорию Российской Федерации (не полученные на таможенной территории Российской Федерации) товары, невыполненные работы, неоказанные услуги либо за непереданные информацию или результаты интеллектуальной деятельности, в том числе исключительные права на них, - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц и юридических лиц в размере от трех четвертых до одного размера суммы денежных средств, не возвращенных в Российскую Федерацию. 6. Несоблюдение установленных порядка или сроков представления форм учета и отчетности по валютным операциям, нарушение установленного порядка использования специального счета и (или) резервирования, нарушение установленных единых правил оформления паспортов сделок либо нарушение установленных сроков хранения учетных и отчетных документов или паспортов сделок - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей; на юридических лиц - от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей. 7. Нарушение установленного порядка ввоза и пересылки в Российскую Федерацию и вывоза и пересылки из Российской Федерации валюты Российской Федерации и внутренних ценных бумаг в документарной форме, за исключением случаев, предусмотренных статьями 16.3 и 16.4 настоящего Кодекса, - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пятисот до одной тысячи рублей; на должностных лиц - от одной тысячи до двух тысяч рублей; на юридических лиц - от пяти тысяч до десяти тысяч рублей. Примечания:
Информация о работе Ответственность за нарушение валютного законодательства