Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Апреля 2013 в 13:52, контрольная работа
На сегодняшний день важной функцией прокуратуры является обеспечение верховенства закона, единства и укрепления законности, и в основе деятельности прокуратуры лежит защита прав и свобод человека и гражданина. Время внесло свои коррективы в направления, принципы и приоритеты деятельности органов прокуратуры, но одно осталось незыблемым: значимость закона.
Рассмотрим подробнее российский этап развития прокурорского надзора:
ФГАОУ ВПО «Северо-Восточный
Институт непрерывного профессионального образования
(дистанционное обучение)
Письменная работа по дисциплине
«Прокурорский надзор»
Вариант - 10
Какова периодизация российского этапа
развития прокурорского надзора?
1 сессия факультатива
Выполнил:
Константинова Жанна Валериановна
апрель, 2013 г.
Периодизация российского этапа
развития прокурорского надзора
На сегодняшний день важной функцией прокуратуры является обеспечение верховенства закона, единства и укрепления законности, и в основе деятельности прокуратуры лежит защита прав и свобод человека и гражданина. Время внесло свои коррективы в направления, принципы и приоритеты деятельности органов прокуратуры, но одно осталось незыблемым: значимость закона.
Рассмотрим подробнее
Предконституционный период. В связи с упразднением прокуратуры СССР Постановлением Президиума ВС РФ от 13 января 1992 г. на Генерального прокурора РФ было возложено руководство системой органов военной прокуратуры. При этом до принятия нового нормативного акта, регулирующего деятельность прокуратуры, осуществляющей надзор за исполнением законов в Вооруженных Силах РФ, считалось действующим на территории России Положение о военной прокуратуре, утвержденное Указом ПВС СССР от 4 августа 1981 г. По этому же основанию Постановлением Верховного Совета РФ от 17 января 1992 г. Генеральному прокурору РФ и его заместителям были предоставлены полномочия по продлению сроков содержания обвиняемых под стражей, предусмотренные ч. 2 ст. 97 УПК РСФСР (в редакции Указа ПВС РСФСР от 11 декабря 1989 г.).
Первым нормативным правовым актом российского этапа развития прокурорского надзора, специально предназначенным для регулирования организации и деятельности прокуратуры, стал Закон РФ «О прокуратуре Российской Федерации» от 17 января 1992 г.1 Данный Закон вводился в действие с момента его опубликования, т.е. с 18 февраля 1992 г. (первая публикация в источнике официального опубликования — «Российской газете»). В ст. 1 Закона
указывалось, что прокуратура Российской Федерации «осуществляет надзор за
исполнением действующих на территории Российской Федерации законов, принимает меры, направленные на устранение их нарушений и привлечение виновных к ответственности». К числу «направлений прокурорской деятельности» относились:
• надзор;
• участие прокуроров в расследовании уголовных дел судами;
• осуществление предварительного расследования.
Статьями 7—9 этого же Закона предусматривались иные направления деятельности прокуратуры: участие прокурора в заседаниях органов государственной власти и управления, участие в правотворческой
деятельности, рассмотрение и разрешение в прокуратуре заявлений и жалоб. В ст. 10 данного Закона определялась система органов прокуратуры.
В разделе III (главы 1—3) Закона определялись предмет надзора, полномочия прокурора по следующим трем видам прокурорского надзора: надзор за исполнением законов местными представительными органами, органами исполнительной власти, управления и контроля, юридическими лицами, общественными объединениями, должностными лицами, а также за тем, чтобы издаваемые ими правовые акты соответствовали законам; надзор за исполнением
законов органами, осуществляющими оперативно-разыскную деятельность, дознание и предварительное следствие; надзор за исполнением законов в местах содержания задержанных, предварительного заключения, при исполнении наказания и иных мер принудительного характера, назначаемых судом. Что же касается надзора за исполнением законов органами военного управления, воинскими частями и учреждениями, предусмотренного абз. 5 п. 1 ст. 2, то его предмет и соответствующие полномочия прокурора Законом не определялись.
В ст. 54 Закона было дано разъяснение терминов «прокурор» и «прокурорский работник». Их разъяснение фактически сводило на нет различия между указанными терминами, ибо все прокуроры, без исключений, имели классные чины.
5 марта 1992 г. был принят Закон РФ «О безопасности», в котором
закреплялось чрезвычайно важное положение — «соблюдение баланса жизненно важных интересов личности, общества и государства » (ст. 5). Законом РФ «Об оперативно-розыскной деятельности в Российской Федерации» от 13 марта 1992 г. был установлен исчерпывающий перечень органов, управомоченных осуществлять оперативно-разыскную деятельность (ст. 11). Принятие Декларации прав и свобод человека и гражданина повлекло внесение изменений и дополнений в Конституцию (Основной Закон) РСФСР 1978 г. В частности, была изменена редакция главы 5 «Права и свободы человека и гражданина». В ст. 1
Конституции РСФСР государство «Российская Федерация - Россия» объявлялось суверенным федеративным государством. В ст. 3 определялась система государственной власти, в основе которой находилось разделение «законодательной, исполнительной и судебной властей». В соответствии со ст. 72 Конституции РСФСР к ведению федеральных органов государственной власти России было отнесено: судоустройство, прокуратура, уголовное, уголовно-процессуальное и уголовно-исполнительное законодательство. Законом РФ от 23 мая 1992 г. в УПК РСФСР вносились изменения и дополнения. В частности,
предусматривалось временное введение правового института судебной проверки
законности и обоснованности применяемых на досудебных стадиях уголовного процесса мер уголовно-процессуального принуждения. С введением в действие этого правового института актуализировалась научная дискуссия о соотношении судебной и прокурорской властей. Содержание же судебной власти впервые было определено Законом РФ «О статусе судей в Российской Федерации» от 26 июня
1992 г. Законом РФ от 2 июля 1992 г., внесшим изменения в Закон РФ «Об оперативно-розыскной деятельности в Российской Федерации », был дополнен перечень органов, управомоченных осуществлять оперативно-разыскную деятельность (ст. 11). Законом РФ от 9 декабря 1992 г., внесшим изменения и дополнения в Конституцию (Основной Закон) Российской Федерации (России), при определении характера одного из направлений деятельности прокуратуры — надзора — исключался термин «высший» (ст. 176). Таким образом, был адекватно определен статус прокуратуры в системе государственных органов Российской Федерации, провозгласившей курс на построение правового государства. Постановлением Верховного Совета РФ от 18 февраля 1993 г. Генеральному прокурору РФ были предоставлены полномочия «по решению вопросов о передаче граждан Российской Федерации, осужденных судами других государств, для отбывания наказания на территории Российской Федерации и о передаче граждан иностранных государств, осужденных судами Российской Федерации, для отбывания наказания на территории этих государств» до ратификации Верховным Советом РФ международных соглашений о передаче осужденных (п. 1).
В связи с обострением «
Законом РФ от 21 июля 1993 г. был определен перечень учреждений и органов, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, составляющих единую уголовно-исполнительную систему (ст. 5). На этом можно завершить обзор законодательства первого периода российского этапа развития прокурорского надзора, условно поименованного нами «предконституционным периодом». Он начался 2 января 1991 г. и завершился 21 сентября 1993 г.1, когда был принят указ Президента РФ «О поэтапной конституционной ре форме в Российской Федерации» № 1400. В этот период продолжала действовать Конституция РСФСР 1978 г., в которую вносились изменения и дополнения. Прокуратура, являясь самостоятельным государственным органом, осуществляла направления деятельности.Важнейшее место среди них отводилось надзору. До 9 декабря 1992 г. надзор прокуратуры определялся как «высший».
Конституционный период. С момента принятия Указа Президента РФ от 21 сентября 1993 г. начался второй период российского этапа развития прокурорского надзора (продолжающийся доныне), условно названный нами «конституционным периодом».
В соответствии с данным нормативным правовым актом Генеральный
прокурор РФ назначался Президентом РФ и был ему подотчетен (п. 13). Осуществление Съездом народных депутатов и Верховным Советом РФ законодательной, распорядительной и контрольной функций «прерывалось». Временно, до принятия Конституции РФ 1993 г. и ФКЗ РФ «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации » от 9 июня 1995 г., вводилось в действие Положение о федеральных органах власти на переходный период, что предусматривалось указом Президента РФ «О поэтапной конституционной реформе в Российской Федерации» № 1400 от 21 сентября 1993 г. В связи с «мятежом» в г. Москве 3 октября 1993 г. в соответствии с Указом Президента РФ от 7 октября 1993 г. на Генерального прокурора РФ была возложена обязанность обеспечить «при расследовании быстрое и полное раскрытие преступлений, изобличение виновных, правильное применение законов, чтобы каждый организатор, руководитель и активный участник мятежа понес справедливое наказание и ни один невиновный не подвергся уголовному преследованию».
12 декабря 1993 г. была принята
Конституция Российской
В целях успешного проведения судебной реформы Указом Президента
РФ от 22 ноября 1994 г. был образован Совет по судебной реформе при Президенте Российской Федерации. В работе Совета предусматривалось участие Генеральной прокуратуры РФ. Федеральным законом РФ от 20 апреля 1995 г. в отношении прокуроров, следователей предусматривалась система мер государственной защиты (ст. 2). Указом Президента РФ от 6 июля 1995 г. была признана необходимой разработка «концепции правовой реформы в Российской
Федерации», важным элементом которой должно стать «формирование правовой базы и институциональная реформа правоохранительной системы для усиления борьбы с преступностью». Федеральным законом «Об оперативно-розыскной деятельности» от 12 августа 1995 г. устанавливался исчерпывающий перечень органов, осуществляющих оперативно-разыскную деятельность (ст. 13).
В связи с принятием Конституции РФ, Федеральным законом от 18 октября 1995 г. была изменена редакция Закона РФ «О прокуратуре Российской Федерации» от 17 января 1992 г. В соответствии со ст. 1 прокуратура Российской Федерации представляла «единую федеральную централизованную систему органов, осуществляющих от имени Российской Федерации надзор за исполнением действующих на ее территории законов». Было отмечено, что (помимо надзора) прокуратура Российской Федерации выполняет и иные функции. Законом впервые устанавливался «надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина федеральными министерствами и ведомствами, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления,
органами контроля, их должностными лицами, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций» (абз. 3 п. 2 ст. 1; глава 2, ст. 26—28). В разделе IV этого Закона регулировались организация и деятельность военной прокуратуры. В ст. 54 разъяснялись использованные в Законе наименования «прокурор» и «прокурорские работники».
С 24 февраля 1996 г., после вступления в силу Федерального закона «О присоединении Российской Федерации к Уставу Совета Европы» от 21 февраля 1996 г., Российская Федерация вошла в Совет Европы.
Указом Президента РФ от 16 мая 1996 г. Генеральному прокурору РФ рекомендовалось «усилить надзор за исполнением законов об условиях содержания лиц, осужденных к смертной казни, и лиц, которым смертная казнь заменена пожизненным лишением свободы ». 24 мая 1996 г. был принят Уголовный кодекс Российской Федерации.
Частью 2 ст. 294 УК РФ устанавливалась уголовная ответственность за вмешательство «в какой бы то ни было форме в деятельность прокурора, следователя или лица, производящего дознание, в целях воспрепятствования всестороннему, полному и объективному расследованию дела». Также в уголовном порядке преследовалось посягательство на жизнь прокурора, следователя, «совершенное в целях воспрепятствования законной деятельности указанных лиц либо из мести за такую деятельность» (ст. 295 УК РФ). Предусматривалась уголовная ответственность и за клевету в отношении прокурора, следователя (ч. 2—3 ст. 298 УК РФ).
Информация о работе Периодизация российского этапа развития прокурорского надзора