Периодизация российского этапа развития прокурорского надзора

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Апреля 2013 в 13:52, контрольная работа

Описание работы

На сегодняшний день важной функцией прокуратуры является обеспечение верховенства закона, единства и укрепления законности, и в основе деятельности прокуратуры лежит защита прав и свобод человека и гражданина. Время внесло свои коррективы в направления, принципы и приоритеты деятельности органов прокуратуры, но одно осталось незыблемым: значимость закона.
Рассмотрим подробнее российский этап развития прокурорского надзора:

Файлы: 1 файл

прокурорский надзор письменная работа.docx

— 34.23 Кб (Скачать файл)

1 января 1997 г. был введен в действие Федеральный конституционный закон «О судебной системе Российской Федерации», в ст. 1 которого закреплялось положение об осуществлении судебной власти исключительно судами. Законом не допускалось осуществление правосудия другими органами и лицами, в том числе прокуратурой и ее должностными лицами.

Указом Президента РФ № 659 от 30 июня 1997 г. было утверждено Положение о классных чинах прокурорских работников Российской Федерации. Указом Президента РФ № 1115 от 14 октября 1997 г.2 Совет по судебной реформе при Президенте Российской Федерации был переименован в Совет при Президенте Российской Федерации по вопросам совершенствования правосудия.

В Концепции национальной безопасности Российской Федерации, утвержденной Указом Президента РФ № 1300 от 17 декабря 1997 г.3, определялось, что борьба с организованной преступностью, коррупцией,

терроризмом и бандитизмом  должна ориентироваться «на предупреждение и пресечение противоправных действий, неотвратимость ответственности за любое преступление и на защиту права каждого человека на личную безопасность». Существенные изменения были внесены Федеральным законом от 23 декабря 1998 г. в Федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации». В частности, был дополнен перечень видов прокурорского надзора - «надзор за исполнением законов судебными приставами».

В Генеральной прокуратуре РФ предусматривалось  образование на правах структурного подразделения Главной военной прокуратуры, возглавляемой заместителем Генерального прокурора РФ -Главным военным прокурором. В отредактированной ст. 54 к прокурорским работникам были отнесены и следователи прокуратуры.

Федеральным законом от 24 июня 1999 г. вносились изменения и дополнения в ст. 12 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации», в которой предусматривался порядок приведения к присяге Генерального прокурора РФ.

Дальнейшее реформирование законодательства о прокуратуре увязывается с указом Президента РФ «О полномочном представителе Президента Российской Федерации в федеральном округе» № 849 от 13 мая 2000 г. (с последующими изменениями и дополнениями). Этим Указом Президента РФ, введенным в действие со дня его подписания, т.е. с 13 мая 2000 г., территория Российской Федерации была подразделена на семь федеральных округов.

Соответственно приказом Генерального прокурора РФ «Об образовании

управлений Генеральной  прокуратуры Российской Федерации в федеральных округах» № 98 от 5 июня 2000 г.3 были образованы «в Центральном, Северо-Западном, Приволжском, Уральском, Сибирском и Дальневосточном федеральных округах управления Генеральной прокуратуры». Функции управления Генеральной прокуратуры в Северо-Кавказском округе возлагаются «на Главное управление по надзору за исполнением законов о федеральной безопасности и межнациональных отношениях на Северном Кавказе». Управления Генеральной прокуратуры в федеральных округах осуществляют:

• координацию деятельности всех правоохранительных органов,

находящихся в пределах федерального округа, по борьбе с преступностью;

• надзор за исполнением  законов федеральными органами, находящимися

в пределах федерального округа, органами контроля, их должностными лицами;

• надзор за соблюдением  прав и свобод человека и гражданина федеральными органами, органами контроля, их должностными лицами;

• надзор за исполнением  законов федеральными органами в округах, осуществляющими предварительное следствие, дознание и оперативно-разыскную деятельность, а также региональными управлениями по борьбе с организованной преступностью, региональными отделами Следственного комитета при МВД РФ;

• расследование уголовных  дел о наиболее опасных и общественно значимых преступлениях.

При выполнении возложенных функций  «управления Генеральной

прокуратуры не подменяют прокуратуры субъектов Российской Федерации, а взаимодействуют с ними и вправе вмешиваться в их деятельность  только тогда, когда для устранения нарушений законности полномочий прокурора субъекта Федерации недостаточно либо имеются иные причины и обстоятельства». Таким образом, управление Генеральной прокуратуры РФ в федеральном округе является новым звеном прокуратуры.

Использование в качестве правового  обоснования в данном подзаконном нормативном правовом акте ст. 17 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» представляется неправомерным. В указанной статье Закона, в п. 2, речь идет о правомочии высшего должностного лица прокуратуры России устанавливать «структуру Генеральной прокуратуры Российской Федерации» (как одного из звеньев прокуратуры), а не изменять звенность этого правоохранительного органа. В данном случае более предпочтительным с точки зрения законодательной техники было бы принятие соответствующего указа Президента РФ, как это было сделано при изменении звенности системы органов Министерства внутренних дел РФ.

Конец 2001 г. и весь 2002 г. ознаменовались обновлением кодифицированного законодательства. Так, законотворческим органом —

Государственной Думой Федерального Собрания РФ 1 ноября 2001 г. была принята часть третья Гражданского кодекса Российской Федерации, 22 ноября 2001 г. был принят Уголовно - процессуальный кодекс Российской Федерации, 20 декабря 2001 г. - Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях, 14 июня 2002 г. - Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации, 23 октября 2002 г. – Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации.

В трех из четырех перечисленных  кодексов законодатель отказался от такого акта прокурорского надзора, как протест. Теперь прокурор, принимая участие в уголовном судопроизводстве, вправе принести представление (п. 27 ст. 5, ст. 37, 355, 375, ч. 2 ст. 402 УПК РФ). В арбитражном судопроизводстве прокурор также вправе принести представление (ст. 4, 52, 295 АПК РФ). И наконец, в гражданском судопроизводстве прокурор вправе принести представление (ч. 2 ст. 320, ст. 336—337, ч. 3 ст. 376, ст. 377 ГПК РФ). Лишь в административном судопроизводстве законодатель сохранил прежнюю форму прокурорского реагирования — протест (ст. 25.11, 30.10 КоАП РФ).

Законодательные новеллы в трех из пяти имеющихся в Российской Федерации видов судопроизводств следует рассматривать как дополнительный аргумент в пользу суждения об отсутствии надзора прокуратуры за деятельностью судов. Что же касается указанных положений КоАП РФ, то их следует также привести в соответствие с Федеральным законом «О прокуратуре Российской Федерации»,что уже сделано в УПК РФ, АПК Рф и ГПК РФ.

Важное значение в реформировании прокуратуры имеет Федеральный

закон «О внесении изменений  в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации и Федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации» от 11 мая 2007 г.2 Этот Закон видоизменяет не только организацию прокуратуры, но и ее деятельность. Речь идет о формировании при прокуратуре Российской Федерации самостоятельной системы органов - «система Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации».

Вновь созданный государственный  орган предназначен для осуществления уголовного преследования. Однако это не означает, что указанную функцию более не осуществляет прокуратура. Вместе с тем нельзя не обратить внимание на позитивную тенденцию формирования в Российской Федерации единого государственного органа для осуществления исключительно уголовного преследования. Поэтому создание нового государственного органа в системе прокуратуры следует рассматривать как первый шаг в лишении прокуратуры полномочий по осуществлению функции уголовного преследования.

Положения Федерального закона от 11 мая 2007 г. получили развитие в иных нормативных правовых актах: Федеральный закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона “О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации и Федеральный закон “О прокуратуре Российской Федерации”» от 6 июля 2007 г.2; указ Президента РФ «Вопросы Следственного

комитета при прокуратуре  Российской Федерации» № 1004 от 1 августа 2007 г.3; указ Президента РФ «О внесении изменений в некоторые акты Президента Российской Федерации» № 1006 от 1 августа 2007 г.

Указом Президента РФ № 537 от 12 мая 2009 г.5 была утверждена «Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года», в которой дано разъяснение нескольких «основных понятий». В частности, определено понятие «силы обеспечения национальной безопасности», несомненно подразумевающее и прокуратуру Российской Федерации.

В соответствии с указом Президента РФ «Вопросы Следственного комитета Российской Федерации» № 1182 от 27 сентября 2010 г.6 «на базе Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации» создан «Следственный комитет Российской Федерации».

15 декабря 2010 г. принят Федеральный  закон «О безопасности», в котором не сохранена преемственность с утратившим юридическую силу Законом РФ «О безопасности» от 5 марта 1992 г. Речь идет о положении ст. 5 Закона РФ от 5 марта 1992 г. («соблюдение баланса жизненно важных интересов личности, общества и государства»), которое отсутствует в Федеральном законе РФ от 15 декабря 2010 г.

22 декабря 2010 г. принят Федеральный  закон «О Следственном комитете Российской Федерации» (введен в действие с 15 января 2011 г.). Следственный комитет РФ более не входит в состав прокуратуры РФ, которая лишь осуществляет надзор за исполнением им законов.

Принятие Федерального закона «О Следственном комитете Российской Федерации» от 22 декабря 2010 г. повлекло принятие нормативного правового акта с равной юридической силой — Федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием деятельности органов предварительного следствия» от 24 декабря 2010 г.3 В частности, внесены изменения в Федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации».

22 декабря 2010 г. был прият Федеральный  закон «О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положения законодательных актов) Российской Федерации».

Во исполнение Федерального закона «О Следственном комитете Российской Федерации» от 22 декабря 2010 г. Президентом РФ 14 января 2011 г. был принят указ «Вопросы деятельности Следственного комитета Российской Федерации» (№ 38)5.

Процесс совершенствования законодательства о прокуратуре продолжается, и пока нет основания для ограничения второго периода российского этапа развития прокурорского надзора какой- либо конкретной датой.

 Прокуратура должна развиваться именно как надзорный правозащитный орган, и роль правозащитной функции прокуратуры будет возрастать по мере построения правового государства.

Российская прокуратура  продолжает оставаться единой федеральной централизованной системой государственных органов, осуществляющих надзор за исполнением законов. Она способствует укреплению всех ветвей власти.

 Таким образом, современная российская прокуратура имеет огромный исторический опыт эффективной работы по надзору за исполнением законов и поддержанию обвинения в судах в отличие от прокуратур некоторых зарубежных стран. Эффективность деятельности российской прокуратуры не вызывает сомнения. Деятельность прокуратуры будет всегда высоковостребована российским обществом, а ее основным назначением должен остаться надзор за исполнением законов и соблюдением прав и свобод человека и гражданина.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы:

 

Галузо В.Н. Судебный контроль за законностью и обоснованностью содержания

под стражей подозреваемых  и обвиняемых на стадии предварительного

расследования: Дис. ... канд. юрид. наук. М.: МВШМ МВД РФ, 1995. С. 148.

 

Правоохранительные органы: Учебник для студентов вузов. 5-е изд., перераб. и доп. / Под ред. О.А. Галустьяна, А.В. Ендольцевой, А.П. Кизлыка. М.: ЮНИТИ-ДАНА: Закон и право, 2008. С. 154.

 

Прокурорский надзор: Учебник для вузов / Под ред. Г.П. Химичевой.

М.: ЮНИТИ-ДАНА: Закон и  право, 2001. С. 67.


Информация о работе Периодизация российского этапа развития прокурорского надзора