Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2012 в 09:42, контрольная работа
Каждое государство характеризуется определенными чертами, в которых выражается его специфика. Оно может быть демократическим или тоталитарным, республикой или монархией и т.д. Совокупность таких черт позволяет говорить об определенной форме, определенном способе организации государства, или о государственном строе. Этот строй, закрепленный конституцией государства, становится его конституционным строем.
Задание: Политические основы конституционного строя в России.
Каждое государство характеризуется определенными чертами, в которых выражается его специфика. Оно может быть демократическим или тоталитарным, республикой или монархией и т.д. Совокупность таких черт позволяет говорить об определенной форме, определенном способе организации государства, или о государственном строе. Этот строй, закрепленный конституцией государства, становится его конституционным строем.
Конституционный строй - это определенная форма, определенный способ организации государства, закрепленный в его конституции, обеспечивающий подчинение его праву и характеризующий его как конституционное государство. Под конституционным строем можно понимать сложившийся в государстве порядок взаимоотношений между гражданами, органами власти, государственными и общественными организациями, при котором их права и обязанности закреплены в конституции государства и непременно соблюдаются.
Политические основы – это когда государство закрепляет государственный суверенитет и суверенитет народа и нации в законодательных актах, в том числе в основном законе государства - Конституции. Политические основы конституционного строя включают в себя понятия об организации государственной власти в стране.
В Конституции Российской Федерации ст. 1 провозглашает, что Российская Федерация – Россия есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления. Наименования Российская Федерация и Россия равнозначны.
Демократическое государство.
Демократия в дословном переводе с греческого языка, как известно, означает народовластие. Важнейшим признаком демократического государства является обеспечение в нем прав и свобод человека и гражданина. Только в условиях демократического государства это обеспечение может быть реальным. Никакие другие признаки и черты не способны придать государству демократический характер, если не обеспечиваются реальные права и свободы. Этот признак нашел свое закрепление в ст. 2 Конституции Российской федерации, которая устанавливает, что «человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства».
Демократический характер Российского государства проявляется в том числе, и в ст. 3 Конституции Российской Федерации, «носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ».
Таким образом, демократизм Российской Федерации находит выражение, прежде всего:
1. Каждая из двух категорий – «народ» и «власть» - составляющих понятие «народовластие» требует специального рассмотрения. Народ – единственный законный и правомерный носитель власти в государстве, осуществляющий её независимо и самостоятельно. Власть народа в любом государстве не может осуществляться вне организационных форм, посредством которых народ реализует свой суверенитет. Народ управляет государством, свободно выражает свою волю и придает ей общеобязательный характер путем закрепления в законодательных актах. С юридической точки зрения народ это граждане и определяется как принадлежность данной, ассоциированной в рамках единого государства совокупности людей к соответствующему государству.
Власть есть
возможность распоряжаться или
управлять кем-либо и
чем-либо, подчинять своей воле других.
Власть – явление социальное. Она возникает
с появлением общества и существует в
любом обществе, поскольку всякое общество
требует управления, обеспечиваемого
различными средствами, включая принуждение.
С возникновением
государства возникает и
Народовластие осуществляется не только через государственную власть, но и через органы местного самоуправления. Согласно ст. 12 Конституции Российской Федерации органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти. В зависимости от формы волеизъявления народа различаются представительная и непосредственная демократия.
Представительная демократия есть осуществление народом власти через выборных полномочных представителей, которые принимают решения, выражающие волю народа.
Непосредственная демократия – форма непосредственного волеизъявления народа, высшим выражением которого является референдум и свободные выборы. В соответствии Федеральным Конституционным законом от 28 июня 2004г. №5-ФКЗ «О референдуме Российской Федерации» (в редакции от 24 апреля 2008 года) референдум – это всенародное голосование граждан России по вопросам государственного значения. Проводится на основе всеобщего равного прямого и свободного волеизъявления граждан Российской Федерации при тайном голосовании.
Также к
формам непосредственного
2. Одним из
основополагающих принципов
организации государства, важнейшей предпосылкой
верховенства права и обеспечения свободного
развития человека является принцип разделения
властей. В Российской Федерации принцип
разделения властей впервые был провозглашен
в Декларации о государственном суверенитете
РСФСР (июнь 1990 г.), в которой разделение
власти на законодательную, исполнительную
и судебную объявлялось «важнейшим принципом
функционирования РСФСР как правового
государства». Впоследствии данный принцип
был внесен в Конституцию Российской Федерации
в качестве одной из незыблемых основ
конституционного строя России.
В настоящее время Государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны, и они не вправе выходить за пределы полномочий, установленных для них Конституцией Российской Федерации и законом.
Государственную власть в Российской Федерации согласно п. 1 ст. 11 Конституции Российской Федерации осуществляют Президент, Федеральное Собрание (Совет Федерации и Государственная Дума), Правительство, суды.
Разделение властей – необходимое условие в формировании правового государства, реализации идей верховенства закона и, самое главное, расширения и обеспечения прав и свобод человека и гражданина.
Разделение единой государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную предполагает установление такой системы правовых гарантий, сдержек и противовесов, которая исключает возможность концентрации власти у одной из них, обеспечивает самостоятельное функционирование всех ветвей власти и их взаимодействие. Органы законодательной и исполнительной власти в пределах своей компетенции действуют независимо друг от друга, каждая власть формируется как самостоятельная, а полномочия одной власти по прекращению деятельности другой допустимы только при условии сбалансированности таких полномочий, обеспечиваемой на основе законодательных решений.
Система органов
Российского государства
Конституционные положения, характеризующие основы разделения государственной власти субъектов Российской Федерации, конкретизированы Федеральным законом от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» в редакции от 02 мая 2012 года.
Для уяснения особенностей
разделения властей и его правового
регулирования на региональном уровне
важно учитывать, что вся система
организации государственной
Следует отметить, что одной из существенных особенностей разделения властей на региональном уровне в Российской Федерации является то, что для субъектов Российской Федерации определяющее значение имеет проблема разделения полномочий, взаимодействия, ответственности не между тремя, что характерно для классического варианта разделения властей по горизонтали, а между двумя ветвями власти – законодательной и исполнительной.
Причина такого
положения очевидна: основные звенья
системы судебной власти в Российской
Федерации относятся к
Таким образом, согласно Конституции разделение властей означает не только рассредоточение, распределение, демонополизацию власти, но и действительное, реальное взаимное ее уравновешивание, при котором ни одна из трех властей не может ущемить или подчинить себе другие и вынуждена действовать в условиях взаимопонимания, и это не застывшее состояние обособленных государственных структур, а работающий механизм, достигающий единства на основе сложного процесса согласования и специальных правовых процедур, предусмотренных на случай конфликтных состояний.
3. Принцип политического многообразия (плюрализма) означает возможность свободного сосуществования в обществе различных политических взглядов, школ, концепций, идеологий, политических партий и организаций. Соответственно одно из наиболее важных мест в основе политического плюрализма занимают политические партии, Партии являются важнейшим элементом политической системы любого демократического государства. Без них сегодня практически невозможно само осуществление государственной власти. Многопартийность является организационным воплощением идеологического многообразия.
Правовая основа деятельности политических партий в Российской Федерации установлена Федеральным законом от 11 июля 2001 г. № 95-ФЗ «О политических партиях» (в редакции от 2 апреля 2012 года), одной из важных целей которого необходимо считать укрепление существующих партий, ориентацию их на создание сильных и многочисленных региональных отделений.
Согласно п. 1 ст. 3 Закона «О политических партиях» политическая партия — это общественное объединение, созданное в целях участия граждан Российской Федерации в политической жизни общества посредством формирования и выражения их политической воли, участия в общественных и политических акциях, в выборах и референдумах, а также в целях представления интересов граждан в органах государственной власти и органах местного самоуправления.
Надежная конституционно-
Политический плюрализм базируется на многообразии форм экономической деятельности обеспечиваемое тем, что основу экономики Российской федерации составляет социальное рыночное хозяйство, в котором обеспечивается свобода экономической деятельности, предпринимательства и труда, разнообразие и равноправие форм собственности, их равная правовая защита, добросовестная конкуренция и общественная польза.
Политическая
партия как самостоятельная организационно-правовая
форма общественных объединений утверждена
Федеральным законом от
12 марта 2002 года №26-ФЗ О внесении изменений
и дополнений в Федеральный закон от 19
мая 1995 №82-ФЗ «Об общественных объединениях»,
до этого политическая партия считалась
разновидностью общественных организаций.
Выделение партий в особую организационно-правовую
форму можно объяснить тем, что им отводится
важная роль в политической и государственной
жизни. В создании и деятельности партии
и общественные организации во многом
похожи. Отличие партий от общественных
организаций можно видеть в следующем:
- в партии может быть лишь индивидуальное членство физических лиц, в то время как в общественных организациях возможно членство иных общественных объединений - юридических лиц;
- в партию входят лишь граждане Российской Федерации, уставы общественных организаций допускают членство иностранцев;
- партия является только федеральной организацией, в то время как общественные организации могут быть по территории деятельности федеральными, межрегиональными, региональными и местными (т.е. существовать в муниципальных образованиях);
- партия должна быть зарегистрирована Федеральной регистрационной службой, а существование общественных организаций Закон допускает без юридической регистрации.
Информация о работе Политические основы конституционного строя в России