Политические основы конституционного строя в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2012 в 09:42, контрольная работа

Описание работы

Каждое государство характеризуется определенными чертами, в которых выражается его специфика. Оно может быть демократическим или тоталитарным, республикой или монархией и т.д. Совокупность таких черт позволяет говорить об определенной форме, определенном способе организации государства, или о государственном строе. Этот строй, закрепленный конституцией государства, становится его конституционным строем.

Файлы: 1 файл

Контрольная по Конституционному праву1.doc

— 102.50 Кб (Скачать файл)

Таким образом, политический плюрализм способствует повышению  эффективности народовластия, вовлечению в политическую деятельность широких  слоев населения, легализует конституционную  политическую оппозицию, создает условия  для преодоления апатии народа и отчуждения его от власти. Политический плюрализм базируется на многообразии форм экономической деятельности, отсутствии общегосударственной обязательной идеологии, многопартийности и возможности быть беспартийным.

4. Демократизм в Российской Федерации означает наличие в ней местного самоуправления. Местное самоуправление связано с демократией, так как в основе демократии как формы государства и способа правления лежит идея политической свободы, в соответствии с которой принцип самоопределения и самоуправления распространяется не только на отдельного человека или на весь народ, но и на другие сообщества граждан.

 В ст. 12 Конституции  Российской Федерации говорится  – «В Российской Федерации  признается и гарантируется местное самоуправление».  В связи с этим Российской Федерацией была ратифицирована (в соответствии с федеральным законом Российской федерации от 11.апреля 1998 года № 55-ФЗ «О ратификации Европейской хартии местного самоуправления») конвенция Европейской хартии местного самоуправления принятая Европейскими государствами в 1985 году.

Статья 3 Хартии гласит, что под местным самоуправлением понимается право и реальная способность органов местного самоуправления регламентировать значительную часть публичных дел и управлять ею, действуя в рамках закона, под свою ответственность и в интересах местного населения. Это право осуществляется советами или собраниями, состоящими из членов, избранных путем свободного, тайного, равного, прямого и всеобщего голосования. Советы или собрания могут иметь подотчетные им исполнительные органы. Это положение не исключает обращения к собраниям граждан, референдуму или любой другой форме прямого участия граждан, если это допускается законом.

В современных  условиях в Российской Федерации под местным самоуправлением понимается право и способность населения разных территориальных единиц управлять в рамках закона под свою ответственность и в собственных интересах значительной частью общественных дел.

Принятый в Российской Федерации Федеральный закон от  16 сентября 2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (в редакции от 03 мая 2011 года) пунктом 2 ст. 1 определил местное самоуправление как форму осуществления народом своей власти, обеспечивающую в пределах, установленных российским законодательством, самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения, исходя из интересов населения с учетом исторических и иных местных традиций.

Как видно европейский  законодатель приоритет в способности  и ответственности за дела возлагает  на органы местного самоуправления, а российский законодатель – на население муниципального образования.

На сегодня  в умах российских законодателей пока не сложилось четкой и ясной картины местного самоуправления, что зачастую приводит к неразберихе, путанице в нормативном регулировании в муниципальных образованиях, принятии  противоречащих федеральному и региональному законодательству нормативных правовых актов органами местного самоуправления.

Итак, нормы, закрепленные в Конституции России и характеризующие  ее как демократическое государство, на практике сегодня реализуются  не в полной мере, а иногда и грубо  нарушаются. Это свидетельствует о том, что не созданы еще условия, в которых конституционные нормы, предусматривающие построение демократического государства могут быть в полной мере реализованы.

 

Правовое государство.

 

Сущность идеи правового государства — его  последовательный  
демократизм, утверждение суверенитета народа как источника власти,  
подчинение государства обществу. Правовым является такое государство, которое признает в качестве своих непременных особенностей и институтов разделение властей, независимость суда, законность управления, правовую защиту граждан от нарушения их прав государственной властью и возмещение ущерба, нанесенного им публичным учреждением. Главное в идее правового государства — связанность государства правом, гарантирующая предсказуемость и надежность действий государства, подчинение государства праву, защиту граждан от возможного произвола государства и его органов.

Другими словами  правовое государство характеризуется, прежде всего тем, что оно само ограничивает себя действующими в нем законами и нормами, которым обязаны подчиняться все без исключения государственные органы, должностные лица, общественные объединения и граждане (ст. 15 Конституции Российской Федерации). Его важнейшим принципом является верховенство права. Верховенство закона означает утверждение его господства, т. е. такого положения закона, когда выраженные в нем начала и устои общества оставались бы непоколебимыми, а все субъекты общественной жизни без всякого исключения подчинялись бы его нормам.

Определение российского государства как правового, большинство правоведов считает скорее направлением его развития, целью, к которой оно стремится, нежели уже достигнутым результатом. В связи с этим важной задачей становится обеспечение целостности законодательной системы, стабильности и динамизма ее развития. Оптимальное сочетание стабильности и динамизма законодательства на любом этапе общественного развития играет важную роль в реализации принципа законности, особенно в период реформирования общества. Для успешного проведения реформ требуется, с одной стороны, быстрое развитие законодательства, чтобы оно не только отвечало требованиям совершенствования экономики, политических и социальных основ общества, но и опережало сложившееся реальное состояние общественных отношений, создавало условия для более успешного решения задач, которые могут возникнуть в будущем. С другой стороны, необходимо закрепление достигнутого, его сохранение и упрочение. Перекос в ту или другую сторону может оказаться, в равной мере, вреден. Найти оптимальный баланс в этих условиях - искусство законодателя, в настоящее время такого баланса в Российской Федерации достигнуть не удается.

Таким образом, на современном этапе в России идет становление правового государства. Основные принципы заложены в Конституции Российской Федерации и находят свое отражение в текущем законодательстве. К сожалению, законотворческий процесс сегодня не идеален и приводит к ошибкам. В Российской федерации отсутствует эффективная защита человека от произвола государства. До сих пор многие из государственных и муниципальных органов не могут привыкнуть к тому, что не только граждане, но и власть ограничены правом. Поэтому построение в России правового государства потребует больших усилий и времени.

 

Федеративное  государство.

Территория  каждого государства делится  на части, которые определяют его  внутреннюю структуру, территориальное  устройство. В рамках территориального устройства государства складываются система территориальных единиц, на которые делится государство, система государственных связей между государством в целом и его территориальными единицами, характер которых зависит от правового статуса как государства в целом, так и каждой из его территориальных единиц.

Такое устройство территории государства принято  называть государственным устройством. Можно сказать, что государственное устройство — это территориальная организация государства, характеризующаяся определенной формой правовых отношений между государством в целом и его частями, связанной с их правовым статусом.

Федерация —  это объединение двух или нескольких государств в одно новое государство. Таким образом, федеративное государство представляет собой сложное государство, в состав которого входят другие государства.

Государственное устройство России основывается на принципе федерализма. Это означает, что государство состоит из нескольких равноправных субъектов, некоторые из которых республики, называются в Конституции Российской Федерации государствами. Однако субъекты Федерации, в том числе и республики, не являются независимыми государствами – в таком случае их союз был бы не федерацией, а конфедерацией, а сами они считались бы субъектами международного права.

Образование Российской Федерации несколько отличается от ныне существующих в мире федераций. Она носит не договорно-конституционный или договорный характер, а конституционно правовой характер. В ст.  5 Конституции Российской Федерации указано, что федеративное устройство Российской Федерации основано на ее государственной целостности, единстве системы государственной власти разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и государственной власти субъектов Российской Федерации, равноправии и самоопределении народов в Российской Федерации, а также провозглашается равноправие субъектов Российской Федерации во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти. Это есть принципы федерализма Российской Федерации.

Таким образом, Конституция Российской Федерации  утверждает суверенитет России, а не суверенитет республик, входящих в ее состав, так как в федерации суверенитет выступает, прежде всего как единство государства, единство власти.

Одна из важнейших  особенностей федерализма России - это территориальный и национально-территориальный принцип построения федерации, так как это, прежде всего государственная организация национальных отношений. Российский федерализм означает свободное развитие наций и народностей, проживающих на территории России, а также развитие национальных языков.

В настоящее  время Российская Федерация имеет  в своем составе три вида субъектов - государства в составе Российской Федерации, преобразованные, как правило, из бывших автономных республик, государственно-территориальные  образования - края, области и города федерального значения, бывшие прежде наиболее крупными административно-территориальными единицами Российской Федерации, и национально-государственные образования - автономная область и автономные округа. Таким образом, в составе субъектов Российской Федерации и сейчас сохраняются традиционные автономные образования. При этом автономия осуществляется только в административной форме.

В соответствии с принципом федерализма основы правового статуса республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов устанавливаются и гарантируются Конституцией Российской Федерации. Конституции республик, уставы краев, областей, городов федерального значения, автономной области и автономных округов не могут противоречить Конституции Российской Федерации. Полномочия Российской Федерации, не отнесенные ее Конституцией к ведению Федерации либо к совместному ведению Федерации и республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов, осуществляются республиками, краями, областями, городами федерального значения, автономной областью, автономными округами самостоятельно в соответствии с Конституцией Российской Федерации.

Так же все субъекты, находящиеся в составе Российской Федерации, равноправны. Равноправие субъектов Российской Федерации во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти означает, что все субъекты Федерации обладают одинаковыми правами в своих взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти, что в составе Федерации не может быть субъектов, имеющих в данных взаимоотношениях какие-либо преимущества по сравнению с другими составляющими ее субъектами.

  Республиканская форма правления.

Главным признаком  республиканской формы правления  является выборность и сменяемость главы государства. Этим республиканская форма правления отличается от монархии, которой присуще наследование статуса главы государства.

Различают два основных вида республики – президентскую и парламентскую. В некоторых современных странах существуют формы правления обоих видов республик. К числу этих стран относится и Россия. В первую очередь это обусловлено наличием сильной президентской власти. Президент в Российской Федерации обладает достаточно широким кругом полномочий и собственными прерогативами, позволяющими ему действовать независимо от Правительства. Президент избирается всеобщим голосованием (в этом отличие от парламентской формы). При этом в РФ наряду с Президентом действуют Председатель правительства и министры, образующие Правительство, ответственное перед Парламентом (в этом заключается отличие от президентской республики).

Институт президентства  является для России одним из принципиально  новых. Россия столь долго жила в  условиях абсолютной власти, что в  политическом сознании народа доминирующее значение стало иметь не то обстоятельство, как управляется страна, а то, кем она управляется. Думается, что для нашей страны, по крайней мере на ближайшую перспективу, до завершения переходного периода необходимым и безальтернативным вариантом является сильный институт президентства в рамках полупрезидентской (смешанной) как её иногда называют в юридической литературе форму правления.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список используемой литературы:

  1. Конституция Российской Федерации;
  2. Федеральный Конституционный закон от 28 июня 2004г. №5-ФКЗ «О референдуме Российской Федерации»;
  3. Федеральный законом от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации»;
  4. Федеральный закон от 11 июля 2001 г. № 95-ФЗ «О политических партиях»;
  5. Федеральный закон от 19 мая 1995 №82-ФЗ «Об общественных объединениях»;
  6. Федеральный закон от  16 сентября 2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»;
  7. Е.И. Козлова, О.Е. Кутафин «Конституционное право России» М.: Норма, 2007;
  8. М.В. Баглай «Конституционное право Российской Федерации : учебник для вузов» М. : Норма, 2007.

Информация о работе Политические основы конституционного строя в России