Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2012 в 09:42, контрольная работа
Каждое государство характеризуется определенными чертами, в которых выражается его специфика. Оно может быть демократическим или тоталитарным, республикой или монархией и т.д. Совокупность таких черт позволяет говорить об определенной форме, определенном способе организации государства, или о государственном строе. Этот строй, закрепленный конституцией государства, становится его конституционным строем.
Таким образом, политический плюрализм способствует повышению эффективности народовластия, вовлечению в политическую деятельность широких слоев населения, легализует конституционную политическую оппозицию, создает условия для преодоления апатии народа и отчуждения его от власти. Политический плюрализм базируется на многообразии форм экономической деятельности, отсутствии общегосударственной обязательной идеологии, многопартийности и возможности быть беспартийным.
4. Демократизм в Российской Федерации означает наличие в ней местного самоуправления. Местное самоуправление связано с демократией, так как в основе демократии как формы государства и способа правления лежит идея политической свободы, в соответствии с которой принцип самоопределения и самоуправления распространяется не только на отдельного человека или на весь народ, но и на другие сообщества граждан.
В ст. 12 Конституции
Российской Федерации
Статья 3 Хартии
гласит, что под местным
В современных условиях в Российской Федерации под местным самоуправлением понимается право и способность населения разных территориальных единиц управлять в рамках закона под свою ответственность и в собственных интересах значительной частью общественных дел.
Принятый в Российской Федерации Федеральный закон от 16 сентября 2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (в редакции от 03 мая 2011 года) пунктом 2 ст. 1 определил местное самоуправление как форму осуществления народом своей власти, обеспечивающую в пределах, установленных российским законодательством, самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения, исходя из интересов населения с учетом исторических и иных местных традиций.
Как видно европейский законодатель приоритет в способности и ответственности за дела возлагает на органы местного самоуправления, а российский законодатель – на население муниципального образования.
На сегодня в умах российских законодателей пока не сложилось четкой и ясной картины местного самоуправления, что зачастую приводит к неразберихе, путанице в нормативном регулировании в муниципальных образованиях, принятии противоречащих федеральному и региональному законодательству нормативных правовых актов органами местного самоуправления.
Итак, нормы, закрепленные
в Конституции России и характеризующие
ее как демократическое
Правовое государство.
Сущность идеи
правового государства — его
последовательный
демократизм, утверждение суверенитета
народа как источника власти,
подчинение государства обществу. Правовым
является такое государство, которое признает
в качестве своих непременных особенностей
и институтов разделение властей, независимость
суда, законность управления, правовую
защиту граждан от нарушения их прав государственной
властью и возмещение ущерба, нанесенного
им публичным учреждением. Главное в идее
правового государства — связанность
государства правом, гарантирующая предсказуемость
и надежность действий государства, подчинение
государства праву, защиту граждан от
возможного произвола государства и его
органов.
Другими словами правовое государство характеризуется, прежде всего тем, что оно само ограничивает себя действующими в нем законами и нормами, которым обязаны подчиняться все без исключения государственные органы, должностные лица, общественные объединения и граждане (ст. 15 Конституции Российской Федерации). Его важнейшим принципом является верховенство права. Верховенство закона означает утверждение его господства, т. е. такого положения закона, когда выраженные в нем начала и устои общества оставались бы непоколебимыми, а все субъекты общественной жизни без всякого исключения подчинялись бы его нормам.
Определение российского государства как правового, большинство правоведов считает скорее направлением его развития, целью, к которой оно стремится, нежели уже достигнутым результатом. В связи с этим важной задачей становится обеспечение целостности законодательной системы, стабильности и динамизма ее развития. Оптимальное сочетание стабильности и динамизма законодательства на любом этапе общественного развития играет важную роль в реализации принципа законности, особенно в период реформирования общества. Для успешного проведения реформ требуется, с одной стороны, быстрое развитие законодательства, чтобы оно не только отвечало требованиям совершенствования экономики, политических и социальных основ общества, но и опережало сложившееся реальное состояние общественных отношений, создавало условия для более успешного решения задач, которые могут возникнуть в будущем. С другой стороны, необходимо закрепление достигнутого, его сохранение и упрочение. Перекос в ту или другую сторону может оказаться, в равной мере, вреден. Найти оптимальный баланс в этих условиях - искусство законодателя, в настоящее время такого баланса в Российской Федерации достигнуть не удается.
Таким образом,
на современном этапе в России
идет становление правового
Федеративное государство.
Территория каждого государства делится на части, которые определяют его внутреннюю структуру, территориальное устройство. В рамках территориального устройства государства складываются система территориальных единиц, на которые делится государство, система государственных связей между государством в целом и его территориальными единицами, характер которых зависит от правового статуса как государства в целом, так и каждой из его территориальных единиц.
Такое устройство территории государства принято называть государственным устройством. Можно сказать, что государственное устройство — это территориальная организация государства, характеризующаяся определенной формой правовых отношений между государством в целом и его частями, связанной с их правовым статусом.
Федерация — это объединение двух или нескольких государств в одно новое государство. Таким образом, федеративное государство представляет собой сложное государство, в состав которого входят другие государства.
Государственное устройство России основывается на принципе федерализма. Это означает, что государство состоит из нескольких равноправных субъектов, некоторые из которых республики, называются в Конституции Российской Федерации государствами. Однако субъекты Федерации, в том числе и республики, не являются независимыми государствами – в таком случае их союз был бы не федерацией, а конфедерацией, а сами они считались бы субъектами международного права.
Образование Российской Федерации несколько отличается от ныне существующих в мире федераций. Она носит не договорно-конституционный или договорный характер, а конституционно правовой характер. В ст. 5 Конституции Российской Федерации указано, что федеративное устройство Российской Федерации основано на ее государственной целостности, единстве системы государственной власти разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и государственной власти субъектов Российской Федерации, равноправии и самоопределении народов в Российской Федерации, а также провозглашается равноправие субъектов Российской Федерации во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти. Это есть принципы федерализма Российской Федерации.
Таким образом, Конституция Российской Федерации утверждает суверенитет России, а не суверенитет республик, входящих в ее состав, так как в федерации суверенитет выступает, прежде всего как единство государства, единство власти.
Одна из важнейших
особенностей федерализма России -
это территориальный и
В настоящее
время Российская Федерация имеет
в своем составе три вида субъектов
- государства в составе
В соответствии с принципом федерализма основы правового статуса республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов устанавливаются и гарантируются Конституцией Российской Федерации. Конституции республик, уставы краев, областей, городов федерального значения, автономной области и автономных округов не могут противоречить Конституции Российской Федерации. Полномочия Российской Федерации, не отнесенные ее Конституцией к ведению Федерации либо к совместному ведению Федерации и республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов, осуществляются республиками, краями, областями, городами федерального значения, автономной областью, автономными округами самостоятельно в соответствии с Конституцией Российской Федерации.
Так же все субъекты, находящиеся в составе Российской Федерации, равноправны. Равноправие субъектов Российской Федерации во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти означает, что все субъекты Федерации обладают одинаковыми правами в своих взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти, что в составе Федерации не может быть субъектов, имеющих в данных взаимоотношениях какие-либо преимущества по сравнению с другими составляющими ее субъектами.
Республиканская форма правления.
Главным признаком
республиканской формы
Различают два основных вида республики – президентскую и парламентскую. В некоторых современных странах существуют формы правления обоих видов республик. К числу этих стран относится и Россия. В первую очередь это обусловлено наличием сильной президентской власти. Президент в Российской Федерации обладает достаточно широким кругом полномочий и собственными прерогативами, позволяющими ему действовать независимо от Правительства. Президент избирается всеобщим голосованием (в этом отличие от парламентской формы). При этом в РФ наряду с Президентом действуют Председатель правительства и министры, образующие Правительство, ответственное перед Парламентом (в этом заключается отличие от президентской республики).
Институт президентства является для России одним из принципиально новых. Россия столь долго жила в условиях абсолютной власти, что в политическом сознании народа доминирующее значение стало иметь не то обстоятельство, как управляется страна, а то, кем она управляется. Думается, что для нашей страны, по крайней мере на ближайшую перспективу, до завершения переходного периода необходимым и безальтернативным вариантом является сильный институт президентства в рамках полупрезидентской (смешанной) как её иногда называют в юридической литературе форму правления.
Список используемой литературы:
Информация о работе Политические основы конституционного строя в России