Полномочия федеральных антимонопольных органов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Сентября 2013 в 17:08, курсовая работа

Описание работы

При осуществлении контроля за соблюдением антимонопольного законодательства работники антимонопольного органа в соответствии с возложенными на них полномочиями при предъявлении ими служебных удостоверений и приказа руководителя антимонопольного органа о проведении проверки соблюдения антимонопольного законодательства (далее - проверка) имеют право беспрепятственного доступа в федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, иные осуществляющие функции указанных органов органы или организации, а также в государственные внебюджетные фонды, коммерческие организации, некоммерческие организации для получения необходимых антимонопольному органу документов и информации.

Содержание работы

Введение ...............................................................................................................2
1. Система антимонопольных органов
1.1.Система антимонопольных органов и порядок
их формирования......................................................................................3
1.2.Задачи и цели антимонопольных органов .............................................8
2. Полномочия федеральных антимонопольных органов
2.1. Полномочия федерального антимонопольного органа и его территориальных органов...................................................................................10
2.2. Связь полномочий антимонопольных органов с их задачами.............16
Заключение .......................................................................................................18
Список использованной литературы ..............................................................20

Файлы: 1 файл

антим.doc

— 86.50 Кб (Скачать файл)

 

       1) возбуждает  и рассматривает дела о нарушениях  антимонопольного законодательства;

      2) выдает в случаях, указанных в настоящем Федеральном законе, хозяйствующим субъектам обязательные для исполнения предписания:

      а) о прекращении  ограничивающих конкуренцию соглашений  и (или) согласованных действий  хозяйствующих субъектов и совершении  действий, направленных на обеспечение конкуренции;

      б) о прекращении  злоупотребления хозяйствующим  субъектом доминирующим положением  и совершении действий, направленных  на обеспечение конкуренции;

      в) о прекращении  нарушения правил недискриминационного  доступа к товарам;

      г) о прекращении  недобросовестной конкуренции;

      д) о  недопущении действий, которые могут  являться препятствием для возникновения  конкуренции и (или) могут привести  к ограничению, устранению конкуренции  и нарушению антимонопольного  законодательства;

      е) об  устранении последствий нарушения  антимонопольного законодательства;

      ж) о  прекращении иных нарушений антимонопольного  законодательства;

      з) о  восстановлении положения, существовавшего  до нарушения антимонопольного  законодательства;

      и) о  заключении договоров, об изменении  условий договоров или о расторжении договоров в случае, если при рассмотрении антимонопольным органом дела о нарушении антимонопольного законодательства лицами, права которых нарушены или могут быть нарушены, было заявлено соответствующее ходатайство, либо в случае осуществления антимонопольным органом государственного контроля за экономической концентрацией;

      к) о  перечислении в федеральный бюджет  дохода, полученного вследствие  нарушения антимонопольного законодательства;

      л) об  изменении или ограничении использования фирменного наименования в случае, если при рассмотрении антимонопольным органом дела о нарушении антимонопольного законодательства лицами, права которых нарушены или могут быть нарушены, было заявлено соответствующее ходатайство, либо в случае осуществления антимонопольным органом государственного контроля за экономической концентрацией;

      м) о  выполнении экономических, технических,  информационных и иных требований  об устранении дискриминационных  условий и о предупреждении  их создания;

      н) о  совершении действий, направленных  на обеспечение конкуренции, в  том числе об обеспечении в  установленном федеральным законом  или иными нормативными правовыми  актами порядке доступа к производственным  мощностям или информации, о предоставлении  в установленном федеральным законом или иными нормативными правовыми актами порядке прав на объекты охраны промышленной собственности, о передаче прав на имущество или о запрете передачи прав на имущество, о предварительном информировании антимонопольного органа о намерении совершить предусмотренные предписанием действия, о продаже определенного объема продукции на бирже, о предварительном согласовании с антимонопольным органом особенностей формирования стартовой цены на продукцию при ее продаже на бирже в порядке, установленном Правительством Российской Федерации;

      3) выдает  федеральным органам исполнительной  власти, органам исполнительной  власти субъектов Российской  Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции  указанных органов органам или организациям, а также государственным внебюджетным фондам, их должностным лицам, за исключением случаев, установленных пунктом 4 настоящей части, обязательные для исполнения предписания:

      а) об  отмене или изменении актов,  нарушающих антимонопольное законодательство;

      б) о  прекращении или об изменении  соглашений, нарушающих антимонопольное  законодательство;

      в) о  прекращении иных нарушений антимонопольного  законодательства, в том числе  о принятии мер по возврату  имущества, иных объектов гражданских прав, переданных в качестве государственной или муниципальной преференции;

      г) о  совершении действий, направленных  на обеспечение конкуренции;

4) направляет в федеральный  орган исполнительной власти  по рынку ценных бумаг, Центральный банк Российской Федерации предложения о приведении в соответствие с антимонопольным законодательством принятых ими актов и (или) прекращении действий в случае, если такие акты и (или) действия нарушают антимонопольное законодательство;

      5) привлекает к ответственности за нарушение антимонопольного законодательства коммерческие организации и некоммерческие организации, их должностных лиц, должностных лиц федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, иных осуществляющих функции указанных органов органов или организаций, а также должностных лиц государственных внебюджетных фондов, физических лиц, в том числе индивидуальных предпринимателей, в случаях и в порядке, которые установлены законодательством Российской Федерации;

      6) обращается  в арбитражный суд с исками, заявлениями о нарушении антимонопольного  законодательства, в том числе  с исками, заявлениями:

      а) о  признании недействующими либо  недействительными полностью или частично противоречащих антимонопольному законодательству, в том числе создающих необоснованные препятствия для осуществления предпринимательской деятельности, нормативных правовых актов или ненормативных актов федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, иных осуществляющих функции указанных органов органов или организаций, а также государственных внебюджетных фондов, Центрального банка Российской Федерации;

      б) о  признании недействительными полностью  или частично договоров, не  соответствующих антимонопольному  законодательству;

      в) об  обязательном заключении договора;

      г) об  изменении или о расторжении  договора;

      д) о  ликвидации юридических лиц в случаях, предусмотренных антимонопольным законодательством;

      е) о  взыскании в федеральный бюджет  дохода, полученного вследствие  нарушения антимонопольного законодательства;

      ж) о  привлечении к ответственности  за нарушение антимонопольного законодательства лиц, допустивших такое нарушение;

      з) о  признании торгов недействительными;

      и) о  понуждении к исполнению решений  и предписаний антимонопольного  органа;

      7) участвует  в рассмотрении судом или арбитражным  судом дел, связанных с применением и (или) нарушением антимонопольного законодательства;

      8) ведет:

      а) реестр  хозяйствующих субъектов (за исключением  финансовых организаций), имеющих  долю на рынке определенного  товара в размере более чем  тридцать пять процентов или занимающих доминирующее положение на рынке определенного товара, если в отношении такого рынка другими федеральными законами в целях их применения установлены случаи признания доминирующим положения хозяйствующих субъектов (далее - реестр). Порядок формирования и ведения реестра устанавливается Правительством Российской Федерации;

      б) реестр  лиц, привлеченных к административной  ответственности за нарушение  антимонопольного законодательства. Сведения, включенные в указанный  реестр, не подлежат опубликованию в средствах массовой информации и размещению в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет". Порядок формирования и ведения указанного реестра устанавливается Правительством Российской Федерации;

9) размещает на сайте  антимонопольного органа в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" решения и предписания, затрагивающие интересы неопределенного круга лиц;

10) устанавливает доминирующее  положение хозяйствующего субъекта  при рассмотрении заявлений, материалов, дел о нарушении антимонопольного законодательства и при осуществлении государственного контроля за экономической концентрацией;

11) проводит проверку  соблюдения антимонопольного законодательства  коммерческими организациями, некоммерческими  организациями, федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, физическими лицами, получает от них необходимые документы и информацию, объяснения в письменной или устной форме, в установленном законодательством Российской Федерации порядке обращается в органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность, с просьбой о проведении оперативно-розыскных мероприятий;

12) осуществляет контроль  за деятельностью юридических  лиц, обеспечивающих организацию  торговли на рынках определенных  товаров, например на рынке  электрической энергии (мощности), в условиях прекращения государственного регулирования цен (тарифов) на такие товары, а также осуществляет контроль за манипулированием ценами на оптовом и (или) розничных рынках электрической энергии (мощности);

13) осуществляет иные  предусмотренные настоящим Федеральным  законом, другими федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации полномочия.

 

   2.2. Связь полномочий  антимонопольных органов с их  задачами.

   Основной задачей  антимонопольных органов является  содействие формированию рыночных отношений на основе развития конкуренции и предпринимательства, защита интересов малого предпринимательства. Эту задачу можно рассматривать как созидательную. Ее выполнение неразрывно связано с другой — государственным контролем соблюдения антимонопольного законодательства. Контроль осуществляется по разным направлениям: предупреждение, ограничение и пресечение монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции, предупреждение необоснованной концентрации капитала. Методы реализации этих задач дают основания назвать их репрессивными.

 

   В зависимости  от связи полномочий антимонопольного  органа с его задачами можно  выделить несколько групп полномочий  антимонопольных органов:

 

   • полномочия, направленные на развитие конкуренции и предпринимательства (на реализацию задач созидательного характера);

   • полномочия, связанные с осуществлением государственного  контроля и соблюдения антимонопольного  законодательства;

   • полномочия  по применению мер и ответственности  к нарушителям законодательства.

 

   Полномочия, направленные  на развитие конкуренции и  предпринимательства:

 

   а)  Проведение  анализа и оценки состояния  конкурентной среды на товарных  рынках.

   б)  Определение  доминирующего положения хозяйствующего  субъекта.

  в)  Разработка рекомендаций по развитию конкурентной среды на товарных рынках.

   г)  Дача разъяснений  по вопросам применения антимонопольного  законодательства.

 

   Полномочия по  осуществлению государственного  контроля соблюдения антимонопольного  законодательства:

 

   а) Принятие  решения и выдача предписания  в случае нарушения антимонопольного  законодательства.

   б) Антимонопольный  контроль на торгах.

    в)Привлечение  нарушителей антимонопольного законодательства  к ответственности.

   г) Право антимонопольных органов на предъявление иска в суд.

   д) Формирование  и ведение антимонопольными органами  Реестра.

        Особую роль в формировании  правового поля конкурентных  рыночных отношений играет совершенствование  федерального законодательства. В  этой связи необходимо ускорить разработку и принятие федеральных законов и иных правовых актов по вопросам регистрации юридических лиц, лицензирования, защиты конкуренции на финансовых рынках, конкурсного порядка распределения заказов на поставку продукции для государственных нужд, сертификации. Четкая правовая регламентация данных вопросов на федеральном уровне позволит существенно ограничить нарушения законодательства и злоупотребления со стороны власти, даст возможность и производителям эффективно защищать свои права и интересы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

         Мы рассмотрели понятие «Антимонопольные  органы», их функции и полномочия. Полномочия антимонопольных органов  подробно описаны в Законе  «О конкуренции и ограничении  монополистической деятельности  на товарных рынках».

Информация о работе Полномочия федеральных антимонопольных органов