Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Апреля 2013 в 19:06, контрольная работа
Субъектом административного права признается лицо или организация, которые в соответствии с действующим законодательством РФ могут быть участниками (сторонами) регулируемых административным правом управленческих отношений. Круг их многообразен и объединяет их обладание особым юридическим качеством (административной правоспособностью).
Субъекты административного права могут стать субъектами административных правоотношений, если имеют место:
административно- правовые нормы, предусматривающие права и обязанности субъекта;
административная правоспособность и дееспособность субъекта;
основание возникновения, изменения и прекращения правоотношения.
Введение.
Субъектом административного права признается лицо или организация, которые в соответствии с действующим законодательством РФ могут быть участниками (сторонами) регулируемых административным правом управленческих отношений. Круг их многообразен и объединяет их обладание особым юридическим качеством (административной правоспособностью).
Субъекты административного права могут стать субъектами административных правоотношений, если имеют место:
Лица и организации, которые являются субъектами административного права, могут быть, при соблюдении определенных условий, субъектами административно-правовых отношений.
Субъект административно-правовых отношений – это лицо или организация, которые в соответствии с действующим законодательством являются участниками управленческих отношений, регулируемых нормами административного права, наделенные определенными правами и обязанностями в сфере государственного управления и способные их осуществить.
Административно-правовые отношения – это общественные отношения, которые регулируются нормами административного права. Данные отношения являются организационными и обладают характером исполнительной власти.
Президент РФ не является главой исполнительной власти, но его роль, функции и полномочия в этой сфере очень важны. Он является гарантом прав, свобод человека и гражданина, реализуемых преимущественно в сфере государственного управления, обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти, определяет основные направления внутренней политики. Президент наделен полномочиями, связанными с организацией и функционированием исполнительной власти.
Президент как глава
Российского государства
Президент, взаимодействуя с Федеральным Собранием:
- обладает правом вето
на законы принятые
- обращается к Федеральному
Собранию с ежегодными
- вводит на территории
- вводит на территории
- назначает и отзывает после
консультаций с
Президент, взаимодействуя с Государственной Думой:
- назначает с согласия Государственной Думы Председателя Правительства РФ;
- представляет Государственной
Думе кандидатуру для
- ставит перед Государственной
Думой вопрос об освобождении
от должности Председателя
- назначает выборы
Государственной Думы и
- вносит законопроекты в Государственную Думу;
- вправе отклонить федеральный закон и возвратить его в Государственную Думу на новое рассмотрение;
Президент, взаимодействуя с Советом Федерации:
- представляет Совету
Федерации кандидатуры для
- вносит в Совет
Федерации предложение об
Президент взаимодействуя с Правительством РФ:
- принимает решение об отставке Правительства;
- по предложению председателя Правительства РФ назначает на должность и освобождает от должности заместителей Председателя Правительства и федеральных министров;
- имеет право отменять постановления Правительства.
Глядя на полномочия Президента РФ во взаимоотношениях с Правительством РФ очень трудно разграничить полномочия между ними. Президент стал главным действующим лицом на политической сцене, а Правительство, хотя и декларировалось самостоятельным конституционным органом, осуществляющим исполнительную власть, превратилось в исполнителя президентских указаний, полностью зависимого в своей деятельности от усмотрения Президента. В частности, многие экономические и политические преобразования прошли под знаком президентского правотворчества. Президент должен осуществлять свои функции через Правительство, а не за него. «Имеет место дублирование в работе Президента и Правительства».1
Президент во взаимодействии с судебной властью:
- представляет Совету
Федерации для назначения на
должность судей
- самостоятельно назначает
судей других федеральных
- вправе обращаться с запросом в Конституционный Суд РФ.
Президент наделен правом принимать меры, влекущие за собой роспуск представительных органов и отрешение от должности высших должностных лиц субъектов РФ и глав местного самоуправления.
В свою очередь, специфика судебной власти позволяет судам оказывать заметное влияние на издание и действие актов Президента. Это выражается в том, что акты, издаваемые Президентом РФ, являются объектом судебного контроля.
Компетенция Президента РФ складывается из функций и полномочий, которыми он наделяется как глава государства.
Под функциями Президента РФ понимаются основные направления деятельности главы государства, вытекающие из его положения в системе органов государственной власти. Функции Президента РФ конкретизируются в его полномочиях. Полномочия представляют собой совокупность предоставленных Президенту РФ прав и обязанностей, которые необходимы ему для выполнения возложенных функций.
Под функциями Президента РФ понимаются направления его деятельности. Основные функции Президента РФ как главы государства определены в ст. 80 Конституции РФ:
1) Президент РФ является гарантом Конституции РФ, прав и свобод человека и гражданина;
2) Президент РФ в установленном Конституцией РФ порядке принимает меры по охране суверенитета Российской Федерации, ее независимости и государственной целостности;
3) Президент РФ обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти;
4) Президент РФ в
соответствии с Конституцией
РФ и федеральным законами
определяет основные
5) Президент РФ представляет Российскую Федерацию внутри стран и в международных отношениях.
Круг предоставленных Президенту полномочий очень широк. Их можно классифицировать по направлениям деятельности, а также по сферам взаимодействия Президента РФ с органами различных ветвей государственной власти.
Но в Конституции некоторые функции и полномочия Президента сформулированы в слишком общей форме, например, как «определение основных направлений внутренней и внешней политики государства». В результате в Основном законе страны не нашли своего должного закрепления функции и полномочия Президента России в осуществлении таких важных внутренних функций российского государства, как:
- экономическая, которая
отражает степень участия
- социальная функция государства, которая призвана обеспечивать все права, предусмотренные ст. 25 Всеобщей декларации прав человека;
- функция развития научно-технического прогресса и культуры, способная обеспечить развитие высоких технологии, а также духовных сфер общества;
- экологическая функция, направленная на сохранение природной среды, рациональное использование и воспроизводство ее ресурсов, улучшение среды обитания человека.
Действующая Конституция закрепляет явно недостаточно полномочий за Президентом России в отношениях с субъектами РФ. Обращая внимание на эту особенность, М.В. Баглай пишет: «Полномочия Президента как главы федеративного государства прописаны в Конституции РФ очень скромно, они скорее вытекают из его основных функций как гаранта Конституции»2.
Недостаточная правовая
регламентация функций и
Между тем, целый ряд полномочий, например, при чрезвычайном положении, в области внешней политики и т.д., Президент реализует не непосредственно, а через другие государственные органы, относящиеся к законодательной или исполнительной ветвям власти.
Поэтому при изложении полномочий Президента РФ следует исходить не из одного, а двух критериев их классификации:
а) по направлениям деятельности;
б) по сферам взаимодействия Президента РФ с государственными органами всех ветвей государственной власти;
Президент России как глава государства наряду с традиционными представительскими функциями призван выполнять ответственную задачу по определению основных направлений внутренней и внешней политики нашей страны, по обеспечению реализации этого курса. В литературе справедливо подмечено, что в отличие от тех глав зарубежных государств, которые «царствуют, но не управляют», в России Президент не только конституционный глава государства, но и центральное действующее лицо в его политической жизни3.
Особое место Президента как главы государства подчеркивается его функцией гаранта Конституции Российской Федерации, прав и свобод человека и гражданина (ст. 80 Конституции).
Каждый из органов (институтов) государственной власти в рамках своей компетенции обязан выполнять функции, которые направлены на реализацию Конституции, на защиту прав и свобод личности. Однако каждый из них лишь частично обеспечивает действие Конституции. Только перед Президентом ставится задача охранять устойчивость государства в целом, его суверенитет и государственную целостность, только при этих условиях все иные органы государственной власти и должностные лица могут иметь возможность осуществлять свои полномочия в нормальном конституционном режиме.
Для Президента обеспечение выполнения Конституции как направление деятельности имеет приоритетное значение. Главное назначение Президента как гаранта Конституции – принимать все необходимые меры по обеспечению защиты конституционных прав граждан, охране суверенитета Российской Федерации, ее независимости и государственной целостности. Деятельность Президента нацелена на создание необходимых условий для упрочения конституционного строя, незамедлительного устранения нарушений Конституции.
Активное использование Президентом своих полномочий и дозволенных законом средств политического, правового и общественного воздействия в этом направлении является главной гарантией действия Конституции.
Будучи главой государства, Президент представляет Российскую Федерацию внутри страны и в международных отношениях. Именно в этом качестве Президент обеспечивает устойчивость и преемственность механизма государственной власти, координацию и взаимодействие всех органов государственной власти. Президент «призван цементировать государственную власть, обеспечивать конституционным путем разрешение всех кризисов и конфликтов между органами государственной власти»4. Как глава государства Президент определяет основные направления внутренней и внешней политики, имеющее значение не только для исполнительной власти, но и для органов, представляющих другие ветви власти.
Президент не может оставаться безучастным, если хоть один орган государства нарушает или не соблюдает Конституцию РФ, а тем более, когда при этом ущемляются или нарушаются права и свободы каких-либо групп населения.
Президент не только вправе,
но просто обязан принять меры вплоть
до применения самого широкого принуждения
на законной основе, если на территории
государства действуют
Функция гаранта требует от Президента постоянной заботы об эффективности судебной системы и осуществления очень многих других акций, прямо не сформулированных в его полномочиях, естественно, не вторгаясь в прерогативы парламента5.
По мнению многих исследователей, только действующий Президент РФ В.В. Путин своей нормотворческой деятельностью восполнил многие пробелы в Российском законодательстве. Граждане Российской Федерации видят и чувствуют, что у Конституции действительно есть гарант.
1.3. Обеспечение Президентом РФ согласованного функционирования всех органов государственной власти.
Информация о работе Полномочия Президента Российской Федерации