Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Апреля 2013 в 19:06, контрольная работа
Субъектом административного права признается лицо или организация, которые в соответствии с действующим законодательством РФ могут быть участниками (сторонами) регулируемых административным правом управленческих отношений. Круг их многообразен и объединяет их обладание особым юридическим качеством (административной правоспособностью).
Субъекты административного права могут стать субъектами административных правоотношений, если имеют место:
административно- правовые нормы, предусматривающие права и обязанности субъекта;
административная правоспособность и дееспособность субъекта;
основание возникновения, изменения и прекращения правоотношения.
К полномочиям Президента РФ Конституцией отнесено решение вопросов гражданства Российской Федерации и предоставления политического убежища. Порядок предоставления Президентом России политического убежища урегулирован ст. 63 Конституции, на основании данной статьи Российская Федерация предоставляет политическое убежище иностранным гражданам и лицам без гражданства в соответствии с общепризнанными нормами международного права.
Не допускается выдача другим государствам лиц, преследуемых за политические убеждения, а также за действия (или бездействие), не признаваемые в Российской Федерации преступлением. Право убежища не распространяется на лиц, обвиняемых в совершении преступления, а также осужденных за совершение преступления. Их выдача осуществляется на основе федерального закона или международного договора.
Вопросы учреждения наград и награждения ими регламентируются актами Президента РФ. Указом Президента от 2 марта 1994 г. (в редакции от 25 ноября 2003г.) Государственными наградами Российской Федерации являются: звание Героя Российской Федерации, ордена, медали, знаки отличия Российской Федерации; почетные звания Российской Федерации.
В целях совершенствования системы государственных наград Российской Федерации Президент Российской Федерации 8 августа 2000 г. издал Указ «Об утверждении Статуса Ордена Святого Георгия, Положения о знаке отличия – Георгиевском Кресте и их описаний».
Таким образом, Президент издает указы об учреждении государственных наград; о награждении ими; вручает награды; имеет в составе Администрации Президента Управление по государственным наградам. Государственных наград могут быть удостоены граждане Российской Федерации, иностранные граждане, лица без гражданства.9
Между тем государственные награды и почетные звания находятся в ведении Российской Федерации (п. «с» ст. 71 Конституции), и по этим вопросам должны приниматься федеральные законы. Президент только награждает государственными наградами РФ, присваивает почетные звания РФ, высшие воинские и высшие специальные звания.
Президент наделен правом помилования. Помилование – это акт верховной власти, который полностью или частично освобождает осужденного от наказания либо заменяет назначенное ему судом наказание более мягким. Актом помилования может также сниматься судимость с лиц, отбывших наказание. Акты помилования носят всегда персональный характер, т. е. они принимаются в отношении конкретного лица или нескольких определенных лиц.
Свои полномочия Президент реализует, прежде всего, в принятии правовых актов. Согласно ст. 90 Конституции РФ Президент издает указы и распоряжения.
Указами оформляются решения Президента РФ нормативного характера, то есть решения, содержащие общие правила поведения, рассчитанные на длительное и многократное применение и относящиеся к неопределенному кругу субъектов. Указы могут носить и индивидуальный характер. В форме указов издаются решения о назначении и освобождении от должности руководителей подотчетных Президенту РФ федеральных органов исполнительной власти, о гражданстве и др.
Распоряжения Президента РФ – это акты организационно-оперативного характера, имеющие вспомогательное значение в правовом регулировании деятельности главы государства. Распоряжения, как правило, не носят нормативного характера.
Указы и распоряжения Президента РФ не должны противоречить Конституции РФ и федеральным законам (ч. 3 ст. 90 Конституции). Данная конституционная норма устанавливает подзаконный характер правотворческой деятельности Президента РФ.
Помимо вышеперечисленных правовых актов, издаваемых Президентом, в правотворческую деятельность главы государства входит:
Но не только Конституция РФ определяет виды правовых актов, издаваемых Президентом РФ. Например, федеральный закон «Об обороне» (1996г.) предусматривает, что Президент РФ как главнокомандующий издает директивы и приказы, которые обязательны для исполнения лишь Вооруженными Силами РФ, другими войсками, воинскими формированиями и органами.
III. Конституционно-правовая ответственность Президента РФ
Действующая Конституция РФ предусматривает лишь один вид конституционно-правовой ответственности Президента РФ – его отрешение от должности в случаях и в порядке, предусмотренных Конституцией, о чем мы уже говорили выше.
Особенность правового
положения Президента в том, что
он одновременно – и субъект конституционной
ответственности (ответственный за
нарушение конституционных
Это свойство характерно
не только для Президента РФ, но и
для многих других субъектов конституционно-
Именно поэтому Президент России, избранный всенародно, обладающий высоким положением в обществе и государстве, должен не только иметь большие права, но и иметь перед государством и обществом, перед народом не менее большие обязанности, за невыполнение которых должна быть предусмотрена конституционно-правовая ответственность Президента.
Между тем, как отмечено выше - Конституция РФ не говорит ни об одной обязанности Президента РФ прямо. Единственное, при условии замены в ч. 1 ст. 82 Конституции РФ слов «клянясь» на «обязуюсь» получаются следующие обязанности Президента, при нарушении которых должна наступать его ответственность:
обязанность уважать и охранять права и свободы человека и гражданина;
обязанность соблюдать и защищать Конституцию РФ; обязанность защищать суверенитет и независимость, безопасность и целостность государства;
обязанность верно служить народу10.
В своей монографии Л.А. Окуньков обращает внимание на то обстоятельство, что Президент не только должен выполнять конституционные обязанности, но и не злоупотреблять конституционными правами. При этом он выделяет следующие правомочия (права) Президента РФ, злоупотребление которыми является основанием для привлечения его к конституционной ответственности:
право определять основные направления внутренней и внешней политики государства (ч. 3 ст. 80);
право принять решение об отставке Правительства РФ (п. «в» ст. 83);
право распустить Государственную Думу (п. «б» ст. 84, ст. 109);
право законодательной инициативы (п. «г» ст. 84);
право «вето» (ст. 107);
право вводить военное положение (ст. 87);
право вводить чрезвычайное положение (ст. 88)11.
Как за нарушение суверенитета, независимости государства, так и за невыполнение своих конституционных обязанностей Президент может и должен нести конституционно-правовую ответственность, но только при наличии вины. Объективное вменение недопустимо как в случае невыполнения Президентом своих конституционно-правовых обязанностей, так и в случаях злоупотребления им своими правами.
В случае невыполнения Президентом
РФ своих конституционных
По мнению многих исследователей не все санкции, например «недоверие Президенту РФ», «ограничение его прав», нашли свое законодательное закрепление. Многие исследователи считают, что набор санкций должен быть более разнообразным, сами санкции более гибкими, предусматривающими, например, такие меры, как предупреждение, что позволит в необходимых случаях избежать применения такой крайней меры, как отрешение Президента от должности.
1 См.: Окуньков Л.А. Президент Российской Федерации. Конституция и политическая практика. – М., 1996. С. 54.
2 См.: Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации. – М., 1999. С. 414.
3 См.: Окуньков Л.А. Конституционный статус Президента Российской Федерации. В кн.: Конституционное законодательство России. /Под ред. Ю.А. Тихомирова. – М., 1999.
4 См.: Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации. – М., 1999. С. 388.
5 См.: Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации С. 390.
6 См.: Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации. – М., 1999.
7 См.: Окуньков Л. А. Президент Российской Федерации. Конституция и политическая практика. – М„ 1996. С. 45 – 46.
8 См.: Окуньков Л.А. Президент Российской Федерации. Конституция и политическая практика. – М., 1996. С. 54.
9 См.: Окуньков Л.А. Президент Российской Федерации. Конституция и политическая практика. – М., 1996.
10 Конституция РФ. Комментарий. – М.1993г.
11 См.: Колосова Н.М. Конституционная ответственность в Российской Федерации. – М.2000. С. 72.
Информация о работе Полномочия Президента Российской Федерации