Полномочия президента в системе разделения властей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2014 в 12:37, курсовая работа

Описание работы

Актуальность темы обусловлена тем, что вопрос о полномочиях Президента РФ в сфере исполнительной власти является одним из наиболее важных и интересных вопросов современного законодательства.
Целью данной курсовой работы является рассмотрение таких вопросов, как порядок выборов и вступление в должность президента РФ, его полномочия, система и структура органов исполнительной власти, полномочия президента в сфере исполнительной власти.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ПРЕЗИДЕНТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 5
1.1 Общие положения об институте президента РФ 5
1.2 Полномочия Президента РФ 9
ГЛАВА 2. ИСПОЛНИТЕЛЬНАЯ ВЛАСТЬ В РФ 14
2.1 Становление исполнительной ветви власти 14
2.2 Органы исполнительной власти 16
2.3 Признаки исполнительной власти 20
ГЛАВА 3. ПОЛНОМОЧИЯ ПРЕЗИДЕНТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В СФЕРЕ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ 27
3.1 Полномочия Президента, связанные с организацией и функционирование исполнительной власти 27
3.2 Роль Президента в отношении высших должностных лиц субъектов Федерации 29
3.3 Администрация Президента РФ 33
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 36
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 38

Файлы: 1 файл

Полномочия президента с системе разделения властей.doc

— 205.50 Кб (Скачать файл)

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Важное место  в системе государственной защиты прав граждан занимает Президент  Российской Федерации. Правовой статус Президента России исследован в науке  достаточно основательно. Однако на современном  этапе развития страны возникает  необходимость выявить сущностные характеристики института президента в рамках установленной системы государственной защиты прав граждан.

Мировая практика говорит о том, что блага государства  и его граждан будут эффективно защищены главой государства (президентом), если он: во-первых, является символом конкретного государства, его единства; представляет высшие государственные интересы как внутри страны, так и в мировом сообществе; во-вторых, представляет весь народ данной страны, его интересы и выступает от имени народа; в-третьих, несет персональную ответственность за положение дел в стране, обеспечивает стабильность и принимает оперативные меры по обеспечению безопасности государства и защиты его граждан; в-четвертых, направляет деятельность всего государственного аппарата по защите конституционных основ государства и прав и свобод личности; в-пятых, является "высшим защитником" интересов простых граждан, оперативно реагирует на нарушения прав граждан, рассматривает жалобы и принимает все меры для восстановления нарушенных прав и свобод личности.

Актуальность  темы обусловлена тем, что вопрос о полномочиях Президента РФ в сфере исполнительной власти является одним из наиболее важных и интересных вопросов современного законодательства.

Целью данной курсовой работы является рассмотрение таких вопросов, как порядок выборов и вступление в должность президента РФ, его полномочия, система и структура органов исполнительной власти, полномочия президента в сфере исполнительной власти.

Объектом данной работы является полномочия президента в сфере исполнительной власти.

Задачами работы является рассмотрение:

    • структуры органов исполнительной власти;
    • порядка выборов президента;
    • порядка вступления в должность президента;
    • общих полномочий президента;
    • полномочий президента в сфере исполнительной власти.

Курсовая работа состоит из введения, 3-х глав, которые в свою очередь разделены на вопросы, заключения и списка используемой литературы.

 

ГЛАВА 1. ПРЕЗИДЕНТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

1.1 Общие положения об институте президента РФ

 

Президент Российской Федерации - высшая государственная должность Российской Федерации. Президент России является главой государства, не относящимся, по мнению ряда исследователей, ни к одной из ветвей власти1; также является гарантом конституции России, прав и свобод человека и гражданина в России; Верховным Главнокомандующим Вооружёнными Силами Российской Федерации2.

В соответствии с Конституцией выборы Президента осуществляются наиболее демократическим путем - на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. На конституционном уровне не закрепляется, как и в отношении депутатов Государственной Думы, альтернативность выборов, однако в законодательстве о выборах она признается обязательной. Имеет место она и в практике избирательных кампаний.

Конституция определила те требования, которым должен отвечать кандидат в Президенты. Для осуществления  в высокой мере ответственных  функций главы государства кандидат в Президенты должен обладать жизненным опытом. Поэтому установлено, что Президентом может быть избран гражданин Российской Федерации не моложе 35 лет. По сравнению с законодательством зарубежных стран, это достаточно низкий возрастной уровень.

Конституция РФ исходит из принципа равного гражданства, не оговаривая, в отличие от конституций некоторых стран, в качестве обязательного условия, что лицо, избираемое Президентом, должно быть гражданином той или иной страны по рождению. Не затрагиваются и такие условия, как обладание государственным языком, принадлежность к определенной национальности, что тоже имеет место в конституциях ряда стран.

Конституция 1993 г., в отличие от ранее действовавшей, сняла указание на предельно допустимый верхний возрастной ценз. Это объясняется тем, что, как показывает опыт многих зарубежных стран, в весьма зрелом возрасте человек может сохранить достаточно высокий уровень здоровья, энергии, организаторских способностей и эффективно использовать свой большой политический опыт.

Новой нормой в  Конституции 1993 г. явилось введение требования о постоянном проживании в Российской Федерации не менее 10 лет для лица, избираемого Президентом. Этого требования не было в нормах прежней Конституции, а оно целесообразно, поскольку Президент должен хорошо знать ситуацию в стране, а его должны знать избиратели.

Федеральный закон "О выборах Президента Российской Федерации" от 31 декабря 1999 г3 подробно определяет порядок назначения выборов, выдвижения и регистрации кандидатов, проведения предвыборной агитации, финансирования соответствующих мероприятий, формирования и организации работы избирательных комиссий разного уровня, обжалования их решений и действий, составления списков избирателей, образования избирательных объединений и блоков, порядок голосования, определения и опубликования его результатов и т.д.

Нормы названного Закона соответствуют  тем установлениям о порядке  проведения выборов, которые закреплены в базовом Федеральном законе "Об основных гарантиях избирательных  прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (1997 г.)4.

Срок полномочий Президента РФ - шесть лет5.

Конституция предусматривает, что одно и то же лицо не может  занимать должность Президента более  двух сроков подряд. Это установление имеет цель воспрепятствовать формированию несменяемого клана управляющих лиц, появлению и сохранению стойких корпоративных групп, открыть пути притока в эшелоны власти свежих сил, политических деятелей и лидеров нового поколения. Конституция предоставляет способному политику, оправдавшему себя на должности Президента, право выдвижения на другой срок, кроме очередного.

После избрания Президента осуществляется предусмотренная  Конституцией процедура его вступления в должность, которое происходит на 30-й день со дня официального объявления Центральной избирательной комиссией о результатах выборов. Она заключается в принесении Президентом присяги в торжественной обстановке в присутствии членов Совета Федерации, депутатов Государственной Думы и судей Конституционного Суда РФ. Присяга приносится народу. Ее текст установлен в ст. 82 Конституции. Он сформулирован следующим образом: "Клянусь при осуществлении полномочий Президента Российской Федерации уважать и охранять права и свободы человека и гражданина, соблюдать и защищать Конституцию Российской Федерации, защищать суверенитет и независимость, безопасность и целостность государства, верно служить народу".

Местопребыванием  Президента, его резиденцией является столица России - Москва, Кремль. Над  зданием официального пребывания Президента поднимается Государственный флаг России.

Символами президентской  власти в Российской Федерации являются штандарт (флаг) Президента Российской Федерации и Знак Президента Российской Федерации6.

Описание и  порядок использования штандарта  установлены Указом Президента от 15 февраля 1994 г.7. Местонахождением оригинала штандарта (флага) является служебный кабинет в резиденции Президента в столице России - Москве. Дубликат штандарта поднимается над резиденцией Президента в Москве, над другими резиденциями во время пребывания в них Президента, устанавливается и поднимается на его транспортных средствах. Знаком Президента является орден "За заслуги перед Отечеством" I степени.

Официальные символы  президентской власти передаются вновь  избранному Президенту во время процедуры вступления в должность после принесения им присяги. Президент приносит присягу на специальном экземпляре текста Конституции РФ.

Президент Российской Федерации приступает к исполнению полномочий с момента принесения им присяги и прекращает их исполнение с истечением срока его пребывания в должности с момента принесения присяги вновь избранным Президентом8.

Вступление  в должность нового Президента влечет определенные правовые последствия  в отношении органов, назначаемых  Президентом: слагает свои полномочия Правительство; подают заявления об освобождении от занимаемых должностей лица, входящие в Администрацию Президента, полномочные представители Президента в палатах Федерального Собрания, Конституционном Суде, в федеральных округах. До назначения нового состава этих органов последние продолжают исполнение своих полномочий9.

1.2 Полномочия Президента РФ

Президент в  соответствии с Конституцией обладает широким кругом полномочий, вытекающих из его статуса как главы государства  и дает ему возможность выполнять закрепленные за ним функции.

Эти полномочия затрагивают по сути дела все стороны  государственной деятельности, их можно  обобщить по следующим сферам. Полномочия, связанные с:

1) формированием  федеральных органов государственной  власти;

2) участием в законотворчестве;

3) функционированием  исполнительных органов государственной  власти;

4) обеспечением  осуществления полномочий федеральной  государственной власти на всей  территории Российской Федерации;

5) внешней политикой  и обороной;

6) иными сферами государственной деятельности.

Рассмотрим  эти основные сферы полномочий Президента.

1. Важное значение  имеют полномочия Президента, связанные  с участием в формировании  всех федеральных органов государственной  власти, посредством деятельности  которых реализуются функции государства.

Значительный  объем такого рода полномочий Президента обусловлен следующими причинами:

1) поскольку  путем всенародных выборов программа  лица, ставшего Президентом, поддержана  большинством избирателей, он, естественно,  должен обладать определенным влиянием на формирование федеральных органов государственной власти;

2) составляющий  одну из основ конституционного  строя Российской Федерации принцип  разделения властей не допускает,  чтобы какой-либо орган государственной  власти Российской Федерации был обязан своим "рождением" только одной ветви власти. Такой опыт, имевший место в недавней истории России, себя не оправдал;

3) в соответствии  со ст. 80 Конституции10 на Президента как гаранта Конституции, прав и свобод человека и гражданина возложено обеспечение согласованного функционирования и взаимодействия органов государственной власти.

Поэтому в соответствии с Конституцией в формировании федеральных  органов государственной власти действуют и Президент, и Федеральное  Собрание - парламент. Это достигается двумя путями: либо Президент назначает определенных должностных лиц, а парламент одобряет, либо парламент назначает, а кандидатуры предлагает Президент.

В формировании органов исполнительной власти полномочия Президента наиболее широки, так как именно эти органы практически реализуют программу Президента. Президент назначает Председателя Правительства РФ с согласия Государственной Думы, назначает на должность заместителей Председателя Правительства и федеральных министров по предложению Председателя Правительства, своим Указом устанавливает структуру федеральных органов исполнительной власти.

Президент представляет Совету Федерации кандидатуры для  назначения на должности судей Конституционного Суда, Верховного Суда, Высшего Арбитражного Суда, Генерального прокурора. Назначает же перечисленных судей и Генерального прокурора Совет Федерации. В порядке, установленном федеральным законом, Президент назначает судей других федеральных судов.

С этой же целью  закрепляется участие Президента в  формировании и некоторых иных федеральных органов. Так, Президент представляет Государственной Думе кандидатуру для назначения на должность Председателя Центрального банка Российской Федерации, ставит перед Думой вопрос об освобождении его от должности (п. "г" ст. 83 Конституции). Президент назначает пять членов (одну третью часть) Центральной избирательной комиссии, может представлять кандидатуру для назначения Уполномоченного по правам человека.

2. На Президента  возложен Конституцией и ряд  полномочий, связанных с деятельностью парламента. Он назначает выборы Государственной Думы в соответствии с Конституцией и федеральным законом; распускает Государственную Думу в случаях и порядке, предусмотренных Конституцией.

Президент подписывает  и обнародует федеральные законы Российской Федерации, обладает правом отлагательного вето.

При отклонении федерального закона мотивы принятого  Президентом решения должны быть сообщены обеим палатам Федерального Собрания. Право вето Президент использовал  многократно, преимущественно по мотивам несоответствия норм принятых законов положениям и принципам Конституции, нарушения этими законами прав и свобод человека и гражданина, противоречия другим законам.

Информация о работе Полномочия президента в системе разделения властей