Полномочия президента в системе разделения властей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2014 в 12:37, курсовая работа

Описание работы

Актуальность темы обусловлена тем, что вопрос о полномочиях Президента РФ в сфере исполнительной власти является одним из наиболее важных и интересных вопросов современного законодательства.
Целью данной курсовой работы является рассмотрение таких вопросов, как порядок выборов и вступление в должность президента РФ, его полномочия, система и структура органов исполнительной власти, полномочия президента в сфере исполнительной власти.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ПРЕЗИДЕНТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 5
1.1 Общие положения об институте президента РФ 5
1.2 Полномочия Президента РФ 9
ГЛАВА 2. ИСПОЛНИТЕЛЬНАЯ ВЛАСТЬ В РФ 14
2.1 Становление исполнительной ветви власти 14
2.2 Органы исполнительной власти 16
2.3 Признаки исполнительной власти 20
ГЛАВА 3. ПОЛНОМОЧИЯ ПРЕЗИДЕНТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В СФЕРЕ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ 27
3.1 Полномочия Президента, связанные с организацией и функционирование исполнительной власти 27
3.2 Роль Президента в отношении высших должностных лиц субъектов Федерации 29
3.3 Администрация Президента РФ 33
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 36
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 38

Файлы: 1 файл

Полномочия президента с системе разделения властей.doc

— 205.50 Кб (Скачать файл)

– Обеспечение реализации прав и обязанностей физических и юридических лиц в сфере государственного управления.

– Осуществление государственного контроля и надзора за работой управляемой и регулируемой сфер.

Общественные  отношения, возникающие, развивающиеся и прекращающиеся в сфере государственного управления, то есть в связи с организацией и функционированием системы государственной власти на всех национально-государственных и территориальных уровнях Российской Федерации регулируются административным правом. Административное право, осуществляя регулятивную функцию, использует определенную совокупность правовых средств или способов регулирующего воздействия своих норм на управленческие отношения, на поведение их участников.

2.3 Признаки исполнительной власти

Можно выделить следующие признаки исполнительной власти:

1. Первый признак - ее вторичность, ее подчиненное положение, зависимость от высшей власти.

2. Второй признак  - ее организующий характер. Она необходима для налаживания сложной сети общественных связей в экономической, социально-культурной, административно-политической сферах, в созидательной и охранительной деятельности. В ней сосредоточена вся реальная практическая работа по осуществлению законов, актов высшего руководства. Она переводит политические проблемы в организационные. Исполнительная власть обязана объединять энергию, усилия граждан, наводить порядок и в нормальных, и в экстремальных условиях.

Закон является только абстрактной нормой, намечающей модель поведения людей. Для его исполнения необходимы организующие, координирующие и контролирующие действия государства. Их осуществляет исполнительная власть, имеющая дело с действительными явлениями жизни и выполняющая задачи постоянного, целенаправленного управления людьми, а через них - имуществом и  общественными процессами.

3. Исполнительная  власть - это систематическая, непрерывная организация, направленная на сохранение социальной системы, ее укрепление, развитие.

4. Исполнительная  власть имеет универсальный характер во времени и пространстве, т. е. осуществляется везде, где функционируют человеческие коллективы. Она непосредственно организует оборону страны, охрану государственной и общественной безопасности, деятельность государственных предприятий и учреждений, осуществляет общее руководство негосударственными организациями (регистрация, лицензирование, налогообложение, контроль), с помощью правовых норм воздействует на граждан и организации. Она в процессе исполнения актов высшего руководства осуществляет еще и правотворчество, и юрисдикционную деятельность (наказывает, разбирает споры). Универсализм этой власти проявляется и в способах воздействия на людей (поощрение, убеждение, договор, регистрация, разрешение, пресечение и др.). Как композитор из существующего разнообразия звуков создает мелодию (хорошую или не очень), так и чиновники, используя существующие способы воздействия на волю людей, создают организованность, порядок в обществе (хороший или не очень).

Исполнительная власть сама обеспечивает безопасность страны, руководит многими предприятиями, учреждениями и в то же время создает условия для того, чтобы в обществе действовали муниципальные, общественные, частные механизмы саморегуляции.

5. Существенный  признак исполнительной власти  —  наличие в ее непосредственном ведении огромных ресурсов — правовых, информационных, экономических, технических, идеологических, организационных. В ней сконцентрирована фактическая государственная мощь. По существу, только она наделяет конкретных субъектов правами, выделяет им ресурсы, осуществляет правоприменительное, правонаделение.

6. Ведая огромными  ресурсами, исполнительная власть  непосредственно их не использует, она не производит продукцию,  не лечит, не учит, она распоряжается действиями людей, природными и иными ресурсами, чтобы организовать производство, образование, здравоохранение и др.

Исполнительная  власть —  это исполнительно-распорядительная власть, в процессе исполнения велений  вышестоящей власти она издает огромное количество распоряжений — административных актов (о выделении, приеме, призыве, поощрении, наложении взысканий и др.).

7. В непосредственном  ведении исполнительной власти  находятся вооруженные силы, полиция  (милиция), органы госбезопасности, специализированные принудительные учреждения. Субъекты исполнительной власти используют имеющиеся у них фактические и правовые возможности для осуществления внесудебного, административного принуждения. Принудительность, опора на силу, возможность самостоятельно осуществлять физические, организационные и иные меры принуждения в административном порядке — важная черта исполнительной власти.

8. Названные  выше признаки содержания исполнительной  власти— универсальность, принудительность, организующий характер — детерминируют ее организационную форму — единую, большую по объему, иерархически построенную государственную исполнительную власть. Единство многоуровневой административной машины — важнейшая основа единства государства.

Известно, что  и законодательная, и судебная власти не обладают организационным единством, иерархией, подчинением нижестоящих звеньев вышестоящим. В отличие от других властей, исполнительная власть организационно едина, ее нижестоящие звенья подчинены вышестоящим, она делится на иерархические уровни.

9. Непосредственная  повседневная организация разнообразных   социальных связей, реальное осуществление  принуждения требуют большого  количества работников аппарата. Несомненно, что численный состав  административного аппарата, количество лиц, занимающихся административной деятельностью, намного превосходит общее число работников всех иных государственных органов вместе взятых. Реализация исполнительной власти требует большого числа профессионалов и рациональной организации их труда. Основная фигура в администрации — чиновник.

10. Исполнительная  власть выступает как вторичная  по отношению к представительным (законодательным) органам, которые  определяют ее структуру, полномочия  ее органов, даже если носители  исполнительной власти избираются непосредственно народом (президент, губернатор и т. д.). Издаваемые ими властные акты (даже указы Президента) подзаконны, они развивают, уточняют, детализируют, применяют в конкретной обстановке закон. Действия администрации не могут противоречить закону, являются его исполнением. Поэтому органы называют исполнительными, а власть — исполнительной.

Конечно, администрация  всегда служила высшей власти, исполняла  ее веления, подчинялась ей. В правовом государстве его администрация  подчиняется не другой власти, а закону. Она исполняет не акты монархов, а законы, то есть она становится подзаконной.

11. В условиях  правового государства значительно  изменяются объем и формы контроля  за деятельностью исполнительной  власти. Ее подконтрольность приобретает  качественно иной характер. В прошлом ее контролировал монарх и уполномоченные им чиновники: прокуроры и иные представители высшей власти. Это был контроль за подчиненными, осуществляемый свыше, чаще всего, контроль одних чиновников за другими. В правовом государстве исполнительная власть не подчинена другим властям, она самостоятельна, но ее вправе контролировать все существующие власти: и парламенты, и суды, и иные органы, не принадлежащие ни к одной из трех ветвей государственной власти (прокуратура, счетная палата, уполномоченный по правам человека и др.). В России огромные контрольные полномочия принадлежат президентской власти, занимающей особое положение в российской системе разделения властей16.

Уровень подконтрольности государственной администрации  резко возрастает в условиях развитой демократии и ее проявлений: свободы слова, права на получение информации, многопартийности и др.

Исполнительная  власть самостоятельна, но только в  функционально-компетенционном смысле. Ее функции связаны с практической реализацией законов в общегосударственном масштабе (исполнительством), для чего используется определенная часть государственно-властных полномочий. Другая часть таких полномочий приходится на долю законодательной и судебной властей. Следовательно, исполнительную власть можно характеризовать в качестве подсистемы в рамках системы единой государственной власти или же ее механизма.

Однако необходимо учитывать, что действующим законодательством  Российской Федерации фиксируются  функции и компетенция не самой  исполнительной власти, как государственно-правового института, а лишь субъектов, реализующих ее на том или ином уровне государственной организации (например, статус федеральных и региональных органов исполнительной власти).

Исполнительная  власть - необходимый атрибут государственно-властного механизма, построенного на разделении властей. До принятия Конституции Российской Федерации 1993 года законодательная власть осуществлялась только на федеральном и республиканском уровнях. Разделение властей в буквальном смысле имело известные формальные ограничения. Сейчас таковые отсутствуют, так как все субъекты федерации вправе осуществлять собственное правовое регулирование, включая принятие законов (ст. 76 Конституции РФ). Естественно, что на указанных уровнях осуществляется исполнительная и судебная власть. Там же, где отсутствуют три ветви государственной власти, исполнительная власть в ее государственно-правовом (конституционном) значении не функционирует. Например, ее нет на уровне отдельных государственных предприятий и учреждений, негосударственных формирований.

Таковы наиболее общие черты, совокупность которых  позволяет получить необходимое  представление об исполнительной власти как относительно самостоятельной  ветви государственной власти.

Подводя итог можно  сделать следующий вывод: до принятия Конституции в 1993 году на различных уровнях государственной организации была построена и соответствующим образом функционировала система органов государственного управления. Она полностью соответствовала одному из ведущих проявлений государственной власти, а именно — государственно-управленческой или исполнительно-распорядительной деятельности, осуществляемой наряду с законодательной и судебной.

Конституция РФ 1993г. вместо термина «государственное управление» ввела в оборот понятие «исполнительная власть».

Таим образом, исполнительная власть представляет собой относительно самостоятельную ветвь (вид, разновидность) единой государственной власти Российской Федерации, тесно взаимодействующую с законодательной и судебной ее властями. Исполнительная власть есть способность и возможность оказывать определяющее воздействие на деятельность, поведение, а также право и возможность подчинять своей воле других. Отличительным признаком этой ветви власти выступает то, что она реализуется в отношении, как к коллективным, так и индивидуальным элементам государственно-организованного общества, то есть в общегосударственном масштабе и в качестве специфической государственной функции правоприменительного (правоисполнительного) характера. Исполнительная власть реализуется через деятельность специальных субъектов, наделенных исполнительной компетенцией. В государственно-властном механизме она представлена органами исполнительной власти. Через деятельность государственных органов - субъектов исполнительной власти, исполнительная власть приобретает динамические качества.

 

ГЛАВА 3. ПОЛНОМОЧИЯ ПРЕЗИДЕНТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В СФЕРЕ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ

3.1 Полномочия Президента, связанные с организацией и функционирование исполнительной власти

Президент РФ по Конституции РФ 1993 г.17 не является главой исполнительной власти. Тем не менее, его роль, функции и полномочия в этой сфере весьма существенны.

Как глава государства  он является гарантом прав и свобод человека и гражданина, реализуемых преимущественно в сфере государственного управления, обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти, определяет основные направления внутренней и внешней политики государства, в осуществлении которой активно участвуют все субъекты исполнительной власти.

Конституция РФ наделяет Президента рядом полномочий, непосредственно связанных с организацией и функционированием исполнительной власти. Так, с согласия Государственной Думы он назначает Председателя Правительства РФ; имеет право председательствовать на заседаниях Правительства, принимает решение об отставке Правительства; представляет Государственной Думе кандидатуру для назначения на должность Председателя Центрального банка РФ; по предложению Председателя Правительства назначает на должность и освобождает от должности заместителя Председателя Правительства, федеральных министров; представляет Совету Федерации кандидатуры для назначения на высшие судебные должности, а также кандидатуру Генерального прокурора РФ, т.е. лиц, активно участвующих в обеспечении законности в сфере исполнительной власти; формирует и возглавляет Совет Безопасности РФ; утверждает доктрину национальной безопасности и военную доктрину; формирует Администрацию Президента; назначает и освобождает от должности полномочных представителей Президента; назначает и отзывает дипломатических представителей Российской Федерации в иностранных государствах и международных организациях18.

Президент по представлению  Председателя Правительства утверждает систему и структуру федеральных  органов исполнительной власти, вносит в них изменения.

Как Верховный  Главнокомандующий Вооруженными Силами РФ и Председатель Совета Безопасности РФ Президент своими указами и распоряжениями направляет деятельность федеральных министерств и иных федеральных органов исполнительной власти Российской Федерации, непосредственно руководит деятельностью ряда таких органов19. Положения о названных органах утверждаются Президентом. Их руководители назначаются на должность и освобождаются от должности в особо устанавливаемом порядке. Он вправе также отменять правовые акты федеральных органов исполнительной власти, непосредственно подведомственных ему.

Информация о работе Полномочия президента в системе разделения властей