Понятие административного наказания

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2013 в 16:42, реферат

Описание работы

Цель настоящей курсовой работы – изучить систему административных наказаний.
В ходе изучения данной темы были поставлены следующие задачи:
1. Дать понятие административным наказаниям.
2. Рассмотреть цели, признаки, принципы и правила назначения административных наказаний.

Содержание работы

Введение
Глава 1. Понятие административного наказания, цели и признаки административного наказания. Виды административных наказаний. Характеристика административных наказаний
1.1 Понятие административного наказания. Цели и признаки административного наказания
1.2 Виды административных наказаний. Характеристика административных наказаний
Глава 2. Правила и принципы назначения административных наказаний
2.1 Общие правила назначения административных наказаний
2.2 Принципы назначения административных наказаний
Глава 3. Проблемные аспекты обеспечения законности при выборе вида и размера административного наказания
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

Кр админ.docx

— 42.68 Кб (Скачать файл)

Содержание

 

Введение

 

Глава 1. Понятие административного  наказания, цели и признаки административного  наказания. Виды административных наказаний. Характеристика административных наказаний

 

1.1  Понятие административного  наказания. Цели и признаки  административного наказания

 

1.2  Виды административных  наказаний. Характеристика административных  наказаний

 

Глава 2. Правила и принципы назначения административных наказаний

 

2.1 Общие правила назначения  административных наказаний

 

2.2 Принципы назначения  административных наказаний

 

Глава 3. Проблемные аспекты  обеспечения законности при выборе вида и размера административного  наказания

 

Заключение

 

Список литературы

 

 

Введение

 

Известно, что административные наказания оказывают значительное влияние на состояние правопорядка в стране, способствуют предупреждению преступлений. Вместе с тем для  более успешной борьбы с правонарушениями необходимо знать, насколько результативны  эти наказания, какое воздействие  они оказывают на сознание и поведение  людей, так как без достоверных данных об эффективности административных наказаний невозможно оптимизировать практику их применения, совершенствовать законодательство об административной ответственности.

 

Административное наказание  выступает как мера профилактического  характера и применяется в  целях предупреждения совершения новых  правонарушений, преступлений, как  самим правонарушителем, так и  другими лицами.

 

Именно устанавливая возможность  применения административного наказания  за то или иное противоправное деяние (действие или бездействие), государство  признает тем самым, что деяние представляет общественную вредность, а в отдельных  случаях и общественную опасность, а также дает ему соответствующую  юридическую оценку, осуждая противоправное деяние и лицо, его совершившее.

 

Актуальность данной темы заключается в том, что для  более успешной борьбы с правонарушениями, а также для предупреждения совершения новых правонарушений необходимо знать, насколько результативны применяемые  административные наказания, какое  воздействие они оказывают на сознание и поведение людей.

 

Цель настоящей курсовой работы – изучить систему административных наказаний.

 

В ходе изучения данной темы были поставлены следующие задачи:

 

1.  Дать понятие административным  наказаниям.

 

2.  Рассмотреть цели, признаки, принципы и правила назначения  административных наказаний.

 

3.  Изучить основные  виды наказаний, охарактеризовать  их.

 

4.  Рассмотреть порядок  наложения административных наказаний.

 

5.  Рассмотреть проблемные  аспекты обеспечения законности  при выборе вида и размера  административного наказания.

 

Предмет настоящего исследования - нормы действующего законодательства, прежде всего Кодекс об административных правонарушениях, а также другие нормативно-правовые акты.

 

Объект исследования –  система административных наказаний.

 

Данная курсовая работа имеет  следующую структуру: введение, три  главы, заключение и список использованной литературы.

 

 

Глава 1. Понятие административного  наказания. Цели и признаки административного  наказания. Виды административных наказаний, их характеристика

 

1.1 Понятие административного  наказания. Цели и признаки  административного наказания

 

Административное наказание  является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений, как  самим правонарушителем, так и  другими лицами. Таким образом, сущность административного наказания состоит  в том, что оно является формой государственного и видом административного  принуждения и представляет собой  реакцию государства на административное правонарушение и его правовую оценку. Оно назначается во всех случаях  от имени государства, а лицо, совершившее  правонарушение, обязано претерпеть неблагоприятные ограничения и  лишения[1].

 

Необходимо отметить, что  административное наказание, выражая  отрицательную оценку государством совершенного правонарушения, вместе с тем содержит в себе предупредительную  и профилактическую направленность как к лицам, совершившим эти  правонарушения, так и к другим лицам (частная и общая превенция). В определенной мере административные санкции предупреждают преступления[2].

 

При этом воспитание лица, совершившего административное правонарушение, не провозглашается целью наказания, хотя и предполагает позитивные изменения, направленные на соблюдение законов  и правопорядка.

 

Административное наказание  является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений, как  самим правонарушителем, так и  другими лицами[3].

 

КоАП РФ содержит, таким образом, положения, придающие административному наказанию предупредительную и профилактическую направленность.

 

Административное наказание  не может иметь своей целью  унижение человеческого достоинства  физического лица, совершившего административное правонарушение, или причинение ему  физических страданий, а также нанесение  вреда деловой репутации юридического лица[4]. Понятия "человеческое достоинство", "честь", "доброе имя" складываются на основе этических норм. При этом достоинство определяется не только самооценкой физического лица, но и совокупностью объективных  качеств человека, характеризующих  его репутацию в обществе (нравственные установки, уровень знаний, обладание  социально-полезными навыками). Под  деловой репутацией понимается оценка его профессиональных качеств. Деловой  репутацией может обладать любой  гражданин, а также любое юридическое  лицо: коммерческая и некоммерческая организация.

 

Гражданин и юридическое  лицо вправе требовать опровержения не соответствующих действительности порочащих его деловую репутацию  сведений, имеет право на помещение  ответа в средствах массовой информации и на установление в судебном порядке  факта несоответствия распространенных порочащих сведений действительности, а также на возмещение причиненного в связи с посягательствами на деловую репутацию имущественного вреда.

 

Из понятия административного  наказания, данного в КоАП РФ, можно выделить следующие признаки:

 

1)  Административное наказание  есть установленная государством  мера ответственности.

 

Необходимость сосредоточения механизма административно-правового  воздействия и прежде всего административных наказаний в руках государства  очевидна и вытекает из публично-правовой характеристики юридической ответственности  в целом. В административно-правовой литературе данный тезис никем и  никогда не оспаривался, что является вполне закономерным. Тезис о том, что "административное наказание  установлено государством", имеет  как формальную (поверхностную), так  и содержательную (сущностную) ценность.

 

Формальный признак означает, что административное наказание  как вид административного принуждения  устанавливается законом об административных правонарушениях, который принимается  законодательными органами государства.

 

С содержательной же стороны  административное наказание может  считаться законно установленным  только в том случае, если законом  зафиксированы так называемые существенные элементы правоограничения. Существенные элементы правоограничения указывают, по сути, на то, что административное наказание:

 

1. устанавливается и применяется  государством в общественно значимых  интересах;

 

2. применяется только от  имени государства;

 

3. содержит четко определенный  объект (объекты) ограничений с  указанием количественных пределов (максимального, а в необходимых  случаях и минимального) вмешательства  в правовой статус нарушителя;

 

4. выражает характер не  какой-либо, а именно административной  ответственности, что, впрочем,  обеспечивается и рядом других  присущих административным наказаниям  признаков.

 

2)  Административное наказание  применяется лишь за совершение  административного правонарушения.

 

Существенная особенность  данного признака заключается в  том, что он используется наряду с  таким основным институтом науки  административного права, как административное правонарушение.

 

Административное правонарушение и административное наказание - это  понятия взаимозависимые и взаимообусловленные, что не исключает различия между  ними. Административное правонарушение определяется административно-деликтным законом в целях обеспечения правильного и обоснованного применения мер административной ответственности.

 

3)  Административное наказание  может быть применено только  к лицу, признанному виновным  в совершении административного  правонарушения;

 

В этом признаке административного  наказания реализуются такие  принципы административно-деликтного законодательства, как принцип законности[5], принцип равенства перед законом[6], принцип справедливости[7] и, самое главное, принцип вины[8].

 

Суть указанного признака в контексте административного  наказания состоит в том, что  административное наказание может  быть назначено при наличии вины лица в совершении административного  правонарушения. Это значит, что административное наказание назначается лишь за те действия, которые предусмотрены административно-деликтным законом в качестве административного правонарушения; основанием применения к лицу административного наказания является совершение им общественно вредного деяния, содержащего все признаки состава административного правонарушения. Основным моментом является то, что лицо совершило это деяние виновно и его вина полностью доказана в установленном законом порядке.

 

4)  Административное наказание  есть кара, которая заключается  в обусловленном им лишении  или ограничении прав и свобод  правонарушителя;

 

Именно в этом на практике выражается сущность наказания, его  содержание. Кара с присущими ей характеристиками - традиционный признак  наказания.

 

Между тем, как в количественном, так и в качественном значениях кара не всегда должна пониматься как причинение страданий. Безусловно, кара причиняет лицу, привлеченному к ответственности, обусловленные ограничения и лишения, а это вызывает и определенные страдания, но цели причинить ему страдания и тем более умалить его человеческое достоинство или репутацию наказание перед собой не ставит.

 

5)  Административное наказание  всегда носит личный характер  и не должно затрагивать интересы  третьих лиц;

 

Этот признак находится  в диалектическом согласии с третьим  признаком административного наказания, в соответствии с которым оно  применяется к лицу, признанному  виновным в совершении правонарушения, а не к кому-либо другому. Кроме  того, он выступает отличительным  признаком карательных мер юридической  ответственности, поскольку это  положение не применимо к гражданско-правовым санкциям, где их реализация может  произойти, например, и после смерти делинквента.

 

Личный характер административного  наказания вытекает, прежде всего, из принципа личной ответственности, правовое содержание которого сводится к трем основным положениям:

 

1. основанием административной  ответственности является поведенческий  акт, совершенный конкретным человеком;

 

2. лицо отвечает только  за то противоправное деяние, которое было совершено лично  им;

 

3. административное наказание,  налагаемое на лицо, совершившее  административное правонарушение, должно носить личный характер  и не распространяться на других  лиц.

 

6) Административное наказание  применяется широким кругом органов  и должностных лиц, уполномоченных  рассматривать дела об административных  правонарушениях.

 

Данный признак административно-процессуальный, на суть административного наказания  не влияет, но раскрывает качественное отличие его от других мер государственного принуждения (уголовных наказаний, взысканий, вытекающих из гражданско-правовых деликтов, дисциплинарных взысканий  и т.д.).

 

Вместе с тем и внесудебное  применение административных наказаний  также имеет свои достоинства. Прежде всего, следует заметить, что применение административных наказаний внесудебными органами не является нарушением Конституции  РФ, конституционного строя, если при  этом учитывается ряд аспектов самой  административной ответственности (статус субъекта ответственности, характер санкции  и др.) и обеспечивается возможность  последующего судебного обжалования  действий (бездействия) указанных органов  и их должностных лиц.

 

Положительным моментом внесудебного применения административных наказаний  является также то, что такие функции  являются по своей сути контрольными, надзорными и их реализуют должностные  лица, обладающие специальными познаниями в тех отраслях законодательства, нарушение которых и образует составы административных деликтов.

 

7) Административное наказание  всегда влечет последствие, при  котором нарушитель и после  исполнения административного наказания  считается подвергнутым такому  наказанию.

 

Сущность административной наказанности заключается в определенных правоограничениях для лица, привлекавшегося к административной ответственности, и выполняет также определенную воспитательную и профилактическую роль в предупреждении совершения новых административных правонарушений. Следует при этом учитывать, что претерпевание лицом, совершившим административное правонарушение, неблагоприятных правовых последствий административного наказания, по сути, должно быть срочным (в разумном смысле) с тем, чтобы не представлять собой по длительности меру более суровую, чем само административное наказание. Срок для погашения административного наказания - это своего рода испытательный срок, во время которого лицо, привлеченное к административной ответственности, должно доказать, что "оправдало" примененное наказание.

Информация о работе Понятие административного наказания