Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2013 в 16:42, реферат
Цель настоящей курсовой работы – изучить систему административных наказаний.
В ходе изучения данной темы были поставлены следующие задачи:
1. Дать понятие административным наказаниям.
2. Рассмотреть цели, признаки, принципы и правила назначения административных наказаний.
Введение
Глава 1. Понятие административного наказания, цели и признаки административного наказания. Виды административных наказаний. Характеристика административных наказаний
1.1 Понятие административного наказания. Цели и признаки административного наказания
1.2 Виды административных наказаний. Характеристика административных наказаний
Глава 2. Правила и принципы назначения административных наказаний
2.1 Общие правила назначения административных наказаний
2.2 Принципы назначения административных наказаний
Глава 3. Проблемные аспекты обеспечения законности при выборе вида и размера административного наказания
Заключение
Список литературы
Под давностью привлечения к административной ответственности понимаются сроки, после истечения которых исключается возможность привлечения к административной ответственности (назначения административного наказания). Сроки давности, установленные в КоАП, зависят от вида и характера административного правонарушения.
Так, по общему правилу постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении двух месяцев со дня его совершения.
Течение срока давности начинается
со дня окончания исполнения постановления
о назначении административного
наказания: в случае наложения административного
наказания в виде предупреждения
начало погашения годичного
Следует отметить, что при
длящемся (т.е. неоконченном) административном
правонарушении исчисление срока для
назначения наказания и привлечения
к административной ответственности
определяется не моментом совершения
административного
Совершение нового административного
правонарушения прерывает течение
давностного срока для
При совершении лицом двух и более административных правонарушений административное наказание назначается за каждое совершенное административное правонарушение.
При совершении лицом одного действия (бездействия), содержащего составы административных правонарушений, ответственность за которые предусмотрена двумя и более статьями (частями статей) настоящего Кодекса и рассмотрение дел о которых подведомственно одному и тому же судье, органу, должностному лицу, административное наказание назначается в пределах санкции, предусматривающей назначение лицу, совершившему указанное действие (бездействие), более строгого административного наказания.
Административное наказание назначается:
1) в пределах санкции,
не предусматривающей
2) в пределах санкции,
при применении которой может
быть назначен наибольший
При назначении административного наказания могут быть назначены дополнительные административные наказания, предусмотренные каждой из соответствующих санкций.
Лицо, которому назначено
административное наказание за совершение
административного
2.2 Принципы назначения административного наказания
Важнейшими принципами назначения
административного наказания
Принцип законности назначения
административного наказания
Назначенное административное
наказание не может ни превышать
максимальный размер наказания, предусмотренного
за конкретное правонарушение, ни быть
меньше установленного его низшего
предела. В законодательстве об административных
правонарушениях отсутствуют
Кроме того, никто не может нести административную ответственность дважды за одно и то же административное правонарушение. Вместе с тем назначение административного наказания не освобождает лицо от исполнения обязанности, за неисполнение которой административное наказание было назначено.
Принцип индивидуализации назначения
административного наказания
При назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.
Административное наказание должно быть справедливым, т.е. соответствовать характеру самого правонарушения, обстоятельствам его совершения, имущественному положению, личности виновного.
Глава 3. Проблемные аспекты обеспечения законности при выборе вида и размера административного наказания
В условиях реформирования российской
государственности
Начавшаяся с 1994 г. и затянувшаяся на длительный период административно-деликтная реформа привела к неоправданному росту количества совершаемых административных правонарушений. Сложилась, по сути, парадоксальная ситуация, когда действующее законодательство об административной ответственности не способно было служить той цели, ради которой оно принималось, - противодействию и профилактике правонарушений, в том числе ввиду крайне неэффективного контроля за качеством управления и за соблюдением законов[26].
На протяжении многих лет истории человечества произвол, жестокость и слабость власти ярко проявлялись в той сфере общественных отношений, в которой применялись либо не применялись меры именно административной ответственности.
А без эффективно действующего механизма административной ответственности нормы, регулирующие права и обязанности членов общества, имеют лишь декларативный характер; правоохранительные органы не способны осуществлять принуждение к исполнению обязанностей, восстановление нарушенных прав и наказание нарушителей правовых запретов. Если органы административной юрисдикции проявляют бессилие в борьбе с правонарушениями либо попустительствуют правонарушителям, то в обществе так или иначе формируется мнение, что многие установленные законом запреты можно безнаказанно обходить, а для защиты своих прав целесообразно прибегать к самоуправству, самосуду, привлекая разные неофициальные "силовые" структуры. Вместе с тем отсутствие реально действующей системы административной ответственности влечет за собой произвол со стороны государства, когда принуждение применяется произвольно, по усмотрению власть имущих. Государственные органы и должностные лица наделены властными полномочиями по привлечению к административной ответственности, применению и реализации санкций за правонарушения. Незаконное и необоснованное использование этих полномочий может нанести существенный урон, прежде всего, правам и свободам личности.
Хотя наказание в
Соблюдение принципа законности
заключается также в
Изучение правоприменительной
практики показало, что требования
закона в ряде случаев не учитываются.
Например, не приводятся обоснования
доказанности вины правонарушителя, не
мотивируется выбор вида и размера
административного наказания. В
результате снижается воспитательное
значение института применения наказания,
а у правонарушителя
Важнейшим проявлением принципа
законности при применении мер административного
принуждения является наличие оснований
применения административного принуждения.
Таким основанием является совершение
административного
Принцип законности выражается
также в строжайшем соблюдении особого,
регламентированного законом
Важной гарантией обеспечения
законности выступает строгое следование
собственной компетенции
Еще одним условием соблюдения законности является требование недопустимости при применении административного принуждения действий (бездействия) и решений, унижающих человеческое достоинство.
Важной проблемой обеспечения защиты прав граждан при рассмотрении материалов дела и определении вида и размера наказания является предусмотренная законом обязанность правомочного должностного лица выяснить имущественное положение привлекаемого к административной ответственности лица. Малоэффективно, например, применение наказания в виде административного штрафа на неработающего или находящегося на чьем-то иждивении правонарушителя, гражданина, получающего пенсию по случаю потери кормильца.
Изучение правоприменительной практики в условиях действия норм нового Кодекса выявило ряд проблем, не способствующих обеспечению защиты прав граждан. Одной из них является практическая невозможность соблюдения столь кратких сроков составления протокола, продолжительность которых законодатель определил сроком-моментом «не медленно». При определенном стечении обстоятельств правовые предписания могут сыграть плохую шутку: общеизвестно, что не допускается по лучения объяснения от находящегося в возбужденном или в состоянии опьянения человека. Не вызывает сомнения, что полученные подобным образом объяснения от субъектов административно-правовых отношений легко могут быть отвергнуты судьей или иным должностным лицом, рассматривающими соответствующее дело. Следовательно, заслуживает порицания позиция российского законодателя, применившего при конструировании правовой нормы, определившей столь краткий промежуток времени для составления протокола об административном правонарушении.
Не способствуют должной защите прав граждан положения КоАП России, лишающие правоприменителя при наложении административного наказания возможности выхода за низший предел соответствую щей санкции закона. Сомнения объясняются конкретной социально экономической ситуацией в стране. В последние годы в России отмечается обнищание значительной части населения.
Часть правонарушителей, привлекаемых к административной ответственности, уплачивая штраф, подвергают семью реальной угрозе голода. Суммы налагаемых административных штрафов порою составляют большую часть заработной платы. Отсутствие в КоАП России правовой нормы, предоставляющей право применения наказания ниже низшего предела, в конечном итоге не способствует укреплению авторитета закона, а также реализации закрепленного в многочисленных нормативных актах принципа гуманизма.