Понятие административного задержания

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2013 в 02:01, реферат

Описание работы

В процессе охраны правопорядка сотрудники органов внутренних дел широко используют меры административного воздействия, которые применяются в целях предупреждения, выявления и пресечения правонарушений, а также обеспечения привлечения виновных к ответственности. От их правильного, тактически грамотного применения во многом зависит успешное решение задач по охране общественного порядка, имущества граждан, укреплению законности, обеспечению прав и законных интересов граждан.

Содержание работы

Введение
1. Правовые основы административного задержания
1.1.Понятие административного задержания
1.2.Отграничение административного задержания от уголовно-процессуального задержания. Особенности, связанные с административным задержанием
1.3.Органы, правомочные осуществлять административное задержание, превентивные процессуальные административные задержания
2. Помещение в медицинский вытрезвитель
3. Задержание лиц, занимающихся бродяжничеством и попрошайничеством
4. Личный досмотр. Досмотр вещей, находящихся при задержанном
5. Права и обязанности задержанного
Заключение
Литература

Файлы: 1 файл

Мой реферат. Административное задержание.doc

— 101.00 Кб (Скачать файл)

Введение

1. Правовые основы административного задержания

1.1.Понятие административного задержания

1.2.Отграничение административного задержания от уголовно-процессуального задержания. Особенности, связанные с административным задержанием

1.3.Органы, правомочные осуществлять административное задержание, превентивные процессуальные административные задержания

2. Помещение в медицинский вытрезвитель

3. Задержание лиц, занимающихся бродяжничеством и попрошайничеством

4. Личный досмотр. Досмотр вещей, находящихся при задержанном

5. Права и обязанности задержанного

Заключение

Литература

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 
Введение

 

В процессе охраны правопорядка сотрудники органов внутренних дел  широко используют меры административного  воздействия, которые применяются  в целях предупреждения, выявления и пресечения правонарушений, а также обеспечения привлечения виновных к ответственности. От их правильного, тактически грамотного применения во многом зависит успешное решение задач по охране общественного порядка, имущества граждан, укреплению законности, обеспечению прав и законных интересов граждан.

Среди мер административного воздействия, применяемых органами внутренних дел, особую группу составляют административное задержание, личный досмотр, досмотр  вещей, изъятие вещей и документов и некоторые иные меры, направленные на выявление и пресечение административных правонарушений, установление личности нарушителя и иных обстоятельств дела, составление протокола о правонарушении, обеспечение своевременного и правильного рассмотрения дела и исполнения вынесенного по нему постановления, т.е. на обеспечение производства по делам об административных правонарушениях.

Вместе с тем в  использовании органами внутренних дел данных мер есть ряд нерешенных вопросов и трудностей, которые касаются, прежде всего, правильного, единообразного применения норм законодательства об административных правонарушениях, уяснения содержания мер, особенностей тактики их производства в различных ситуациях и т.п. 

Административное задержание – это наиболее распространенное процессуальное действие, с которого, очень часто начинаются все самые серьезные неприятности и испытания, связанные с нашими правоохранительными органами, в особенности – с полицией. Вообще, это понятие может быть применено только к гражданам с 16-тилетнего возраста, т.к. само по себе административное задержание не существует, а является лишь мерой обеспечения рассмотрения дела об административном проступке. А ответственность за него наступает с 16 лет. С принятием нового КоАП (№ 195-ФЗ от 30.12.2001г.) изменились и условия административного задержания, также претерпел изменения круг лиц, уполномоченных осуществлять административное задержание.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Правовые  основы административного задержания

    1. Понятие административного задержания

 

Административное задержание - одна из мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях, полный перечень которых дается в ст. 27.1 КоАП РФ. Это одна из необходимых мер, осуществляемых в целях пресечения административного правонарушения, установления личности нарушителя, составления протокола об административном правонарушении при невозможности его составления на месте выявления административного правонарушения, обеспечения своевременного и правильного рассмотрения дела об административном правонарушении и исполнения принятого по делу постановления.

Сущность административного  задержания раскрывается в ст. 27.3 п. 1 КоАП РФ. Это кратковременное ограничение  свободы физического лица, применяемое  в исключительных случаях. Как разъясняет Конституционный Суд РФ, «задержание, арест, заключение под стражу и содержание под стражей, несмотря на их процессуальные различия, по сути есть лишение свободы». Общим основанием административного задержания служит административный проступок.

Административным правонарушением (проступком) признается посягающее на государственный или общественный порядок, собственность, права и свободы граждан, на установленный порядок управления, противоправное, виновное (умышленное или неосторожное) действие либо бездействие, за которое законодательством предусмотрена административная ответственность.

Помимо общей предпосылки (совершения проступка) для задержания необходимо одно из следующих условий (дополнительных):

- наличие серьезных  оснований предполагать, что активные  противоправные действия будут продолжаться, что правонарушитель может причинить ущерб общественным интересам, другим гражданам, себе;

- отсутствие возможности  составить протокол о проступке  и иные документы непосредственно  на месте (личность виновного  не установлена, нужно провести медицинское обследование и т.д.);

- отказ уплатить штраф  на месте или расписаться в  квитанционной книжке и указать  свой адрес, если отсутствуют  свидетели, которые могут сообщить  необходимые данные о нарушителе.

КоАП устанавливает  общий срок административного задержания – не более 3-х часов, допуская из этого ряд исключений :

- задержание до рассмотрения  дела судьей или начальником  ОВД лица,        совершившие:

-мелкое хулиганство;

-нарушение порядка  организации и проведения собраний, митингов и т.д.;

-неповиновение законному  требованию работнику полиции, иному уполномоченному лицу;

-находящихся в состоянии  опьянения;

-задержание нарушителей  пограничного режима и т.д.

Административному задержанию не подлежат иностранные граждане, пользующиеся дипломатической неприкосновенностью. Как правило, административное задержание не применяется к военнослужащим и сотрудникам органов внутренних дел, а также к депутатам всех звеньев Советов, судьям и прокурорам.

    1. Отграничение административного задержания от уголовно-процессуального задержания

 

Задержание по уголовно-процессуальному  праву - мера уголовно-процессуального  принуждения, близко примыкающая по характеру ограничений, которым  подвергается личность, к мере пресечения в виде заключения под стражу. По существу - это кратковременное лишение свободы подозреваемого. В силу неотложности задержания закон не требует для его применения санкции, прокурора или решения суда. В то же время закон устанавливает ряд гарантий законности и обоснованности осуществления этой меры принуждения, четко регламентируя условия, основания, мотивы и сроки ее применения.

Правила производства задержания закреплены в УПК, а также в  Положении о порядке кратковременного задержания лиц, подозреваемых в  совершении преступления. Производство задержания допустимо лишь при определенных условиях и по основаниям, указанным в законе.

Задержание может быть применено только к лицу, подозреваемому в совершении преступления, за которое  предусмотрено наказание в виде лишения свободы.

Только орган дознания, следователь и прокурор правомочны решить вопрос

о задержании лица.

Положение о порядке  кратковременного задержания называет в качестве целей задержания выяснение  причастности задержанного к преступлению и разрешение вопроса о применении меры пресечения в виде заключения под стражу. Такими целями могут быть также воспрепятствование подозреваемому продолжать преступную деятельность, скрыться от следствия и суда, помешать установлению истины.

Во всяком случае задержание должно быть оформлено протоколом. В нем излагаются основания и мотивы задержания, день и час, год и месяц, место задержания, объяснения задержанного и время составления протокола. Протокол подписывается лицом, его составившим, и задержанным (ст. 122 УПК).

Протокол задержания, составленный в полиции или другом органе дознания, должен быть утвержден начальником органа, так как закон только его наделяет правом произвести задержание.

Положение о порядке  кратковременного задержания предусматривает  в качестве правового основания  задержания и помещения задержанного в камеру для задержанных кроме протокола также постановление следователя или органа дознания. Постановление о задержании выносится, если основания к задержанию выявляются в ходе расследования дела.

В соответствии с ч. 2 ст. 48 Конституции РФ и ст. 47 УПК с момента объявления подозреваемому протокола задержания, но не позднее 24 часов с момента задержания, к участию в деле допускается защитник.

Срок задержания исчисляется  с момента доставления лица, подозреваемого в совершении преступления, в орган дознания или к следователю, поэтому важно, чтобы в протоколе указывалось время доставления лица в орган дознания или к следователю. Если задержание производится на основании постановления органа дознания или следователя, то срок задержания исчисляется с момента фактического задержания лица.

О случае задержания лица орган дознания или следователь  обязаны в течение 24 часов сделать  письменное сообщение прокурору, а  последний в течение 48 часов с  момента получения извещения  обязан дать санкцию на заключение под стражу либо освободить задержанного. Следовательно, срок задержания не может превышать 72 часов.

Орган дознания (следователь) обязан уведомить о задержании подозреваемого его семью, если известно место ее жительства. Если лицо задержано по подозрению в совершении тяжкого преступления, уведомление семьи производится в случае, если это не воспрепятствует установлению истины.

Административное задержание временно ограничивает право на передвижение, на личную неприкосновенность, поэтому  оно может применяться только в случаях и на срок, предусмотренный федеральным законом. В соответствии с комментируемой статьей этот срок не должен превышать трех часов. Срок задержания начинает исчисляться с момента доставления правонарушителя в служебное помещение органа внутренних дел, налоговой полиции, таможенного органа, военной комендатуры, органа местного самоуправления сельского поселения или в иное служебное помещение. Для лиц, задержанных в состоянии опьянения, срок начинает исчисляться с момента их вытрезвлени.

Задержанному лицу разъясняются его права и обязанности, предусмотренные  КоАП, о чем делается соответствующая  запись в протоколе об административном задержании. Он может обжаловать административное задержание в вышестоящий орган  или прокурору. Лица, применившие данную меру, обязаны предоставить задержанному возможность обратиться с жалобой, как в устной, так и в письменной форме.

Протокол об административном задержании направляется вместе с протоколом об административном правонарушении, в связи с которым лицо было задержано, уполномоченному должностному лицу для принятия решения.

КоАП предусматривает  в ряде случаев и более длительные сроки административного задержания. На срок до 48 часов для установления личности правонарушителя или для  выяснения обстоятельств административного правонарушения могут быть задержаны лица, допустившие нарушение установленного режима Государственной границы, порядка пребывания на территории Российской Федерации, совершившие административное правонарушение во внутренних морских водах, в территориальном море, на континентальном шельфе, в исключительной экономической зоне РФ, нарушение таможенных правил.

 

1.3. Органы, правомочные осуществлять административное задержание

 

Что касается субъектов  применения административного задержания (органов (должностных лиц), правомочных осуществлять административное задержание), то он методом исчерпывающего перечня определен в КоАП РФ (ст.27.2.). Такой же подход к регламентации прослеживается и в действующем КоАП РФ с той лишь разницей, что круг должностных лиц, правомочных осуществлять административное задержание, ограничен. Предполагается исключить из этого круга должностных лиц органов государственного горного надзора, федерального органа по геологии и использованию недр, федерального органа по охране окружающей среды и природных ресурсов, федерального органа по рыболовству. При этом намечается закрепить правило о том, что должностные лица органов внутренних дел (полиции) вправе производить административное задержание физических лиц при совершении любых административных правонарушений при наличии соответствующего обращения со стороны должностных лиц, уполномоченных составлять протоколы о соответствующих административных правонарушениях.

Итак, еще раз уточним, какие органы правомочные осуществлять административное задержание:

- должностные лица  органов внутренних дел, 

- старшее в месте  расположения охраняемого объекта  должностное лицо ведомственной  охраны или вневедомственной  охраны при органах внутренних  дел, 

- военнослужащие внутренних войск МВД РФ,

- должностные лица  военной автомобильной инспекции, 

- военнослужащие органов и войск  пограничной службы,

- должностные лица федеральных  органов налоговой полиции, 

- должностные лица таможенных  органов, 

Информация о работе Понятие административного задержания