Понятие и источники авторского права и смежных прав

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Октября 2013 в 22:40, контрольная работа

Описание работы

Авторское право традиционно занимает первое место при изложении различных правовых институтов, относящихся к интеллектуальной собственности.
В царской России оно признавалось начиная с 1828 г. вплоть до Октябрьской революции 1917 г. После незначительного по времени перерыва, вызванного Октябрьской революцией, оно снова было восстановлено в середине 20-х гг. прошлого столетия.
В СССР и в современной России существовала непрерывная «цепочка» законодательных актов по авторскому праву.
Принятие гл. 70 ГК РФ не прерывает, а продолжает эту традицию, лишь в некоторых вопросах вводя новые нормы.

Файлы: 1 файл

авторское право 3.docx

— 34.60 Кб (Скачать файл)

Понятие и источники  авторского права и смежных прав.

08.12.2010 09:45 Я.А. Юкша

      

Авторское право традиционно занимает первое место при изложении различных  правовых институтов, относящихся к  интеллектуальной собственности.   

 В царской России оно признавалось начиная с 1828 г. вплоть до Октябрьской революции 1917 г. После незначительного по времени перерыва, вызванного Октябрьской революцией, оно снова было восстановлено в середине 20-х гг. прошлого столетия.      

В СССР и в современной России существовала непрерывная «цепочка»  законодательных актов по авторскому праву.     

Принятие гл. 70 ГК РФ не прерывает, а продолжает эту традицию, лишь в некоторых вопросах вводя новые  нормы.    

 Выражение «авторское право»  употребляется в объективном  и субъективном смыслах. В объективном  смысле это совокупность норм, регулирующих отношения по созданию  и использованию произведений  науки, литературы и искусства.  В субъективном смысле авторское  право — это определенные права  на произведение науки, литературы и искусства, принадлежащие определенному лицу — автору или его правопреемнику.     

 Авторское  право — это совокупность правовых норм, регулирующих имущественные и личные неимущественные отношения по признанию авторства, использованию и охране произведений науки, литературы и искусства, установлению режима их использования, наделению авторов неимущественными и имущественными правами, защите прав авторов и других правообладателей.     

 Смежными  правами называются права, близкие к авторскому праву (отсюда и название) и производные от него, однако полностью не совпадающие с ним. Возникают они вследствие проявления определенных творческих усилий и являются результатом умственной (интеллектуальной) деятельности, однако элемента творчества в данном случае недостаточно для того, чтобы говорить о наличии авторского права.     

 Смежные права неразрывно  связаны с авторскими правами,  однако последние могут существовать  независимо от смежных прав. Так,  автор исполняемого произведения  может быть неизвестен либо  произведение может вообще не  охраняться авторским правом (например, срок охраны истек, или исполняется  произведение фольклора, или речь  идет о записи звуков природы,  пения птиц и т.д.). Вместе с  тем смежные права существуют  по общему правилу только тогда,  когда есть произведение, которое  можно исполнить, записать на  фонограмму, включить в передачу  организации эфирного и кабельного  вещания и т.д.  

 Необходимость правовой охраны  смежных прав обусловлена, в  первую очередь, развитием технических  возможностей воспроизведения и  распространения произведений, позволяющих  коммерчески эксплуатировать исполнение  произведений, фонограммы музыкальных  записей и т.д.   

 По сравнению с ранее действовавшим  законодательством (Закон об авторском  праве и смежных правах) ГК  РФ дополнил перечень смежных  прав. Теперь помимо интеллектуальных прав на результаты исполнительской деятельности (исполнения), прав на фонограммы, на сообщение в эфир или по кабелю радио- и телепередач (вещание организаций эфирного и кабельного вещания) к смежным правам относятся также права на содержание баз данных, а также права на произведения науки, литературы и искусства, обнародованные после их перехода в общественное достояние (ст. 1303 ГК РФ).   

 Функции авторского права:

•       признание авторства и охрана произведений науки, литературы и искусства;

•       установление режима использования произведений;

•       наделение авторов произведений науки, литературы, искусства и иных правообладателей комплексом личных неимущественных и имущественных прав;

•       защита авторских прав. Принципы авторского права:

•       свобода творчества;

•       сочетание личных интересов автора с интересами общества;

•       неотчуждаемость личных неимущественных прав.   

 Источники авторского  права. Источниками авторского права, как и гражданского права в целом, служат законы и иные правовые акты РФ, международные договоры РФ, а также обычаи делового оборота.

1. Законы:

•    Гражданский кодекс РФ. Часть четвертая;

2. Подзаконные акты:

•       постановления Правительства РФ от 21 марта 1994 г. № 218 «О минимальных ставках авторского вознаграждения за некоторые виды использования произведений литературы и искусства» (СЗ РФ. 1994. № 13. Ст. 994) и от 17 мая 1996 г. № 614 «О ставках вознаграждения исполнителям за некоторые виды использования исполнения (постановки)» (СЗ РФ. 1996. № 21. Ст. 2529);

•       положения, принятые Правительством РФ, например Положение о регистрационных сборах за официальную регистрацию программ для ЭВМ, баз данных и топологий интегральных микросхем от 12 августа 1993 г. (с последующими изменениями и дополнениями), Положение о регистрации кино- и видеофильмов от 28 апреля 1993 г. и др.;

•       нормативные акты, издаваемые Министерством культуры, Государственным комитетом РФ по печати. Например, Приказ Министерства печати и информации РФ «Об утверждении перечня выходных сведений, размещенных в непериодических изданиях» от 28 июля 1998 г. № 27 (БНА. 1998. № 11. Ст. 58).   

 Из числа международных договоров РФ наибольшее значение в качестве источников авторского права имеют:

•       Бернская конвенция об охране литературных и художественных произведений от 9 сентября 1886 г. (в парижской редакции от 24 июля 1971 г.), вступившая в силу для Российской Федерации с 13 марта 1995 г.;

•       Всемирная (Женевская) конвенция об авторском праве от 6 сентября 1952 г., действующая для России в первоначальной редакции с 27 мая 1973 г., а в редакции 1971 г. — с 9 марта 1995 г.;

•       Конвенция, учреждающая Всемирную организацию интеллектуальной собственности, от 14 июля 1967 г.;

•       Конвенция о распространении несущих программы сигналов, передаваемых через спутники, подписанная в Брюсселе 21 мая 1974 г. и ратифицированная Указом Президиума Верховного Совета СССР от 12 августа 1988 г.

Некоторые вопросы  использования объекта авторских  прав в рекламном продукте

Одной из особенностей современных рыночных отношений  является активное использование в  гражданском обороте объектов авторского права и смежных прав. Более  всего это относится к сфере  маркетинговых коммуникаций, целью  которых является обеспечение взаимосвязи  с покупателями, посредниками и другими  участниками рыночной деятельности, а также формирование спроса и стимулирование сбыта. Деятельность в данной сфере непосредственно связана с созданием и использованием объектов авторского права и смежных прав, причем, в первую очередь, речь идет о рекламной деятельности.

Центральным правовым актом в этой области является Федеральный закон РФ «О рекламе» от 13 марта 2006 года (далее – Закон  о рекламе). Согласно статье 1 данного  закона, одной из целей правового  регулирования рекламной деятельности является соблюдение принципов добросовестной конкуренции. В то же время среди  общих требований к рекламе содержится требование соблюдения законодательства об авторском праве и смежных  правах при производстве, размещении и распространении рекламы (п. 11 статьи 5 Закона о рекламе). Законодатель в данном случае последовательно развивает положения, закреплявшиеся в п. 1 статьи 10 Закона РСФСР «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» от 22 марта 1991 г., и нашедшие свое отражение в Федеральном законе «О защите конкуренции» от 26 июля 2006 года, о запрете недобросовестной конкуренции, в том числе в форме продажи, обмена или иного введения в оборот товара с незаконным использованием результатов интеллектуальной деятельности и приравненных к ним средств индивидуализации (п. 1 статьи 14 закона «О защите конкуренции»). И хотя та же статья 5 Закона о рекламе устанавливает общий запрет на распространение в рекламе недостоверных сведений об исключительных правах на результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации, законодатель особо заостряет внимание на соблюдении в рекламной деятельности норм об авторском праве и смежных правах.

Такое внимание вызвано  особенностями рекламного продукта, в большинстве случаев содержащего  признаки произведения – объекта  авторского права.

Согласно доктринальному определению, данному проф. В. И. Серебровским в 1956 году, произведение – это совокупность идей, мыслей и образов, получивших в результате творческой деятельности автора свое выражение в доступной  для восприятия человеческими чувствами  конкретной форме, допускающей возможность  воспроизведения [1, C. 32]. Проф. А. П. Сергеев  на основе данного определения выделяет два обязательных признака произведения – творческий характер произведения и объективную форму его выражения [2, С. 110]. Таким образом, рекламный  продукт будет признаваться произведением  при условии, что он носит творческий характер, поскольку объективная  форма в данном случае подразумевается. Творчество, или креатив – необходимая  составляющая большинства современной  рекламы. Создание рекламного образа, в отличие от образа художественного, имеет своей целью привлечение  внимания и поддержание интереса к товару, но, тем не менее, рекламный  образ может охраняться в качестве объекта авторского права, поскольку  произведению, согласно закону, предоставляется  правовая охрана независимо от его  назначения и достоинств (п. 1 статьи 1259 ГК РФ).

Как свидетельствует  двадцатилетний опыт развития рыночных отношений в нашей стране, одной  из наиболее слабых областей остается область правовой защиты обладателей  исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности. Число правонарушений в указанной области не поддается  исчислению, в том числе, благодаря  современным технологиям, позволяющим  с легкостью копировать и передавать любую информацию, чаще всего –  охраняемую законодательством об интеллектуальной собственности.

К несомненным положительным  моментам рассматриваемой проблемы относится кодификация вышеупомянутого  законодательства, которая произошла  с принятием Части четвертой  Гражданского кодекса РФ в том  же 2006 году. Согласно статье 1225 ГК РФ, произведения науки, литературы и искусства относятся  к охраняемым результатам интеллектуальной деятельности. При этом согласно п. 4 статьи 129 ГК РФ, сами произведения относятся  к объектам гражданских прав, изъятых  из оборота, а права на эти объекты, равно как их материальные носители могут отчуждаться или иным способом переходить от одного лица к другому в соответствии с нормами Гражданского кодекса РФ. Таким образом, авторские права выступают на сегодняшний день в двух качествах: в качестве субъективных прав и в качестве оборотоспособных объектов гражданских прав. Конструкция, допущенная законодателем, представляется нам более удачной, чем действовавшая ранее, поскольку она позволяет бесспорно отнести произведения (равно как и другие охраняемые результаты интеллектуальной деятельности) к нематериальным объектам.

Согласно статье 1255 ГК РФ, авторские права – это  интеллектуальные права на произведения науки, литературы и искусства. Закон  закрепляет авторские права в  виде перечня, в который входит исключительное право на произведение, право авторства, право автора на имя, право на неприкосновенность произведения, право на обнародование произведения, право на отзыв произведения, право на вознаграждение за пользование служебным произведением, право следования и право доступа. Два последних относятся только к произведениям изобразительного искусства.

Оговоримся сразу, что хотя законодатель и проводит деление интеллектуальных прав на имущественные, личные неимущественные и иные права (статья 1226 ГК РФ), он не раскрывает природы  так называемых иных прав. Исключительное право на произведение является имущественным  правом, право авторства и право  автора на имя – личными неимущественными правами  в силу прямого указания закона. Анализ норм, касающихся права на обнародование, права на отзыв и права на неприкосновенность произведения позволяет сделать вывод, что данные права также относятся к личным неимущественным правам автора [3, С. 117]. Таким образом, к иным правам мы можем отнести право доступа и право следования, поскольку они сочетают в себе черты имущественных и личных неимущественных прав.

Использование авторских  прав третьими лицами допускается в  отношении имущественных прав автора, то есть в отношении исключительного  права на произведение. Правообладатель  вправе использовать произведение по своему усмотрению любым не  противоречащим   закону способом, равно как и распоряжаться принадлежащим ему исключительным правом на произведение (п. 1 статьи 1229, п. 1 статьи 1270 ГК РФ).

Использование авторских  прав в рекламе, безусловно, должно подчиняться общим правилам, установленным  частью четвертой ГК РФ. В том  случае, когда рекламный продукт  представляет собой охраняемый результат  интеллектуальной деятельности, возможны две основных формы  использования исключительного права.

1. Рекламный продукт   используется в режиме служебного произведения. Это происходит в ситуации, когда автор (работник) находится в трудовых отношениях с пользователем (работодателем) и создает произведение в пределах установленных для работника трудовых обязанностей (п. 1 статьи 1295 ГК РФ). По общему правилу, исключительное право на служебное произведение принадлежит работодателю, если трудовым или иным договором между работодателем и автором не предусмотрено иное. В этом случае у автора служебного произведения возникает право на вознаграждение (имущественное право), размер которого определяется соглашением с работодателем.

Если в соответствии с договором между работником и работодателем исключительное право на служебное произведение остается у автора такого произведения, у работодателя возникает право  использовать произведение способами, обусловленными целью служебного задания  и в вытекающих из задания пределах (п. 3 статьи 1295 ГК РФ).

Информация о работе Понятие и источники авторского права и смежных прав