Понятие и источники авторского права и смежных прав

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Октября 2013 в 22:40, контрольная работа

Описание работы

Авторское право традиционно занимает первое место при изложении различных правовых институтов, относящихся к интеллектуальной собственности.
В царской России оно признавалось начиная с 1828 г. вплоть до Октябрьской революции 1917 г. После незначительного по времени перерыва, вызванного Октябрьской революцией, оно снова было восстановлено в середине 20-х гг. прошлого столетия.
В СССР и в современной России существовала непрерывная «цепочка» законодательных актов по авторскому праву.
Принятие гл. 70 ГК РФ не прерывает, а продолжает эту традицию, лишь в некоторых вопросах вводя новые нормы.

Файлы: 1 файл

авторское право 3.docx

— 34.60 Кб (Скачать файл)

2. Рекламный продукт  создается по договору авторского  заказа и используется в соответствии  с условиями договора. По общему  правилу, в этом случае материальный  носитель произведения переходит  к заказчику вместе с исключительным  правом на произведение или  с разрешением на использование  исключительного права в оговоренных  договором пределах (пп. 1, 2 статьи 1288 ГК РФ). Отчуждение исключительного  права фактически означает отказ  автора от возможности использовать  свое произведение в пользу  приобретателя по договору. В  этом случае к приобретателю  переходит также и право на  обнародование произведения, которое  изначально принадлежит автору  и носит характер личного неимущественного  права. Выдача разрешения на  использование исключительного  права (заключение лицензионного  договора) означает передачу имущественных  правомочий автора заказчику  в оговоренных договором пределах.

В том случае, если рекламодатель хочет использовать в рекламе охраняемый объект авторского права, ему необходимо получить разрешение правообладателя – автора или  иного лица, обладающего исключительным правом на данное произведение.

Объект  авторского права. Рекламодателю необходимо иметь в виду, что к объектам авторских прав относится не только произведение в целом, но и часть произведения, его название и персонаж произведения, если по своему характеру они могут быть признаны самостоятельным результатом творческого труда и имеют объективную форму выражения (п. 7 статьи 1259 ГК РФ). В то же время закон дает перечень объектов, которые, хотя и обладают признаками произведения, но, тем не менее, к объектам авторских прав не относятся. Это официальные документы государственных органов и органов местного самоуправления, государственные символы и знаки, а также символы и знаки муниципальных образований, произведения народного творчества и сообщения о событиях и фактах, имеющие исключительно информационный характер. Указанные объекты могут быть использованы в рекламе, но только в том случае, если такое использование не вводит в заблуждение потребителей и иных лиц относительно объекта рекламирования.

В том случае, если на произведение истек срок действия исключительного права, оно может  использоваться любыми заинтересованными  лицами при условии соблюдения личных неимущественных прав автора. Вот  тут как раз мы сталкиваемся с  основной особенностью использования  произведения в рекламе – как  правило, имя автора в рекламе  не упоминается как раз по причине  назначения рекламного продукта. Рекламный  продукт продвигает определенный товар, внимание потребителя рекламы сосредоточено  на сюжете, в центре которого – объект рекламирования, и не должно отвлекаться  на автора оригинальной идеи. А если учесть, что подобные идеи, как правило, разрабатываются в соавторстве, то становится понятно, что с технической  точки зрения указание имен авторов  в данном случае затруднено. Исходя из содержания права автора на имя, мы можем сделать вывод о том, что в данном случае автор вынужден использовать свое правомочие обнародовать произведение без указания имени (анонимно). Данная ситуация является вполне закономерной, когда рекламодатель или иной пользователь может получить согласие автора на анонимное использование  произведения в рекламе. Однако после  смерти автора и в случае, когда  произведение перешло в общественное достояние, закон разрешает наследникам  и другим заинтересованным лицам  выступать в защиту личных неимущественных  прав автора. Тем самым рекламодатель  не застрахован от возможных исков  в свой адрес со стороны таких  лиц.

Субъекты  авторских прав. Прежде чем оформлять разрешение на использование произведения в рекламе, рекламодателю необходимо удостовериться, что он имеет дело с надлежащей стороной по договору, и что данное лицо на самом деле правомочно распоряжаться исключительным правом на произведение. Чаще всего исключительное право принадлежит самому автору произведения или его наследникам. Однако если речь идет о служебных произведениях, исключительное право, как отмечалось выше, может возникать у работодателя. Кроме того, Гражданский кодекс допускает конструкцию, ранее не существовавшую: автор может заключить договор с третьим лицом об отчуждении исключительного права на произведение. Такой договор возможен как непосредственно при создании произведения и до его обнародования, так и позднее, в течение всего срока действия исключительного права. Поскольку договоры в сфере авторского права не подлежат государственной регистрации, информация о них является закрытой, и рекламодатель в этом случае должен выяснить у автора или его наследников, являются ли они правообладателями в отношении конкретного произведения. В некоторых случаях, чаще всего, когда речь идет о музыкальных произведениях, авторы могут передавать свои правомочия на распоряжение исключительным правом в части заключения лицензионных договоров организациям, осуществляющим коллективное управление авторскими и смежными правами.

Согласно Гражданскому кодексу, организации по управлению правами на коллективной основе –  это основанные на членстве некоммерческие организации, на которые в соответствии  с  полномочиями,  предоставленными  им   правообладателями, возлагается управление соответствующими правами на  коллективной   основе (п. 1 статьи 1242 ГК РФ). Рекламодатель в данной ситуации получает разрешение не у самого автора, а у подобной организации, причем необходимо иметь в виду, что она правомочна предоставлять в пользование исключительные права на произведение только на условиях простой неисключительной лицензии (п. 1 статьи 1243 ГК РФ).

Если рекламодатель  заключает договор об использовании  авторских прав не с автором, а  с его наследником, необходимо удостовериться в том, что наследник обладает на это достаточными полномочиями. Исключительное право наследуется, согласно закону, как единое целое, и все наследники должны осуществлять свои права на основе взаимного согласия, а при отсутствии согласия порядок  использования исключительного права на произведение устанавливается судом.

Передача прав на использование произведения в рекламе  может осуществляться на основании  лицензионных договоров. Лицензионные договоры об использовании авторских  прав заключаются в простой письменной форме, причем несоблюдение формы договора влечет его недействительность. Закон  требует обязательного указания суммы вознаграждения автору или  иному правообладателю по возмездному  лицензионному договору. При отсутствии условия о размере вознаграждения или о порядке его определения такой договор считается незаключенным. Помимо суммы вознаграждения в договоре должен быть указан объект авторского права и способы его использования, а также территория, на которой разрешается использование, и срок договора. При отсутствии условия о территории действия договора считается, что он действует на всей территории Российской Федерации, а при отсутствии условия о сроке его действия, договор считается заключенным на пять лет. При этом договор не может действовать, если истек срок действия исключительного права.

Исключительное  право на произведение действует  в течение жизни автора и семьдесят  лет после его смерти. По истечении  этого срока произведение переходит  в общественное достояние и может  использоваться любым заинтересованным лицом, но с условием соблюдения личных неимущественных прав автора (статья 1282 ГК РФ).

Подводя итог, хотелось бы отметить, что проблема использования  объекта авторских прав в рекламном  продукте относится к числу сложных  и многоаспектных. В настоящей  статье были выявлены лишь основные принципы такого использования, которые могут  быть положены в основу дальнейшей разработки указанной проблемы.

  1. Серебровский В. И. Вопросы соетского авторского права. М., 1956.
  2. Сергеев А. П. Право интеллектуальной собственности в Российской Федерации. М.: ТК Велби, 2004.
  3. Арзуманян А. Б. К вопросу о классификации интеллектуальных прав в Гражданском кодексе РФ// Материалы научной конферернции ЮРГИ «Наука и образование: проблемы, поиски, решения». Ростов-на-Дону: Изд-во «Антей», 2010
  •  
    Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993г. // Россий-ская газета, 1993, 25 декабря.
  • Гражданский Кодекс РФ, Часть первая, № 51-ФЗ // Собрание законо-дательства РФ от 5 декабря 1994 г., № 32, ст. 3301, Часть вторая, № 14-ФЗ // Собрание законодательства РФ от 29 января 1996 г. № 5, ст. 410, Часть третья, № 146-ФЗ // Собрание законодательства РФ от 3 декабря 2001 г. № 49, ст. 4552, Часть четвертая, № 230-ФЗ // Собрание законодательства РФ от 25 де-кабря 2006 г., № 52 (ч.I), ст. 5496-5497.
  • Федеральный закон от 09.07.1993 N 5351-1 «Об авторском праве и смежных правах» (с изменениями на 20 июля 2004 года) (редакция, действующая с 1 сентября 2006 года) // Библиотечка Российской газеты, № 8, 2005, ст. 1244.
  • Федеральный закон от 20.07.2004 N 72-ФЗ «О внесении изменений в Закон Российской Федерации «Об авторском праве и смежных правах» // Собрание законодательства РФ от 26 июля 2004 г., № 30.
  • Федеральный закон от 23.09.1992 N 3523-1 «О правовой охране программ для электронных вычислительных машин и баз данных» (с изменениями на 2 февраля 2006 года) // Библиотечка Российской газеты, № 16, 2003.
  • Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда России от 25.10.2005 N 3919/05 // Вестник ВАС РФ. № 11, 2005.
  • Авторское право в интернете // Бизнес-адвокат. № 13, 2002.
  • Авторское право: Сборник нормативных актов. М.: Юрист, 2003. 96 с.
  • Ануфриева Л.П. Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации ч. 3-я (постатейный). М.: Волтерс Клувер, 2004. 656 с.
  • Ануфриева Л.П. Международное частное право. 2-е изд. Учебник. М.: Проспект, 2004. 688 с.
  • Белов В., Денисов Г. Из мирового опыта защиты интеллектуальной собственности // Российский экономический журнал. 2000, № 3. С. 82-88.
  • Близнец И.А., Леонтьев К.Б. Роль государства в области авторского права и смежных прав. Доклад на Международной конференции «Законодательство об авторском праве: пути развития» 2.06.2001.
  • Витрянский В. Защита права собственности // Закон. 2000, № 11. С. 113-117.
  • Гаврилов Э.П. Комментарий к Закону об авторском праве и смежных правах. Судебная практика. 3-е изд. М.: Изд-во «Экзамен», 2003.
  • Гаврилов Э.П. Некоторые актуальные вопросы авторского права и смежных прав.
  • Гаврилов Э.П. О кодификации законодательства, относящегося к интеллектуальной собственности // Вестник Высшего Арбитражного Суда РФ. № 10, 2002. С. 95.
  • Гражданское право. Учебник в 2-х томах. Том 2 / Под ред. Е.А. Суханова. М.: Бек, 2003. 704 с.
  • Гражданское право: Учебник: Часть 1. Изд. 3-е, перераб. и доп / Под ред. А.П. Сергеева, Ю.К. Толстого. М.: Проспект, 2004. 632 с.
  • Грибанов В.П. Осуществление и защита гражданских прав. М.: Ста-тут, 2000.
  • Гришаев С.П. Авторское право. М.: Система ГАРАНТ, 2005.
  • Давидюк Ю. Авторское право и Интернет // Журнал «Компьютер Price»/.
  • Дозорцев В.А. Интеллектуальные права: Понятие. Система. Задачи кодификации. Сборник статей. М., 2003.
  • Елисеев А.Н., Шульга И.Е. Институциональный анализ интеллектуальной собственности. Учебное пособие. М., 2005.
  • Еременко В. Содержание и природа исключительных прав (интеллектуальная собственность) // Интеллектуальная собственность. 2000, № 4. С. 28.
  • Еремин А.В. Современные международные отношения и законодательство России в области авторского права. Автореферат дисс... канд. юр. наук. М., 2003. 30 с.
  • Завальнюк А. Минимизация рисков, связанных с нарушением автор-ских прав на программное обеспечение // Директор ИС. № 11, 2006.
  • Завальнюк А. Право и интеллектуальная собственность // Директор ИС. № 3, 2003.
  • Защита авторских и смежных прав по законодательству России / Под ред. И.В. Савельевой. М.: Экзамен, 2002. 288 с.
  • Ивакин Н. Дасяня // Еженедельная газета «Версия» от 14-20 апреля 2003. С.З.
  • Калятин В.О. Интеллектуальная собственность (Исключительные права). Учебник для вузов. М.: Норма, 2000. 480 с.
  • Леонтьев К.Б., Зятицкий С.Ф., Терлецкий В.В. Авторское право в Интернете: три стадии одного процесса. Доклад на Международной конференции «Интеллектуальная собственность в Интернете», 25 января 2001 г.
  • Леонтьев К.Б. Проблемы развития авторского права в современных технологических условиях :Автореф. дисс….. канд. юр. наук. М., 2003. 26 с.
  • Лисов В. Пиратство в России // Аргумента и факты. 2002, № 34.
  • Луцкер А.П. Авторское право в цифровых технологиях и СМИ. М., 2005.
  • Международное частное право / Под ред. М.М. Богуславского. М.: Юристъ, 2001. 582с.
  • Международное частное право. 2-е изд. Перераб / Под ред. Г.К. Дмитриевой. М.: Велби, 2004.
  • Наумов В. Проблемы реализации авторских прав в сети Интернет // Журнал «МИР МЕДИА ХХI». № 1, 2000.
  • Подшибихин Л.И., Леонтьев К.Б. Реализация в Российской Федера-ции положений Бернской конвенции об охране литературных и художествен-ных произведений. Доклад на Международной Конференции «Законодательство об авторском праве: пути развития». 2 июня 2001 г.
  • Решетникова И.В., Ярков В.В. Гражданское право и гражданский процесс в современной России. М.: Норма, 2003. 302 с.
  • Рузакова О.А. Охрана интеллектуальной собственности в России // Юридический консультант. 2003, № 9. С. 8.
  • Сергеев А. Часть четвертая ГК РФ: За и против // Корпоративный юрист. № 6, 2006. С. 18 – 21.
  • Сергеев А.П. Право интеллектуальной собственности в Российской Федерации: Учебник. М., 2001.
  • Сергеев А.П. Право интеллектуальной собственности в РФ. Учебное пособие. М.: Проспект, 2001. 111с.
  • Серго А.Г.Интернет и право. М., 2003.
  • Серго А.Г., Пущин В.С. Основы права интеллектуальной собственности // Интернет-университет информационных технологий - ИНТУИТ.ру. 2005.
  • Скловский К.И. Собственность в гражданском праве: Учебно-практическое пособие. 2-е изд. М.: Дело, 2000. 512с.
  • Степанов В.В. Декларация по интеллектуальной собственности: новые ориентиры, новые задачи // Интеллектуальная собственность. Авторское право и смежные права. 2002, № 4. С. 12.
  • Судариков С.А. Основы авторского права. М.: Амалфея, 2000. 232 с.
  • Суханов Е.А. Гражданское право. Т. 1. М.: БЕК, 2004. 642 с.
  • Тархов В.А., Рыбаков В.А. Собственность и право собственности. - М.: Юрист, 2002. 248 с.
  • Трунцевский Ю.В. Видеопиратство. Уголовная ответственность, раскрытие и расследование преступлений. М.: УКЦ «Юринфор», 2000.
  • Чигарин Т.Г. Авторские права и Интернет // Авторское право: Учебное пособие. Авторский коллектив Allpravo.Ru. 2004.
  • Шершеневич Г.Ф. Учебник российского гражданского права. М., 1905.
  • Шугурова И.В. Международно-правовая охрана изобретения как объекта промышленной собственности: Автореф. дис... канд. юрид. наук. Саратов, 2003. С. 9.

Информация о работе Понятие и источники авторского права и смежных прав