Понятие и метод административного права

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2013 в 14:01, курсовая работа

Описание работы

Цель работы – изучение административного право как отрасли права, науки и учебной дисциплины.
Задачи работы:
Раскрыть понятие и содержание методов административного права.
Определить систему и источники административного права.
Выяснить место административного права в правовой системе России

Содержание работы

Введение……………………………………………………………...……..3
1. Понятие и метод административного права …………………………..5
2. Система и источники административного права………………….…11
3. Место административного права в правовой системе России………15
Заключение………………………………………………………………..20
Список использованной литературы…………………………………….21

Файлы: 1 файл

понятие и метод административного права.docx

— 37.08 Кб (Скачать файл)

СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение……………………………………………………………...……..3

1. Понятие и метод административного  права …………………………..5

2. Система и источники административного  права………………….…11

3. Место административного права  в правовой системе России………15

Заключение………………………………………………………………..20

Список использованной литературы…………………………………….21

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Административно право – важнейшая  отрасль правовой системы любой  страны. Особенно велика его роль в  России, где такие факторы, как  огромная территория, многонациональный  состав населения, традиционно большой  объём государственной собственности, исторические державные традиции, обусловили значение административной власти, государственной  администрации в жизни общества. 

Создание российской суверенной государственности, глубокие политические, экономические, организационные реформы в стране повлекли коренные изменения всего  массива административно – правовых норм.

Административное право – одна из самых объемных по своему содержанию, поскольку регулирует вопросы организации  и деятельности разветвленного аппарата управления, т.е. всех звеньев системы  органов исполнительной власти, а  также «управленческий разрез»  всех сфер экономического и социального  развития.

Актуальность  темы исследования заключается в том, что административно-властные полномочия используются в наиболее широких масштабах. Современные условия способствуют обусловленности государственного управления с постановкой основной задачи – обеспечение согласованной, упорядоченной деятельности всех составляющих частей механизма исполнительной власти.

Объект исследования – административное право как отрасль российского права.

Предмет исследования  – регулирование общественных отношений с помощью административного права.

Действующее в Российской Федерации  административное законодательство представляет собой безбрежное собрание правовых норм, разбросанных в различных актах, которые в политическом соотношении  просто необозримы.

Такую интерпретацию развития административного  законодательства можно отнести  не только к постсоветскому времени, но и ко всей ее истории. Задачей  первоочередной важности является последовательное системное изучение внутреннего  развития форм управления, организации  системы государственного управления, развитие норм, понятия и в целом  науки административного права.

Цель работы – изучение административного право как отрасли права, науки и учебной дисциплины.

Задачи работы:

  1. Раскрыть понятие и содержание методов административного права.
  2. Определить систему и источники административного права.
  3. Выяснить место административного права в правовой системе России.

Таким образом, административное право  России является одной из самостоятельных  отраслей публичного права. Самостоятельность  отрасли административного права  означает, что оно имеет собственный  предмет и метод правого регулирования. Публичность означает то, что административное право регулирует общественные отношения, которые представляют в первую очередь  интересы общества и государства.

 

1 ПОНЯТИЕ  И МЕТОД АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРАВА

 

Административное право как  отрасль современного права  появилась  тогда, когда в правовой системе  достаточное место заняли нормы, закрепляющие права личности, гарантии от административного произвола. Реализация в законодательстве идей естественных и неотъемлемых прав гражданина, разделения властей, контроля за государственной администрацией - необходимое условие превращения полицейского права в административное.

Административное право - одна из самых  больших и сложных отраслей правовой системы России. Это определяется разнообразием задач, стоящих перед ней. Для каждой из сфер общества необходимы свои административно - правовые нормы, охватывающие их деятельность.

Нет ни одной сферы жизни общества, в которой не участвовала бы государственная  администрация. А в ряде сфер - в обороне, государственной безопасности, охране общественного порядка, здравоохранении, народном образовании, транспорте, связи, энергетике - ее роль является решающей. Административное право - очень важная отрасль права, так как роль государственной администрации в России очень велика. От нее зависит эффективность управления и реализация гражданами многих прав.

Следовательно, административное право  это отрасль российской правовой системы, представляющая собой совокупность правовых норм, предназначенных для регулирования общественных отношений, возникающих в связи и по поводу практической реализации исполнительной власти (в более широком понимании — в процессе осуществления государственно-управленческой деятельности).

Отрасли права отличаются друг от друга прежде всего по предмету и методу правового регулирования.

Предмет административного права это совокупность общественных отношений, складывающихся в процессе организации и деятельности исполнительной власти.

В самой общей форме можно  сказать, что административное право - управленческое право. Оно реализует  отношения, возникающие в ходе формирования и функционирования государственной  администрации, и “ обслуживает” сферу государственного и муниципального управления.

Нормы административного права  регулируют большой комплекс управленческих отношений, возникающих в связи  с государственными и общественными отношениями.

Административное право призвано регулировать те общественные отношения, которые возникают, складываются, развиваются  и прекращаются в сфере управления. Все подобного рода общественные отношения так или иначе связаны с процессом осуществления исполнительно - распорядительной деятельностью общественного государства. А это означает, что административное право свое регулирующее воздействие оказывает на те виды общественных отношений, которые возникают непосредственно в связи с осуществлением задач государственного управления, с практической деятельностью органов государственного управления по руководству хозяйственным, социально - культурным и административно - политическим строительством. Вместе с тем эти общественные отношения возникают по поводу осуществления органами государственного управления исполнительно - распорядительных функций.

Правовое регулирование общественных отношений в сфере государственного управления осуществляется путем установления закрепленных в нормах административного права правил поведения, юридически обязательных для всех участников регулируемых отношений.

Устанавливая такие правила, государство  по существу создает определенный правовой режим реализации управленческих функций  и возникающих в этой связи отношений. Конкретное общественное отношение является управленческим, а потому и подпадает под регламентирующее воздействие административного права в следующих случаях. Во - первых, когда в нем обязательно участвует соответствующий орган государственного управления (должностное лицо). Во - вторых, когда этот орган практически реализует полномочия, предоставленные ему для осуществления управленческой деятельности.

Предмет правового воздействия - главный, но не единственный критерий разграничения  отраслей права. Они различаются и по методу регулирования. Предмет определяет специфику метода регулирования общественных отношений.

Человек - существо общественное, он всегда живет и существует с другими  людьми. Любая совместная деятельность требует согласованности, упорядочения и организации, условия разных людей  должны быть гармонизированы во времени и пространстве, подчинены определенной цели единым правилом безопасности. Совместная деятельность, как уже указывалось ранее, предполагает управление, последнее объективно необходимо и является неотъемлемым признаком общественного бытия, его атрибутом. А значит, управленческие отношения всегда были и будут, пока существует человеческое общество. Они, как и семейные, экономические связи, появились намного раньше, чем юридические нормы. Последние не создают управленческих отношений, а используются для того, чтобы их формализовать, упорядочить, охранять.

Управление предполагает доминирование, преобладание одной воли над другой, а часто и подчинение одного лица другому. В системе управленческих связей субъекты не равны и к тому же они выполняют разные социальные роли. Этого неравенства административное право не может и не стремиться устранить. Воспринимая его как объективную необходимость, законодатель, регламентируя организацию и функционирование исполнительной (административной) власти, юридически оформляет такое неравенство. Этим объясняются особенности административного правового метода[5, C. 34-37].

Главные признаки метода правового  регулирования: каково устанавливаемое юридическое положение сторон; с какими юридическими фактами связывается возникновение, изменение, прекращение правоотношений; как определяются права и обязанности субъектов правоотношений; как они защищаются. Метод характеризует волевую сторону регулятивных свойств отрасли.

Методы административного права  это совокупность правовых средств, способов, приемов регулирующего воздействия на управленческие отношения. В зависимости от характера регулируемых общественных отношений в теории права выделяют два метода правового воздействия: императивный и диспозитивный.

Диспозитивный метод основан на равенстве сторон, вступающих в общественные отношения, применяется, как правило, для регламентации отношений, регулируемых отраслями частного права. Административное право как отрасль публичного права, регулирующая отношения, одним из участником которых в большинстве случаев выступает орган (должное лицо), наделенный юридически властными полномочиями, использует метод централизованного, императивного регулирования, который также называется административно-правовым методом. Метод императивного регулирования рассчитан на отношения неравенства сторон и односторонность юридически-властных волеизъявлений одного из участников.

Административное право использует три юридических возможности: предписание (возложение прямой юридической обязанности совершать те или иные действия в определенных условиях), запрет (возложение прямой юридической обязанности не совершать те или иные действия в определенных условиях), дозволение (юридическое разрешение совершать определенные действия, либо не совершать их по своему усмотрению). Механизм административно-правового регулирования в большей мере использует предписания и запреты.[3, C. 45-47]

Разработка административного  права велась в некоторых случаях  в условиях правового и идеологического  вакуума. То есть российская наука к моменту формирования содержательно нового административного права не была должным образом подготовлена.

Так же одной из причин слабой разработки понятийного аппарата административного  права как отрасли является отсутствие четкой логично построенной нормативной  системы понятий. Что породило на современном этапе множество острых проблем, среди которых можно выделить основные: сложность в надлежащем и эффективном правоприменении; несоответствие некоторых норм административного права Конституции РФ;  противоречие норм одноуровнего и разноуровнего порядка друг другу; сложность адекватного тождественного толкования.

Так же хотелось бы отразить мнения авторов  на определение административного  права как отрасли, например, Д.М. Овсянко под административным правом он понимает одну из самостоятельных отраслей права, представляющей собой совокупность правовых норм, регулирующих общественных отношения в сфере исполнительной власти (государственного управления).

Однако необходимо рассматривать  административное право не как совокупность, а как систему норм. Существование норм административного права вне системы невозможно, так как между нормами, как элементами определенной сферы объективной действительности, есть взаимосвязь, основанная на предмете регулирования. Именно поэтому, говоря об отрасли права, надо понимать под ней систему взаимосвязанных норм.

На этой же позиции стоит и  авторский коллектив А.П. Алехина, А.А. Кармолицкого, Ю.М. Козлова. Но они, в свою очередь, провели более четкий и убедительный водораздел этих понятий. И дали более удачное определение административного права, под которым они понимают отрасль российской правовой системы, представляющей собой совокупность правовых норм, предназначенных для регулирования общественных отношений, возникающих в связи и по поводу практической реализации исполнительной власти (в более широком понимании - в процессе осуществления государственно-управленческой деятельности).[4, C. 19]

Таким образом, очевиден факт необходимости  наличия высокого уровня разработанности  административно-правовых категорий  при нормотворческой деятельности. Рассматривая в сравнительном аспекте  предмет науки и отрасли административного  права, без всяких сомнений предмет  науки шире предмета отрасли. На сегодняшний  день проблема разработанности административно-правовых категорий актуальна, что подтверждается самим научным миром. Но, несмотря на признание такой проблемы, сами административисты по разным причинам уделяют мало внимания ее разработке. Возможно, это обусловлено существующей в России действительностью, когда повсеместно признается та или иная проблема, но каких-либо активных конструктивных действий в рамках соответствующих по содержанию концепций не предпринимается. Остается надеяться, что уровень разработанность понятийного аппарата, причем не только в административном праве, повысится, так как любое развитие будет успешным и прогрессивным, если процесс развития будет базироваться на заранее четко определенных дефинициях.

Информация о работе Понятие и метод административного права