Понятие и метод административного права

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2013 в 14:01, курсовая работа

Описание работы

Цель работы – изучение административного право как отрасли права, науки и учебной дисциплины.
Задачи работы:
Раскрыть понятие и содержание методов административного права.
Определить систему и источники административного права.
Выяснить место административного права в правовой системе России

Содержание работы

Введение……………………………………………………………...……..3
1. Понятие и метод административного права …………………………..5
2. Система и источники административного права………………….…11
3. Место административного права в правовой системе России………15
Заключение………………………………………………………………..20
Список использованной литературы…………………………………….21

Файлы: 1 файл

понятие и метод административного права.docx

— 37.08 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2 СИСТЕМА И ИСТОЧНИКИ АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРАВА

 

Административное право как  отрасль права представляет собой  в общем виде огромный, разобранный  на множество нормативных актов  конгломерат различных правовых норм. Чтобы привести такое собрание норм в стройный порядок, наука распределяет их по группам, из которых каждая образует институт. В результате создаётся  стройная система норм административного права.

На сегодняшний день административное право знает две основные системы: институционную и отраслевую.

Институционная система, представляющая собой перенос гражданско-правовой схемы в область административного права, показывает нормы, отрасли наиболее полно. Преимуществом данной системы является то, что она группирует значительную часть правовых норм вокруг главных субъектов государственно-управленческих отношений, какими являются органы исполнительной власти, граждане, общественные объединения. Образуемые в пределах институционной системы правовые институты (органы исполнительной власти, государственной службы, административного принуждения) охватывают нормы административного права, регулирующие однородные общественные отношения, которые возникают во всех или в большинстве отраслей государственного управления. Данные правовые институты образуют общую часть административного права.

Отраслевая система административного  права группирует нормы административного права с учётом исключительно отраслевых аспектов государственного управления и приводит к выделению обширного ряда правовых институтов.

Источниками административного  права являются  акты государственных органов, в которых содержатся административно - правовые нормы.

Важнейшей особенностью отрасли являются разнообразие и множество источников юридических норм. Это детерминировано предметом отрасли: разнообразием и большим числом управленческих отношений, необходимостью своевременного юридического опосредования социальных процессов, объективной потребностью исполнительной власти.

Система источников административного  права выглядит следующим образом.

  1. На федеральном уровне: Конституция РФ; общепризнанные принципы  и нормы международного права, международные договоры РФ; постановления Конституционного Суда РФ; федеральные конституционные законы; федеральные законы, включая законы РФ и РСФСР, кодексы РФ и основы законодательства РФ; нормативные указы и распоряжения Президента РФ; нормативные акты палат Федерального Собрания РФ; нормативные постановления и распоряжения Правительства РФ; нормативные акты федеральных органов исполнительной власти (в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 13.08.1997 г. № 1009 в ред. от 07.07.2006 г. «Об утверждении правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации» они издаются в виде постановлений, приказов, распоряжений, правил, инструкций и положений; издание нормативных правовых актов в виде писем и телеграмм не допускается); нормативные акты некоторых федеральных государственных органов с особым статусом (например, Центральный банк РФ).
  2. На региональном уровне: конституции (уставы) субъектов РФ; постановления конституционных (уставных) судов субъектов РФ; законы субъектов РФ; нормативные акты высших должностных лиц субъектов РФ; нормативные акты законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов РФ; нормативные акты высших (коллегиальных) исполнительных органов государственной власти субъектов РФ; нормативные акты органов исполнительной власти субъектов РФ отраслевой и функциональной компетенции;
  3. На муниципальном (местном) уровне: уставы муниципальных образований; нормативные акты представительных органов муниципального образования; нормативные акты главы муниципального образования; нормативные акты местной администрации.

Единого административного кодекса  нет и его невозможно создать. Во - первых, потому, что нельзя в один акт поместить такое огромное число норм, которого требует правовое регулирование управления. Во - вторых, кодификация означала бы чрезмерную централизацию правотворчества, лишение органов исполнительной власти в центре и на местах возможности регулирования общественных отношений.

Таким образом, источники административного  права — это внешние формы выражения административно-правовых норм. В практическом варианте имеются в виду юридические акты различных государственных органов, содержащие такого рода правовые нормы, т.е. нормативные акты (закон и нормативно-правовой акт подзаконного характера).

Совокупность нормативных правовых актов, регламентирующих правоотношения, в совокупности составляющие предмет  административного права, образует административное законодательство. В законодательном массиве административного права следует выделять: общеправовые законодательные акты (прежде всего, Конституцию России), отраслевые законодательные акты (ФКЗ о Правительстве, КоАП РФ, ФЗ о системе государственной службы и т.п.); законодательные акты, относящиеся к другим отраслям права и межотраслевым общностям, однако имеющие в своей структуре нормы, регламентирующие административно-правовые отношения (Таможенный, Налоговый, Лесной кодексы и др.); международные акты, действующие в данной сфере правоотношений.

Определяя пределы и структуру  системы источников административного  права, ученые-административисты констатируют высокую степень ее подвижности, которая задается изменениями в правовой и организационной системе государства.

 

3 МЕСТО  АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРАВА В ПРАВОВОЙ  СИСТЕМЕ РОССИИ

 

Административное право, сохраняя свою специфику, выраженную в его  предмете и методе, тесно взаимодействует  с другими отраслями российского  права. Характеризуя это взаимодействие, необходимо иметь в виду, что административное право охватывает своим регулятивным воздействием широкие области государственной и общественной жизни.

Административное право играет в правовой системе РФ вспомогательную, служебную роль, в отличие, например,  от таких наиболее самостоятельных отраслей права, как гражданское, уголовное, международное, конституционное. Служебная роль административного права определяется целым рядом как внешних обстоятельств, так и группой факторов, вытекающих непосредственно из самой природы этой отрасли права.

Во-первых, в числе процессов, влияющих на содержание административного права, можно назвать следующие: а) сокращение масштабов централизованного админисртативно-правового регулирования (как известно, в соответствии с Конституцией РФ 1993 г., административное и административно-процессуальное законодательство отнесено к предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов); б) существенное возрастание роли региональных регуляторов; в) усиление значимости рекомендательных норм; г) обеспечение реальной самостоятельности управленческих подразделений различных уровней; д) усиление контрольно-надзорной и правоохранительной, а не распорядительной, функций административного регулирования.

Во-вторых, характеризуя служебную  роль административного права, следует принимать во внимание обстоятельства, вытекающие из самой его природы. Так, в связи с актуальностью проблемы правоохраны в условиях построения правового общества, административное право усиливает свои собственные юридические средства защиты от посягательств на правовой режим в сфере действия механизма исполнительной власти. Несоблюдение или недобросовестное выполнение административно-правовых норм влечет за собой приведение в действие предупредительных, пресекательных и карательных средстве административно-принудительного характера. Особая роль среди них отводится институту административной ответственности, а также административного процесса. Важное значение в данном случае имеет то обстоятельство, что при помощи административной ответственности все в большей мере осуществляется защита не только управленческих отношений, но и многих других - например, финансовых, трудовых, природоохранительных и т.п.

Наконец, во многих случаях, административное право не только защищает иные общественные отношения, но и может выступать  в качестве их регулятора. Так, действующее  российское законодательство использует норма административного права для обеспечения должной урегулированности налоговых, земельных, трудовых  и иных отношений. ими, например, определяются: порядок взимания налогов и сборов,  государственный контроль за соблюдением налогового законодательства; основные организационные начала предпринимательской деятельности; порядок возникновения и прекращения государственно-служебных отношений; многие стороны компетенции надзорных органов, действующих в рамках предмета иных отраслей права (например, природоохранительные инспекции и пр.). 

Итак, административное право строгих  границ правового воздействия не имеет. В свою очередь, сфера государственного управления не изолирована от действия норм других отраслей права. Следовательно,  возникает взаимодействие различных правовых отраслей.

Наиболее тесно административное право взаимодействует с конституционным (государственным) правом, которое закрепляет основные принципы организации и функционирования исполнительной власти, место ее субъектов в государственном механизме, правовые основы их формирования и т.п. В частности, конституционно провозглашенные права и свободы человека и гражданина (гл. 2 Конституции РФ) практически в значительной мере также реализуются через сферу государственного управления.

Таким образом, административное право  основывается на нормах конституционного права, детализирует и конкретизирует их, определяя при этом механизм реализации прав и свобод граждан, компетенции различных звеньев системы  исполнительной власти, формы и методы государственно-управленческой деятельности, основы ее отраслевой, межотраслевой региональной и местной организации и т.п.

Конституционное право устанавливает  исходные положения для всей отраслей права, в том числе административного. Конкретизируя нормы конституционного права, административное право своими нормами обеспечивает применение принципов  в сфере государственно-управленческой деятельности, определяет компетенцию  органов исполнительной власти, конкретизирует правовой механизм реализации прав и  свобод граждан и др.

Совместно с гражданским правом административное нередко регулирует внешнюю сторону сходных общественных отношений имущественного характера - в зависимости от преобладающего значения тех или иных элементов метода правового регулирования. (В данном случае подразумеваются договорные начала или административные предписания.)

Иногда регулируются сходные имущественные  отношения, но разными методами правового  регулирования. Гражданское право  регулирует отношения, характеризующиеся  равенством сторон (на началах договора), а административное — их неравенством (одностороннее предписание).

Аналогично решается вопрос и о соотношении норм административного и трудового права. В то же время наиболее сложно провести грань между, например, административным правом и такими отраслями права, как финансовое, земельное, природоохранительное (экологическое), предпринимательское. Механизм их соотношения таков, что фактически значительная часть отношений, отнесенных к предмету ведения названных отраслей, регулируется нормами административного права и свойственными ему правовыми средствами.

Многие трудовые отношения возникают  на основе односторонних административных актов, которым предшествуют соглашения (контракты) об условиях будущей работы. Такой акт требуется и для  прекращения трудовых отношений, и  для юридического оформления субъективных прав, связанных с трудовой деятельностью (отпуск, выход на пенсию и т.п.).

Границы действия норм уголовного и  административного права определяются характером и направленностью соответствующих запретов. Чтобы верно решить вопрос о том, является данное правонарушение преступлением или проступком, нужно во многих случаях сопоставить соответствующие нормы уголовного и административного законодательства.

Финансовое право регулирует общественные отношения, возникающие, изменяющиеся и прекращающиеся в процессе финансовой деятельности государства, а административное право определяет организацию работы органов, осуществляющих эту деятельность, и их правовой статус.

Многие отрасли права, в настоящее  время признаваемые самостоятельными, ранее выделялись лишь в качестве подотраслей административного права, поскольку основывали свое правовое регулирование на сходных приемах и способах, совмещаемых в глобальном понятии «метод административного права». В настоящий момент предмет указанных отраслей оформился в достаточно обособленную область общественных отношений, совокупность принципов регулирования и способов воздействия на общественные отношения приобрела устойчивость и характерную специфику, что и привело к выделению подотраслей административного права в самостоятельные отрасли российской системы права: финансовое, земельное, экологическое, аграрное, предпринимательское, таможенное, банковское и т.п.

Таким образом, кроме того, имеется  связь и с комплексными отраслями  права: морским, воздушным, горным, лесным и другими отраслями. Эта связь, в частности, состоит в том, что  в них наряду с нормами других отраслей права содержатся и нормы  административного права. Место административного права в системе права определяется характером и важностью регулируемых им общественных отношений. Его специфика и отличие от других отраслей права состоят в том, что оно регулирует управленческие отношения. Административное право характеризуется мобильностью, которая обусловливается особенностями общественных отношений, складывающихся в сфере управления, исполнительной деятельности государства.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Развитие административного права  России прошло длительный исторический путь развития. Истории развития административного  права было свойственны определенные процессы государственно-правовых явлений. Отсюда следует, что административное право в целом вне государственно-правовых явлений не существовало.

Административное право – это  одно из важнейших отраслей права. При  помощи административного права  государство регулирует систему  общественных отношений возникающих  в процессе организации и функционирования исполнительной власти, т.е. в сфере  государственного управления, местного самоуправления, в области реализации уполномоченными органами и должностными лицами управленческих функций.

Административное право – это  важная отрасль права (система правовых норм), которая в целях выполнения задач и осуществления функций  государства регулирует общественные отношения управленческого характера, складывающиеся в процессе организации  и функционирования исполнительной власти, а также в сфере внутриорганизационной  и административно - юрисдикционной деятельности различных государственных органов.

Административно-правовые исследования способствуют развитию наук финансового, экологического, муниципального права. Следует также упомянуть о  полезном взаимодействии административно-правовых исследований с исследованиями по трудовому, семейному праву и другим отраслям юридической науки.

 

СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

  1. Конституция Российской Федерации.
  2. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях.
  3. Административное право России. Общая часть: Учебник для высших учебных заведений // Под ред. П.И. Кононова. – М. 2005.
  4. Алехин А.П., Кармолицкий А.А., Козлов Ю.М. Административное право Российской Федерации. - М.  2001. - С. 19.
  5. Бахрах Д.Н., Россинский Б.В., Старилов Ю.Н. Административное право. Учебник для вузов. – М. 2004.
  6. Бачило И.Л. Ноздрачев А.Ф., О некоторых актуальных проблемах административного права. – М. 2004.
  7. Бельский К.С. К вопросу о предмете административного права//Государство и право. - 1997.-  № 11.
  8. Бельский К.С. О предмете и системе науки административного права.// «Государство и право». - N10.- 1998.
  9. Бунякин Н. Е. Концепция становления и развития административного права в России.// Монография. - Тамбов, 2002.
  10. Козлов Ю.М., Попов Л.Л. Административное право: Учебник. – М. 2002.
  11. Коренев А.П. Административное право России. Учебник. Часть I. – М. 2002.
  12. Ноздрачев А.Ф., Петухов В.Н., Пронина В.С., Терещенко Л.К., Тихомиров Ю.А., Хангельдыев Б.Б. Концепция развития административного законодательства. – М. 2005.
  13. Ноздрачев А.Ф. Административное право. Фундаментальный курс. - М. 2002.

Информация о работе Понятие и метод административного права