Понятие и основные признаки органа исполнительной власти. Виды органов исполнительной власти. Их система. Центральные федеральные органы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Мая 2013 в 20:19, контрольная работа

Описание работы

Кроме того, в некоторых федеральных органах исполнительной власти имеются межтерриториальные органы, деятельностью которых могут охватываться несколько субъектов Федерации (например, железные дороги, военные округа и т. п.).
Формирование органов исполнительной власти субъектов Федерации осуществляется ими самостоятельно в порядке, предусмотренном ст. 73, 77, 78 Конституции, а также актами субъектов Федерации.

Содержание работы

1. Понятие и основные признаки органа исполнительной власти. Виды органов исполнительной власти. Их система. Центральные федеральные органы исполнительной власти специальной компетенции. Территориальные федеральные органы. Органы исполнительной власти субъектов РФ………..3
2. Понятие государственного служащего и государственной службы. Обязанности и права государственных служащих……………………………10
3. Ученик 9 класса средней школы Хайбуллин решил подготовиться к поступлению в Вуз. Он написал заявление на имя заведующего подготовительных курсов института, в котором просил принять его на курсы с 1 октября 2009 г. Заведующий отметил, что заявление нужно писать на имя ректора; кроме того, 16-летний гражданин полностью не дееспособен, и заявление должны писать его родители (попечители, усыновители). Хайбуллин не согласился с этим и решил жаловаться на действия заведующего отделом. Разрешите данную правовую ситуацию……………..15
4. Список использованной литературы…………………………………….17

Файлы: 1 файл

Контрольная адм. право1.docx

— 42.74 Кб (Скачать файл)

 

 

Контрольная работа

 

по дисциплине «Административное право»

 

студента курса, гр. заочного отделения

юридического  факультета

Номер зачетной книжки:

Телефон (указывать обязательно): E-mail:

Вариант (тема): №

 

Дата сдачи  на проверку:

Преподаватель: Подпись __________________

 

Оценка: ____________________ Дата: ______________________

 

 

 

 

Рецензия

 

на контрольную  работу студента курса, гр. заочного отделения юридического факультета 

по дисциплине __________________________________________________________

__________________________________________________________

__________________________________________________________

Ф.И.О. и уч. степень преподавателя: ___________________________________________________________

Отметка о зачете: _______________ Дата: ____________________

Подпись _________________________________________________


 

 

 

Содержание

1. Понятие и основные признаки органа исполнительной власти. Виды органов исполнительной власти. Их система. Центральные федеральные органы исполнительной власти специальной компетенции. Территориальные федеральные органы. Органы исполнительной власти субъектов РФ………..3

2. Понятие государственного служащего и государственной службы. Обязанности и права государственных служащих……………………………10

3. Ученик 9 класса средней школы Хайбуллин решил подготовиться к поступлению в Вуз. Он написал заявление на имя заведующего подготовительных курсов института, в котором просил принять его на курсы с 1 октября 2009 г. Заведующий отметил, что заявление нужно писать на имя ректора; кроме того, 16-летний гражданин полностью не дееспособен, и заявление должны писать его родители (попечители, усыновители). Хайбуллин не согласился с этим и решил жаловаться на действия заведующего отделом. Разрешите данную правовую ситуацию……………..15

4. Список использованной  литературы…………………………………….17

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Вопрос  №1.

Понятие и основные признаки органа исполнительной власти. Виды органов исполнительной власти. Их система. Центральные федеральные органы исполнительной власти специальной компетенции. Территориальные федеральные органы. Органы исполнительной власти субъектов РФ.

Орган исполнительной власти — это организация, которая, являясь частью государственного аппарата, имеет свою структуру, территориальный масштаб деятельности, компетенцию, образуется в порядке, установленном законом или другим нормативным правовым актом, использует  определенные методы в работе, наделена правом выступать по поручению государства и призвана в порядке исполнительной и распорядительной деятельности осуществлять повседневное руководство экономической, социально-культурной и административно-политической сферами жизни общества.

Признаки органа исполнительной власти:

  • является государственным учреждением;
  • вместе с органами законодательной и судебной власти входит в систему органов государственной власти (государственный аппарат);
  • наделен полномочиями государственно-властного характера;
  • решает задачи, определенные государством;
  • обладает соответствующей компетенцией;
  • деятельность носит исполнительно-распорядительный подзаконный характер;
  • деятельность осуществляет организованный коллектив людей (государственных служащих);
  • осуществляет управленческую деятельность на основе предметной специализации;
  • осуществляет деятельность в различных формах (правотворческая, правоприменительная, договорная);
  • располагает широким арсеналом средств, способов осуществления деятельности;
  • обладает внутренней организацией, структурой;
  • наделен административной правосубъектностью;
  • действует в пределах определенной территории;
  • подконтролен и подотчетен по определенным вопросам органам представительной власти, а также вышестоящим органам исполнительной власти.

Виды органов исполнительной власти. Их система.

Под системой органов исполнительной власти понимается вертикальная связь между соподчиненными органами на основе разделения компетенции между ними. В систему входят:

  • Правительство — высший исполнительный орган государственной власти Российской Федерации;
  • федеральные органы исполнительной власти;
  • территориальные органы федеральных органов исполнительной власти;
  • органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Поскольку этих органов много и  они имеют разнообразное правовое положение, целесообразно классифицировать их по существенно важным признакам сходства и различия для того, чтобы точно и всесторонне охарактеризовать правовое положение каждого из них в отдельности.

С учетом территориального масштаба деятельности органы исполнительной власти могут быть двух уровней: федерального и субъектов Федерации: республик, краев, областей, городов федерального значения (Москва, Санкт-Петербург), автономной области и автономных округов. Этот признак обусловлен федеративным государственным устройством и административно-территориальным делением Российской Федерации. На всю территорию России свою деятельность распространяют: Правительство, федеральные министерства и иные федеральные органы исполнительной власти. Органы исполнительной власти субъектов Федерации осуществляют свою деятельность соответственно в пределах своей территории, т. е. части территории России.

Создание федеральных органов  исполнительной власти, их реорганизация и ликвидация осуществляются Президентом по предложению Председателя Правительства.

Федеральные органы исполнительной власти могут создавать свои территориальные  органы (управления, отделы и т. д.), действующие  на территории субъектов Федерации, но не входящие в систему их исполнительных органов.

Кроме того, в некоторых федеральных  органах исполнительной власти имеются  межтерриториальные органы, деятельностью  которых могут охватываться несколько  субъектов Федерации (например, железные дороги, военные округа и т. п.).

Формирование органов исполнительной власти субъектов Федерации осуществляется ими самостоятельно в порядке, предусмотренном ст. 73, 77, 78 Конституции, а также актами субъектов Федерации.

По организационно-правовым формам на федеральном уровне различаются: Правительство Российской Федерации; федеральные министерства; государственные комитеты Российской Федерации; федеральные комиссии России; федеральные службы России; российские агентства; федеральные надзоры России; иные федеральные органы исполнительной власти: Главное управление специальных программ Президента, Государственная техническая комиссия при Президенте, Управление делами Президента.

Организационно-правовыми формами  органов исполнительной власти субъектов  Федерации могут быть: правительства (советы министров, мэрии, администрации); министерства; комитеты; департаменты; главные управления, управления, отделы и иные органы.

В зависимости от объема и характера компетенции органы исполнительной власти подразделяются на:

а) органы общей компетенции, осуществляющие руководство на подведомственной территории всеми или подавляющим большинством отраслей управления и сфер деятельности (президентуры, правительства, главы администраций, губернаторы субъектов Федерации);

б) органы отраслевой компетенции, на которые возложено руководство  отдельными отраслями управления или  сферами деятельности (министерство, структурное подразделение администрации);

в) органы межотраслевой компетенции, которые ведают специальными вопросами управления, имеющими межотраслевое значение (государственный комитет, федеральная комиссия и аналогичные органы субъектов Федерации). Из их числа иногда выделяют органы специальной и смешанной компетенции, т.е. сочетающие признаки органов отраслевой и межотраслевой компетенции (федеральные надзоры, агентства и др.).

По порядку разрешения подведомственных вопросов различаются:

а) коллегиальные органы управления, решающие основные вопросы на коллегиальной  основе, т. е. большинством голосов лиц, входящих в их состав (Правительство, государственный комитет, федеральная  комиссия и др.);

б) единоначальные органы, в которых  основные вопросы решаются их руководителями (министерства, большинство администраций субъектов Федерации). Коллегиальность позволяет наиболее квалифицированно решать сложные вопросы с учетом мнения многих специалистов. Единоначалие обеспечивает оперативность руководства и повышение персональной ответственности руководителей за результаты работы органа исполнительной власти. В ряде случаев сочетание этих начал может выражаться в том, что коллегии действуют в единоначальных органах.

Центральные Федеральные  органы исполнительной власти Правительство Российской Федерации - это коллегиальный орган, который возглавляет систему исполнительной власти Российской Федерации и издает административно-правовые акты от своего имени.

Правительство РФ является высшим исполнительным органом государства, возглавляет  единую систему исполнительной власти. Правовую основу деятельности Правительства  РФ составляют Конституция РФ, федеральные  конституционные и федеральные  законы, нормативные указы Президента РФ.

Правительство возглавляет и обеспечивает согласованную деятельность системы  федеральных органов исполнительной власти, состоящей и министерств  и ведомств, многие из которых образуют в субъектах Федерации свои территориальные  органы. Состав Правительства Российской Федерации, порядок его формирования, цели, основные направления деятельности, полномочия, взаимоотношения с Президентом и Федеральным Собранием регламентируются Конституцией РФ.

Президент может самостоятельно вводить  должность федерального министра, не являющегося руководителем федерального министерства. Число заместителей определяется Президентом.

Министерство РФ – федеральный орган исполнительной власти (отраслевые и межотраслевые), проводящий государственную политику и осуществляющий управление в установленной сфере деятельности, а также координирующий деятельность в этой сфере иных федеральных органов исполнительной власти.

Государственный комитет и федеральная комиссия Российской Федерации - федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий на коллегиальной основе межотраслевую координацию по вопросам, отнесенным к его ведению, а также функциональное регулирование в определенной сфере деятельности.

Федеральная служба (руководитель службы), российское агентство (генеральный директор), федеральный надзор России (начальник федерального надзора) – федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие специальные (исполнительные, контрольные, разрешительные, регулирующие и др.) функции в установленных сферах ведения.

Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации

Система и формы органов исполнительной власти в республиках определяются их Конституциями, законами и иными актами; других субъектов Российской Федерации - их уставами и иными правовыми актами, принимаемыми в соответствии с законами, и указами Президента Российской Федерации.

Органы исполнительной власти субъекта Федерации входят в единую систему  исполнительной власти наряду с федеральными органами в пределах ведения Федерации  и совместного ведения Федерации  и её субъекта. В этих пределах органы исполнительной власти субъектов Федерации  образуют самостоятельный горизонтальный уровень системы исполнительной власти России.

Руководство органами отраслевой и  межотраслевой компетенции, создаваемые  субъектом Федерации, осуществляется главой исполнительной власти субъекта, который назначает их руководителей.

По предметам ведения исключительной компетенции субъекта Федерации  им создаются органы исполнительной власти специальной компетенции, подчиняющиеся  исключительно главе исполнительной власти субъекта и не входят в систему исполнительной власти Российской Федерации.

Исключение составляют органы исполнительной власти, ведающие вопросами совместной компетенции – их руководители назначаются  соответствующим федеральным министром  по согласованию с главой исполнительной власти субъекта Федерации. Такие ведомства  имеют двойное подчинение: по вертикали (функциональное) – соответствующему федеральному органу, по горизонтали (линейное) – главе исполнительной власти субъекта.

В субъектах Российской Федерации  действуют органы исполнительной власти общей, отраслевой и межотраслевой компетенции.

Территориальные федеральные органы исполнительной власти

Территориальные органы министерств и ведомств Российской Федерации входят в систему органов исполнительной власти Российской Федерации. Свою деятельность они осуществляют под руководством соответствующих центральных органов федеральной исполнительной власти. Вопросы осуществления деятельности территориальными органами, находящиеся в компетенции субъектов Федерации, решаются во взаимодействии с соответствующими органами исполнительной власти этих субъектов.

Создание, реорганизация и ликвидация территориальных органов осуществляется соответствующим центральным органом федеральной исполнительной власти по согласованию с администрациями краев, областей, автономной области, автономных округов, городов федерального значения. Численность аппарата, структура, штаты и фонд оплаты труда территориальных органов определяются с учетом особенностей региона по согласованию соответствующих министерств и ведомств Российской Федерации с органами исполнительной власти субъектов Федерации.

Информация о работе Понятие и основные признаки органа исполнительной власти. Виды органов исполнительной власти. Их система. Центральные федеральные органы