Понятие и основные признаки органа исполнительной власти. Виды органов исполнительной власти. Их система. Центральные федеральные органы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Мая 2013 в 20:19, контрольная работа

Описание работы

Кроме того, в некоторых федеральных органах исполнительной власти имеются межтерриториальные органы, деятельностью которых могут охватываться несколько субъектов Федерации (например, железные дороги, военные округа и т. п.).
Формирование органов исполнительной власти субъектов Федерации осуществляется ими самостоятельно в порядке, предусмотренном ст. 73, 77, 78 Конституции, а также актами субъектов Федерации.

Содержание работы

1. Понятие и основные признаки органа исполнительной власти. Виды органов исполнительной власти. Их система. Центральные федеральные органы исполнительной власти специальной компетенции. Территориальные федеральные органы. Органы исполнительной власти субъектов РФ………..3
2. Понятие государственного служащего и государственной службы. Обязанности и права государственных служащих……………………………10
3. Ученик 9 класса средней школы Хайбуллин решил подготовиться к поступлению в Вуз. Он написал заявление на имя заведующего подготовительных курсов института, в котором просил принять его на курсы с 1 октября 2009 г. Заведующий отметил, что заявление нужно писать на имя ректора; кроме того, 16-летний гражданин полностью не дееспособен, и заявление должны писать его родители (попечители, усыновители). Хайбуллин не согласился с этим и решил жаловаться на действия заведующего отделом. Разрешите данную правовую ситуацию……………..15
4. Список использованной литературы…………………………………….17

Файлы: 1 файл

Контрольная адм. право1.docx

— 42.74 Кб (Скачать файл)

Основными принципами в деятельности территориальных органов являются: соблюдение законности; разделение законодательной, исполнительной и судебной властей; разграничение предметов ведения между центральными органами федеральной исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Федерации; персональная ответственность.

Основные задачи и функции территориальных органов определяются исходя из задач и функций соответствующих министерств и ведомств Российской Федерации с учетом конкретных особенностей регионов, в которых они осуществляют свою деятельность.

 

 

 

Вопрос №2. 

Понятие государственного служащего и государственной  службы. Обязанности и права государственных  служащих.

 

Понятие государственного служащего  и государственной службы.

В ст. 3 Закона «Об основах  государственной службы Российской Федерации» дается следующее определение: «Государственным служащим является гражданин  Российской Федерации, исполняющий  в порядке, установленном Федеральным  законом, обязанности по государственной  должности государственной службы за денежное вознаграждение, выплачиваемое  за счет средств федерального бюджета  или средств бюджета соответствующего субъекта Российской Федерации».

Исходя из данного определения, можно сделать ряд ключевых особенностей. Государственным служащим может  быть только гражданин Российской Федерации. Исключения из этого правила устанавливаются  специальными нормами.

Государственный служащий занимает государственную должность и  в установленном порядке исполняет  соответствующие обязанности, реализует  должностные полномочия, выполняет  государственные функции.

За свою службу служащий регулярно получает денежное вознаграждение не менее заранее определенного  размера.

Оплата труда государственных  служащих производится за счет средств  федерального бюджета или бюджета  субъекта Федерации, т.е. во всех случаях  за счет средств, собранных с налогоплательщиков. Соответственно федеральным или  иным государственным бюджетом устанавливаются  размеры расходов на денежное содержание государственных служащих, включая  расходы на компенсационные выплаты  и оплату предоставляемых им социальных услуг.

Под государственной службой  в законе понимается профессиональная деятельность лиц, замещающих государственные  должности категории «Б» и  «В», по обеспечению исполнения полномочий государственных органов. Будучи разновидностью службы вообще и обладая всеми ее признаками (информационное содержание, деятельность за вознаграждение, в «чужих» интересах и т.д.), государственная служба имеет ряд специфических признаков, определяющих ее качественное своеобразие.

Во-первых, это деятельность лиц, замещающих патронатные и административные государственные должности. Закон  четко определяет субъектов государственной  службы и при этом значительно  сужает их круг.

Деятельность служащих государственных  предприятий, учреждений (даже таких, как  начальник железной дороги, ректор вуза, главный врач больницы, руководитель отделения пенсионного фонда, не говоря уже о библиотекарях, деканах, врачах и т.п.) теперь официально не считается государственной службой. Следуя закону, эту деятельность следует  называть службой в государственных  организациях, а ее субъектов –  служащими государственных организаций. Более того, закон не считает государственной  службой и деятельность Президента РФ, министров, губернаторов, судей  и иных лиц, замещающих государственные  должности категории «А».

Во-вторых, содержанием государственной  службы является обеспечение исполнения полномочий государственных органов, выполнение государственных функций. Необходимо отметить, что государственную  службу закон связывает с исполнением  полномочий, а значит, с осуществлением исполнительной власти.

В-третьих, государственная  служба содержится за счет бюджетного финансирования.

Как и всякая служба, государственная  служба является особым видом трудовой деятельности. Но в отличие от других видов труда – это работа, осуществляемая за вознаграждение на профессиональной основе работниками государственных  органов в целях осуществления  задач и функций государства.

 

Обязанности и  права государственных служащих.

Государственный служащий России, как и всякий субъект права  – гражданин РФ, имеет права, свободы  и обязанности человека и гражданина, установленные Конституцией и рядом  других нормативных правовых актов. Общие права и обязанности  государственных служащих впервые  установлены Федеральным законом  «Об основах государственной  службы РФ». Они предусмотрены только для государственных служащих, замещающих должности категорий «Б» и  «В», и не распространяются на лиц, замещающих должности категории «А».

Каждый государственный  служащий, независимо от конкретных полномочий по замещаемой должности, имеет право на:

§         ознакомление с документами, определяющими его права и обязанности по должности, критерии оценки качества работы и условия продвижения по службе, а также на организационно-технические условия, необходимые для исполнения им должностных обязанностей;

§         получение в установленном порядке информации и материалов, необходимых для исполнения своих обязанностей;

§         посещение в установленном порядке для исполнения своих обязанностей предприятий, учреждений и организаций независимо от форм собственности;

§         принятие решений и участие в их подготовке в соответствии со своими обязанностями;

§         участие по своей инициативе в конкурсе на замещение вакантной должности;

§         продвижение по службе, увеличение денежного содержания с учетом результатов и стажа работы, уровня квалификации;

§         ознакомление со всеми материалами своего личного дела, отзывами и другими документами до внесения их в личное дело, приобщение к личному делу своих объяснений;

§         переподготовку (переквалификацию) и повышение квалификации за счет средств соответствующего бюджета;

§         пенсионное обеспечение с учетом стажа государственной службы;

§         проведение служебного расследования для опровержения сведений, порочащих его честь и достоинство;

§         объединение в профессиональные союзы (ассоциации) для защиты своих прав, социально-экономических и профессиональных интересов;

§         внесение предложений по совершенствованию государственной службы в любые инстанции.

Каждый служащий независимо от полномочий по замещаемой государственной  должности государственной службы обязан:

§         обеспечивать поддержку конституционного строя и соблюдение Конституции, реализацию федеральных законов и законов субъектов Федерации, в том числе регулирующих сферу его полномочий;

§         добросовестно исполнять должностные обязанности;

§         обеспечивать соблюдение и защиту прав и законных интересов граждан;

§         исполнять приказы, распоряжения и указания вышестоящих в порядке подчиненности руководителей, отданные в пределах их должностных полномочий, за исключением незаконных;

§         в пределах своих должностных обязанностей своевременно рассматривать обращения граждан и общественных объединений, а также предприятий, учреждений и организаций, государственных органов и органов местного самоуправления и принимать по ним решения в порядке, установленном федеральными законами и законами субъектов Федерации; §         соблюдать установленные в государственном органе правила внутреннего трудового распорядка, должностные инструкции, правила работы со служебной информацией;

§         поддерживать уровень квалификации, достаточный для исполнения своих должностных обязанностей;

§         хранить государственную и иную охраняемую законом тайну, а также не разглашать сведения, затрагивающие частную жизнь, честь и достоинство граждан.

Предоставляя определенные права и возлагая обязанности необходимые для выполнения задач по государственному управлению, ФЗ устанавливает социально-экономические, политические и моральные ограничения, связанные с государственной службой:

  • Заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме педагогической, научной и иной творческой деятельности;
  • Быть депутатом представительного государственного  органа;
  • Состоять членом органа управления коммерческой организации;
  • Быть представителем или поверенным по делам третьих лиц в государственном органе;
  • Получать от физических и юридических лиц вознаграждение за исполнение служебных обязанностей в их интересах;
  • Принимать без разрешения президента РФ награды, почетные и специальные звания иностранных государств и международных организаций;
  • Принимать участие в забастовках;
  • Использовать в неслужебных целях средства материально-технического, финансового и информационного обеспечения и др. государственное имущество и служебную информацию;
  • Использовать свое положение в интересах политических партий и общественных объединений, в т.ч. религиозных, для пропаганды отношения к ним и др.

Государственный служащий должен быть политически нейтральным, не может  состоять в политических партиях. Однако политические ограничения не относятся  к должностным лицам категории  «А» (некоторые министры – руководители партий).     

 

Вопрос №3

Ученик 9 класса средней  школы Хайбуллин решил подготовиться  к поступлению в Вуз. Он написал  заявление на имя заведующего  подготовительных курсов института, в  котором просил принять его на курсы с 1 октября 2009 г. Заведующий отметил, что заявление нужно писать на имя ректора; кроме того, 16-летний гражданин полностью не дееспособен, и заявление должны писать его родители (попечители, усыновители). Хайбуллин не согласился с этим и решил жаловаться на действия заведующего отделом.

Разрешите данную правовую ситуацию.

Согласно  ст. 5.59 КоАП РФ Нарушение установленного законодательством Российской Федерации порядка рассмотрения обращений граждан должностными лицами государственных органов и органов местного самоуправления, за исключением случаев, предусмотренных статьями 5.39, 5.63 настоящего Кодекса, - влечет наложение административного штрафа в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей.

Действия  заведующего не являются административным правонарушением, т.к. решение о принятии заявления и зачислении Хабибуллина на подготовительные курсы лежит вне компетенции заведующего подготовительными курсами. Заведующий подготовительных курсов не совсем точно разъяснил права Хайбуллина. Он отметил, что Хайбуллин полностью недееспособен и заявление о поступлении должны писать его родители (попечители, усыновители), однако с достижением 14-летнего возраста наступает частичная дееспособность (за исключением тех случаев при которых полная дееспособность приобретается до наступления совершеннолетия ст.27 ГК РФ) и несовершеннолетний наделяется  правом совершать самостоятельно любые сделки, при условии письменного согласия  его законных представителей. Согласие может  быть  получено  как  до  совершения сделки,  так  и  быть  письменным  одобрением   уже   состоявшейся   сделки. Несовершеннолетние в возрасте от четырнадцати  до  восемнадцати  лет  вправе самостоятельно  и  без  согласия  законных  представителей,  помимо   сделок совершаемых малолетними, распоряжаться  собственным  заработком,  стипендией или  иными  доходами;  осуществлять   права   автора   произведений   науки, литературы  или  искусства,  изобретения  или  иного   охраняемого   законом результата своей интеллектуальной деятельности;  в  соответствии  с  законом вносить вклады в кредитные  учреждения  и  распоряжаться  ими,  а  также  по достижении 16 лет быть членами кооперативов (ст. 26  ГК «Дееспособность несовершеннолетних в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет»).

В части  того, что нужно было писать заявление  на имя ректора Вуза заведующий курсов был прав, любое заявление, письмо, обращение принято писать на имя руководителя организации образования. Он, в свою очередь, накладывает на него свою визу. В главе 2-й рекомендаций по организации работы подготовительных отделений образовательных учреждений высшего профессионального образования (высших учебных заведений) Письма Минобразования РФ от 21 февраля 2000 г. N 14-55-132ин/15 прописано: «Поступающие на подготовительное отделение подают заявление на имя ректора вуза».

Исходя  из этого Хайбуллин может сам  написать заявление на имя ректора. Для подачи заявления и составления договора о зачислении на подготовительные курсы, нужно предварительно составить письменный документ, в котором оба родителя (попечитель, усыновители) дают свое согласие о поступлении Хайбуллина на подготовительные курсы. Это может быть заменено последующим письменным одобрением совершенной сделки (также со стороны обоих родителей).

 

 

 

Список использованной литературы

Информация о работе Понятие и основные признаки органа исполнительной власти. Виды органов исполнительной власти. Их система. Центральные федеральные органы