Понятие и особенности административного принуждения. Виды мер административного принуждения и их классификация

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Октября 2013 в 13:12, реферат

Описание работы

В административной науке даются разные определения понятия административного принуждения. По мнению Д. Н. Бахраха, административное принуждение — это особый вид государственного принуждения, который состоит в применении субъектами функциональной власти предусмотренных нормами административного права мер принуждения в связи с неправомерными действиями.

Содержание работы

Понятие и особенности административного принуждения. Виды мер административного принуждения и их классификация
Понятие и система способов обеспечения законности и дисциплины в государственном управлении.
Ситуация

Файлы: 1 файл

Административное право.docx

— 28.75 Кб (Скачать файл)

СОДЕРЖАНИЕ

Вариант 4.

 

  1. Понятие и особенности административного  принуждения. Виды мер административного  принуждения и их классификация
  2. Понятие и система способов обеспечения законности и дисциплины в государственном управлении.
  3. Ситуация

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Понятие и особенности административного  принуждения. Виды мер административного  принуждения и их классификация

 

В административной науке даются разные определения понятия административного  принуждения. По мнению Д. Н. Бахраха, административное принуждение — это особый вид государственного принуждения, который состоит в применении субъектами функциональной власти предусмотренных нормами административного права мер принуждения в связи с неправомерными действиями.

          Ю. П. Битяк определяет административное принуждение как систему средств психологического или физического воздействия на сознание и поведение людей с целью достижения четкого выполнения установленных обязанностей, развития общественных отношений в рамках закона, обеспечения правопорядка и законности.

         Административное принуждение является  видом государственного принуждения,  и, следовательно, ему присущи  те же черты, что и последнему. Одновременно следует отметить, что административное принуждение  характеризуется и своими собственными  чертами, которые дают возможность  отличить его от уголовно-правового,  дисциплинарно-правового, гражданско-правового и иных видов государственного принуждения.

         1. Как правило, административное  принуждение используется в сфере  государственного управления, для  охраны государственно-управленческих  отношений.

         2. Применять меры административного  принуждения уполномочен достаточно  широкий круг государственных  органов и должностных лиц.

         3. Административное принуждение,  в отличие от уголовно-правового, применяется как к физическим, так и к юридическим лицам.

         4. Административное принуждение,  в отличие от дисциплинарного,  применяется в рамках внеслужебного  подчинения, при отсутствии организационной  подчиненности между сторонами  правоотношения.

         5. Применение мер административного  принуждения регулируется нормами  административного права.

         Довольно важным является вопрос  соотношения мер административно-правового  принуждения и принудительных  мер, предусмотренных нормами  административного права. При  этом следует отметить, что административно-правовое  принуждение полностью регулируется  нормами административного права.  Вместе с тем, к мерам принуждения административного характера относятся, кроме вышеуказанных, меры дисциплинарного принуждения и дисциплинарной ответственности, которые регламентируются нормами административного права (дисциплинарная ответственность государственных служащих, военнослужащих, студентов и др.).

        На основании изложенного можно  сделать вывод, что административное  принуждение — вид государственного  принуждения, который применяется  правомочными государственными  органами (должностными лицами) с  целью предупреждения и прекращения  административного проступка, а  также обеспечения привлечения  виновного к административной  ответственности.

        Относительно видов административного  принуждения следует отметить, что  в административно-правовой науке  нет единой точки зрения по  этому поводу. Большинство ученых  считают, что можно выделить  такие виды: меры административного  предупреждения, меры административного  пресечения, меры административного  взыскания.

        В отличие от этой точки  зрения Д. Н. Бахрах отрицает существование такого вида административного принуждения, как меры административного предупреждения, считая, что административное принуждение применяется только в случае совершения административного проступка. Им выделяется такой вид административного принуждения как восстановительные меры.

        Принимая во внимание, что и  первая, и вторая точки зрения  весьма интересны, следует рассмотреть  их более детально.

        В отличие от других видов  административного принуждения,  применение административно-предупредительных  мер не связано с совершением  административного проступка, то  есть оно призвано предупредить  его. Данные меры внешне сходны  с профилактическими. Однако по своей сути и порядку применения профилактическими мерами их считать нельзя, поскольку они предусматриваются и применяются в одностороннем властном порядке без согласия тех, относительно кого они реализуются. Следующим различием между предупредительными мерами и иными мерами административного принуждения является то, что основанием применения первых может быть как предупреждение противоправных действий (мелкое хулиганство, управление транспортным средством в состоянии опьянения), так и стихийных бедствий, эпидемий, эпизоотии. Вторые меры административного принуждения применяются только по отношению к правонарушителю.

        В административной науке принято  выделять такие меры административного  предупреждения, как:

        — проверка документов;

        — досмотр вещей и личный  досмотр;

         — осуществление административного  надзора за лицами, освобожденными  из мест лишения свободы;

         — реквизиция имущества;

         — введение карантина при эпидемиях  и эпизоотиях;

         — закрытие участков государственной  границы;

         — контроль и надзорные проверки;

         — профилактические медицинские  осмотры работников некоторых  профессий;

         — ограничение или запрет движения  транспорта и пешеходов на  отдельных участках улиц и  автомобильных дорог при возникновении  угрозы общественной безопасности  и т. д.

        Меры административного пресечения в отличие от предыдущих связаны с совершением административного проступка и применяются с целью прекращения дальнейшего его совершения, недопущения наступления более тяжких противоправных последствий и обеспечения возможности привлечения виновного лица к административной ответственности.

        Административное пресечение осуществляется  как в интересах общества, государства,  так и в интересах самого  правонарушителя, поскольку не  дает ему возможности продолжать  противоправное действие и усугубить  свою вину.

       Меры административного пресечения  следует отличать от мер административного  взыскания. Фактическим основанием  последних является административный проступок, то есть виновное действие. Административное пресечение может применяться как к виновным действиям, так и к объективно противоправным невиновным действиям (совершенным невменяемым лицом или лицом до 16 лет). В ряде случаев административное пресечение применяется при совершении преступления. Кроме того, меры административного пресечения могут применяться к лицам, наделенным депутатским, дипломатическим иммунитетом, работникам органов внутренних дел, военнослужащим (которые за совершенный проступок привлекаются, в ряде случаев, к дисциплинарной ответственности по нормам административного права).

       Единого нормативного акта, который  регулировал бы систему мер  административного пресечения нет и их применение регламентируется многочисленными подзаконными нормативными актами, что создает определенные трудности в их реализации.

       В административной науке меры  административного пресечения принято  классифицировать на виды, в частности:  общие, специальные, процессуальные.

 

К общим мерам административного  пресечения можно отнести: принудительное лечение; приостановление работ; временное  отстранение от управления транспортным средством; отстранение от работы, обучения; запрет эксплуатации механизмов и др. Данные меры могут применяться и  к физическим, и, соответственно, к  юридическим лицам.

          Специальные меры, в отличие от  общих, применяются только к физическим лицам. Такими мерами являются: средства физического воздействия; специальные средства (наручники, слезоточивый газ); огнестрельное оружие.

          Процессуальные меры административного  пресечения направлены на обеспечение  возможности привлечения лица, совершившего  административный проступок, к  административной ответственности.  Такими мерами являются: административное  задержание, личный досмотр, досмотр  вещей, изъятие предметов и  документов, отстранение.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Понятие и система способов обеспечения  законности и дисциплины в государственном  управлении.

 

 

Утверждение демократии, осуществление  политических и экономических реформ неотделимы от укрепления законности и дисциплины, создания в обществе атмосферы высокой духовности, нравственности, правовой культуры, правосознания.

Сущность, законности состоит в  единообразном понимании и точном соблюдении действующего законодательства всеми органами государства, общественными  организациями, должностными лицами и  гражданами. Создание подлинно правового  государства предполагает распространение  действия закона на все сферы общественной жизни, прежде всего на функции органов  государственной власти, обязательность закона для самого государства и  его органов, должностных лиц, в  том числе высших должностных  лиц, развитие государственного аппарата по пути демократизации, законности и  справедливости. Сущность этого принципа состоит в том, что государство, издавшее закон, не вправе его нарушать. Правовое государство невозможно без  четких и конкретных юридических  мер ответственности любых должностных  лиц за нарушение своих обязанностей перед законом.

Верховенство закона — важная, но все же внешняя, формальная сторона  правового государства. Внутреннее, содержательное свойство правового  государства есть важное качество, сущность самого закона. Государство  и право должны находиться в тесном взаимодействии. Государство несет  ответственность перед гражданами за состояние правопорядка и те законы, которые принимаются им.

          Законность и правопорядок составляют  основу нормальной жизни общества, всех граждан Российской Федерации.  Неукоснительное исполнение законов,  обеспечение и реализация субъективных  прав, соблюдение юридических обязанностей  всеми гражданами, органами и  организациями составляют режим  законности и правопорядка, без  которых немыслимо развитие демократии.

         Режим законности в государственном  управлении является частью общего  режима законности в государстве.  Поэтому ему присущи все общие  черты и признаки последнего. Вместе с тем особенности государственного  управления как отдельного и  самостоятельного вида государственной  деятельности (по отношению к  другим видам государственной  деятельности) не могут не повлиять  на характер, формы и методы  реализации принципа законности  в управлении.

 

Характер соблюдения режима законности в государственном управлении определяется тем, что он распространяется на испол­нительную и распорядительную деятельность всей системы органов исполнительной власти. Эти органы реализуют законы и иные нормативные акты в различных областях хозяйственной, социально-культурной и социально-политической жизни, реально соприкасаясь с гражданами, принимая решения, затрагивающие непосредственно их права, личные интересы. Поэтому законодательство четко определяет объем предоставляемых органам государственного управления и их должностным лицам полномочий (обязанностей и прав), регламентирует порядок их применения; гарантирует гражданам осуществление их субъективных прав и, в частности, права вносить в государственные и общественные организации предложения об улучшении их деятельности, критиковать недостатки в работе, а также обжаловать в суде неправомерные действия должностных лиц, ущемляющих права граждан.   

          Обеспечение законности немыслимо без строгого соблюдения государственной дисциплины, предполагающей точное соблюдение всеми организациями, государственными службами и гражданами установленного государством порядка деятельности государственных органов, предприятий, учреждений, организаций по выполнению возложенных на них обязанностей и реализации предоставленных прав.

          Одним из важнейших принципов  законности является ее неразрывная  связь с государственной дисциплиной.  Дисциплина и законность не  только связаны друг с другом, но и взаимообусловлены. Строгое соблюдение всеми субъектами права законов и подзаконных нормативных актов — важнейшее требование как законности, так и государственной дисциплины, что и послужило основанием считать законность и государственную дисциплину однопорядковыми социальными явлениями.

Информация о работе Понятие и особенности административного принуждения. Виды мер административного принуждения и их классификация