СОДЕРЖАНИЕ
Вариант 4.
- Понятие и особенности административного
принуждения. Виды мер административного
принуждения и их классификация
- Понятие и система способов обеспечения
законности и дисциплины в государственном
управлении.
- Ситуация
Понятие
и особенности административного
принуждения. Виды мер административного
принуждения и их классификация
В административной науке даются разные
определения понятия административного
принуждения. По мнению Д. Н. Бахраха, административное
принуждение — это особый вид государственного
принуждения, который состоит в применении
субъектами функциональной власти предусмотренных
нормами административного права мер
принуждения в связи с неправомерными
действиями.
Ю. П. Битяк определяет административное
принуждение как систему средств психологического
или физического воздействия на сознание
и поведение людей с целью достижения
четкого выполнения установленных обязанностей,
развития общественных отношений в рамках
закона, обеспечения правопорядка и законности.
Административное принуждение является
видом государственного принуждения,
и, следовательно, ему присущи
те же черты, что и последнему.
Одновременно следует отметить,
что административное принуждение
характеризуется и своими собственными
чертами, которые дают возможность
отличить его от уголовно-правового,
дисциплинарно-правового, гражданско-правового
и иных видов государственного принуждения.
1. Как правило, административное
принуждение используется в сфере
государственного управления, для
охраны государственно-управленческих
отношений.
2. Применять меры административного
принуждения уполномочен достаточно
широкий круг государственных
органов и должностных лиц.
3. Административное принуждение,
в отличие от уголовно-правового,
применяется как к физическим, так и к
юридическим лицам.
4. Административное принуждение,
в отличие от дисциплинарного,
применяется в рамках внеслужебного
подчинения, при отсутствии организационной
подчиненности между сторонами
правоотношения.
5. Применение мер административного
принуждения регулируется нормами
административного права.
Довольно важным является вопрос
соотношения мер административно-правового
принуждения и принудительных
мер, предусмотренных нормами
административного права. При
этом следует отметить, что административно-правовое
принуждение полностью регулируется
нормами административного права.
Вместе с тем, к мерам принуждения административного
характера относятся, кроме вышеуказанных,
меры дисциплинарного принуждения и дисциплинарной
ответственности, которые регламентируются
нормами административного права (дисциплинарная
ответственность государственных служащих,
военнослужащих, студентов и др.).
На основании изложенного можно
сделать вывод, что административное
принуждение — вид государственного
принуждения, который применяется
правомочными государственными
органами (должностными лицами) с
целью предупреждения и прекращения
административного проступка, а
также обеспечения привлечения
виновного к административной
ответственности.
Относительно видов административного
принуждения следует отметить, что
в административно-правовой науке
нет единой точки зрения по
этому поводу. Большинство ученых
считают, что можно выделить
такие виды: меры административного
предупреждения, меры административного
пресечения, меры административного
взыскания.
В отличие от этой точки
зрения Д. Н. Бахрах отрицает существование
такого вида административного принуждения,
как меры административного предупреждения,
считая, что административное принуждение
применяется только в случае совершения
административного проступка. Им выделяется
такой вид административного принуждения
как восстановительные меры.
Принимая во внимание, что и
первая, и вторая точки зрения
весьма интересны, следует рассмотреть
их более детально.
В отличие от других видов
административного принуждения,
применение административно-предупредительных
мер не связано с совершением
административного проступка, то
есть оно призвано предупредить
его. Данные меры внешне сходны
с профилактическими. Однако по своей
сути и порядку применения профилактическими
мерами их считать нельзя, поскольку они
предусматриваются и применяются в одностороннем
властном порядке без согласия тех, относительно
кого они реализуются. Следующим различием
между предупредительными мерами и иными
мерами административного принуждения
является то, что основанием применения
первых может быть как предупреждение
противоправных действий (мелкое хулиганство,
управление транспортным средством в
состоянии опьянения), так и стихийных
бедствий, эпидемий, эпизоотии. Вторые
меры административного принуждения применяются
только по отношению к правонарушителю.
В административной науке принято
выделять такие меры административного
предупреждения, как:
— проверка документов;
— досмотр вещей и личный
досмотр;
— осуществление административного
надзора за лицами, освобожденными
из мест лишения свободы;
— реквизиция имущества;
— введение карантина при эпидемиях
и эпизоотиях;
— закрытие участков государственной
границы;
— контроль и надзорные проверки;
— профилактические медицинские
осмотры работников некоторых
профессий;
— ограничение или запрет движения
транспорта и пешеходов на
отдельных участках улиц и
автомобильных дорог при возникновении
угрозы общественной безопасности
и т. д.
Меры административного пресечения в
отличие от предыдущих связаны с совершением
административного проступка и применяются
с целью прекращения дальнейшего его совершения,
недопущения наступления более тяжких
противоправных последствий и обеспечения
возможности привлечения виновного лица
к административной ответственности.
Административное пресечение осуществляется
как в интересах общества, государства,
так и в интересах самого
правонарушителя, поскольку не
дает ему возможности продолжать
противоправное действие и усугубить
свою вину.
Меры административного пресечения
следует отличать от мер административного
взыскания. Фактическим основанием
последних является административный
проступок, то есть виновное действие.
Административное пресечение может применяться
как к виновным действиям, так и к объективно
противоправным невиновным действиям
(совершенным невменяемым лицом или лицом
до 16 лет). В ряде случаев административное
пресечение применяется при совершении
преступления. Кроме того, меры административного
пресечения могут применяться к лицам,
наделенным депутатским, дипломатическим
иммунитетом, работникам органов внутренних
дел, военнослужащим (которые за совершенный
проступок привлекаются, в ряде случаев,
к дисциплинарной ответственности по
нормам административного права).
Единого нормативного акта, который
регулировал бы систему мер
административного пресечения нет
и их применение регламентируется многочисленными
подзаконными нормативными актами, что
создает определенные трудности в их реализации.
В административной науке меры
административного пресечения принято
классифицировать на виды, в частности:
общие, специальные, процессуальные.
К общим мерам административного
пресечения можно отнести: принудительное
лечение; приостановление работ; временное
отстранение от управления транспортным
средством; отстранение от работы, обучения;
запрет эксплуатации механизмов и др.
Данные меры могут применяться и
к физическим, и, соответственно, к
юридическим лицам.
Специальные меры, в отличие от
общих, применяются только к физическим
лицам. Такими мерами являются: средства
физического воздействия; специальные
средства (наручники, слезоточивый газ);
огнестрельное оружие.
Процессуальные меры административного
пресечения направлены на обеспечение
возможности привлечения лица, совершившего
административный проступок, к
административной ответственности.
Такими мерами являются: административное
задержание, личный досмотр, досмотр
вещей, изъятие предметов и
документов, отстранение.
Понятие
и система способов обеспечения
законности и дисциплины в государственном
управлении.
Утверждение демократии, осуществление
политических и экономических реформ
неотделимы от укрепления законности
и дисциплины, создания в обществе
атмосферы высокой духовности, нравственности,
правовой культуры, правосознания.
Сущность, законности состоит в
единообразном понимании и точном
соблюдении действующего законодательства
всеми органами государства, общественными
организациями, должностными лицами и
гражданами. Создание подлинно правового
государства предполагает распространение
действия закона на все сферы общественной
жизни, прежде всего на функции органов
государственной власти, обязательность
закона для самого государства и
его органов, должностных лиц, в
том числе высших должностных
лиц, развитие государственного аппарата
по пути демократизации, законности и
справедливости. Сущность этого принципа
состоит в том, что государство,
издавшее закон, не вправе его нарушать.
Правовое государство невозможно без
четких и конкретных юридических
мер ответственности любых должностных
лиц за нарушение своих обязанностей
перед законом.
Верховенство закона — важная,
но все же внешняя, формальная сторона
правового государства. Внутреннее,
содержательное свойство правового
государства есть важное качество,
сущность самого закона. Государство
и право должны находиться в тесном
взаимодействии. Государство несет
ответственность перед гражданами
за состояние правопорядка и те законы,
которые принимаются им.
Законность и правопорядок составляют
основу нормальной жизни общества,
всех граждан Российской Федерации.
Неукоснительное исполнение законов,
обеспечение и реализация субъективных
прав, соблюдение юридических обязанностей
всеми гражданами, органами и
организациями составляют режим
законности и правопорядка, без
которых немыслимо развитие демократии.
Режим законности в государственном
управлении является частью общего
режима законности в государстве.
Поэтому ему присущи все общие
черты и признаки последнего.
Вместе с тем особенности государственного
управления как отдельного и
самостоятельного вида государственной
деятельности (по отношению к
другим видам государственной
деятельности) не могут не повлиять
на характер, формы и методы
реализации принципа законности
в управлении.
Характер соблюдения режима законности
в государственном управлении определяется
тем, что он распространяется на исполнительную
и распорядительную деятельность всей
системы органов исполнительной власти.
Эти органы реализуют законы и иные нормативные
акты в различных областях хозяйственной,
социально-культурной и социально-политической
жизни, реально соприкасаясь с гражданами,
принимая решения, затрагивающие непосредственно
их права, личные интересы. Поэтому законодательство
четко определяет объем предоставляемых
органам государственного управления
и их должностным лицам полномочий (обязанностей
и прав), регламентирует порядок их применения;
гарантирует гражданам осуществление
их субъективных прав и, в частности, права
вносить в государственные и общественные
организации предложения об улучшении
их деятельности, критиковать недостатки
в работе, а также обжаловать в суде неправомерные
действия должностных лиц, ущемляющих
права граждан.
Обеспечение законности немыслимо без
строгого соблюдения государственной
дисциплины, предполагающей точное соблюдение
всеми организациями, государственными
службами и гражданами установленного
государством порядка деятельности государственных
органов, предприятий, учреждений, организаций
по выполнению возложенных на них обязанностей
и реализации предоставленных прав.
Одним из важнейших принципов
законности является ее неразрывная
связь с государственной дисциплиной.
Дисциплина и законность не
только связаны друг с другом, но и взаимообусловлены.
Строгое соблюдение всеми субъектами
права законов и подзаконных нормативных
актов — важнейшее требование как законности,
так и государственной дисциплины, что
и послужило основанием считать законность
и государственную дисциплину однопорядковыми
социальными явлениями.