Понятие и особенности административного принуждения. Виды мер административного принуждения и их классификаци

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Апреля 2014 в 09:28, контрольная работа

Описание работы

Административное принуждение является разновидностью государственного принуждения, оно используется главным образом как крайнее средство обеспечения и охраны правопорядка в сфере государственного управления, то есть выполняет карательную функцию. Одновременно в целях правоохраны административно-принудительные меры выполняют и иного рода функции, то есть применяются не только в качестве наказания за правонарушения, (дисциплинарные и административные), но и для их предупреждения, а также пресечения.

Содержание работы

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ ......Target not found!
1. ПОНЯТИЕ И ОСОБЕННОСТИ АДМИНИСТРАТИВНОГО
ПРИНУЖДЕНИЯ. ВИДЫ МЕР АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРИНУЖДЕНИЯ
И ИХ КЛАССИФИКАЦИЯ....................................................................................... 3
2. ПОНЯТИЕ И СИСТЕМА СПОСОБОВ ОБЕСПЕЧЕНИЯ
ЗАКОННОСТИ И ДИСЦИПЛИНЫ В ГОСУДАРСТВЕННОМ УПРАВЛЕНИИ .
14
3.ЗАДАЧА........................................................................................................ 19
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ....................................

Файлы: 1 файл

АДМИНИСТРОТИВНОЕ ПРАВО 2.doc

— 102.00 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Понятие и особенности административного принуждения. Виды мер административного принуждения и их классификация

 

Административное принуждение является разновидностью государственного принуждения, оно используется главным образом как крайнее средство обеспечения и охраны правопорядка в сфере государственного управления, то есть выполняет карательную функцию. Одновременно в целях правоохраны административно-принудительные меры выполняют и иного рода функции, то есть применяются не только в качестве наказания за правонарушения, (дисциплинарные и административные), но и для их предупреждения, а также пресечения.

Мерами административного принуждения защищаются как нормы административного права, так и нормы иных отраслей: земельного, экологического, таможенного, трудового и налогового права. Так, за нарушение законодательства о налогах и сборах Российской Федерации к налогоплательщику (в большинстве случаев это юридическое лицо, организация) могут быть применены такие принудительные меры, носящие денежный характер: взыскание недоимки по налогам и сборам, штрафа, принудительное взыскание пени.

В соответствии с Налоговым кодексом РФ взыскание недоимки по налогу и пени с юридических лиц осуществляется преимущественно в бесспорном порядке (с учетом изъятий, установленных п. 1 ст. 45 НК РФ) и взыскание же штрафа - исключительно в судебном. В соответствии с п. 16 ст. 31 НК РФ налоговые органы вправе предъявлять в суды общей юрисдикции или арбитражные суды иски: о взыскании налоговых санкций с лиц, допустивших нарушения законодательства о налогах и сборах.

Статья 114 НК РФ гласит, что "налоговая санкция является мерой ответственности за совершение налогового правонарушения", а "налоговые санкции устанавливаются и применяются в виде денежных взысканий (штрафов)...".

Меры административно-таможенного принуждения имеют достаточно широкий диапазон действия. Это: и предупреждение, и меры пресечения и меры процессуального обеспечения производства по делам о нарушениях таможенных правил и меры ответственности.

На основании ст. 408 Таможенного кодекса РФ таможенные органы осуществляют в соответствии с законодательством Российской Федерации оперативно-розыскную деятельность в целях выявления, предупреждения, пресечения и раскрытия преступлений, производство неотложных следственных действий и дознания по которым отнесено уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации к ведению таможенных органов, выявления и установления лиц, их подготавливающих, совершающих или совершивших, а также обеспечения собственной безопасности;

Меры административного принуждения разнообразны.

По целевому назначению они могут быть подразделены на три группы:

  1. административно-предупредительные меры;
  2. административно - пресекательные меры;
  3. меры административной ответственности.
        1. Административно-предупредительные меры.

Применением принудительных средств законодательство связывает, как правило, с фактом нарушения лицом возложенных на него правовых обязанностей. Однако угроза общественным и личным интересам и причинение им ущерба могут возникнуть вследствие не только правонарушения, но и стихийных бедствий, действий психически больных лиц и т.п. Поэтому государство вынуждено прибегать к применению принудительных мер и в отношении лиц, невиновных в нарушении норм права, компетентные органы в предусмотренных законом случаях ограничивают их права. Таковы действия органов внутренних дел, устанавливающих административный надзор в отношении определенной категории лиц, освобожденных из мест лишения свободы; пожарных, уничтожающих постройки в целях локализации пожара, и т.д. Основной целью названных защитных мер государства являются предупреждение правонарушений и уклонения от выполнения юридических и иных обязанностей, а также охрана общественной безопасности.

В соответствии со ст. 13 Федерального закона от 07.02.2011 (в последующ. ред.) «О полиции» (далее - Закон «О полиции») сотрудникам полиции предоставлено право:

- беспрепятственно по предъявлении  служебного удостоверения посещать  в связи с расследуемыми уголовными  делами и находящимися в производстве  делами об административных правонарушениях, а также в связи с проверкой зарегистрированных в установленном порядке заявлений и сообщений о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях, разрешение которых отнесено к компетенции полиции, государственные и муниципальные органы, общественные объединения и организации, знакомиться с необходимыми документами и материалами, в том числе с персональными данными граждан, имеющими отношение к расследованию уголовных дел, производству по делам об административных правонарушениях, проверке заявлений и сообщений о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях;

- патрулировать населенные пункты  и общественные места, оборудовать  при необходимости контрольные  и контрольно-пропускные пункты, выставлять посты, в том числе  стационарные, и заслоны, использовать другие формы охраны общественного порядка;

- требовать от граждан (групп  граждан) покинуть место совершения  преступления, административного правонарушения, место происшествия, если это  необходимо для проведения следственных  действий, оперативно-розыскных мероприятий, документирования обстоятельств совершения преступления, административного правонарушения, обстоятельств происшествия, для сохранения следов преступления, административного правонарушения, происшествия, для обеспечения безопасности граждан; в целях защиты жизни, здоровья и имущества граждан не допускать их на отдельные участки местности и объекты либо обязывать оставаться на соответствующих участках местности и объектах или покинуть их; обращаться к группам граждан, нахождение которых в общественных местах не связано с проводимыми на законных основаниях публичными и массовыми мероприятиями, с требованием разойтись или перейти в другое место, если возникшее скопление граждан создает угрозу их жизни и здоровью, жизни и здоровью других граждан, объектам собственности, нарушает работу организаций, препятствует движению транспорта и пешеходов;

          1. Меры административного пресечения.

 Реальные правонарушения представляют  непосредственную угрозу охраняемым  общественным отношениям, причиняют  им вред. Интересы их защиты требуют немедленного принятия мер органами исполнительной власти и их должностными лицами в целях пресечения действий, нарушающих правовые предписания. Такими мерами являются, например, административное задержание нарушителя, запрещение эксплуатации неисправных машин и механизмов, приостановление работы магазинов или предприятий общественного питания при нарушении санитарных правил и т.п. Суть подобных мер, несмотря на их многообразие, состоит в принудительном прекращении противоправных действий (деятельности) граждан, должностных лиц, предприятий, учреждений и организаций, нарушающих установленный порядок. Меры административного пресечения являются одним из эффективных средств

Основаниями применения мер административного пресечения являются: во-первых, совершение правонарушения и, во-вторых, совершение объективно противоправных деяний или наступление представляющих опасность противоправных состояний или событий. При таких обстоятельствах применение мер пресечения обусловливается необходимостью быстрого и эффективного прекращения различного рода посягательств на личную безопасность, права и свободы граждан, интересы государственных, общественных организаций.

 Многообразные меры административного  пресечения можно сгруппировать  в несколько видов. В частности, к ним относятся: 1) меры, применяемые непосредственно к личности правонарушителя (требование прекратить неправомерное поведение, непосредственное физическое воздействие, административное задержание и доставление в полицию и др.); 2) меры имущественного характера (изъятие огнестрельного охотничьего оружия, снос самовольно возведенных строений и др.); 3) меры технического характера (запрещение эксплуатации неисправного транспорта, приостановление работы предприятий ввиду нарушения правил техники безопасности, правил пожарной безопасности, запрещение или ограничение ремонтно-строительных работ на улицах и дорогах, если не соблюдаются требования по обеспечению общественной безопасности, и др.); 4) меры финансового характера (прекращение кредитования, сокращение бюджетного финансирования, отзыв лицензии, дающей право осуществлять финансовые операции, изъятие (взимание) в доход бюджета сумм, полученных предприятиями, учреждениями и организациями в результате нарушения финансовой дисциплины, законодательства о ценах, о реализации нестандартной продукции и др.); 5) меры медико-санитарного характера (отстранение от работы инфекционных больных, запрещение эксплуатации предприятий торговли или общественного питания из-за их антисанитарного состояния и др.); 6) меры, связанные с осуществлением лицензионно-разрешительной системы (отказ в выдаче лицензии на тот или иной подлежащий лицензированию вид деятельности, приостановление или аннулирование действия лицензии и др.); 7) меры специального или исключительного назначения (применение огнестрельного оружия, химических слезоточивых веществ, водометов, резиновых палок, наручников и др.). Применение полицией физической силы, спецсредств и огнестрельного оружия особая проблема, активно обсуждаемая в последние годы. Все авторы подчеркивают, что данное применение должно осуществляться лишь в строгом соответствии с законом. Условия и пределы применения физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия определены в гл. 5 Закона «О полиции».

3. В целях пресечения административного правонарушения, установления личности правонарушителя, составления протокола об административном правонарушении при невозможности его составления на месте выявления административного правонарушения, обеспечения своевременного и правильного рассмотрения дела об административном правонарушении и исполнения принятого по делу постановления уполномоченное лицо вправе в пределах своих полномочий применить меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении, перечисленные в ст. 27.1 КоАП РФ:

1) доставление - принудительное препровождение  физического лица в целях составления  протокола об административном  правонарушении при невозможности  его составления на месте выявления  административного правонарушения, если составление протокола является обязательным (ст. 27.2 КоАП РФ);

2) административное задержание - кратковременное  ограничение свободы физического  лица, которое может быть применено  в исключительных случаях, если  это необходимо для обеспечения  правильного и своевременного рассмотрения дела об административном правонарушении, исполнения постановления по делу об административном правонарушении (ст. 27.3 КоАП). Приказом МВД РФ от 02.06.2005 N 444 (ред. от 07.07.2010) «О полномочиях должностных лиц МВД России по составлению протоколов по делам об административных правонарушениях и административному задержанию» утвержден Перечень должностных лиц системы МВД России, уполномоченных составлять протоколы по делам об административных правонарушениях, предусмотренных КоАП РФ;

3) личный досмотр, досмотр вещей, находящихся при физическом лице, т.е. обследование вещей, проводимое без нарушения их конструктивной целостности, осуществляются в случае необходимости в целях обнаружения орудий совершения либо предметов административного правонарушения (ст. 27.7 КоАП РФ);

4) осмотр принадлежащих юридическому  лицу или индивидуальному предпринимателю  используемых для осуществления  предпринимательской деятельности  помещений, территорий и находящихся  там вещей и документов производится  должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы об административном правонарушениях в соответствии со ст. 28.3 КоАП РФ (ст. 27.8 КоАП РФ);

5) досмотр транспортного средства  любого вида, т.е. обследование транспортного  средства, проводимое без нарушения  его конструктивной целостности, осуществляется в целях обнаружения орудий совершения либо предметов административного правонарушения (ст. 27.9 КоАП РФ);

6) изъятие вещей, явившихся орудиями  совершения или предметами административного  правонарушения, и документов, имеющих значение доказательств по делу об административном правонарушении и обнаруженных на месте совершения административного правонарушения либо при осуществления личного досмотра, досмотра вещей, находящихся при физическом лице, и досмотре транспортного средства, осуществляется лицами, указанными в ст. ст. 27.2, 27.3, 28.3 КоАП РФ в присутствии двух понятых (ст. 27.10 КоАП РФ). Изъятые вещи в некоторых случаях подлежат оценке в порядке, предусмотренном ст. 27.11 КоАП РФ;

7) отстранение от управления транспортным средством. Это осуществляется до устранения причины отстранения в отношении лиц, в отношении которых есть достаточные основания предполагать, что они находятся в состоянии опьянения, а также лиц, совершивших административные правонарушения, предусмотренные ч. 1 ст. 12.3, ч. 2 ст. 12.5, ч. 1 и 2 ст. 12.7 КоАП РФ (ст. 27.12 КоАП РФ);

8) освидетельствование на состояние  алкогольного опьянения; медицинское  освидетельствование на состояние  опьянения. Освидетельствование на  состояние алкогольного опьянения и оформление его результатов, направление на медицинское освидетельствование на состояние опьянения, медицинское освидетельствование на состояние опьянения и оформление его результатов осуществляются в порядке, установленном Правительством РФ;

9) задержание транспортного средства, запрещение его эксплуатации (ст. 27.13 КоАП РФ);

10) задержание судна, доставленного  в порт РФ (ст. 27.13.1 КоАП РФ). Судно, доставленное в порт РФ уполномоченными  должностными лицами, может быть  задержано для выяснения обстоятельств административного правонарушения, обеспечения правильного и своевременного рассмотрения дела об административном правонарушении, административная ответственность за которое установлена ч. 2 ст. 8.17, ст.ст. 8.18 - 8.20 КоАП РФ;

 

11) арест товаров, транспортных средств и иных вещей, явившихся орудиями совершения или предметами административного правонарушения, заключается в составлении описи указанных товаров, транспортных средств и иных вещей с объявлением лицу, в отношении которого применена данная мера обеспечения производства по делу об административном правонарушении. Либо его законному представителю о запрете распоряжаться (а в случае необходимости и пользоваться) ими и применяется в случае, если указанные товары, транспортные средства и иные вещи изъять невозможно и (или) их сохранность может быть обеспечена без изъятия (ст. 27.14 КоАП РФ);

12) арест судна, доставленного в  порт Российской Федерации (ст. 27.14.1 КоАП РФ). Арест судна, доставленного  в порт РФ уполномоченными  должностными лицами, осуществляется в соответствии со статьей 27.14 КоАП РФ с учетом положений ст. 27.14.1 КоАП РФ. Судно, явившееся орудием совершения административного правонарушения, административная ответственность за которое установлена ч. 2 ст. 8.17, ст. 8.18 - 8.20 КоАП РФ, подлежит незамедлительному освобождению после внесения залога в порядке, предусмотренном ст. 27.18 КоАП РФ;

13) привод. В случаях, предусмотренных  ч. 3 ст. 29.4, п. 8 ч. 1 ст. 29.7 КоАП, применяется  привод физического лица либо  законного представителя юридического лица, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, законного представителя несовершеннолетнего лица, привлекаемого к административной ответственности, а также свидетеля (ст. 27.15 КоАП РФ);

Информация о работе Понятие и особенности административного принуждения. Виды мер административного принуждения и их классификаци