Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2013 в 16:08, реферат
Основание административной ответственности — совершение административного правонарушения (административного проступка). При этом административная ответственность за правонарушение наступает, если данное нарушение по своему характеру не влечет уголовной ответственности.
Наличие объективной стороны
административного
Часть 1 ст. 20.20 КоАП РФ предусматривает
ответственность за распитие пива и
напитков, изготовляемых на его основе,
а также алкогольной и
Мелкое хулиганство (ст. 20.1 КоАП РФ) определяется как нарушение общественного порядка, выражающее явное неуважение к обществу, сопровождающееся нецензурной бранью в общественных местах, оскорбительным приставанием к гражданам, уничтожением или повреждением чужого имущества. В данном случае законодатель прежде всего подчеркивает демонстративный характер совершения деяния — выражение явного неуважения к обществу. Действия, нарушающие общественный порядок, но не имеющие подобного характера, не будут содержать состава мелкого хулиганства. И, безусловно, для наличия состава этого правонарушения важно, чтобы соответствующие действия осуществлялись в указанных местах. Например, нецензурная брань может только тогда образовывать состав мелкого хулиганства, когда она наблюдается в общественных местах.
Повторность предусмотрена многими статьями законода тельных актов, устанавливающих административную ответст венность, и означает совершение, как правило, в течение года одним и тем же лицом однородного правонарушения, за которое оно уже подвергалось административному наказанию. Например, ч. 1 ст. 3.6 Кодекса Республики Татарстан об административных правонарушениях от 19 декабря 2006 г. № 80-ЗРТ установлена ответственность за нарушение правил благоустройства территорий муниципальных районов и городских округов, а ч. 2 этой же статьи — повышенная ответственность за те же действия, совершенные повторно в течение года. Другой пример: санкция в виде дисквалификации применяется к должностному лицу, нарушившему законодательство о труде и об охране труда, только в том случае, если оно ранее подвергалось административному наказанию за аналогичное правонарушение (ст. 5.27 КоАП РФ).
Неоднократностью признается совершение более двух однородных правонарушений, а систематическим правонарушением считается такое, которое повторяется в течение года несколько раз. Например, ст. 15 Кодекса Волгоградской области об административной ответственности от 17 июля 2002 г. № 727-ОД установлена административная ответственность за систематическую неявку без уважительных причин лиц, больных туберкулезом, ВИЧ-инфекцией или инфекциями, передающимися преимущественно половым путем, в специализированные медицинские организации по вызову для проведения обязательных медицинских обследований и лечебно-профилактических мероприятий.
Однако эти признаки состава
административного
Субъект административного правонарушения — физическое или юридическое лицо. При этом, как уже отмечалось выше, физические лица подлежат административной ответственности, если они достигли к моменту совершения правонарушения 16-летнего возраста.
Субъектом административного правонарушения может быть только вменяемое физическое лицо. Лицо, которое во время совершения противоправных действий (бездействия) находилось в состоянии невменяемости, т. с. не могло осознавать фактический характер и противоправность своих действий (бездействия) либо руководить ими вследствие хронического психического расстройства, временного психического расстройства, слабоумия или иного болезненного состояния психики, не подлежит административной ответственности.
Кроме того, в законодательстве
различаются общие субъекты - любые
вменяемые лица, достигшие 16 лет, специальные
субъекты - должностные лица, водители,
несовершеннолетние и др., а также
особые субъекты — военнослужащие,
лица, имеющие специальные звания,
и иные лица, на которых распространяется
действие дисциплинарных уставов или
специальных положений о
Так, согласно ч. 3 ст. 11.14 КоАП РФ за нарушение правил перевозки опасных веществ, крупногабаритных или тяжеловесных грузов на железнодорожном транспорте граждане (общие субъекты) несут ответственность меньшую, чем должностные лица (специальные субъекты). Вместе с тем в соответствии со ст. 2.5 Кодекса военнослужащие (особые субъекты) в большинстве случаев не несут административной ответственности на общих основаниях.
В любом случае о наличии состава правонарушения речь может идти только тогда, когда лицо, совершившее противоправное деяние, является именно тем субъектом, которому за это деяние статьями КоАП РФ или законов субъектов РФ об административных правонарушениях предусмотрена админист- рати вн ая ответстве н ность.
Например, по ч. 1 ст. 12.31 КоАП
РФ за выпуск на линию транспортного
средства, не зарегистрированного в
установленном порядке или не
прошедшего государственного технического
осмотра, административное наказание
может быть назначено только должностному
лицу, ответственному за техническое
состояние и эксплуатацию транспортных
средств. Указанное должностное
лицо является субъектом данного
правонарушения (специальным субъектом),
и только его действия образуют состав
этого правонарушения. Выпуск на линию
транспортного средства, не зарегистрированного
в установленном порядке или
не прошедшего государственного технического
осмотра, осуществленный лицом, не отвечающим
за техническое состояние и
В свою очередь, по ч. 1 и 2 ст. 12.1 КоАП РФ за управление транспортным средством, не зарегистрированным в установленном порядке или не прошедшим государственного технического осмотра, административное наказание может быть назначено только водителю, управляющему этим транспортным средством. Водитель является субъектом данного правонарушения (специальным субъектом), и только его действия образуют состав правонарушения, предусмотренного ст. 12.1 Кодекса.
Субъективная сторона
административного
Обязательным признаком
субъективной стороны является вина
субъекта административного
В ряде случаев, хотя форма
вины не установлена законодателем
прямо, она косвенно ясна из характера
деяния. Например, ч. 3 ст. 11.17 КоАП РФ предусматривает
ответственность за курение в
вагонах (в том числе в тамбурах)
пригородного поезда, а ч. 1 ст. 12.8 этого
Кодекса — за управление транспортным
средством в состоянии
Однако иногда формулировка
состава административного
В отдельных составах административных правонарушений присутствуют факультативные признаки субъективной стороны: цель или мотив. Цель — это представление правонарушителя о желаемом результате, к которому он стремится. Мотив есть то побуждение, которое толкает его на совершение правонарушения.
Например, ч. 2 ст. 20.3 КоАП РФ устанавливает ответственность, в частности, за приобретение в целях сбыта нацистской атрибутики или символики либо атрибутики или символики, сходных с нацистской атрибутикой или символикой до степени смешения, направленное на их пропаганду. Отсутствие при приобретении указанных атрибутики или символики цели их сбыта исключает возможность квалификации деяния в качестве административного правонарушения по данной статье. И наоборот, ст. 6.8 КоАП РФ вводит ответственность за незаконные приобретение, хранение, перевозку, изготовление, переработку без цели сбыта наркотических средств или психотропных веществ, а также их аналогов. Если указанные действия осуществлялись в целях сбыта наркотических средств или психотропных веществ, их аналогов, возможность квалификации деяния по данной статье исключается.
Еще раз подчеркнем, что
только при наличии всех предусмотренных
законом признаков состава
Понятие и основные черты административной ответственности
Административная
Административная
Давая характеристику административным
правонарушениям, законодатель в КоАП
РФ не называет их, в отличие от преступлений,
общественно опасными деяниями. Мы
же считаем возможным говорить об
общественной опасности административных
правонарушений (хотя степень этой
опасности в большинстве
Административная
1. административная
2. административные наказания
назначаются должностными
3. поскольку административная
ответственность наступает за
деяния, менее опасные, чем
4. применение административной
ответственности не влечет
5. существенной особенностью
института административной
6. в отличие от уголовной
ответственности, которая
Итак, законодательство об административных
правонарушениях состоит из КоАП
РФ и принимаемых в соответствии
с ним законов субъектов РФ
об административных правонарушениях.
В соответствии со ст. 1.3 КоАП РФ к
ведению Российской Федерации в
области законодательства об административных
правонарушениях относится
общих положений и принципов законодательства об административно правовых нарушениях;
Информация о работе Понятие и признаки административного правонарушения