Понятие и признаки административного правонарушения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2013 в 16:08, реферат

Описание работы

Основание административной ответственности — совершение административного правонарушения (административного проступка). При этом административная ответственность за правонарушение наступает, если данное нарушение по своему характеру не влечет уголовной ответственности.

Файлы: 1 файл

административн.docx

— 37.77 Кб (Скачать файл)

Наличие объективной стороны  административного правонарушения законодатель во многих случаях ставит также в зависимость от таких  ее признаков, как время, место, способ, характер совершения деяния, его повторность, неоднократность, злостность, систематичность.

Часть 1 ст. 20.20 КоАП РФ предусматривает  ответственность за распитие пива и  напитков, изготовляемых на его основе, а также алкогольной и спиртосодержащей продукции с содержанием этилового  спирта менее 12% объема готовой продукции  в детских, образовательных и  медицинских организациях, на всех видах общественного транспорта городского и пригород ного сообщения, в организациях культуры, физкультурно-оздоровительных и спортивных сооружениях. Распитие таких напитков в иных местах, например у себя дома, в личном или служебном автомобиле, не будет содержать состава этого правонарушения.

Мелкое хулиганство (ст. 20.1 КоАП РФ) определяется как нарушение  общественного порядка, выражающее явное неуважение к обществу, сопровождающееся нецензурной бранью в общественных местах, оскорбительным приставанием к гражданам, уничтожением или повреждением чужого имущества. В данном случае законодатель прежде всего подчеркивает демонстративный характер совершения деяния — выражение явного неуважения к обществу. Действия, нарушающие общественный порядок, но не имеющие подобного характера, не будут содержать состава мелкого хулиганства. И, безусловно, для наличия состава этого правонарушения важно, чтобы соответствующие действия осуществлялись в указанных местах. Например, нецензурная брань может только тогда образовывать состав мелкого хулиганства, когда она наблюдается в общественных местах.

Повторность предусмотрена  многими статьями законода тельных актов, устанавливающих административную ответст венность, и означает совершение, как правило, в течение года одним и тем же лицом однородного правонарушения, за которое оно уже подвергалось административному наказанию. Например, ч. 1 ст. 3.6 Кодекса Республики Татарстан об административных правонарушениях от 19 декабря 2006 г. № 80-ЗРТ установлена ответственность за нарушение правил благоустройства территорий муниципальных районов и городских округов, а ч. 2 этой же статьи — повышенная ответственность за те же действия, совершенные повторно в течение года. Другой пример: санкция в виде дисквалификации применяется к должностному лицу, нарушившему законодательство о труде и об охране труда, только в том случае, если оно ранее подвергалось административному наказанию за аналогичное правонарушение (ст. 5.27 КоАП РФ).

Неоднократностью признается совершение более двух однородных правонарушений, а систематическим правонарушением считается такое, которое повторяется в течение года несколько раз. Например, ст. 15 Кодекса Волгоградской области об административной ответственности от 17 июля 2002 г. № 727-ОД установлена административная ответственность за систематическую неявку без уважительных причин лиц, больных туберкулезом, ВИЧ-инфекцией или инфекциями, передающимися преимущественно половым путем, в специализированные медицинские организации по вызову для проведения обязательных медицинских обследований и лечебно-профилактических мероприятий.

Однако эти признаки состава  административного правонарушения (время, место, способ, характер совершения деяния, его повторность, неоднократность, злостность, систематичность) присуши  далеко не всем составам административных правонарушений, в силу чего они  называются факультативными, т. е. необязательными, признаками состава административного  правонарушения. В отличие от них противоправное действие (бездействие), наступившие вредные последствия и причинно- следственная связь между деянием и наступившими в результате его вредными последствиями являются обязательными признаками состава административного правонарушения.

Субъект административного  правонарушения — физическое или  юридическое лицо. При этом, как  уже отмечалось выше, физические лица подлежат административной ответственности, если они достигли к моменту совершения правонарушения 16-летнего возраста.

Субъектом административного  правонарушения может быть только вменяемое  физическое лицо. Лицо, которое во время  совершения противоправных действий (бездействия) находилось в состоянии невменяемости, т. с. не могло осознавать фактический  характер и противоправность своих  действий (бездействия) либо руководить ими вследствие хронического психического расстройства, временного психического расстройства, слабоумия или иного  болезненного состояния психики, не подлежит административной ответственности.

Кроме того, в законодательстве различаются общие субъекты - любые  вменяемые лица, достигшие 16 лет, специальные  субъекты - должностные лица, водители, несовершеннолетние и др., а также  особые субъекты — военнослужащие, лица, имеющие специальные звания, и иные лица, на которых распространяется действие дисциплинарных уставов или  специальных положений о службе. Для одних из этих категорий субъектов законом установлены дополнительные основания для административной ответственности или се повышенный размер, для других — ограничение применения мер администра тивной ответственности.

Так, согласно ч. 3 ст. 11.14 КоАП РФ за нарушение правил перевозки  опасных веществ, крупногабаритных или тяжеловесных грузов на железнодорожном  транспорте граждане (общие субъекты) несут ответственность меньшую, чем должностные лица (специальные  субъекты). Вместе с тем в соответствии со ст. 2.5 Кодекса военнослужащие (особые субъекты) в большинстве случаев  не несут административной ответственности  на общих основаниях.

В любом случае о наличии  состава правонарушения речь может  идти только тогда, когда лицо, совершившее  противоправное деяние, является именно тем субъектом, которому за это деяние статьями КоАП РФ или законов субъектов  РФ об административных правонарушениях  предусмотрена админист- рати вн ая ответстве н ность.

Например, по ч. 1 ст. 12.31 КоАП РФ за выпуск на линию транспортного  средства, не зарегистрированного в  установленном порядке или не прошедшего государственного технического осмотра, административное наказание  может быть назначено только должностному лицу, ответственному за техническое  состояние и эксплуатацию транспортных средств. Указанное должностное  лицо является субъектом данного  правонарушения (специальным субъектом), и только его действия образуют состав этого правонарушения. Выпуск на линию  транспортного средства, не зарегистрированного  в установленном порядке или  не прошедшего государственного технического осмотра, осуществленный лицом, не отвечающим за техническое состояние и эксплуатацию транспортных средств, не может образовать состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 12.31 КоАП РФ. Соответственно, такое лицо не может нести ответственность, предусмотренную этой статьей.

В свою очередь, по ч. 1 и 2 ст. 12.1 КоАП РФ за управление транспортным средством, не зарегистрированным в  установленном порядке или не прошедшим государственного технического осмотра, административное наказание  может быть назначено только водителю, управляющему этим транспортным средством. Водитель является субъектом данного  правонарушения (специальным субъектом), и только его действия образуют состав правонарушения, предусмотренного ст. 12.1 Кодекса.

Субъективная сторона  административного правонарушения — это психическое отношение  субъекта (физического лица) к противоправному  действию (бездействию) и его последствиям.

Обязательным признаком  субъективной стороны является вина субъекта административного правонарушения, возможные формы которой рассмотрены  выше. В статьях КоАП РФ и законов  субъектов РФ, устанавливающих административную ответственность, форма вины чаще всего  не обозначается. По данным статьям  административная ответственность  наступает вне зависимости от формы вины. Например, не важно, умышленно  нарушил водитель требование дорожного  знака или по неосторожности (допустим, не заметил данного знака), в любом  случае он подлежит ответственности (ст. 12.16 КоАП РФ). Также не важно, умышленно  либо по неосторожности произошло несвоевременное  или неточное внесение записей о  юридическом лице в единый государственный  реестр юридических лиц (ч. 1 ст. 14.25 КоАП РФ). Это никак не влияет на квалификацию соответствующего правонарушения, совершенного должностным лицом.

В ряде случаев, хотя форма  вины не установлена законодателем  прямо, она косвенно ясна из характера  деяния. Например, ч. 3 ст. 11.17 КоАП РФ предусматривает  ответственность за курение в  вагонах (в том числе в тамбурах) пригородного поезда, а ч. 1 ст. 12.8 этого  Кодекса — за управление транспортным средством в состоянии опьянения. Понятно, что такие действия могут  быть только умышленными.

Однако иногда формулировка состава административного правонарушения прямо говорит, что оно может  быть совсршс- но только в форме умысла или только в форме неосторожности. Например, ст. 19.2 КоАП РФ вводит ответственность лишь за умышленное повреждение или срыв печати (пломбы). В соответствии со ст. 7.26 этого Кодекса установлена ответственность за утрату материалов и данных государственного картографо- геодезического фонда Российской Федерации в результате их небрежного хранения пользователем.

В отдельных составах административных правонарушений присутствуют факультативные признаки субъективной стороны: цель или  мотив. Цель — это представление  правонарушителя о желаемом результате, к которому он стремится. Мотив есть то побуждение, которое толкает его  на совершение правонарушения.

Например, ч. 2 ст. 20.3 КоАП РФ устанавливает  ответственность, в частности, за приобретение в целях сбыта нацистской атрибутики или символики либо атрибутики или  символики, сходных с нацистской атрибутикой или символикой до степени  смешения, направленное на их пропаганду. Отсутствие при приобретении указанных  атрибутики или символики цели их сбыта исключает возможность  квалификации деяния в качестве административного  правонарушения по данной статье. И наоборот, ст. 6.8 КоАП РФ вводит ответственность за незаконные приобретение, хранение, перевозку, изготовление, переработку без цели сбыта наркотических средств или психотропных веществ, а также их аналогов. Если указанные действия осуществлялись в целях сбыта наркотических средств или психотропных веществ, их аналогов, возможность квалификации деяния по данной статье исключается.

Еще раз подчеркнем, что  только при наличии всех предусмотренных  законом признаков состава административного  правонарушения лицо, его совершившее, может быть привлечено к административной ответственности.

 

Понятие и основные черты административной ответственности

 

Административная ответственность - это вид юридической ответственности, который выражается в назначении органом или должностным лицом, наделенным соответствующими полномочиями, административного наказания лицу, совершившему правонарушение.

Административная ответственность  наступает за деяния, менее опасные  для общества, чем преступления.

Давая характеристику административным правонарушениям, законодатель в КоАП РФ не называет их, в отличие от преступлений, общественно опасными деяниями. Мы же считаем возможным говорить об общественной опасности административных правонарушений (хотя степень этой опасности в большинстве случаев  меньше, чем у преступлений). Примерами  здесь могут быть административные правонарушения: посягающие на здоровье и санитарно-эпидемиологическое благополучие населения; в области охраны окружающей природной среды; в промышленности, строительстве и энергетике; на транспорте и в области дорожного движения и др.

Административная ответственность  обладает чертами, свойственными юридической  ответственности вообще. Однако ей присущи и специфические черты, характерные только для данного  вида юридической ответственности:

1. административная ответственность  в большинстве случаев является  внесудебной ответственностью. Административные  наказания назначаются должностными  лицами значительного числа государственных  органов системы исполнительной  власти или определенными коллегиальными  органами во внесудебном порядке,  хотя и судьи рассматривают  значительное количество таких  правонарушений. Все эти органы  являются субъектами административной  юрисдикции;

2. административные наказания  назначаются должностными лицами  правонарушителям, не подчиненным  им по службе. По этому признаку  административная ответственность  отличается от дисциплинарной  ответственности, при которой  меры взыскания применяются в  основном в порядке подчиненности  вышестоящим органом или должностным  лицом;

3. поскольку административная  ответственность наступает за  деяния, менее опасные, чем преступления, то и административные наказания,  как правило, менее суровы, чем  уголовные наказания;

4. применение административной  ответственности не влечет судимости  лица, совершившего правонарушение. Это лицо считается подвергнутым  административному наказанию в  течение одного года со дня  окончания исполнения наказания;

5. существенной особенностью  института административной ответственности  является то обстоятельство, что  субъектом ответственности могут  быть не только физические, но  и юридические лица. Юридические  лица подлежат административной  ответственности независимо от  места нахождения, организационно-правовых  форм, подчиненности, а также других  обстоятельств;

6. в отличие от уголовной  ответственности, которая устанавливается  только федеральным законом (УК  РФ), административная ответственность  устанавливается КоАП РФ и  принимаемыми в соответствии  с ним законами субъектов РФ  об административных правонарушениях.

Итак, законодательство об административных правонарушениях состоит из КоАП РФ и принимаемых в соответствии с ним законов субъектов РФ об административных правонарушениях. В соответствии со ст. 1.3 КоАП РФ к  ведению Российской Федерации в  области законодательства об административных правонарушениях относится установление:

общих положений и принципов  законодательства об административно  правовых нарушениях;

Информация о работе Понятие и признаки административного правонарушения