Понятие и признаки административного правонарушения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2013 в 16:08, реферат

Описание работы

Основание административной ответственности — совершение административного правонарушения (административного проступка). При этом административная ответственность за правонарушение наступает, если данное нарушение по своему характеру не влечет уголовной ответственности.

Файлы: 1 файл

административн.docx

— 37.77 Кб (Скачать файл)

Понятие и признаки административного  правонарушения

 

Основание административной ответственности — совершение административного  правонарушения (административного  проступка). При этом административная ответственность за правонарушение наступает, если данное нарушение по своему характеру не влечет уголовной  ответственности.

Административным правонарушением  признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического  или юридического лица, за которое  КоАП РФ либо законами субъектов РФ об административных правонарушениях  установлена административная ответственность.

Противоправное действие и противоправное бездействие являются двумя возможными вариантами противоправного  деяния, т. е. противоправного поведения  физического или юридического лица. Действие — это активное невыполнение обязанности, законного требования, нарушение установленного запрета. Бездействие — это пассивное  невыполнение обязанности, возложенной  на физическое или юридическое лицо. Например, открытие банком или иной кредитной организацией счета организации  либо индивидуальному предпринимателю  без предъявления ими свидетельства  о постановке на учет в налоговом  органе (ст. 15.7 КоАП РФ) — противоправное действие должностного лица банка, иной кредитной организации. Невыполнение должностным лицом учреждения банка  обязанностей по контролю за выполнением организациями или их объединениями правил ведения кассовых операций (ст. 15.2 КоАП РФ) — противоправное бездействие должностного лица.

Анализ понятия административного  правонарушения позволяет выделить три его признака: противоправность, виновность, наказуемость деяния.

Противоправность означает, что совершением данного деяния (действия или бездействия) обязательно нарушены нормы права. Никакое деяние не может быть признано административным правонарушением и за его совершение не может наступить административная ответственность, если при этом не были нарушены нормы права.

Виновность деяния подразумевает, что оно совершено при наличии вины. Отсутствие вины ни в коем случае не позволяет считать данное деяние (пусть даже и противоправное) административным правонарушением. Вина физического лица бывает в двух формах: в форме умысла и в форме неосторожности. Виновность деяния свидетельствует, что оно совершено либо умышленно, либо по неосторожности.

Административное правонарушение совершается умышленно, если лицо сознает  противоправный характер своего действия (бездействия), предвидит его вредные  последствия и желает наступления  таких последствий или сознательно  их допускает либо относится к ним безразлично. В первом случае умысел является прямым, поскольку лицо желает наступления вредных последствий. Во втором и третьем случаях умысел косвенный, так как лицо прямо не желает наступления вредных последствий, но сознательно допускает их наступление либо относится к этим последствиям безразлично.

Административное правонарушение признается совершенным по неосторожности, если лицо, его совершившее, предвидело возможность наступления вредных  последствий своего действия (бездействия), но без достаточных к тому оснований  самонадеянно рассчитывало на предотвращение таких последствий либо не предвидело возможности их наступления, хотя должно было и могло их предвидеть. В  первом случае неосторожность проявляется  в форме легкомыслия (самонадеянности), так как лицо предвидело возможность  наступления вредных послелствий, но самонадеянно рассчитывало их предотвратить. Во втором случае — в форме небрежности.

Неосторожную вину необходимо отличать от невиновного причинения вреда, т. е. казуса — случая, при  котором административная ответственность  лица не наступает. В таких случаях  лицо либо не должно было или не могло  предвидеть общественно опасные, вредные  последствия своего действия (бездействия), либо не было способно управлять своим  поведением в силу чрезвычайных обстоятельств.

Юридическое лицо, согласно ст. 2.1 КоАП РФ, признается виновным в  совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у  него имелась возможность для  соблюдения правил и норм, за нарушение  которых этим Кодексом или законами субъектов РФ предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Наказуемость деяния означает, что за совершение данного действия (бездействия) физического или юридического лица либо КоАП РФ, либо законами субъектов РФ об административных правонарушениях обязательно должна быть установлена именно административная ответственность.

Дело в том, что за очень  многие умышленные или неосторожные противоправные деяния предусмотрена  не административная, а иная ответственность, например дисциплинарная. К сожалению, имеется также достаточно примеров, когда за совершение противоправного  деяния законодательством не предусмотрена  никакая ответственность. В подобных случаях деяние, несмотря на его противоправность и виновность, не может быть признано административным правонарушением.

В соответствии с КоАП РФ к административным правонарушениям  относятся правонарушения:

посягающие на права граждан, здоровье, санитарно-эпидемиологическое благополучие населения и общественную нравственность;

в области охраны собственности;

в области охраны окружающей природной среды и природопользования;

в промышленности, строительстве, энергетике;

в сельском хозяйстве, ветеринарии  и мелиорации земель;

на транспорте и в области  дорожного движения;

в области связи и информации; в предпринимательской деятельности, в области финансов, налогов и  сборов, рынка ценных бумаг, таможенного  дела; посягающие на институты государственной  власти;

в области защиты Государственной  границы РФ и обеспечения режима пребывания иностранных граждан  или лиц без гражданства на территории РФ; против порядка управления;

посягающие на общественный порядок и общественную безопасность;

в области воинского учета.

Кодексами и законами субъектов  РФ предусматриваются административные правонарушения и в иных сферах.

Не является административным правонарушением причинение лицом  вреда в состоянии крайней  необходимости, т. е. для устранения опасности, непосредственно угрожающей личности и правам данного лица или  других лиц, а также интересам  общества или государства, если эта  опасность не могла быть устранена  иными средствами и если причиненный  вред менее значительный, чем предотвращенный.

 

Состав административного правонарушения

Не каждое деяние, даже содержащее все признаки административного  правонарушения (противоправность, виновность, наказуемость), является административным правонарушением. Дело в том, что  в конкретном деянии может отсутствовать  состав административного правонарушения, что исключает привлечение лица, его совершившего, к административной ответственности. Понимание состава  административного правонарушения важно для обеспечения законности при привлечении лица к административной ответственности, для отграничения административных проступков от других видов правонарушений, в частности  от схожих с ним преступлений. В  связи с этим следует отличать признаки административного правонарушения как понятия (как некой абстракции, теоретической конструкции) от элементов  и признаков состава конкретного  админ истрати вного правонарушения.

Под составом административного правонарушения следует понимать установленную правом совокупность признаков, при наличии которых конкретное деяние становится административным правонарушением. Наличие состава административного правонарушения в том или ином деянии служит единственным основанием наступления административной ответственности за его совершение. Например, провоз без билета в пригородном поезде ребенка, проезд которого подлежит частичной оплате, — административное правонарушение, которое совершается лицом, сопровождающим ребенка (ч. 4 ст. 11.18 КоАП РФ). Если же ребенок в возрасте до 16 лет самостоятельно ехал без билета, то, хотя его действие отвечает всем признакам, свойственным административному правонарушению как понятию (противоправности, виновности, наказуемости), данное действие тем не менее в указанном конкретном случае не может квалифицироваться как административное правонарушение. Объясняется это тем обстоятельством, что в данном деянии нет одного из необходимых компонентов состава административного правонарушения — субъекта правонарушения, каковым может быть физическое лицо, лишь достигшее 16 лет.

Однотипные признаки состава  административного правонарушения в совокупности образуют так называемые элементы состава административного  правонарушения. К элементам состава  административного правонарушения относятся:

объект;

объективная сторона;

субъект;

субъективная сторона.

Объект административного правонарушения — это общественные отношения, урегулированные нормами права и охраняемые мерами административной ответственности.

Например, объектом административного  правонарушения, связанного с нарушением законодательства о свободе совести, свободе вероисповедания и о  религиозных объединениях (ст. 5.26 КоАП РФ), являются права граждан.

К административным правонарушениям  помимо тех, которые посягают на права  граждан, как уже отмечалось выше, относятся также правонарушения в области охраны окружающей природной  среды и природопользования; посягающие на общественный порядок и общественную безопасность, многие другие. Нарушаемые противоправным деянием указанные  общественные отношения и есть объект соответствующего административного  правонарушения.

Общественные отношения, представляющие собой объект административного  правонарушения, регулируются не только нормами административного права, но в ряде случаев и нормами  конституционного, экологического, трудового, земельного, финансового и других отраслей права. Однако охраняются они  только нормами КоАП РФ и законов  субъектов РФ об административных правонарушениях. Если конкретное противоправное деяние посягает на общественные отношения, не охраняемые нормами этого Кодекса  и законов субъектов РФ об административных правонарушениях, то здесь нет объекта  административного правонарушения, следовательно, нет и всего состава  административного правонарушения.

Объективная сторона административного  правонарушения — это система предусмотренных нормами права признаков, характеризующих внешнее проявление данного правонарушения.

Объективная сторона состава  характеризует проступок как  акт внешнего поведения правонарушителя  и включает, в частности, такие  признаки состава административного  правонарушения, как противоправное действие или бездействие и наступившие  вредные последствия.

Кроме противоправного деяния и наступивших вредных последствий  третьей составной частью объективной  стороны правонарушения является и  такой признак, как причинно-следственная связь между этим деянием и  наступившими в результате него вредными последствиями. Установить такую причинно- следственную связь — значит выявить обстоятельства появления вредных последствий, определить, наступили они в результате противоправного деяния или по другим причинам, каким образом данное деяние повлияло на величину этих последствий и др. Однако в установлении наличия причинно-следственной связи в составе административного правонарушения, как правило, нет необходимости: наступившие вредные последствия в основном нематериальны, а проявляются только в виде общественного вреда или общественной опасности, и причинно- следственная связь между противоправным деянием и его последствиями не вызывает сомнений.

Такой состав административного  правонарушения, который не предусматривает  наступления в результате его  совершения какого-либо материального  вредного последствия, называется формальным составом. Административные правонарушения (в отличие от преступлений) в  подавляющем большинстве случаев  имеют формальный состав; соответствующие  нормы предусматривают ответственность  лишь за совершение противоправного  деяния вне зависимости от того обстоятельства, что никаких вредных материальных последствий не наступило. Однако кроме  правонарушений с формальным составом законодательством об административных правонарушениях предусмотрено  немало и правонарушений с так  называемым материальным составом, который  включает обязательное наступление  вредных материальных последствий. Например, если ч. 1 и 2 ст. 20.4 КоАП РФ устанавливают  административную ответственность  за нарушение требований пожарной безопасности, когда это не повлекло материальных последствий (формальный состав), то ч. 3 этой же статьи — за нарушения, которые  привели к материальным последствиям в виде возникновения пожара (материальный состав).

В правонарушениях с материальным составом причинно- следственная связь между противоправным деянием и наступившими вредными последствиями зачастую далеко не очевидна и требует доказательства. Например, факт наезда водителем, превысившим на 15 км/ч допустимую скорость дорожного движения, на пешехода, в результате чего последнему были причинены легкие телесные повреждения, сам по себе не означает наличия состава проступка, сформулированного в ст. 12.24 КоАП РФ. Здесь в обязательном порядке требуется доказать причинно-следственную связь между противоправным деянием и наступившими материальными последствиями.

Должно быть выяснено (как  правило, путем производства судебной автотехнической экспертизы), мог  ли водитель избежать наезда на пешехода, если бы не превысил установленной  скорости движения. Положительный ответ  на этот вопрос свидетельствует, что  наезд на пешехода стал следствием нарушения Правил дорожного движения водителем, в его действиях имеется  состав, предусмотренный ст. 12.24 КоАП РФ. Отрицательный ответ означает, что наезд не явился следствием превышения скорости движения, так как в сложившейся  ситуации он из-за неправомерного поведения  самого пешехода был неминуем даже при движении с разрешенной скоростью. В этом случае в действиях водителя не усматривается состав правонарушения, предусмотренный ст. 12.24 КоАП РФ. Водитель должен будет понести более мягкую административную ответственность, чем та, которая предусмотрена ст. 12.24, — ответственность за превышение установленной скорости движения по ч. 1 ст. 12.9 КоАП РФ.

Информация о работе Понятие и признаки административного правонарушения