Понятие и состав административного правонарушения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Июня 2013 в 18:07, курсовая работа

Описание работы

Вопросы, связанные с административным правонарушением и административной ответственностью на федеральном уровне регулирует административное законодательство, в частности КоАП РФ. Этому посвящена глава 21. Однако, не смотря на то, что понятие административного правонарушения дано в ст.2.1 указанного закона, понятие административной ответственности нет.
Анализ норм главы 1 КоАП позволяет сделать вывод, что законодатель под административной ответственностью понимает назначение судьями, уполномоченными органами и должностными лицами предусмотренного КоАП наказания за административное правонарушение.
При этом единственным основанием привлечения лица к административной ответственности является наличие всех признаков состава административного правонарушения.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………3
Глава 1. Понятие административного правонарушения и основание для привлечения к административной ответственности…………………………4
1.1 Сущность административной ответственности………………………….4
1.2 Понятие административного правонарушения…………………………..5
Глава 2. Характеристика юридического состава административного правонарушения………………………………………………………………..8
2.1 Объект и объективная сторона правонарушения………………………...8
2.2 Субъект и субъективная сторона правонарушения………………………11
Заключение……………………………………………………………………...25
Список используемых источников…………………………………………….31

Файлы: 1 файл

отправить.doc

— 135.50 Кб (Скачать файл)

государственные органы, компетентные рассматривать дела, вытекающие из административных правонарушений, включая судебные органы, и их должностные  лица.

Субъективная сторона  правонарушения выражается в виновном характере деяния.

Вина в административном праве имеет две формы: умышленную и неосторожную.

Согласно административно - правовой норме КоАП РФ указание на умышленность совершенного противоправного  проступка необходимо во всех случаях, когда лицо привлекается к ответственности за правонарушение, совершаемое только по умыслу, поэтому российское законодательство прямо указывает в отдельных составах административных правонарушений на умышленный характер вины.

Умышленная вина характеризует  отношение виновного лица к совершенному или совершаемому им административному  правонарушению. Она носит более  социально опасный характер, нежели неосторожная вина, так как лицо осознает и осознавало, что совершает  противоправное деяние.

Административное правонарушение признается совершенным по неосторожности, если лицо, его совершившее, предвидело возможность наступления вредных  последствий своего действия (бездействия), но без достаточных к тому оснований  самонадеянно рассчитывало на предотвращение таких последствий либо не предвидело возможности наступления таких последствий, хотя должно было и могло их предвидеть.

Неосторожность бывает двух видов: по легкомыслию и небрежности.

Однако большинство  составов административных правонарушений не содержат точного указания на конкретную форму вины.

В науке административного  права существуют две разновидности  составов проступков: формальный и  материальный.

Невиновное причинение вреда следует отграничивать  от вины по неосторожности.

В соответствии со ст.2.7 КоАП РФ не является административным правонарушением  причинение лицом вреда охраняемым законом интересам в состоянии  крайней необходимости, т.е. для устранения опасности, непосредственно угрожающей личности и правам данного лица или других лиц, а также охраняемым законом интересам общества или государства, если эта опасность не могла быть устранена иными средствами и если причиненный вред является менее значительным, чем предотвращенный вред.

Подлежит административной ответственности только вменяемое лицо. Вменяемость - это состояние физического лица, когда оно осознает фактический характер и противоправность своих действий (бездействия) либо может руководить ими.

Субъектом административного  правонарушения является физическое лицо. Это означает, что, согласно нормам КоАП, к административной ответственности могут быть привлечены как граждане РФ, так иностранные граждане и лица без гражданства.

Граждане РФ в настоящее  время - самый распространенный субъект  административного права. Они могут выступать в качестве как общего субъекта административных правонарушений, так и специального субъекта - должностного лица.

 

Подлежит  административной ответственности  только физическое лицо, достигшее  к моменту совершения административного  правонарушения возраста 16 лет.

Еще одним  специальным субъектом административного  права являются военнослужащие и  лица, на которых распространяется действие дисциплинарных уставов.

Также субъектом  административного правонарушения может быть и юридическое лицо.

Административное наказание как мера ответственности, заключает в себе определенный объем правовой нагрузки, строго регламентированный КоАП.

Наказание может  быть назначено судьей, мировыми судьями, уполномоченными органами исполнительной власти и их должностными лицами только к лицу, признанному виновным в совершении административного правонарушения.

Ст.3.2 КоАП РФ устанавливает виды административных наказаний:

предупреждение;

административный  штраф;

возмездное  изъятие орудия совершения или предмета административного правонарушения;

конфискация орудия совершения или предмета административного  правонарушения;

лишение специального права, предоставленного физическому  лицу;

административный  арест;

административное  выдворение за пределы Российской Федерации  иностранного гражданина или лица без гражданства;

дисквалификация;

административное  приостановление деятельности.

Административные  наказания, образуют систему. По расположению административных наказаний в системе  нельзя сделать вывод относительно оценки законодателем тяжести каждого из наказаний в соотношении между собой.

Санкцией  административно - правовой нормы может  быть предусмотрено несколько вариантов  назначения наказания. В зависимости  от этого критерия административные наказания классифицируются на основные и дополнительные.

Список используемых источников

Нормативные акты:

1. Конституция Российской  Федерации (принята на всенародном  голосовании 12 декабря 1993 г) // РГ  от 25.12.1993 г.

2. Кодекс Российской  Федерации об административных  правонарушениях от 30 декабря 2001 № 195 - ФЗ // СЗ РФ, 2002, № 1, ст.1; № 18, ст.1720

Научная литература:

3. Административная деятельность  органов внутренних дел. Общая  часть. Учебник / Под ред. В.И.  Попова. - М.: МИ МВД России, 2000.

4. Административное право: Учебник / Под ред. Л.Л. Попова. - М.: Юристъ, 2002 г.

5. Административное право:  Учеб. М.: Эксмо, 2005 г.

6. Бахрах Д.Н. Административное  право. Учебник. Часть общая. - М.: БЕК, 1996 г.

7. Габричидзе Б.Н. Административное  право Российской Федерации. - М.: ДиС, 2001 г.

8. Комментарий к Кодексу  Российской Федерации об административных  правонарушениях (под ред. Ю.М.  Козлова) - Юристъ, 2002.

9. Комментарий к Кодексу  Российской Федерации об административных  правонарушениях.5-е изд., перераб.  и доп. / Под общ. ред. Е.Н. Сидоренко. М.: ТК Велби, Изд - во "Проспект", 2006 г.

10. Теория государства  и права: Курс лекций / Под ред.  Н.И. Матузова и А.В. Малько.2-е  изд., перераб. и доп. - М.: Юрид. лит., 2001 г.

1 Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 № 195 - ФЗ // СЗ РФ, 2002, № 1, ст.1; № 18, ст.1720

2 Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 № 195 - ФЗ // СЗ РФ, 2002, № 1, ст.1; № 18, ст.1720

3 Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 № 195 - ФЗ // СЗ РФ, 2002, № 1, ст.1; № 18, ст.1720

 


Информация о работе Понятие и состав административного правонарушения