Понятие и структура состава административного правонарушения. Признаки состава правонарушения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2013 в 09:27, реферат

Описание работы

Административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях (далее по тексту – Кодекс) или законами субъектов РФ об административных правонарушениях установлена административная ответственность. Как следует из вышеуказанного, административное правонарушение характеризует ряд правовых признаков. Цель работы – раскрыть содержание и сущность состава административного правонарушения.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………..…3
1. Понятие административного правонарушения………………..….4
2. Состав административного правонарушения
2.1 Признаки субъекта и субъективной стороны административного правонарушения……………………………………………………….6
2.2 Признаки объекта и объективной стороны административного правонарушения……………………………………………………....10
Заключение…………………………………………………………....12
Библиографический список………………………………………….13

Файлы: 1 файл

Реферат по П.А.О.И.В.docx

— 39.21 Кб (Скачать файл)

 

Федеральное государственное бюджетное образовательное  учреждение высшего  профессионального  образования «Российская правовая академия  Министерства юстиции  Российской Федерации»

 

 

 

 

 

 

Реферат

По дисциплине: «Правовые акты органов исполнительной власти»

По теме: «Понятие и структура состава административного правонарушения. Признаки состава правонарушения.»

 

 

 

 

 

 

 

Выполнил: студент 4-го курса,

заочной формы обучения, Гр.9211,

Титов А.О.

                                                                              Проверил: доцент кафедры 

                                                                   государственно-правовых дисциплин,

                                                                                                 к.ю.н., Кравцов В.М.                                              

 

 

 

Тула 2013

 

 

 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

 

 

Введение……………………………………………………………..…3

1. Понятие административного правонарушения………………..….4

2. Состав административного правонарушения

2.1 Признаки субъекта и субъективной  стороны административного правонарушения……………………………………………………….6

2.2 Признаки объекта и объективной  стороны административного правонарушения……………………………………………………....10

Заключение…………………………………………………………....12

Библиографический список………………………………………….13

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Административным  правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического  или юридического лица, за которое  Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях (далее по тексту –  Кодекс) или законами субъектов РФ об административных правонарушениях  установлена административная ответственность.

Как следует  из вышеуказанного, административное правонарушение характеризует ряд правовых признаков.

Во-первых, это деяние, т. е. объективно выраженное действие или бездействие (а не какие-либо желания, умозаключения и т.д.).

Во-вторых, это деяние, посягающее на любой  из пяти общих родовых объектов (государственный  порядок; общественный порядок, собственность, права и свободы граждан, установленный  порядок управления).

В-третьих, это виновное деяние. Ч. 1 ст. 1.2 КоАП РФ непосредственно указывает, что  лицо подлежит административной ответственности  только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена  его вина, а ч. 3 ст. 26.1. - что по делу об административном правонарушении выяснению  подлежит виновность лица в совершении административного правонарушения.

В-четвертых, это противоправное деяние, т.е. противоречащее каким-либо правовым предписаниям.

В-пятых, это деяние, за совершение которого действующим законодательством  предусмотрена административная ответственность.

Наличие состава правонарушения является необходимым  основанием для всех видов юридической  ответственности. При этом признаки состава правонарушения, прежде всего  в публично-правовой сфере, как и  содержание конкретных составов правонарушений должны согласовываться с конституционными принципами демократического правового  государства, включая требование справедливости, в его взаимоотношениях с физическими  и юридическими лицами как субъектами юридической ответственности.

Под составом административного правонарушения понимается установленная законом  совокупность признаков, при наличии  которых соответствующее деяние считается административным правонарушением.

Исходя  из общетеоретических положений  административное правонарушение с  точки зрения его состава включает в себя объект правонарушения (общественные отношения в той или иной области, на нормальное развитие которых посягает правонарушение), объективную сторону (конкретные деяния, выразившиеся в  нарушении установленных правил), субъект правонарушения (лицо) и  субъективную сторону (отношение лица к совершенному им деянию, т.е. вину в форме умысла или неосторожности). Соответственно, отсутствие хотя бы одного из перечисленных признаков свидетельствует об отсутствии состава административного правонарушения, т. е. согласно п. 2 ст. 24.5 КоАП РФ является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении.

Вышеизложенное определяет актуальность и необходимость данного исследования.

Цель  работы – раскрыть содержание и  сущность состава административного  правонарушения.

 

1. Понятие административного правонарушения.

Административным  правонарушением (проступком) признается противоправное, виновное (умышленное или неосторожное) действие либо

бездействие, которое посягает на государственный или гражданский порядок,

социалистическую собственность, права и свободы граждан, на установленный порядок управления и за которое законодательством предусмотрена административная ответственность.

Под административным правонарушением, как основание административной ответственности понимается виновное, противоправное деяние, которое посягает на установленные правом и обеспеченные административно-правовыми санкциями правила поведение граждан и должностных лиц в сфере государственного управления. При этом административная ответственность за правонарушения, предусмотренные КоАП, наступает при условии, что эти нарушения по своему характеру не влекут за собой в соответствии с действующим законодательством уголовной ответственности.

Деяния, классифицированные как административные правонарушения, содержатся в следующих кодексах: КоАП, КЗоТ, воздушный кодекс, кодекс торгового мореплавания и др. Текущие законы также, устанавливают, какие деяния являются административными правонарушениями. Следует отметить, что в вышеуказанном понятие " административное правонарушение" и " административный проступок" отождествляются, то есть административный проступок не является особой разновидностью административных правонарушений, а признается синонимичным термином, также как и деликт.

Таким образом, можно определить следующие признаки административного проступка:

     Во-первых, это действие или бездействие. Административное правонарушение – это поведение, которое принимает форму либо действия, либо бездействия. Действие – это активное невыполнение правового предписания в виде обязанности или законного требования, правила, нормы, стандарта (нарушение тишины в ночное время, нарушение правил дорожного движения и т.д.). Бездействие –это пассивное поведение, выраженное в не совершении лицом тех действий, которые оно должно было и могло совершить в силу возложенных на него обязанностей (уклонение от подачи декларации о доходах, невыполнение родителями своих обязанностей по воспитания и обучению детей).

     Во-вторых, это общественно опасное деяние. Именно общественная опасность правонарушения обуславливает ответственность за его совершение.

Отсутствие  данного признака свидетельствует  и об отсутствии правонарушения.

Любой административный проступок, посягающий на  установленный  правопорядок, причиняет ему тот или иной вред. При чём нежелательный результат может проявляться как в реальном вреде (мелкое хищение), так и создании условий для наступления вреда (нарушение санитарно-гигиенических правил). Степень общественной опасности   является единственным критерием, отграничивающим административное правонарушение от преступления, которая различна у этих видов правонарушений.

     В-третьих, это противоправное деяние. Противоправность деяния

заключается в том, что определённое лицо совершает  действие, запрещенное нормой права, или не совершает действия, предписанного правовым актом. На действие либо бездействие признанное общественно опасным устанавливается правовой запрет на их совершение.

     В-четвёртых, виновное действие либо бездействие, т.е. деяние, представляющее собой проявление воли и разума действующего (либо бездействующего) лица. Вина, при совершении административного проступка, может выражаться как в форме умысла, так и в форме неосторожности. Наличие вины правонарушителя является важнейшим и необходимым признаком административного проступка.

     В-пятых, это деяние наказуемое. Конкретное действие либо бездействие может быть признано административным правонарушением только в том случае, если за его совершение законодательством предусмотрена административная ответственность.

Для признания  административного правонарушения не нужно исследовать стадии приготовления и покушения, то есть в некоторых случаях законодатель устанавливает наличие административного проступка на более ранней стадии, чем оконченное деяние.

Квалификация  того или иного проступка происходит посредством определения его состава (это эталон, с помощью которого происходит " кристаллизация" проступка). Состав проступка - совокупность, предусмотренных законодателем признаков, которые характеризуют данное деяние как административный проступок и ограничивают его от иных правонарушений. Или иными словами, состав правонарушения - установленное правом совокупность признаков, при наличии которых антиобщественное деяние считается административным правонарушением.

Определение состава правонарушения необходимо для выполнения трех функций состава:

1. Фундаментальная  функция, означающая, что состав  правонарушения выступает как единственное фактическое основание административной ответственности.

2. Разграничительная  функция, означающая, что признаки  состава отграничивают один состав от другого, а также от деяний не являющихся административными правонарушениями, или от деяний, ответственность за которые наступает в других отраслях права.

3. Гарантийная  функция, которая означает, что  путем описания точных составов административных правонарушений и их объективных признаков, законодатель гарантирует защиту гражданина от необоснованного привлечения к административной ответственности.

Повторное совершение административного правонарушения при состоянии административной наказанности до истечения срока давности привлечения к ответственности, установленных действующим законодательством, может повлечь применение более суровых административных взысканий, как правило, крупных штрафных санкций, административного ареста и даже уголовной ответственности.

 

2. Состав административного правонарушения

2.1 Признаки субъекта и субъективной  стороны административного правонарушения

 

Состав  административного правонарушения – это совокупность признаков, позволяющих  идентифицировать деяние как административно  наказуемое. По существу, состав правонарушения – это теоретическая его конструкция, модель, закрепленная в законодательстве.

Состав  административного правонарушения представляет собой совокупность нескольких элементов состава, каждый из которых  заключает в себе некоторую совокупность признаков: субъект, субъективная сторона, объект, объективная сторона. Элементы состава отражают те необходимые  условия, при которых вступает в  действие санкция соответствующей  нормы права. Претворение в жизнь  теоретической модели проступка, закрепленной в составе правонарушения, является фактическим основанием для привлечения  к административной ответственности, т.е. непосредственно административным правонарушением.

Основные  признаки состава административного  правонарушения закреплены в административном законодательстве в статьях Особенной  части КоАП РФ и законах субъектов  РФ. Однако некоторые признаки являются общими для всех административных правонарушений и вследствие этого находят свое закрепление в Общей части  КоАП РФ, в главе, посвященной административным правонарушениям. Не трудно заметить, что в Общей части содержатся признаки субъекта и субъективной стороны  административных правонарушений, как  правило, единые для всех составов, в то время как Особенная часть сосредоточена на признаках объекта и объективной стороны совершаемых деяний.

Субъектом административного правонарушения является физическое или юридическое  лицо, в действиях которого наличествует состав административного правонарушения.

Статус  физического лица в качестве субъекта административного правонарушения характеризуется двумя основными  признаками: возрастом деликтоспособности (т.е. способности нести административную ответственность) и вменяемостью (т.е. отсутствием признаков психического нездоровья в момент совершения правонарушения). Данным признакам должен соответствовать каждый субъект административного проступка.

Общий возраст, по достижении которого наступает административная ответственность, установлен КоАП РФ на уровне 16 лет. Следовательно, административной ответственности подлежит лицо, достигшее  к моменту совершения административного  правонарушения указанного возраста. При этом с учетом конкретных обстоятельств  дела и данных о лице, совершившем  административное правонарушение в  возрасте от 16 до 18 лет, комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав указанное лицо может быть освобождено от административной ответственности  с применением к нему меры воздействия, предусмотренной федеральным законодательством  о защите прав несовершеннолетних.

Информация о работе Понятие и структура состава административного правонарушения. Признаки состава правонарушения