Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2013 в 09:27, реферат
Административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях (далее по тексту – Кодекс) или законами субъектов РФ об административных правонарушениях установлена административная ответственность. Как следует из вышеуказанного, административное правонарушение характеризует ряд правовых признаков. Цель работы – раскрыть содержание и сущность состава административного правонарушения.
Введение……………………………………………………………..…3
1. Понятие административного правонарушения………………..….4
2. Состав административного правонарушения
2.1 Признаки субъекта и субъективной стороны административного правонарушения……………………………………………………….6
2.2 Признаки объекта и объективной стороны административного правонарушения……………………………………………………....10
Заключение…………………………………………………………....12
Библиографический список………………………………………….13
Не подлежит административной ответственности физическое лицо, которое во время совершения противоправных действий (бездействия) находилось в состоянии невменяемости, то есть не могло осознавать фактический характер и противоправность своих действий (бездействия) либо руководить ими вследствие хронического психического расстройства, временного психического расстройства, слабоумия или иного болезненного состояния психики.
Ряд составов
административных правонарушений сформулирован
таким образом, что субъект таких
правонарушений должен обладать специальными
свойствами. В этом случае, для того
чтобы деяние было признано правонарушением,
и за его совершение к физическому
лицу были применены меры административной
ответственности, субъект должен обладать
соответствующим специальным
Так, должностное лицо подлежит административной ответственности в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
Под должностным
лицом в КоАП РФ понимается лицо,
постоянно, временно или в соответствии
со специальными полномочиями осуществляющее
функции представителя власти, то
есть наделенное в установленном
законом порядке
Совершившие
административные правонарушения в
связи с выполнением
Военнослужащие
и призванные на военные сборы
граждане несут ответственность
за административные правонарушения в
соответствии с дисциплинарными
уставами. Сотрудники органов внутренних
дел, органов уголовно-
За нарушение
законодательства о выборах и
референдумах, в области обеспечения
санитарно-эпидемиологического
Иностранные граждане, лица без гражданства и иностранные юридические лица, совершившие на территории Российской Федерации административные правонарушения, подлежат административной ответственности на общих основаниях. Вопрос об административной ответственности иностранного гражданина, пользующегося иммунитетом от административной юрисдикции Российской Федерации в соответствии с федеральными законами и международными договорами Российской Федерации и совершившего на территории Российской Федерации административное правонарушение, разрешается в соответствии с нормами международного права.
Юридическое лицо приобретает свойство деликтоспособности с момента государственной регистрации, а следовательно, с момента своего создания может привлекаться к административной ответственности. В случае, если в статьях Кодекса не указано, что установленные ими нормы применяются только к физическому лицу или только к юридическому лицу, данные нормы в равной мере действуют в отношении и физического, и юридического лица, за исключением случаев, если по смыслу данные нормы относятся и могут быть применены только к физическому лицу.
Изменение
юридического статуса юридического
лица, влекущее его переход в иное
организационное состояние
при слиянии
нескольких юридических лиц к
административной ответственности
за совершение административного
при присоединении юридического лица к другому юридическому лицу – присоединившее юридическое лицо;
при разделении
юридического лица или при выделении
из состава юридического лица одного
или нескольких юридических-то юридическое
лицо, к которому согласно разделительному
балансу перешли права и
при преобразовании юридического лица одного вида в юридическое лицо другого вида – вновь возникшее юридическое лицо.
Привлечение к административной ответственности в случае реорганизации осуществляется независимо от того, было ли известно привлекаемому к административной ответственности юридическому лицу о факте административного правонарушения до завершения реорганизации.
Субъективная
сторона административного
Административное правонарушение признается совершенным по неосторожности, если лицо, его совершившее, предвидело возможность наступления вредных последствий своего действия (бездействия), но без достаточных к тому оснований самонадеянно рассчитывало на предотвращение таких последствий либо не предвидело возможности наступления таких последствий, хотя должно было и могло их предвидеть.
Специальные правила о вине установлены в отношении юридических лиц, которые в силу своей коллективной природы не могут иметь субъективное отношение к совершаемому деянию. КоАП РФ предусмотрена конструкция, согласно которой юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению. При этом назначение административного наказания юридическому лицу не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение виновное физическое лицо, равно как и привлечение к административной или уголовной ответственности физического лица не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение юридическое лицо.
Помимо вины субъективную сторону административного правонарушения формирует цель субъекта правонарушения, если она предусмотрена в качестве специального признака в конкретной статье Особенной части КоАП РФ. Например, в соответствии со ст. 17.2 КоАП РФ вмешательство в деятельность Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации с целью повлиять на его решения, неисполнение должностными лицами обязанностей влечет наложение административного штрафа.
2.2 Признаки объекта и
объективной стороны
Объект
административного
Общим объектом
для всех административных правонарушений
является совокупность общественных отношений,
урегулированных нормами
Родовым объектом является определенная сфера общественной жизнедеятельности, выделение которой можно произвести в соответствии с группировкой норм особенной части КоАП РФ. Так, родовым объектом можно считать общественные отношения в сфере сельского хозяйства, ветеринарии и мелиорации земель, транспорта, дорожного движения, связи и информатизации и т.п.
Видовой объект предполагает выделение более узкой области общественных отношений, как то: общественные отношения в области реализации избирательных прав, общественные отношения в области налогообложения и т.д. Наконец, каждый состав правонарушения содержит указание на конкретный объект посягательства.
Мера
причинения вреда объекту правонарушения
влияет на возможность освобождения
от административной ответственности.
При малозначительности совершенного
административного
Объект
правонарушения как элемент состава
следует отличать от предмета правонарушения,
являющегося признаком
Объективная
сторона всякого
Прежде
всего, всякое административное правонарушение
– это деяние, т.е. действие или
бездействие. Данный признак объективной
стороны может дополняться
Деяние
связано с другими признаками
объективной стороны и, прежде всего,
с последствиями деяния и причинной
связью между деянием и последствиями.
Далеко не всякий состав административного
правонарушения содержит указание на
последствия деяния, как на квалифицирующий
признак деяния. В этом случае состав
правонарушения является формальным,
и для привлечения к
Однако, существует и ряд материальных составов, обязательным признаком объективной стороны которых являются последствия и причинная связь. Так, ст. 19.16 КоАП РФ установлена наказуемость умышленного уничтожения или порчи удостоверения личности гражданина (паспорта) либо небрежного хранения удостоверения личности гражданина (паспорта), повлекшего утрату удостоверения личности гражданина (паспорта). В данном случае для привлечения субъекта к ответственности за указанное правонарушение следует доказать наличие последствия в виде утраты удостоверения, а также причинную связь между утратой и поведением субъекта административного правонарушения.
Дополнительными признаками объективной стороны административных проступков могут служить признаки места, времени, обстоятельств совершения правонарушения, орудия, средства, способа его совершения и т.д.