Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Апреля 2015 в 10:49, курсовая работа
Целью работы является комплексное изучение проблемы определения понятия права и его сущности. К задачам данного исследования можно отнести:
изучить исторически сложившиеся концепции правопонимания;
конкретизировать на основе имеющихся определений понятие права;
выявить сущность права и назначение;
изучить функции и принципы права;
Введение 3
1. Многообразие концепций правопонимания, понятие права и его приз- 5
наки
1.1. Основные концепции правопонимания и их характеристика 5
1.2. Понятие и признаки права 15
2. Сущность права и его функции 20
2.1. Сущность права 20
2.2. Назначение и функции права 22
3. Система принципов права 27
3.1. Понятие принципов права 27
3.2. Классификация принципов права 29
Заключение 35
Список литературы
Негосударственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«ИНСТИТУТ УПРАВЛЕНИЯ»
(г. Архангельск)
Кафедра гражданского права
Теория государства и права
КУРСОВАЯ РАБОТА
Тема: «Понятие и сущность права»
Архангельск
2011
Содержание
Введение
1. Многообразие концепций правопонимания, понятие права и его приз- 5
наки
1.1. Основные концепции правопонимания
и их характеристика
1.2. Понятие и признаки права
2. Сущность права и его функции
2.1. Сущность права
2.2. Назначение и функции права
3. Система принципов права
3.1. Понятие принципов права
3.2. Классификация принципов права
Заключение
Список литературы
Введение
С давних времен человечество прилагало значительные интеллектуальные усилия, чтобы постичь природу права. Право настолько уникальный, сложный и общественно необходимый феномен, что на протяжении всего времени его существования научный интерес к нему не только не исчезнет, но и возрастет. Вопросы правопонимания принадлежат к числу «вечных» уже потому, что человек на каждом из витков своего индивидуального и общественного развития открывает в праве новые качества, новые аспекты соотношения его с другими явлениями и сферы жизнедеятельности социума. В мире существует множество научных идей, течений и точек зрения по поводу того, что есть право. Но лишь в последнее время ученые стали задаваться вопросом, что значит понимать право, правопонимание – это научная категория, отражающая процесс и результат целенаправленной мыслительной деятельности человека, включающий в себя познание права, его восприятие и отношение к нему как к целостному социальному явлению.
Юридической наукой накоплен богатейший теоретический материал, сформулировано множество юридических концепций, объясняющих сущность права. Однако понятие, которое бы раскрыло его подлинную суть, все еще не найдено. Как и во времена Канта, остается в силе его ироническое замечание: «Юристы и до сих пор ищут дефиницию для своего понятия права».
Отмеченные обстоятельства позволяют считать тему настоящей работы весьма актуальной как с теоретической, так и с практической точки зрения.
Целью работы является комплексное изучение проблемы определения понятия права и его сущности. К задачам данного исследования можно отнести:
Объектом исследования является понятие права, как на современном этапе развития общества, так и на более ранних этапах.
Предмет исследования – концепции правопонимания, признаки, принципы и функции права.
В разработке проблемы автор опирался на труды С.С. Алексеева, В.С. Нерсесянца, Н.И. Матузова, А.В. Малько, В.К. Бабаева и др. Кроме этого уделялось большое внимание публикациям правоведов в периодических изданиях. Изучение литературы показывает, что вопросу определения понятия и сущности права уделяется большое внимание как на стадии анализа уже сложившихся подходов к теории права, так и на стадии поиска современного «постмодернистского» правопонимания.
1. Многообразие концепций правопонимания, понятие права и его признаки
1.1. Основные концепции правопонимания и их характеристика
Для юриспруденции, как науки о праве и государстве, исходное и определяющее значение имеет лежащий в ее основе тот или иной философско-правовой подход понимания права. Именно он определяет парадигму, принцип и образец (смысловую модель) юридического познания права и государства, собственно научно-правовое содержание, предмет и метод соответствующей концепции юриспруденции.
К настоящему времени в мировой юриспруденции выделяют несколько ключевых концепций понимания права:
1) Естественно-правовая концепция. Является одной из старейших и в то же время одной из наиболее распространенных правовых доктрин. Наиболее видными ее представителями являются Г. Гроций, Т. Гоббс, Дж. Локк, Ш. Монтескье, Ж-Ж. Руссо, А.Н.Радищев. Зародилась в Древней Греции и Древнем Риме, но основное распространение получила в ХVII-ХVIII веках. Естественно-правовое понимание права прошло долгий путь в своем развитии, неоднократно возрождаясь и трансформируясь с учетом новых потребностей социальной практики, однако общим стремлением ее сторонников было ценностно-целевое обоснование устанавливаемого правом порядка, т.е. поиск некоего надпозитивного права, выступающего по отношению к праву позитивному в качестве критерия его правовой или неправовой оценки.
Общая концептуальная установка естественного права настаивает, таким образом, на существовании рядом с позитивным правом (или над ним) неких универсальных и всеобщих духовных (нравственных) начал, ценностей, идей, потенциально обладающих нормативным характером, которые являются мерилом истинности и правомерности положительных законов. В противном случае позитивное право теряет свою философскую правоту.
Теория естественного права строится на принципе, что понятия добра и зла естественно присущи человеческой природе, и потому право вырастает из самой жизни, основываясь на общечеловеческих ценностях свободы, частной собственности и стремления к счастью. Государство не может посягать на естественные права человека и должно их уважать.
Поскольку естественное право трактовалось как право, складывающееся в обществе само по себе, оно считалось единственно правильным и рассматривалось в качестве критерия позитивного права. С точки зрения сторонников теории естественного права позитивное право только тогда может считаться правом, когда оно основывается на естественном праве и соответствует ему. Исходя из этого, теория естественного права различает право и закон. Она не сводит право к закону, установленному государством, поскольку последний может и не соответствовать естественному праву.
2) Позитивистская концепция. Основные ее представители – Дж. Остин, Л. Дюги, Г.Ф. Шершеневич. Возникновение позитивистских учений о праве относится к первой трети ХIХ века и было связано с процессами утверждения промышленного капитализма в странах Западной Европы. На этой почве сложились ранние позитивистские концепции. Зарождению их предшествовал довольно продолжительный период, когда отдельные положения и принципы концепции формировались в рамках иных теоретических направлений. Например, в классических учениях школы естественного права, и наиболее ярким примером может служить философия Т. Гоббса, который отстаивал и развивал идеи школы естественного права, но отдавал предпочтение позитивным законам.
Начало теоретическому обоснованию принципов юридического позитивизма положил английский юрист Дж. Остин, согласно его учению позитивное право состоит из императивных велений или приказов суверенной государственной власти. Ограничениями государственной власти в действительности служат божественное право и позитивная мораль1.
В соответствии с теорией юридического позитивизма, право – факт реальности, позитивный факт. Всякое позитивное право происходит от власти (государства). Право – приказ власти, поддержанный санкцией принуждения. Право есть результат только правотворческой функции государства, независимой от экономических и классовых отношений.
Позитивистский тип правопонимания акцентирует внимание на источнике (форме выражения) права, т.е. на внешних качествах, которые позволяют норме считаться правовой, на способах создания этой нормы. Таким образом, только норма, выраженная в определенной форме, является правом. Внешняя форма придает законность содержанию, то есть закрепленному формой стереотипу правомерного поведения. Право всегда является созданием государства или, по крайней мере, всегда опосредуется государством для того, чтобы получить все свои правовые свойства и стать именно правом. Право в этом случае понимается как совокупность норм (правил поведения), установленных или санкционированных государством в форме закона.
3) Нормативистская концепция. Является весьма близкой по духу юридическому позитивизму. Родоначальником и крупнейшим представителем нормативистской школы был австрийский юрист Ганс Кельзен, разработавший «чистую теорию права», под которой он понимал доктрину, из которой устранены все элементы, чуждые юридической науке. Кельзен был убежден, что юридическая наука призвана заниматься не социальными предпосылками или нравственными основаниями правовых установлений, как доказывают приверженцы соответствующих концепций, а специфически юридическим (нормативным) содержанием права.
С точки зрения нормативизма право – это сфера долженствования, это ступенчатая система, пирамида норм, содержащих правила должного поведения и закрепленных в законах и иных официальных актах государства. Вершину этой пирамиды составляет некая (гипотетическая) основная норма, которая принимается законодателем за исходную для обоснования всего правопорядка. Из основной нормы вытекают все остальные нормы права, вплоть до так называемых индивидуальных норм, создаваемых судебными и административными органами при решении конкретных дел. Вследствие этого право трактуется как замкнутая регулятивная система, в которой нормы находятся в строгой иерархии (соподчинении) и каждая норма приобретает обязательность благодаря только тому, что соответствует норме более высокой силы.
4) Марксистская концепция. Основоположники - К. Маркс, Ф. Энгельс, В.И. Ленин. Возникла в середине ХIХ в., основное развитие получила в ХХ в. в советской теории права и теории права других социалистических стран.
С точки зрения марксистско-ленинской теории, право - есть возведенная в закон воля экономически господствующих классов. Содержание этой воли определяется материальными, т.е. экономическими, условиями жизни общества, а возведение ее в закон осуществляется государством путем установления или санкционирования определенных норм. В советской юридической науке и юридической науке других социалистических стран право обычно определялось как совокупность или система общеобязательных норм, которые устанавливаются или санкционируются государством, обеспечиваются им, выражают волю экономически господствующих классов или народа (в социалистическом обществе) и выступают в качестве регуляторов общественных отношений.
5) Социологическая концепция. Наиболее видными ее представителями являются Р. Иеринг, Е.Эрлих, Р. Паунд. Зародилась во второй половине ХIХ в., но основное развитие получила в ХХ в., особенно в США. Различные направления этой теории сходятся в том, что право не следует сводить к нормам, выраженным в законах государства. Более того, отдельные ее представители вообще не считают нормы законов правом. С точки зрения социологической юриспруденции право необходимо искать в самих общественных отношениях. Оно есть не что иное, как сложившийся в обществе порядок, сеть конкретных правоотношений и действия их участников. Это так называемое «живое» (реализованное) право, которое нужно отличать от «мертвого» закона. И поскольку закон может не выражать права, судьи и другие должностные лица, применяя закон при решении конкретных дел, вправе его исправлять, корректировать и, опираясь на «живое» право, решить дело по своему усмотрению. Отыскивая право в самих общественных отношениях, они затем закрепляют его в своих решениях, в связи с чем право, как таковое, получает реальное выражение в судебных и административных решениях. Кроме того, социологическая юриспруденция считает, что право получает реальное выражение также в правилах, которые фактически и независимо от государства складываются в деятельности различных объединений людей.
6) Психологическая концепция. Становление психологической теории права связано с именами Л.И. Петражицкого и Г. Тарда. По мнению Л.И. Петражицкого, право есть порождение индивидуального сознания, человеческой психики, продукт психологических переживаний, эмоций, установок, инстинктов. Существует два вида эмоций: моральные (императивные) и правовые (императивно-атрибутивные). Моральные эмоции – это односторонние эмоции. Они связаны с внутренним осознанием, переживанием индивидом своей обязанности, чувством долга. Правовые же эмоции двусторонние: они не только императивно возлагают обязанности на одного индивида, но и дают другому индивиду право требовать исполнения данных обязанностей. Все правовые переживания делятся на два вида: переживания позитивного, исходящего от государства права, и интуитивного, личного права. Причем, интуитивному праву принадлежит первенство в регулировании общественных отношений, поэтому именно оно есть абсолютное, реальное, действительное право.
Л.И. Петражицкий утверждал, что право состоит из множества интуитивных прав, которых столько же, сколько и самих индивидов. Источником правовых эмоций являются нормативные факты. Под правовыми нормами он понимает лишь проекцию субъективных переживаний индивида на других лиц, представление об обладании ими правами и обязанностями. Кроме того, Л.И. Петражицкий различал право официальное и неофициальное. Под первым он подразумевал право, которое применяется и поддерживается государственной властью, под вторым – право, которое создается теми или иными социальными группами независимо от государства2.