Понятие и виды контроля в государственном управлении

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2012 в 13:20, контрольная работа

Описание работы

Цель работы – раскрыть понятие и виды контроля в государственном управлении. Для этого необходимо уяснить, что контроль в широком смысле – это система наблюдений и проверки процессуальных функций объекта с целью устранения отклонений от заданных параметров. Система социального управления, контроль – важнейший вид обратной связи, по каналам которой субъекты власти получают информацию о фактическом положении дела, о выполнении принятых решений. В государственном правлении контроль используется для повышения исполнительской дисциплины, организации эффективного механизма по предотвращению нежелательных последствий.

Содержание работы

Введение.
1.Понятие и виды контроля в государственном управлении.
Заключение.
Практическое задание: ст. 24.4 КоАП «Заведомо ложные объяснение либо заявление».
Список использованной литературы.

Файлы: 1 файл

КР адм.право6.doc

— 79.00 Кб (Скачать файл)

 

План.

 

Введение.

1.Понятие и виды контроля в государственном управлении.

Заключение.

Практическое задание: ст. 24.4 КоАП «Заведомо ложные объяснение либо заявление».

Список использованной литературы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

 

Цель работы – раскрыть понятие и виды контроля в государственном управлении. Для этого необходимо уяснить, что контроль в широком смысле – это система наблюдений и проверки процессуальных функций объекта с целью устранения отклонений от заданных параметров. Система социального управления, контроль – важнейший вид обратной связи, по каналам которой субъекты власти получают информацию о фактическом положении дела, о выполнении принятых решений. В государственном правлении контроль используется для повышения исполнительской дисциплины, организации эффективного механизма по предотвращению нежелательных последствий.

Актуальность темы обусловлена  содержанием понятия контроля, которое состоит из:

1) наблюдения за функционированием  подконтрольных объектов, получения  объективной информации о выполнении подконтрольными правил и поручений. Наблюдение осуществляется путем изучения данных учета, проверки документов на месте, проведение ревизии и т.д.;

2) анализ собранной  информации, выявление тенденций,  причиненных разработкой прогнозов;

3) принятие мер по предотвращению нарушения законности и дисциплины;

4) пресечение противоправной  деятельности;

5) выявление виновных, привлечение их к ответственности.

Основные принципы контроля:

1) законность;

2) объективность;

3) независимость;

4) гласность;

5) сохранение государственной,  коммерческой и других, охраняемых  законом тайн.

1.Понятие и виды контроля в государственном управлении.

 

По отношению (связи) субъектов  контроля с государством, контроль подразделяется на: 1) государственный – осуществляется госорганами и их должностными лицами (президент, парламент и т.д.) и 2) общественный – осуществляется организациями, объединениями (профсоюзы, политические партии).

Государственный контроль – это деятельность специально уполномоченных госорганов, должностных лиц и иных уполномоченных субъектов о наблюдении за процессуальным функционированием объекта с целью устранения выявленных нарушений. [1, с. 115]

Отличительные черты  госконтроля:

1) важнейшее средство  предупреждения, выявления и пресечения  нарушений законности и государственной дисциплины;

2) наиболее эффективный  способ обеспечения законности  и дисциплины

3) проводится всеми  госорганами повседневно и повсеместно;

4) осуществляется от  имени государства и с использованием  соответствующих юридически-властных полномочий.

Виды классификации:

  1. по объему:

• общие – исследование целого комплекса вопросов деятельности подконтрольных субъектов;

• специальные – проверка подконтрольного объекта по четко  определенному кругу вопросов;

  1. по стадиям проведенного контроля:

• предварительный –  основная цель профилактика правонарушений;

• текущий – непосредственно  в ходе контроля;

• последующий – проверка устранения ранее выявленных недостатков;

  1. в зависимости от субъектов:

• президентский;

• контроль органа представительной власти;

• исполнительной власти;

• судебный;

• Комитет государственного контроля (КГК). [4, с. 78] 

Президент согласно законодательству наделен широкими полномочиями сфере  контрольно-надзорной деятельности. Основными направлениями контрольной  деятельности президента являются:

1) контроль в процессе  формирования ОГУ (орган государственного управления);

2) контроль за содержанием  деятельности ОГУ;

3) контроль за соблюдением  законности.

Так, например, президент  имеет право отменять постановления  правительства, приостанавливать решения местных исполкомов.

4) И др.

Президентский контроль осуществляется в 2–х основных формах:

1) непосредственно президентом;

2) с помощью специально  уполномоченных органов:

• администрации президента

• КГК

• Совет безопасности

Согласно законодательству КГК осуществляет контроль за:

1) исполнением республиканского  бюджета;

2) использованием госсобственности;

3) исполнением актов  президента, парламента, правительства,  регулирующих отношения госсобственности, хозяйственные, финансовые и налоговые отношения.

Структура КГК:

  1. руководство

• председатель

• заместители 

• коллегии

2) департамент финансовых  расследований (фискальная милиция)

3) подразделение центрального  аппарата КГК

4) территориальные органы  КГК

• областные управления и г. Минска

• районные и межрайонные  отделы

Основные правомочия КГК:

1) имеет право проводить  проверки предприятий и учреждений;

2) имеет право затребовать  (специальные) необходимые сведения, документы;

3) имеет право приостановить  деятельность предприятий торговли;

4) имеет право проводить  контрольные закупки;

5) правомочен составлять  протоколы об административных  правонарушениях;

Контроль представительной власти осуществляет национальное собрание РБ, местные советы депутатов всех уровней.

Наибольшим объемом  контрольных полномочий наделен парламент РБ:

1) имеет право (Совет Республики) отменять решения местных советов депутатов, не соответствующие действующему законодательству;

2) принимает решения  (Совет Республики) о роспуске местных советов (областных, районных) в случае систематического и грубого нарушения ими требований законодательства;

3) имеет право контролировать  деятельность правительства (заслушивает  на заседаниях палат отчеты  премьер-министра, членов правительства;

4) имеет право высказать  недоверие правительству РБ, что может повлечь отставку Совмина;

5) контролирует процесс  назначения на государственные  должности высших должностных  лиц (палата представителей дает  согласие на назначение президентом  премьер-министра);

Определенными контрольными полномочиями персонально наделены депутаты палаты представителей и члены совета республики, они могут (обязаны) осуществлять прием граждан-избирателей, на которых принимают от них жалобы и заявления на действия ОГУ. По указанным жалобам они правомочны направлять депутатские запросы и контролировать процесс устранения выявленных недостатков. [1, с. 120]

Определенными полномочиями по контролю над деятельностью ОГУ  обладают местные советы депутатов (областные, районные и др.), они осуществляют контрольные функции через специально создаваемые комиссии (пример: комиссия при районных советах депутатов по соблюдению законности). Контрольная деятельность местных советов охватывает обширную область: хозяйственную, социально-культурную, административно-политическую сферы жизнедеятельности местных органов управления.

Главные направления  контрольной деятельности местных  советов депутатов:

1) контроль за процессом  формирования местных органов  управления 

2) контроль за содержанием  деятельности местного аппарата  управления 

3) контроль за местным бюджетом

4) контроль за методами  и стилем работы местного аппарата  управления

5) контроль за исполнением  закона

Все виды органов исполнительной власти в той или иной мере наделены контролирующими полномочиями.

Объем контролирующих полномочий зависит от статуса ОГУ. Так, наибольшими контролирующими полномочиями наделен Совмин. 
Контроль органов исполнительной власти призван обеспечивать деятельность и дисциплину в системе подведомственных органов.

Виды контроля органов  исполнительной власти:

1) общие – его осуществляют  органы исполнительной власти  общей компетенции (Совмин, исполкомы);

2) внутриведомственные  – осуществляются за подконтрольными  субъектами в рамках конкретного  учреждения, государственного комитета, ведомства. Он осуществляется  руководителем или с помощью специального аппарата (например: контрольно-ревизионные службы);

3) надведомственный (межведомственный) – осуществляется органами межотраслевой  компетенции:

• министерство финансов

• министерство труда  и социальной защиты

• министерство статистики и анализа 

• др.

Контрольные полномочия органа законодательной (представительной) власти - Национального собрания Республики Беларусь (Парламента) определены в ст. 97 и 98 Конституции.

Контроль органов представительной власти определяется с соблюдением ст. 6 Конституции Республики Беларусь о самостоятельности органов всех трех ветвей власти, в том числе органов исполнительной власти.

Контроль органов исполнительной власти призван обеспечивать законность и дисциплину на порученных им участках по руководству хозяйственным, социально-культурным и административно-политическим строительством в системе подведомственных им органов, предприятий, учреждений и организаций.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение.

 

Сущность контроля в сфере исполнительной власти заключается в том, что уполномоченные на то государственные органы, используя организационно-правовые способы, средства, выясняют, нет ли в деятельности подконтрольных органов исполнительной власти и их должностных лиц каких-либо отклонений от законности, а если таковые имеются, то своевременно их устраняют, восстанавливают нарушенные при этом права, привлекают виновных к ответственности, принимают меры к предотвращению нарушений законности и дисциплины.

Известно, что в ходе проведения каких-либо серьезных реформ неизбежно возникают трудности  в сфере поддержания законности и дисциплины, что вполне объяснимо.

Однако это, ни при каких обстоятельствах, не должно оставаться вне поля зрения контроля, поскольку именно в период реформ наиболее нетерпимы признаки анархии и беспорядка.

Социальное назначение контроля заключается в том, что он является:

а) средством для получения информации о происходящих в обществе или его отдельных образованиях процессах;

б) средством для определения соответствия общественной деятельности намеченным целям, а поведения граждан - установленным обществом правовым и нравственным нормам;

в) средством для выявления  причин отклонения от них, разработки мер, противодействующих выявленным отклонениям.

Важнейшее назначение контроля - давать достоверную информацию о состоянии дисциплины в аппарате государственного управления, способствовать ее всемерному укреплению.

 

 

 

Практическое задание.

 

Задача (вводная).

 

07 ноября 2011 года в общественный пункт охраны правопорядка позвонил гражданин Сидоров А.А. с заявлением о том, что его сосед Китов С.С. возле подъезда распивает спиртные напитки, чем совершает административное правонарушение, предусмотренное ст. 17.3 КоАП Республики Беларусь. Прибыв на место, участковый инспектор милиции, возле подъезда никого не обнаружил. Поднявшись в квартиру, где по заявлению проживает правонарушитель, участковый инспектор обнаружил, что Китов С.С. находится по месту жительства в трезвом состоянии, что подтверждает его жена и дочь. В связи с этим участковый инспектор составил протокол об административном правонарушении в отношении Сидорова А.А. за совершение правонарушения, предусмотренного ст. 24.4 КоАП Республики Беларусь за ложное заявление о правонарушении.

 

Решение.

 

Диспозиция статьи 24.4 КоАП Республики Беларусь «Заведомо ложные объяснение либо заявление» предусматривает ответственность за заведомо ложное объяснение свидетеля или потерпевшего, либо заведомо ложное заявление о совершении административного правонарушения, либо заведомо ложное заключение эксперта, либо сделанный переводчиком заведомо неправильный перевод по делу об административном правонарушении, санкция статьи предусматривает наказание в виде штрафа в размере от десяти до пятидесяти базовых величин или административный арест.

Объект правонарушения – деятельность органа административной юрисдикции.

Информация о работе Понятие и виды контроля в государственном управлении