Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2013 в 15:15, контрольная работа
Вопрос о субъектах отрасли права относится к числу наиболее важных и сложных в юридической науке. Его правильное решение влияет на предмет и метод правового регулирования, четкое определение адресатов правовых норм, объема их прав и обязанностей, пределов действия правовых норм отрасли и ее принципов. Научные исследования, посвященные гражданам как субъектам административного права, способствуют выработке рекомендаций для законодательной и правоприменительной деятельности, они также необходимы для организации научной работы ученых-административистов. .
1. Понятие и виды субъектов административного права РФ.
2. Взаимодействие органов исполнительной власти РФ и органов местного самоуправления.
3. Система административных наказаний, правила их наложения.
4. Управление в области труда и социального развития.
Список использованных нормативно-правовых актов и литературы.
Московская Академия экономики и права
Тираспольский филиал
по дисциплине:
«Административное право »
на тему «Понятие и виды субъектов административного права.»
Студента III курса
Шаймухаметовой
Е.А.
План:
1.
Понятие и виды субъектов административного
права РФ.
2. Взаимодействие органов исполнительной
власти РФ и органов местного самоуправления.
3. Система административных наказаний,
правила их наложения.
4. Управление в области труда и социального
развития.
Список использованных нормативно-правовых
актов и литературы.
Введение:
Вопрос
о субъектах отрасли права относится к
числу наиболее важных и сложных в юридической
науке. Его правильное решение влияет
на предмет и метод правового регулирования,
четкое определение адресатов правовых
норм, объема их прав и обязанностей, пределов
действия правовых норм отрасли и ее принципов.
Научные исследования, посвященные гражданам
как субъектам административного права,
способствуют выработке рекомендаций
для законодательной и правоприменительной
деятельности, они также необходимы для
организации научной работы ученых-административистов.
.
К анализу проблем субъектов административного
права (включая непосредственно граждан)
обращались практически все отечественные
ученые-административисты, среди которых
можно назвать такие имена, как Г.В.Атаманчук,
Д.Н.Бахрах, И.Л.Бачило, К.С.Бельский, Б.Н.
Габричидзе, Б.М.Лазарев, Ю.М.Козлов, В.М.Манохин,
А.Ф.Ноздрачев, Ю.Н. Старилов, В.А.Юсупов,
Ц.А. Ямпольская и другие.
Необходимо отметить, что административное
право наделяет правосубъектностью большой
круг участников общественных отношений,
а это отражает такой объективный факт,
как многообразие административно-правовых
отношений в обществе. Большое значение
среди них имеют индивидуальные субъекты,
раскрытию административно-правового
статуса которых и посвящена тема настоящей
работы.
1. Понятие и виды индивидуальных субъектов
административного права
Субъектом права традиционно называют
лицо, которое в силу юридических норм
может выступать в качестве участника
(стороны) правоотношения, носителя субъективных
юридических прав и обязанностей. Признание
лица субъектом права происходит в результате
распространения на данное лицо действия
правовых норм. «Юридические нормы образуют
обязательную основу выступления индивидов,
организаций, общественных образований
как субъектов права» .
В теории государства и права понятие
«субъект права» разработано достаточно
детально. Многие российские правоведы-теоретики
определяли указанное понятие в своих
трудах. В частности, профессор В.С. Нерсесянц
определяет субъекты права как «лица или
организации, за которыми признано законом
особое юридическое свойство (качество)
правосубъектности, дающее возможность
участвовать в различных правоотношениях
с другими лицами и организациями» . Следовательно,
ключевым аспектом в обозначении субъектного
состава конкретной отрасли права является
понятие правосубъектности, которое, в
свою очередь, включает в себя понятия
правоспособности и дееспособности.
Субъектами административного права
следует признать участников общественных
отношений, которых нормы административного
права наделили правами и обязанностями,
способностью вступать в административно-правовые
отношения. Правоотношения – это основной
канал реализации правовых норм, поэтому
носитель прав и обязанностей, как правило,
становится субъектом правоотношений,
и в общем круг тех и других совпадает
.
Понятие «субъект административного
права» следует отличать от понятия «субъект
(участник) административного правоотношения».
Субъект правоотношения – это лицо, участвующее
в конкретном правоотношении и, таким
образом, реализующее уже принадлежащие
ему субъективные права и обязанности.
Субъект права - это не участник конкретного
правоотношения, а лицо потенциально способное
выступать в правоотношениях, приобретать
и осуществлять в них субъективные права
и обязанности в силу принадлежащего ему
качества правосубъектности. Субъект
правоотношения - субъект права, непосредственно
реализующий свою правосубъектность в
конкретном правоотношении.
Ц.А. Ямпольская выделила три основные
группы субъектов административного права:
1. Органы государства и их агенты.
2. Общественные организации и их органы.
3. Граждане СССР» . Более развернутый перечень дает Г.И. Петров. «Субъектами административного права, - пишет он, - являются:
1) граждане СССР, лица без гражданства и иностранцы;
2) органы государственного управления и внутренние части их аппарата;
3) государственные и общественные предприятия и учреждения и внутренние части их аппарата;
4) органы общественных организаций, деятельность которых регулируется правом, их внутренние части;
5) организации общественного содействия государственному управлению;
6)
служащие, являющиеся носителями административных
обязанностей и прав» .
Таким образом, административно-правовая
наука выделяет три группы субъектов административного
права: а) индивидуальные субъекты (граждане
РФ, иностранные граждане, лица без гражданства);
б) коллективные субъекты (организации,
органы государственной власти и местного
самоуправления); в) общественно-территориальные
образования (Российская Федерация, субъекты
РФ, муниципальные образования) .
Индивидуальные субъекты или индивиды
в общем понимании – это люди, члены общества.
Основной чертой физического лица является
его принадлежность определенному биологическому
виду – homo sapiens, то есть физическое лицо
– это человек, индивид. Физическое лицо
как участник правоотношений обладает
рядом общественных и естественных признаков
и свойств, которые определенным образом
индивидуализируют его и влияют на его
правовое положение – его правовой статус.
К таким признакам и свойствам следует
отнести: имя, гражданство, возраст, семейное
положение, пол.
Понятие «физическое лицо» шире понятия
«гражданин», так как последнее означает,
что физическое лицо имеет определенную
связь с государством, то есть гражданство.
Фактор гражданства является лишь элементом
характеристики физического лица . В состав
«физических лиц» входят граждане, иностранные
граждане и лица без гражданства.
Вывод к данному параграфу: Субъектами
административного права следует признать
участников общественных отношений, которых
нормы административного права наделили
правами и обязанностями, способностью
вступать в административно-правовые
отношения.
2.
Административная правосубъектность
индивидуальных субъектов
Правовой статус гражданина – это юридически
закрепленное положение индивида в обществе,
включающее его права, обязанности и ответственность.
Таким образом, административно-правовой
статус гражданина - это совокупность
прав, обязанностей и ответственности
гражданина, закрепленных нормами административного
права и характеризующий его как субъекта
административного права. В литературе
административно-правовой статус личности
рассматривается как сложное явление,
объединяющее не только права и обязанности,
но и ряд других элементов: гражданство,
принципы, правоспособность, гарантии,
ответственность, законные интересы и
т.д.
Одна из существенных черт субъекта административного
права состоит в том, что он обладает способностью
участвовать в правоотношениях, т.е. быть
носителем субъективных прав и юридических
обязанностей. Данное качество субъекта
права называется правосубъектностью
(или праводееспособностью).
Административная правосубъектность
включает в себя три обязательных элемента:
правоспособность, дееспособность и деликтоспособность.
Административная правоспособность гражданина
– это неотъемлемое от лица социально-юридическое
состояние, включающее в себя способность
иметь права и нести обязанности, установленные
нормами административного права. Административная
дееспособность гражданина – способность
самостоятельно, по своему усмотрению
осуществлять (реализовывать) свои права
и обязанности, установленные нормами
административного права. Административная
деликтоспособность – это способность
нести предусмотренную нормами административного
права ответственность за совершенные
правонарушения .
Иными словами, административная правоспособность
- это «потенциал» субъекта, необходимое
условие для того, чтобы он реально мог
вступать в конкретные правоотношения.
Административная дееспособность дает
субъекту возможность, право, а в определенных
случаях и обязывает его этот «потенциал»
реализовать. Наиболее распространенным
определением дееспособности является
следующее. Наиболее часто дееспособность
определяется как возможность своими
действиями приобретать права и нести
юридические обязанности.
Рассматриваемые вопросы:
1.Понятие
и виды субъектов административного права
РФ.
Субъекты административного права - это
физические и юридические лица, государственные
органы, действующие в сферах общественных
отношений, урегулированных государственным
воздействием посредством административно-правовых
норм.
В соответствии с различным правовым
статусом выделяют общих и специальных
субъектов административного права.
Основными субъектами административного
права являются органы исполнительной
власти Российской Федерации. Основной
чертой деятельности органов государственной
власти в управленческой сфере является
ее исполнительно-распорядительный характер.
Сущностью такой деятельности является
исполнение, то есть проведение в жизнь
законов и подзаконных нормативных актов,
где цель достигается посредством использования
юридически властных полномочий, что по
иному именуется как распорядительство.
Государственное управление осуществляется
органами исполнительной власти в процессе
повседневного и непосредственного руководства
хозяйственным, социально-культурным
и административно-политическим строительством.
Систему органов исполнительной власти
в Российской Федерации образуют:
1) Правительство - высший исполнительный
орган государственной власти Российской
Федерации; 2) федеральные органы исполнительной
власти; 3) территориальные органы федеральных
органов исполнительной власти; 4) органы
исполнительной власти субъектов Российской
Федерации.
С учетом территориального масштаба
деятельности органы исполнительной власти
могут быть двух уровней: федерального
и субъектов Федерации: республик, краев,
областей, городов федерального значения
(Москва, Санкт-Петербург), автономной
области и автономных округов. Этот признак
обусловлен федеративным государственным
устройством и административно-
По организационно-правовым формам на
федеральном уровне различаются: Правительство
Российской Федерации; федеральные министерства;
федеральные службы России; российские
агентства.
Организационно-правовыми формами органов
исполнительной власти субъектов Федерации
могут быть: правительства (советы министров,
мэрии, администрации); министерства; департаменты;
главные управления, управления, отделы
и иные органы.1
В зависимости от объема и характера
компетенции органы исполнительной власти
подразделяются на: а) органы общей компетенции,
осуществляющие руководство на подведомственной
территории всеми или подавляющим большинством
отраслей управления и сфер деятельности;
б) органы отраслевой компетенции, на которые
возложено руководство отдельными отраслями
управления или сферами деятельности;
в) органы межотраслевой компетенции,
которые ведают специальными вопросами
управления, имеющими межотраслевое значение.
По порядку разрешения подведомственных
вопросов различаются: а) коллегиальные
органы управления; б) единоначальные
органы.
Субъектами административного права
являются также предприятия и учреждения,
выполняющие отдельные государственные
функции. Например, учреждения системы
здравоохранения частично выполняют социальную
функцию государства.
Граждане РФ и юридические лица как субъекты
административного права действуют в
сфере общественных отношений, регулируемых
государством, на основе соблюдения административно-правовых
норм. Административно-правовые нормы
запрещают, обязывают или дозволяют определенную
форму поведения гражданам. Административному
праву присуще преобладание обязывающих
и управомочивающих норм.1 И как видно,
административно-правовые нормы реализуются
преимущественно путем активных действий
- применения, использования, исполнения.
Правовой статус граждан РФ и юридических
лиц в административном праве определен
Конституцией РФ, КоАП, ГК РФ, федеральными
законами и другими правовыми актами.
Субъектами административной ответственности
могут быть только 16-летние вменяемые
граждане.
Общественные объединения, так же как
и юридические лица являются субъектами
административного права. Их правовой
статус определен в ФЗ "Об общественных
объединениях".
Специальными субъектами административного
права, по мнению некоторых административистов,
в том числе - Попова и Козлова, являются
военнослужащие и иностранные граждане.
Статус военнослужащих в Федеральном
законе "О статусе военнослужащих"
определен как совокупность прав, свобод,
гарантированных государством, а также
обязанностей и ответственности военнослужащих,
установленных нормативными правовыми
актами Российской Федерации.
Правовой статус иностранных лиц и лиц
без гражданства определен международно-правовыми
актами и международными договорами РФ,
а также Конституцией и Федеральный закон
"О правовом положении иностранных
граждан в Российской Федерации".
Важной
особенностью административного права
является то, что оно наделяет правосубъектностью
большой круг участников общественных
отношений. Эта особенность обусловлена
разнообразием управленческих связей,
а также политикой государства, направленной
на легализацию, предоставление права
участия в общественных отношениях разнообразным
объединениям индивидов. Система субъектов
административного права сложнее системы
субъектов любой другой правовой отрасли.
2.Система органов исполнительной власти РФ.
Система органов исполнительной власти в Российской Федерации является достаточно проблематичной в процессе деятельности органов всех уровней.
Законодательство Российской Федерации не всегда четко регулирует вопрос взаимодействия территориальных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления. Федеральным законом №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
Специализация местного управления, разделение управленческого труда, необходимость развития межотраслевого управления в местном самоуправлении влияют на организационное существо управления территорией. Но не только эти факторы определяют систему органов местного самоуправления. Имеет место дублирование территориальными органами федеральных министерств и ведомств функций органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации. В ряде случаев их компетенция в сфере отраслевого управления намного выше, чем компетенция органов исполнительной власти субъектов Федерации. Это, в свою очередь, влияет на систему как органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, так и на систему органов местного самоуправления.
Нормативность регулирования деятельности местного самоуправления невозможна вне конституционно-правовых рамок. Поэтому для того, чтобы попытаться решить вопрос о соотношении органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, необходимо обратиться к Конституции Российской Федерации.
Исходя из ст. 3 Конституции Российской Федерации, народ осуществляет свою власть непосредственно, через органы государственной власти и через органы местного самоуправления.
Так, с одной стороны - власть народа реализуется в форме местного самоуправления, а с другой - приобретает форму государственной власти. Муниципальная власть и власть государственная - это формы публичной власти, власти народа.
В период становления российского федерализма идея местного самоуправления возникла как «признаваемая и гарантируемая Конституцией Российской Федерации самостоятельная и под свою ответственность деятельность населения по решению непосредственно или через органы местного самоуправления вопросов местного значения, исходя из интересов населения, его исторических и местных традиций».
В Конституции Российской Федерации закреплено, что структура органов местного самоуправления определяется населением самостоятельно. Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации определил предметы его ведения. Таким образом, местное самоуправление равноправным субъектом управления во взаимоотношениях с другими субъектами управления, обладающим признаками самостоятельности в строго определенной сфере управления, наделенным определенной компетенцией, исходя из предметов ведения и являющимся одной из форм осуществления народовластия. Если рассматривать местное самоуправление как вид социального управления, то оно должно иметь свою систему и структуру органов, обладать собственной компетенцией и нести ответственность за свою деятельность. Местному самоуправлению свойственны свои специфические качества, своя соподчиненность систем и подсистем в рамках муниципального образования.
При достижении целей, определенных
для местных сообществ
Очевидна необходимость регламентации взаимоотношений органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления отдельным федеральным законом либо внесением соответствующих поправок в действующий Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Регламентация взаимоотношений по вопросам реализации собственных полномочий местного самоуправления и при осуществлении государственных полномочий создаст прочный механизм соотношения органов государственной власти и органов местного самоуправления. Это поможет, с одной стороны, решить и существующие правовые проблемы в организации местного самоуправления в регионах, а с другой - заставить субъект Российской Федерации при определении уровней, типов и видов своих взаимоотношений с органами местного самоуправления соблюдать соотношение органов исполнительной власти с органами местного самоуправления. И, в конечном итоге, позволит ликвидировать необоснованную подмену местного самоуправления местным государственным управлением.
3. Система административных наказаний, правила их наложения.
Административное наказание — это мера ответственности,
применяемая в установленном законом
порядке к лицу, совершившему административное правонарушение.
Административное взыскание всегда выражает
отрицательную оценку государством совершенного
правонарушения. Оно, являясь принудительной
мерой, в то же время содержит в себе и
воспитательную цель.
Нормы статьи 3.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях закрепляют
систему видов административных наказаний: предупреждение; административный штраф;
возмездное изъятие орудия совершения
или предмета административного правонарушения;
конфискация орудия совершения или предмета административного
Возмездное изъятие орудия совершения
или предмета административного
Информация о работе Понятие и виды субъектов административного права