Понятие и виды субъектов административного права

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2013 в 15:15, контрольная работа

Описание работы

Вопрос о субъектах отрасли права относится к числу наиболее важных и сложных в юридической науке. Его правильное решение влияет на предмет и метод правового регулирования, четкое определение адресатов правовых норм, объема их прав и обязанностей, пределов действия правовых норм отрасли и ее принципов. Научные исследования, посвященные гражданам как субъектам административного права, способствуют выработке рекомендаций для законодательной и правоприменительной деятельности, они также необходимы для организации научной работы ученых-административистов. .

Содержание работы

1. Понятие и виды субъектов административного права РФ.
2. Взаимодействие органов исполнительной власти РФ и органов местного самоуправления.
3. Система административных наказаний, правила их наложения.
4. Управление в области труда и социального развития.
Список использованных нормативно-правовых актов и литературы.

Файлы: 1 файл

Контрольная работа по Административному праву.doc

— 104.00 Кб (Скачать файл)

Московская Академия экономики и права

 

                Тираспольский  филиал

            контрольная работа

 

 

 

по дисциплине:

«Административное право »

 

на тему  «Понятие и виды субъектов административного права.»

 

 

 

 

 

 

Студента III курса

                        Шаймухаметовой Е.А.                                                           

 

 

                                                           Преподаватель: Шеленкова Л.И.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

        Тирасполь  2013г.

 

План:

1. Понятие и виды субъектов административного права РФ. 
2. Взаимодействие органов исполнительной власти РФ и органов местного самоуправления. 
3. Система административных наказаний, правила их наложения. 
4. Управление в области труда и социального развития. 
Список использованных нормативно-правовых актов и литературы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение:

Вопрос о субъектах отрасли права относится к числу наиболее важных и сложных в юридической науке. Его правильное решение влияет на предмет и метод правового регулирования, четкое определение адресатов правовых норм, объема их прав и обязанностей, пределов действия правовых норм отрасли и ее принципов. Научные исследования, посвященные гражданам как субъектам административного права, способствуют выработке рекомендаций для законодательной и правоприменительной деятельности, они также необходимы для организации научной работы ученых-административистов. .  
К анализу проблем субъектов административного права (включая непосредственно граждан) обращались практически все отечественные ученые-административисты, среди которых можно назвать такие имена, как Г.В.Атаманчук, Д.Н.Бахрах, И.Л.Бачило, К.С.Бельский, Б.Н. Габричидзе, Б.М.Лазарев, Ю.М.Козлов, В.М.Манохин, А.Ф.Ноздрачев, Ю.Н. Старилов, В.А.Юсупов, Ц.А. Ямпольская и другие.  
Необходимо отметить, что административное право наделяет правосубъектностью большой круг участников общественных отношений, а это отражает такой объективный факт, как многообразие административно-правовых отношений в обществе. Большое значение среди них имеют индивидуальные субъекты, раскрытию административно-правового статуса которых и посвящена тема настоящей работы.  
1. Понятие и виды индивидуальных субъектов административного права  
Субъектом права традиционно называют лицо, которое в силу юридических норм может выступать в качестве участника (стороны) правоотношения, носителя субъективных юридических прав и обязанностей. Признание лица субъектом права происходит в результате распространения на данное лицо действия правовых норм. «Юридические нормы образуют обязательную основу выступления индивидов, организаций, общественных образований как субъектов права» .  
В теории государства и права понятие «субъект права» разработано достаточно детально. Многие российские правоведы-теоретики определяли указанное понятие в своих трудах. В частности, профессор В.С. Нерсесянц определяет субъекты права как «лица или организации, за которыми признано законом особое юридическое свойство (качество) правосубъектности, дающее возможность участвовать в различных правоотношениях с другими лицами и организациями» . Следовательно, ключевым аспектом в обозначении субъектного состава конкретной отрасли права является понятие правосубъектности, которое, в свою очередь, включает в себя понятия правоспособности и дееспособности.  
Субъектами административного права следует признать участников общественных отношений, которых нормы административного права наделили правами и обязанностями, способностью вступать в административно-правовые отношения. Правоотношения – это основной канал реализации правовых норм, поэтому носитель прав и обязанностей, как правило, становится субъектом правоотношений, и в общем круг тех и других совпадает .  
Понятие «субъект административного права» следует отличать от понятия «субъект (участник) административного правоотношения». Субъект правоотношения – это лицо, участвующее в конкретном правоотношении и, таким образом, реализующее уже принадлежащие ему субъективные права и обязанности. Субъект права - это не участник конкретного правоотношения, а лицо потенциально способное выступать в правоотношениях, приобретать и осуществлять в них субъективные права и обязанности в силу принадлежащего ему качества правосубъектности. Субъект правоотношения - субъект права, непосредственно реализующий свою правосубъектность в конкретном правоотношении.  
Ц.А. Ямпольская выделила три основные группы субъектов административного права:

1. Органы государства и их агенты.

2. Общественные организации и их органы.

3. Граждане СССР» . Более развернутый перечень дает Г.И. Петров. «Субъектами административного права, - пишет он, - являются:

1) граждане СССР, лица без гражданства и иностранцы;

2) органы государственного управления и внутренние части их аппарата;

3) государственные и общественные предприятия и учреждения и внутренние части их аппарата;

4) органы общественных организаций, деятельность которых регулируется правом, их внутренние части;

5) организации общественного содействия государственному управлению;

6) служащие, являющиеся носителями административных обязанностей и прав» .  
Таким образом, административно-правовая наука выделяет три группы субъектов административного права: а) индивидуальные субъекты (граждане РФ, иностранные граждане, лица без гражданства); б) коллективные субъекты (организации, органы государственной власти и местного самоуправления); в) общественно-территориальные образования (Российская Федерация, субъекты РФ, муниципальные образования) .  
Индивидуальные субъекты или индивиды в общем понимании – это люди, члены общества. Основной чертой физического лица является его принадлежность определенному биологическому виду – homo sapiens, то есть физическое лицо – это человек, индивид. Физическое лицо как участник правоотношений обладает рядом общественных и естественных признаков и свойств, которые определенным образом индивидуализируют его и влияют на его правовое положение – его правовой статус. К таким признакам и свойствам следует отнести: имя, гражданство, возраст, семейное положение, пол.  
Понятие «физическое лицо» шире понятия «гражданин», так как последнее означает, что физическое лицо имеет определенную связь с государством, то есть гражданство. Фактор гражданства является лишь элементом характеристики физического лица . В состав «физических лиц» входят граждане, иностранные граждане и лица без гражданства.  
Вывод к данному параграфу: Субъектами административного права следует признать участников общественных отношений, которых нормы административного права наделили правами и обязанностями, способностью вступать в административно-правовые отношения.  

2. Административная правосубъектность индивидуальных субъектов  
Правовой статус гражданина – это юридически закрепленное положение индивида в обществе, включающее его права, обязанности и ответственность. Таким образом, административно-правовой статус гражданина - это совокупность прав, обязанностей и ответственности гражданина, закрепленных нормами административного права и характеризующий его как субъекта административного права. В литературе административно-правовой статус личности рассматривается как сложное явление, объединяющее не только права и обязанности, но и ряд других элементов: гражданство, принципы, правоспособность, гарантии, ответственность, законные интересы и т.д. 
Одна из существенных черт субъекта административного права состоит в том, что он обладает способностью участвовать в правоотношениях, т.е. быть носителем субъективных прав и юридических обязанностей. Данное качество субъекта права называется правосубъектностью (или праводееспособностью).  
Административная правосубъектность включает в себя три обязательных элемента: правоспособность, дееспособность и деликтоспособность. Административная правоспособность гражданина – это неотъемлемое от лица социально-юридическое состояние, включающее в себя способность иметь права и нести обязанности, установленные нормами административного права. Административная дееспособность гражданина – способность самостоятельно, по своему усмотрению осуществлять (реализовывать) свои права и обязанности, установленные нормами административного права. Административная деликтоспособность – это способность нести предусмотренную нормами административного права ответственность за совершенные правонарушения .  
Иными словами, административная правоспособность - это «потенциал» субъекта, необходимое условие для того, чтобы он реально мог вступать в конкретные правоотношения. Административная дееспособность дает субъекту возможность, право, а в определенных случаях и обязывает его этот «потенциал» реализовать. Наиболее распространенным определением дееспособности является следующее. Наиболее часто дееспособность определяется как возможность своими действиями приобретать права и нести юридические обязанности.

 

Рассматриваемые вопросы:

 

 

1.Понятие и виды субъектов административного права РФ.  
Субъекты административного права - это физические и юридические лица, государственные органы, действующие в сферах общественных отношений, урегулированных государственным воздействием посредством административно-правовых норм.  
В соответствии с различным правовым статусом выделяют общих и специальных субъектов административного права.  
Основными субъектами административного права являются органы исполнительной власти Российской Федерации. Основной чертой деятельности органов государственной власти в управленческой сфере является ее исполнительно-распорядительный характер. Сущностью такой деятельности является исполнение, то есть проведение в жизнь законов и подзаконных нормативных актов, где цель достигается посредством использования юридически властных полномочий, что по иному именуется как распорядительство. Государственное управление осуществляется органами исполнительной власти в процессе повседневного и непосредственного руководства хозяйственным, социально-культурным и административно-политическим строительством.  
Систему органов исполнительной власти в Российской Федерации образуют:  
1) Правительство - высший исполнительный орган государственной власти Российской Федерации; 2) федеральные органы исполнительной власти; 3) территориальные органы федеральных органов исполнительной власти; 4) органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации.  
С учетом территориального масштаба деятельности органы исполнительной власти могут быть двух уровней: федерального и субъектов Федерации: республик, краев, областей, городов федерального значения (Москва, Санкт-Петербург), автономной области и автономных округов. Этот признак обусловлен федеративным государственным устройством и административно-территориальным делением Российской Федерации. На всю территорию России свою деятельность распространяют: Правительство, федеральные министерства и иные федеральные органы исполнительной власти. Органы исполнительной власти субъектов Федерации осуществляют свою деятельность соответственно в пределах своей территории, т. е. части территории России.  
По организационно-правовым формам на федеральном уровне различаются: Правительство Российской Федерации; федеральные министерства; федеральные службы России; российские агентства.  
Организационно-правовыми формами органов исполнительной власти субъектов Федерации могут быть: правительства (советы министров, мэрии, администрации); министерства; департаменты; главные управления, управления, отделы и иные органы.1  
В зависимости от объема и характера компетенции органы исполнительной власти подразделяются на: а) органы общей компетенции, осуществляющие руководство на подведомственной территории всеми или подавляющим большинством отраслей управления и сфер деятельности; б) органы отраслевой компетенции, на которые возложено руководство отдельными отраслями управления или сферами деятельности; в) органы межотраслевой компетенции, которые ведают специальными вопросами управления, имеющими межотраслевое значение.  
По порядку разрешения подведомственных вопросов различаются: а) коллегиальные органы управления; б) единоначальные органы.  
Субъектами административного права являются также предприятия и учреждения, выполняющие отдельные государственные функции. Например, учреждения системы здравоохранения частично выполняют социальную функцию государства.  
Граждане РФ и юридические лица как субъекты административного права действуют в сфере общественных отношений, регулируемых государством, на основе соблюдения административно-правовых норм. Административно-правовые нормы запрещают, обязывают или дозволяют определенную форму поведения гражданам. Административному праву присуще преобладание обязывающих и управомочивающих норм.1 И как видно, административно-правовые нормы реализуются преимущественно путем активных действий - применения, использования, исполнения.  
Правовой статус граждан РФ и юридических лиц в административном праве определен Конституцией РФ, КоАП, ГК РФ, федеральными законами и другими правовыми актами. Субъектами административной ответственности могут быть только 16-летние вменяемые граждане.  
Общественные объединения, так же как и юридические лица являются субъектами административного права. Их правовой статус определен в ФЗ "Об общественных объединениях".  
Специальными субъектами административного права, по мнению некоторых административистов, в том числе - Попова и Козлова, являются военнослужащие и иностранные граждане.  
Статус военнослужащих в Федеральном законе "О статусе военнослужащих" определен как совокупность прав, свобод, гарантированных государством, а также обязанностей и ответственности военнослужащих, установленных нормативными правовыми актами Российской Федерации.  
Правовой статус иностранных лиц и лиц без гражданства определен международно-правовыми актами и международными договорами РФ, а также Конституцией и Федеральный закон "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации". 

Важной особенностью административного права является то, что оно наделяет правосубъектностью большой круг участников общественных отношений. Эта особенность обусловлена разнообразием управленческих связей, а также политикой государства, направленной на легализацию, предоставление права участия в общественных отношениях разнообразным объединениям индивидов. Система субъектов административного права сложнее системы субъектов любой другой правовой отрасли. 

 

2.Система органов исполнительной власти РФ.

Система органов исполнительной власти в Российской Федерации является достаточно проблематичной в процессе деятельности органов всех уровней.

Законодательство Российской Федерации не всегда четко регулирует вопрос взаимодействия территориальных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления. Федеральным законом №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

Специализация местного управления, разделение управленческого труда, необходимость развития межотраслевого управления в местном самоуправлении влияют на организационное существо управления территорией. Но не только эти факторы определяют систему органов местного самоуправления. Имеет место дублирование территориальными органами федеральных министерств и ведомств функций органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации. В ряде случаев  их компетенция в сфере отраслевого управления намного выше, чем компетенция органов исполнительной власти субъектов Федерации. Это, в свою очередь, влияет на систему как органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, так и на систему органов местного самоуправления.

Нормативность регулирования  деятельности местного самоуправления невозможна вне конституционно-правовых рамок. Поэтому для того, чтобы  попытаться решить вопрос о соотношении  органов исполнительной власти субъектов  Российской Федерации и органов  местного самоуправления, необходимо обратиться к Конституции Российской Федерации.

Исходя из ст. 3 Конституции  Российской Федерации, народ осуществляет свою власть непосредственно, через  органы государственной власти и  через органы местного самоуправления.  

Так, с одной стороны - власть народа реализуется в форме местного самоуправления, а с другой - приобретает форму государственной власти. Муниципальная власть и власть государственная - это формы публичной власти, власти народа.

В период становления  российского федерализма идея местного самоуправления возникла как «признаваемая и гарантируемая Конституцией Российской Федерации самостоятельная и под свою ответственность деятельность населения по решению непосредственно или через органы местного самоуправления вопросов местного значения, исходя из интересов населения, его исторических и местных традиций».

В Конституции Российской Федерации закреплено, что структура  органов местного самоуправления определяется населением самостоятельно. Федеральный  закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации определил предметы его ведения. Таким образом, местное самоуправление равноправным субъектом управления во взаимоотношениях с другими субъектами управления, обладающим признаками самостоятельности в строго определенной сфере управления, наделенным определенной компетенцией, исходя из предметов ведения и являющимся одной из форм осуществления народовластия. Если рассматривать местное самоуправление как вид социального управления, то оно должно иметь свою систему и структуру органов, обладать собственной компетенцией и нести ответственность за свою деятельность. Местному самоуправлению  свойственны свои специфические качества, своя соподчиненность систем и подсистем в рамках муниципального образования.

При достижении целей, определенных для местных сообществ возникают  управленческие отношения, прежде всего, между населением данного муниципального образования, администрацией местного самоуправления и органами местного самоуправления, гражданами, муниципальными предприятиями. В таком случае субъектом управления являются население и органы местного самоуправления, а объектом управления - муниципальные предприятия и граждане.

Очевидна необходимость регламентации взаимоотношений органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления отдельным федеральным законом либо внесением соответствующих поправок в действующий Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Регламентация взаимоотношений по вопросам реализации собственных полномочий местного самоуправления и при осуществлении государственных полномочий создаст прочный механизм соотношения органов государственной власти и органов местного самоуправления. Это поможет, с одной стороны, решить и существующие правовые проблемы в организации местного самоуправления в регионах, а с другой - заставить субъект Российской Федерации при определении уровней, типов и видов своих взаимоотношений с органами местного самоуправления соблюдать соотношение органов исполнительной власти с органами местного самоуправления. И, в конечном итоге, позволит ликвидировать необоснованную подмену местного самоуправления местным государственным управлением.

 

3. Система административных наказаний, правила их наложения.

Административное наказание — это мера ответственности, применяемая в установленном законом порядке к лицу, совершившему административное правонарушение. 
Административное взыскание всегда выражает отрицательную оценку государством совершенного правонарушения. Оно, являясь принудительной мерой, в то же время содержит в себе и воспитательную цель. 
Нормы статьи 3.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях закрепляют систему видов административных наказаний: предупреждение; административный штраф; возмездное изъятие орудия совершения или предмета административного правонарушения; конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения; лишение специального права, предоставленного физическому лицу; административный арест; административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства; дисквалификация. 
Возмездное изъятие орудия совершения или предмета административного правонарушения, конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения, а также административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства, в соответствии с положениями статьи 3.3 КоАП РФ, могут применяться в качестве как основных, так и дополнительных административных взысканий. Другие административные наказания, перечисленные нами ранее, могут применяться только в качестве основных. 

Информация о работе Понятие и виды субъектов административного права