Оглавление
1. Введение 3
2. Понятие и виды
субъектов административного права 4
3. Признаки 6
4. Особенности 7
5. Черты 8
6. Классификация 9
7. Заключение 11
Список литературы 12
Введение
Теоретическое осмысление проблемы
административно-правовых отношений
традиционно вызывает трудности, поскольку
этот институт связан со всеми (не менее
сложными) институтами административного
права. Сущность административно-правовых
отношений должна обусловливать
главные черты как материальных,
так и процессуальных административно-правовых
норм, т. е. управленческого процесса
и административно-процессуальной
деятельности. Принципиальным положением
является то, что гражданин - один из главнейших
участников административно-правовых
отношений, важнейший субъект административного
права, которое должно предоставлять гражданину
максимум правовых возможностей в случае
неправомерных действий органов управления
(должностных лиц) для защиты его нарушенных
прав и свобод.
Согласно одной из концепций
для административно-правовых отношений
характерны следующие признаки:
- Они возникают в процессе государственного управления;
- Имеют в качестве обязательного субъекта орган государственного управления (орган исполнительной власти);
- Являются отношениями власти-подчинения и характеризуются юридическим неравенством сторон.
Другая концепция административно-правовых
отношений также состоит из трех
пунктов: 1) возникают в сфере государственного
управления; 2) могут иметь место
между всеми субъектами административного
права в любом их сочетании; 3)
делятся по соотношению прав и
обязанностей участников на две группы:
а) отношения власти-подчинения; б) отношения
равноправия. Такой подход в рассмотрении
административно-правовых отношений остался
практически до наших дней.
Несмотря на некоторые
различия в понимании сущности административно-правовых
отношений, можно указать на общий
недостаток, свойственный обеим концепциям:
в них ничего не говорится о
таком важнейшем признаке этих отношений,
как необходимость установления
гарантии судебной защиты прав и интересов
граждан по отношению к управлению.
Иначе говоря, если такая гарантия
судебной защиты отсутствует, то едва
ли можно говорить о цивилизованных
административно-правовых отношениях,
характеризующихся организационностью,
обязательным наличием органа управления,
реализующего властную управленческую
компетенцию. В более широком плане этот
недостаток можно было бы определить как
отсутствие правового режима административно-правовых
отношений, как отсутствие режима обеспечения
правовой защиты граждан по отношению
к управлению (исполнительной власти).
Понятие и виды субъектов административного права
Административно-правовые
отношения - это регулируемые нормами административного
права общественные отношения, складывающиеся
в сфере управления.
В административно-правовом
отношении стороны выступают
как носители взаимных прав и обязанностей,
урегулированных административно-правовой
нормой.
Административно-правовое отношение
имеет структуру, в которую входят
субъекты, объекты правоотношения и
его нормативное содержание. Субъектами
административного правоотношения
являются его участники, т. е. те, кто
наделен специальной компетенцией
по управлению (органы управления, должностные
лица), или те, которые имеют иной
административно-правовой статус (граждане,
общественные объединения). Традиционным
является мнение о видах субъектов административного
права — индивидуальных и коллективных
субъектах. Индивидуальными субъектами
являются граждане, иностранцы, лица без
гражданства, а также лица, хотя и имеющие
специальный административно-правовой
статус, но участвующие в административных
правоотношениях в качестве индивидуума
(например, вынужденный переселенец, беженец,
военнослужащий, военнообязанный, студент).
Коллективными субъектами административных
правоотношений считаются организованные,
обособленные, самоуправляемые группы
людей, которые наделены правами выступать
в отношениях с другими субъектами в качестве
единого целого публично-правового образования
(например, объединения, организации, коллективы,
предприятия и их подразделения, управленческие
органы).
Важнейшим признаком субъектов
административно-правовых отношений
является наличие у них материального
или процессуального административно-правового
статуса, т. е. прав, обязанностей, ограничений,
запретов, ответственности. В данном случае
идет речь о двух следующих категориях:
- Административная правоспособность - способность иметь установленные в административно-правовых нормах права и обязанности (право на имя, право на благоприятную окружающую среду, право на медицинскую помощь и т. д.);
- Административная дееспособность - способность лица приобретать и осуществлять права, исполнять обязанности, соблюдать ограничения и запреты, установленные нормативными правовыми актами, а также нести ответственность за нарушение административно-правовых правил (право на судебную защиту от действий и решений административных органов, право на поступление на государственную службу, право на пользование услугами адвоката в производстве по делу об административном правонарушении).
Объектом административно-правового
отношения являются действия (решения)
субъектов административного права, их
положительное или негативное поведение,
выразившееся, например, в принятии должностным
лицом соответствующего правового акта
управления либо в совершении военнослужащим
административного правонарушения.
Содержание административно-правовых
отношений составляют права, обязанности,
запреты, ограничения субъектов административного
права, а также процессуально-правовой
режим их осуществления, исполнения, соблюдения
или правовой защиты. Одним из важнейших
элементов содержания административного
правоотношения являются публичные обязанности
и права, субъекты реализации которых
называются участниками публично-правового
отношения, призванные осуществлять публичные
обязанности правомочия.
Признаки
Административно-правовое отношение
— разновидность правовых отношений,
оно обладает общими признаками, характерными
для всех видов правоотношений.
- Во-первых, это первичность правовых норм и, как следствие, наличие регулирующего воздействия правоотношения на конкретное общественное отношение конкретной правовой нормы, придающей ему юридическую форму;
- Во-вторых, это регламентация правовой нормой действий сторон этого отношения, придающая им юридическую силу;
- В-третьих, это корреспонденция обязанностей и прав сторон правоотношения, определяемая правовой нормой;
- В-четвертых, это специфичность состава любого вида правоотношений, элементами которого являются субъекты (участники отношений), объект (то, по поводу чего возникли отношения) и содержание, в котором различаются фактическая сторона (поведение субъектов) и юридическая сторона (субъективные права и обязанности).
В научных публикациях
высказываются различные мнения
по поводу объектов правоотношения. Одни
авторы единственным объектом любого
правоотношения считают действия, поведение
людей; другие в качестве самостоятельного
объекта выделяют имущественные отношения,
иногда именуемые предметом (материальные
ценности, вещи), и неимущественные отношения
(действия, поведение людей). Объекты правоотношения,
в свою очередь, могут быть подразделены
на непосредственные и более отдаленные
(вторичные). Непосредственным объектом
административных правоотношений (равно
как и других видов правоотношений) является
поведение человека, его действия, деяния.
А через управляемые действия (поведение,
деяния) оказывается опосредованное воздействие
как на предметы материального мира, так
и на продукты духовного творчества.
Наряду с общими признаками,
характерными для всех видов правоотношений,
административные правоотношения имеют
и свои особенности. Однако вопрос об
этих особенностях в научной литературе
всегда имел дискуссионный характер
и в период перехода от плановой
экономики к рыночным отношениям
приобрел еще большую актуальность.
Особенности
Особенностями административно-правовых
отношений являются следующие:
- В отличие от гражданско-правовых и ряда других видов правоотношений административно-правовые отношения построены на началах «власть-подчинение», в которых отсутствует юридическое равенство сторон. Конечно, для административно-правовых отношений по вертикали, когда управление предполагает подчинение участников совместной деятельности единой управляющей воле, такой подход обоснован.
- Характер государственно-управленческой деятельности обусловливает необходимость выделения субъекта управления, т. е. той стороны регулируемых административным правом управленческих отношений, которая в пределах своей компетенции обязана реализовать государственно-властные полномочия для защиты публичных (государственных, общественных) интересов, конституционных прав и свобод граждан.
- Сфера государственного управления является управляемой сферой. Следовательно, в административно-правовых отношениях находят отражение все основные качества, присущие государственному управлению, а также публичные интересы, реализуемые в процессе практического осуществления функций органами исполнительной власти и местной администрацией. Налицо связь административно-правовых отношений не только с внешним выражением, но и с фактическим обеспечением целей и задач, стоящих перед исполнительной властью.
- Административно-правовые отношения по своей сути — организационные, возникающие по инициативе любой из сторон.
- Между сторонами административно-правовых отношений возникают споры, разрешаемые, как правило, во внесудебном административном порядке. Однако в случае неразрешения конфликта в административном порядке в подавляющем большинстве случаев другая заинтересованная сторона вправе обратиться в суд с требованием о восстановлении ее законных прав и интересов, нарушенных исполнительной властью.
- Административно-правовые отношения возникают, изменяются и прекращаются при наличии условий, предусмотренных административно-правовыми нормами. Такими условиями являются юридические факты - обстоятельства, при которых в соответствии с данной нормой между субъектами управленческой деятельности должны произойти конкретные правоотношения. В качестве юридических фактов выступают, как правило, правомерные либо неправомерные действия, иногда события.
В качестве особенности юридических
фактов по административному праву
следует указать то обстоятельство,
что основным видом правомерных
действий, вызывающих возникновение, изменение
и прекращение административно-правовых
отношений, служат индивидуальные правовые
акты органов исполнительной власти (местной
администрации), их должностных лиц, адресованные
конкретному адресату и связанные с конкретной
ситуацией. В качестве юридических фактов
могут быть и правомерные действия граждан,
юридических лиц, адресованные органу
исполнительной власти (жалобы, претензия
и т. д.), которые влекут возникновение
конкретных административно-правовых
отношений.
Черты
С учетом современных реалий
целесообразно выделить следующие
черты административно-правовых отношений:
- Возникают в процессе государственного управления (или в сфере государственного управления);
- Имеют в качестве обязательного субъекта орган государственного управления (или орган исполнительной власти), т. е. постоянным участником административно-правовых отношений является официальный и полномочный субъект государственного управления (субъект исполнительной власти), представляющий публично-правовой интерес, действующий от имени государства и реализующий свою управленческую компетенцию;
- Характеризуются отношениями власти-подчинения и юридическим неравенством сторон;
- Возникают для решения задач и осуществления функций управления для удовлетворения публичных или индивидуальных интересов по инициативе любого из субъектов этих отношений;
- Имеют организующее начало, так как административно-правовые отношения — это форма, в рамках которой и происходит организующее воздействие государственного управления на соответствующие объекты управления; 6) отличаются особым правовым режимом обеспечения законности и своей правовой зашиты (как правило, речь идет о трех способах — административном, судебном и прокурорском).
В первом случае (административный
способ) споры, возникающие между
субъектами этих отношений, решаются в
административном (внесудебном) порядке,
т. е. вышестоящими органами управления
и должностными лицами, и направлены
на проверку законности совершенных
действий или принятых административных
актов (управленческих решений). Административный
порядок рассмотрения споров в каждом
случае должен быть дополнен возможностью
(если гражданин не удовлетворен решением
по своей жалобе) последующего оспаривания
в суде. Если административно-правовые
отношения могут возникать по
поводу осуществления субъектами исполнительной
власти своей управленческой компетенции,
то и гражданин в каждом случае
должен иметь право на судебную защиту
последствий реализации такой компетенции,
если он считает, что органы управления
нарушили его права и свободы.