Понятие и виды субъектов административного права

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2013 в 18:13, реферат

Описание работы

Теоретическое осмысление проблемы административно-правовых отношений традиционно вызывает трудности, поскольку этот институт связан со всеми (не менее сложными) институтами административного права. Сущность административно-правовых отношений должна обусловливать главные черты как материальных, так и процессуальных административно-правовых норм, т. е. управленческого процесса и административно-процессуальной деятельности. Принципиальным положением является то, что гражданин - один из главнейших участников административно-правовых отношений, важнейший субъект административного права, которое должно предоставлять гражданину максимум правовых возможностей в случае неправомерных действий органов управления (должностных лиц) для защиты его нарушенных прав и свобод.

Содержание работы

1. Введение 3
2. Понятие и виды субъектов административного права 4
3. Признаки 6
4. Особенности 7
5. Черты 8
6. Классификация 9
7. Заключение 11
Список литературы 12

Файлы: 1 файл

Копия Административно-правовые отношения (реферат).docx

— 207.07 Кб (Скачать файл)

Во втором случае (судебный порядок) закон предоставляет возможность  направить жалобу о нарушении  органами государственного управления и местного самоуправления (а также  их должностными лицами и служащими) и другими субъектами права прав и свобод граждан в суд, если решения (административные акты) или действия (бездействие) нарушили их права и  свободы. Это важнейшая черта  административно-правовых отношений, без которой нецелесообразно  вести речь о сущности и видах  современных административно-правовых отношений.

И наконец, в третьем случае (прокурорское реагирование) существует возможность опротестования органами прокуратуры незаконных административных актов (решений) органов исполнительной власти и их должностных лиц. Вместе с тем протесты, принесенные прокурором на такие решения, автоматически  их не отменяют.

  1. Классификация

Административно-правовым правоотношениям  присуще широкое разнообразие в  зависимости от характера и видов  управленческой деятельности, се участников, от того, какие функции государственного управления реализуются, от поставленных перед органами исполнительной власти (местной администрацией) целей и  т. д.

  1. По целям административно-правовые отношения подразделяются на:
  • Охранительные;
  • Регулятивные;
  1. По составу участников административно-правовые отношения можно разграничить на:
  • Отношения, участники которых принадлежат к государственному аппарату (государственные органы и их должностные лица);
  • Отношения между органами исполнительной власти (местной администрацией) и государственными предприятиями, учреждениями, организациями;
  • Отношения между органами исполнительной власти (местной администрацией) и общественными организациями, трудовыми коллективами;
  • Отношения между органами исполнительной власти (местной администрацией) и негосударственными коммерческими организациями;
  • Отношения между органами исполнительной власти (местной администрацией) и гражданами.
  1. По направлению деятельности выделяются:
  • Административно-правовые отношения органов исполнительной власти (местной администрации) общей компетенции, т. е. по всем вопросам жизнедеятельности на соответствующей территории (Правительство РФ; правительства республик — субъектов РФ; правительства (администрации) краев, областей, автономных образований; городская, районная, сельская администрация);
  • Административно-правовые отношения исполнительной власти отраслевой компетенции в отношении субъектов управления, находящихся в их ведении;
  • Административно-правовые отношения органов межотраслевой компетенции надведомствснного характера по решению специальных вопросов, осуществлению контрольно-надзорных и координационных полномочий;
  • Административно-правовые внутриорганизационные отношения, затрагивающие деятельность аппарата данного органа и учреждений, предприятий, находящихся в его непосредственном подчинении.
  1. Административно-правовые отношения подразделяются на отношения:
  • Вертикальные правоотношения характеризуются наличием одного из субъектов правоотношения, имеющего властные полномочия по отношению к другому участнику правоотношения (например, полномочия по изданию административного акта, обязательного для другого субъекта, по применению мер дисциплинарного воздействия или административного принуждения);
  • Горизонтальными отношениями являются такие, субъекты которых находятся на одинаковом организационно-правовом уровне и обладают одинаковым масштабом компетенции и полномочий в той или иной сфере. Эти субъекты прямо не подчиняются друг другу, а вступают в отношения относительного равенства в целях решения управленческого вопроса (например, заключение административного договора субъектами управления; совместная разработка несколькими государственными органами специальной программы). Если один из субъектов горизонтальных правоотношений — гражданин, то он, как правило, реализует в рамках таких правоотношений свои субъективные права. В этом случае государственные и муниципальные органы обязаны признавать конституционные права граждан, соблюдать их и при необходимости эффективно их защищать.

В юридической литературе особо выделяются так называемые внутриаппаратные (внутриорганизационные) правоотношения, т. е. отношения, складывающиеся в процессе организации и функционирования публичного управления, иными словами, при создании системы органов управления, их структурного установления, при поступлении на государственную службу и ее прохождении. Указанные отношения в большей мере характеризуют организационные начала управления. Вместе с тем имеются и функциональные внутриорганизационные правоотношения, т. е. отношения, в рамках которых реализуется правовой статус субъектов управления и граждан: осуществляются права и свободы граждан, полномочий должностных лиц и компетенция органов управления, устанавливаются обязанности субъектов права, привлекаются к ответственности лица, нарушающие правовые нормы в сфере публичного управления.

В 1980-х гг. активно обсуждались  проблемы управленческих правоотношений. Ученые выделяли и анализировали  субординационные, координационные  и реординационные отношения.

Субординационные  отношения - такие, которые базируются на полномочии одного из субъектов использовать распорядительные, контрольные полномочия по отношению к другим участниками отношений (например, отношения в системе государственной службы, складывающиеся между должностными лицами).

Координационные правоотношения также характеризуются наличием властных полномочий, но они используются не только для реализации своей власти, но и для обеспечения эффективной совместной деятельности нескольких субъектов, желающих достичь одной цели и решить схожие задачи (отношения между органами федеральной исполнительной власти — министерствами, государственными комитетами и проч., а также в рамках деятельности самих этих органов). Субординационным и координационным отношениям присуща возможность издания административных актов, которые должны исполняться другими субъектами.

Реординационными  отношениями являются такие, которые образуются в целях обеспечения обратного воздействия управляемого субъекта на управляющий субъект, т. е. воздействие снизу на верхние инстанции (например, обращение граждан в органы публичного управления).

Классификация административно-правовых отношений и оснований их возникновения  и прекращения является необходимым  предварительным условием правовой регламентации способов их реализации и более эффективного практического  их применения органами государственного управления или местного самоуправления.

  1. Заключение

Подводя итог вышесказанному можно получить обобщенную характеристику предмета административного  права, т.е. тех общественных отношений, которые урегулированы нормами  административного права. Это такие  управленческие отношения как:

  1. Управленческие отношения, в рамках которых непосредственно реализуются задачи, функции и полномочия исполнительной власти;
  2. Управленческие отношения внутриорганизационного характера, возникающие в процессе деятельности субъектов законодательной (представительной) и судебной власти, а также органов прокуратуры;
  3. Управленческие отношения, возникающие с участием субъектов местного самоуправления;
  4. Отдельные управленческие отношения организационного характера, возникающие в сфере “внутренней” жизни общественных объединений и других негосударственных формирований, а также в связи с осуществлением общественными объединениями властных функций и полномочий.

Управление  существует во всех сферах общественной жизни, эта деятельность велика по объему и разнообразна по содержанию. Во многих случаях управленческая деятельность настолько специфична, настолько  тесно связана с особым видом  управляемой деятельности, что ее регламентируют нормы не административного, а других отраслей права. Так, управленческую деятельность администрации предприятий, учреждений в отношении их работников регулирует трудовое право, дознание и  предварительное расследование - уголовно-процессуальное право, управленческие отношения, связанные  с финансовыми, - финансовое право. Поэтому  необходимо в определении предмета административного права внести следующее уточнение: оно регулирует все управленческие отношения, за исключением  тех, которые регламентированы другими  отраслями права Российской Федерации.

Список  литературы

 

  1. Конституция Российской Федерации
  2. Овсянко Д.М. «Административное право». Учебник. 2000г.
  3. Бахрах Д.Н. «Административное право». Учебник. 2007г.

 


Информация о работе Понятие и виды субъектов административного права