Понятие и задачи адвокатуры. Виды юридической помощи, оказываемой адвокатами

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Сентября 2015 в 23:04, курсовая работа

Описание работы

Целью исследования является изучение видов юридической помощи, оказываемой адвокатами, а также условий и порядка доступа к адвокатской деятельности.
Для достижения указанной цели, нам необходимо решить следующие задачи:
Дать общую характеристику адвокатуре, раскрыть понятие и задачи адвокатуры. Рассмотреть виды юридической помощи, оказываемой адвокатами;
Изучить условия и порядок доступа к адвокатской деятельности. Рассмотреть условия получения лицензии на осуществление адвокатской деятельности;

Файлы: 1 файл

Курсовая работа_ Виды юр. помощи оказ-ые адвокататми_усл-ия адвокат. деят-ти (1).docx

— 53.23 Кб (Скачать файл)

Адвокатура в Республике Беларусь — это объединение юристов, имеющих специальное разрешение (лицензию) на занятие адвокатской деятельностью и оказывающих на профессиональной основе квалифицированную юридическую помощь [26 с. 65].

В соответствии со ст. 26 Закона Республики Беларусь от 30.12.2011 № 334–З «Об адвокатуре и адвокатской деятельности в Республике Беларусь» (далее – Закон об адвокатуре) адвокаты оказывают клиентам следующие виды юридической помощи:

дают консультации и разъяснения по юридическим вопросам;

составляют заявления, жалобы и другие документы правового характера;

представляют интересы клиентов в судах, в том числе на стадии исполнения судебных постановлений, а также в государственных органах, иных организациях, в том числе их органах управления, и перед физическими лицами;

участвуют в досудебном производстве и суде по уголовным делам в качестве защитника, а также представителя потерпевших, гражданских истцов, гражданских ответчиков;

участвуют в административном процессе в качестве защитника, представителя потерпевшего, иных физических или юридических лиц, являющихся участниками административного процесса;

проводят правовую оценку документов и деятельности;

ведут правовую работу по обеспечению хозяйственной и иной деятельности;

ведут правовую работу по вопросам привлечения инвестиций в Республику Беларусь;

совершают от имени и в интересах клиентов юридически значимые действия в пределах полномочий, предоставленных им клиентом и законодательством;

оказывают иные виды юридической помощи.

Кроме оказания юридической помощи в соответствии с частью первой пункта 1 статьи 26 Закона об адвокатуре адвокаты также вправе в порядке, предусмотренном законодательством, выступать примирителями в примирительной процедуре, медиаторами в медиации или третейскими судьями при рассмотрении дел третейскими судами.

Профессиональная защита прав и интересов клиентов по уголовным, гражданским делам, делам, возникающим из хозяйственных (экономических) споров, и делам об административных правонарушениях в общих и хозяйственных судах, органах, ведущих уголовный или административный процесс, осуществляется только адвокатами.

Адвокатам запрещено заниматься другой оплачиваемой работой (деятельностью), кроме работы в органах управления адвокатских образований и коллегий адвокатов, преподавательской, научной, творческой деятельности.

С недавних пор в нашей стране адвокаты вправе осуществлять адвокатскую деятельность как в форме адвокатского бюро, так и индивидуально, однако же основной формой осуществления адвокатской деятельности на сегодняшний день остаются юридические консультации, которые, в свою очередь, могут быть специализированными в соответствующих отраслях права и (или) направлениях деятельности (ст. 32 Закона об адвокатуре).

Одной из специфических сфер, где не просто возможна, но даже необходима профессиональная юридическая помощь, являются отношения отечественных физических и юридических лиц с иностранными лицами по различным вопросам.

В нашем государстве для оказания юридической помощи в этой области созданы и действуют специализированные адвокатские консультации. Особенное место среди них занимает специализированная юридическая консультация «Белинюрколлегия» (Белинюрколлегия). Ее особенность объясняется многими факторами, о которых речь пойдет и в настоящем материале. Но немногие специализированные юридические консультации и профильные организации в данной области могут привести в пример, что их деятельность регулируется законодательными актами, в том числе отдельными указами и декретами Главы государства <2>.

Белинюрколлегия в соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 12.09.2012 N 405 «О специализированной юридической консультации «Белинюрколлегия» обеспечивает оказание юридической помощи гражданам и юридическим лицам Республики Беларусь на территории Республики Беларусь и за ее пределами, иностранным гражданам, лицам без гражданства, а также иностранным юридическим лицам на территории Республики Беларусь в целях осуществления и защиты их прав, свобод и законных интересов, включая розыск наследников и генеалогические исследования.

Специализированная юридическая консультация «Белинюрколлегия» в настоящее время является обособленным подразделением Минской городской коллегии адвокатов.

Адвокаты Белинюрколлегии помимо юридической помощи, предусмотренной ст. 26 Закона об адвокатуре, обеспечивают оказание юридической помощи гражданам и юридическим лицам Республики Беларусь на территории Республики Беларусь и за ее пределами, иностранным гражданам, лицам без гражданства, а также иностранным юридическим лицам на территории Республики Беларусь в целях осуществления и защиты их прав, свобод и законных интересов, включая розыск наследников и генеалогические исследования.

В число функций Белинюрколлегии с учетом интенсивности миграционных процессов и постоянного расширения связей Республики Беларусь со странами ближнего и дальнего зарубежья, в частности, входят:

– правовое сопровождение и оформление права на наследство граждан нашей страны по наследству, открывшемуся за границей;

– правовое сопровождение и оформление права на наследство иностранных лиц по наследству, открывшемуся в Республике Беларусь;

– истребование из банков, страховых компаний, иных организаций Беларуси и иностранных государств вкладов, депозитов, страховых сумм и сумм возмещения вреда, пенсионных выплат и других активов, причитающихся клиентам;

– управление иностранными активами в Беларуси и белорусскими за границей, перевод их за рубеж, а также получение из–за рубежа денежных средств клиентов;

– розыск физических лиц и их активов на территории Республики Беларусь и за рубежом;

– генеалогические исследования, истребование архивных документов, свидетельств органов, регистрирующих акты гражданского состояния, и других документов, доказывающих наследственные права клиента;

– разрешение проблем, связанных с семейными правоотношениями граждан разных стран;

– ведение дел, связанных с привлечением к административной ответственности иностранных лиц на территории Республики Беларусь, а также ведение дел в отношении таких граждан, попавших в экстремальные ситуации на территории Республики Беларусь;

– оказание юридической помощи по уголовным делам;

– оказание правовой помощи при возникновении хозяйственных споров и многое другое.

Высокая эффективность юридической помощи, оказываемой адвокатами Белинюрколлегии, обеспечивается в том числе с учетом более чем 20–летнего опыта сотрудничества с зарубежными партнерами.

Разумеется, вышеозначенные виды юридической помощи – узкая специализация Белинюрколлегии, что и делает данную юридическую консультацию специализированной. Однако Закон об адвокатуре разрешает ее адвокатам оказывать юридические услуги физическим лицам и субъектам хозяйствования Республики Беларусь непосредственно на территории нашего государства.

Поэтому, руководствуясь статьей 26 Закона об адвокатуре, адвокаты Белинюрколлегии оказывают своим клиентам также и виды юридической помощи, которые оказывают и все адвокаты Республики Беларусь.

Адвокаты Белинюрколлегии также вправе в порядке, предусмотренном законодательством, выступать примирителями в примирительной процедуре, медиаторами в медиации или третейскими судьями при рассмотрении дел третейскими судами, осуществлять профессиональную защиту прав и интересов клиентов по уголовным, гражданским делам, делам, возникающим из хозяйственных (экономических) споров, и делам об административных правонарушениях в общих и хозяйственных судах, органах, ведущих уголовный или административный процесс.

Более того, в соответствии со ст. 28 Закона об адвокатуре юридическая помощь гражданам Республики Беларусь, иностранным гражданам и лицам без гражданства, а именно:

– истцам – в судах первой инстанции при ведении дел, связанных с трудовыми правоотношениями, о взыскании алиментов;

– ветеранам Великой Отечественной войны – при даче устной консультации по вопросам, не связанным с предпринимательской деятельностью;

– гражданам – при составлении заявлений о назначении пенсий и пособий;

– инвалидам I и II группы – при даче устной консультации, не требующей ознакомления с документами;

– несовершеннолетним – в их интересах, их родителям (опекунам, попечителям) – в интересах детей;

– помощь по вопросам социальной защиты и реабилитации жертвам торговли людьми, а в случае недостижения ими четырнадцатилетнего возраста – их законным представителям, лицам, пострадавшим в результате акта терроризма, оказывается бесплатно.

 

2. Условия и порядок доступа к адвокатской деятельности. Лицензия на осуществление адвокатской деятельности

 

В законодательстве Республики Беларусь установлен ряд требований для лиц, желающих заниматься адвокатской деятельностью. Лицо, занимающееся адвокатской деятельностью, должно иметь не только определенный уровень знаний в области юриспруденции, профессиональный опыт, полученный за время стажировки в адвокатуре или работы по юридической специальности, но также нравственные и моральные качества, которых требует данная профессия.

Требования для приобретения статуса адвоката Республики Беларусь установлены основным нормативным правовым актом, регламентирующим адвокатскую деятельность, – Законом Республики Беларусь «Об адвокатуре и адвокатской деятельности»

Допуск к адвокатской деятельности предполагает соответствующие профессиональные знания, опыт и моральные качества.

В Законе повышены требования к гражданам Республики Беларусь, намеревающимся стать адвокатами (далее – претенденты), а также перечень оснований, при наличии которых претендент не может быть допущен к осуществлению адвокатской деятельности.

В статье 7 Закона, определяющей требования к претендентам на статус адвоката, установлено обязательное прохождение в установленных Законом случаях стажировки всеми претендентами.

Так, согласно статье 7 Закона адвокатом в Республике Беларусь может быть физическое лицо, являющееся гражданином Республики Беларусь, имеющее высшее юридическое образование, прошедшее в установленных настоящим Законом случаях стажировку и сдавшее квалификационный экзамен, получившее специальное разрешение (лицензию) на осуществление адвокатской деятельности (далее – лицензия) и являющееся членом территориальной коллегии адвокатов.

Статьей 8 Закона предусмотрен новый перечень ограничений прав на осуществление адвокатской деятельности.

Ранее существовавший перечень ограничений дополнен двумя основаниями, при наличии которых претенденту может быть отказано в допуске к осуществлению адвокатской деятельности.

Установлено, что к осуществлению адвокатской деятельности не допускаются также лица:

обратившиеся за получением лицензии в течение одного года со дня вступления в силу принятого в отношении его либо индивидуального предпринимателя (юридического лица), в качестве которого было зарегистрировано (учредителем или руководителем которого являлось) это физическое лицо, решения об аннулировании специального разрешения (лицензии) на осуществление частной нотариальной деятельности либо деятельности по оказанию юридических услуг соответственно;

занимавшие в период со дня подачи заявления о допуске к квалификационному экзамену до дня получения лицензии должности, время работы на которых засчитывается в стаж государственной службы [32, с.14].

Данные основания дублируют нормы пункта 102 Положения о лицензировании отдельных видов деятельности, утвержденного Указом Президента Республики Беларусь от 01.09.2010 № 450 «О лицензировании отдельных видов деятельности», предусматривающего ограничения прав на получение лицензии.

Ограничение для лиц, исключенных (уволенных) из территориальных коллегий адвокатов, а также уволенных из правоохранительных и других органов, подвергнуто корректировке. В частности, установлено, что ограничение в отношении указанных лиц будет действовать в течение трех лет со дня принятия соответствующих решений об увольнении по дискредитирующим обстоятельствам.

Пунктом 1 статьи 9 Закона определены два этапа для претендента, которые он должен пройти до получения лицензии, – это стажировка и квалификационный экзамен.

Решение о приеме претендента в качестве стажера адвоката и направлении его на стажировку в юридическую консультацию, адвокатское бюро или к адвокату, осуществляющему адвокатскую деятельность индивидуально, принимается по заявлению претендента советом территориальной коллегии адвокатов на основании соответственно заявок юридических консультаций, адвокатских бюро или адвокатов, осуществляющих адвокатскую деятельность индивидуально.

При этом Министерству юстиции Республики Беларусь предоставлено право вносить в соответствующую территориальную коллегию адвокатов обязательные для исполнения представления о количестве стажеров, подлежащих направлению на стажировку в юридические консультации. Это право предоставлено лицензирующему органу в целях обеспечения доступности юридической помощи на территории административно–территориальной единицы.

В зависимости от стажа работы претендента установлен различный срок стажировки.

До сдачи квалификационного экзамена претендент, имеющий стаж работы по специальности не менее трех лет, в том числе в качестве помощника адвоката, проходит стажировку у адвоката в адвокатском образовании либо адвоката, осуществляющего адвокатскую деятельность индивидуально, по направлению территориальной коллегии адвокатов от трех до шести месяцев, а претендент, не имеющий трехлетнего стажа работы по специальности, – от шести месяцев до одного года.

Совет территориальной коллегии адвокатов вправе отказать претенденту в принятии в качестве стажера адвоката при наличии у него ограничений к осуществлению адвокатской деятельности, предусмотренных статьей 8 Закона.

Новеллой в вопросах прохождения стажировки является условия приема претендента на стажировку. Так, согласно пункту 2 статьи 10 Закона стажер адвоката принимается на работу на условиях срочного трудового договора, заключаемого с территориальной коллегией адвокатов (в случае направления на стажировку в юридическую консультацию), адвокатским бюро либо адвокатом, осуществляющим адвокатскую деятельность индивидуально [32, с.17].

Информация о работе Понятие и задачи адвокатуры. Виды юридической помощи, оказываемой адвокатами