Понятие и задачи адвокатуры. Виды юридической помощи, оказываемой адвокатами

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Сентября 2015 в 23:04, курсовая работа

Описание работы

Целью исследования является изучение видов юридической помощи, оказываемой адвокатами, а также условий и порядка доступа к адвокатской деятельности.
Для достижения указанной цели, нам необходимо решить следующие задачи:
Дать общую характеристику адвокатуре, раскрыть понятие и задачи адвокатуры. Рассмотреть виды юридической помощи, оказываемой адвокатами;
Изучить условия и порядок доступа к адвокатской деятельности. Рассмотреть условия получения лицензии на осуществление адвокатской деятельности;

Файлы: 1 файл

Курсовая работа_ Виды юр. помощи оказ-ые адвокататми_усл-ия адвокат. деят-ти (1).docx

— 53.23 Кб (Скачать файл)

Возникновение трудовых отношений между территориальной коллегией адвокатов, адвокатским бюро либо адвокатом, осуществляющим адвокатскую деятельность индивидуально (нанимателем), и стажером (работником) влечет определенные права и обязанности двух сторон, которые будут предусмотрены срочным трудовым договором.

Выполнение работником обязанностей на основании трудового договора подразумевает оплату выполненной работы. Согласно части второй статьи 19 Трудового кодекса Республики Беларусь трудовой договор наряду с основными правами и обязанностями работника и нанимателя в качестве обязательных сведений и условий должен содержать условия оплаты труда.

В связи с этим прохождение стажировки на новых условиях в юридических консультациях повлечет дополнительные расходы для территориальных коллегий адвокатов.

Пунктом 4 статьи 10 Закона Министерству юстиции Республики Беларусь предоставлено полномочие на определение порядка прохождения стажировки.

При этом пунктом 3 статьи 9 Закона вводится два обязательных документа, составляемых по окончании стажировки. Адвокат, под руководством которого стажер проходил стажировку, по окончании стажировки составляет заключение о готовности стажера адвоката к осуществлению адвокатской деятельности, а стажер – отчет о результатах стажировки. Требования к составлению указанных документов будут определяться также Министерством юстиции Республики Беларусь.

Закон не предусматривает исключений из правил допуска к адвокатской деятельности в целях обеспечения определенного уровня знаний и навыков у претендента.

В целях обеспечения защиты прав и законных интересов граждан и организаций в судах, правоохранительных органах и государственных организациях, повышения уровня оказания юридической помощи, ответственности адвокатов при выполнении профессиональных обязанностей Законом предусмотрен двухуровневый квалификационный экзамен (устный и письменный), направленный на подтверждение наличия у претендента необходимой квалификации, знаний действующего законодательства и навыков правоприменения.

Практика допуска к адвокатской деятельности показала недостаточность одноуровневого (письменного) экзамена для получения объективной оценки знаний и навыков соискателей лицензии. Адвокат должен не только знать законодательство, но и уметь применить его на практике, доходчиво донести свою позицию, изложенную устно либо в составленных им документах правового характера [32, с.21].

Многоуровневый экзамен предусмотрен большинством развитых европейских стран, а также стран СНГ (Франция, Германия, Российская Федерация и др.).

В этих целях двухуровневый квалификационный экзамен был введен еще до принятия Закона постановлением Министерства юстиции Республики Беларусь от 17.03.2011 № 55, внесшим изменение в Положение о Квалификационной комиссии по вопросам адвокатской деятельности в Республике Беларусь, утвержденное постановлением Министерства юстиции Республики Беларусь от 30.11.2010 № 105 «О некоторых мерах по реализации Указа Президента Республики Беларусь от 1 сентября 2010 г. № 450».

Закон также определяет перечень документов, необходимых для допуска к сдаче квалификационного экзамена, и порядок их подачи.

Для допуска к сдаче квалификационного экзамена претендент подает заявление в Квалификационную комиссию по вопросам адвокатской деятельности в Республике Беларусь, создаваемую при Министерстве юстиции Республики Беларусь (далее – Квалификационная комиссия), к которому прилагаются:

копия диплома о высшем юридическом образовании;

выписка из трудовой книжки, если претендент осуществлял трудовую деятельность, а в случае ее отсутствия – справка с последнего места работы с указанием оснований прекращения трудовой деятельности;

копия свидетельства об аттестации юриста (при его наличии);

заключение о готовности стажера адвоката к осуществлению адвокатской деятельности и отчет о результатах стажировки.

Определение порядка проведения квалификационного экзамена и его программ отнесено к компетенции Министерства юстиции Республики Беларусь (пункт 7 статьи 9 Закона).

После подачи претендентом всех необходимых документов для допуска к сдаче квалификационного экзамена предусмотрена проверка в течение одного месяца Квалификационной комиссией претендента на соответствие требованиям, установленным Законом, после чего названной Комиссией выносится решение о допуске или отказе в допуске к сдаче квалификационного экзамена и еще в течение одного месяца после принятии указанного решения проводится квалификационный экзамен.

Установлены отрасли права, по которым сдается квалификационный экзамен, в том числе для лиц, обладающих свидетельствами об аттестации юриста, для которых предусмотрена более узкая программа квалификационного экзамена.

Согласно пункту 6 статьи 9 Закона квалификационный экзамен проводится по конституционному, уголовному, гражданскому, жилищному, семейному, трудовому и административному праву, уголовному, гражданскому, хозяйственному и административному процессу, Правилам профессиональной этики адвокатов, утвержденным постановлением Министерства юстиции Республики Беларусь от 27.06.2001 N 15 (далее – Правила профессиональной этики адвокатов).

Для претендента, имеющего свидетельство об аттестации юриста, квалификационный экзамен проводится только по уголовному, жилищному, семейному праву, уголовному процессу и Правилам профессиональной этики адвокатов.

Закон не регулирует порядок получения лицензии, так как согласно пункту 12 Положения о лицензировании в нормативных правовых актах, не регулирующих вопросы лицензирования в целом, как правило, не должны содержаться нормы, определяющие его порядок и условия. При этом пунктом 8 статьи 9 Закона определено, что на основании результатов квалификационного экзамена Квалификационной комиссией принимается решение о соответствии либо несоответствии претендента лицензионным требованиям и условиям. То есть дополнительной проверки соответствия соискателя лицензии лицензионным требованиям в соответствии с требованиями законодательств о лицензировании уже не требуется. На стадии получения лицензии претендент после подачи необходимых документов будет проверяться только на предмет соответствия требованиям законодательства о лицензировании, предъявляемым к соискателям лицензии.

В соответствии с пунктом 9 статьи 9 Закона претендент, не сдавший квалификационный экзамен, допускается к повторной сдаче такого экзамена не ранее чем через шесть месяцев.

Законом определен порядок приема в члены территориальной коллегии, а также обязанность территориальной коллегии адвокатов принять адвоката в члены коллегии при наличии у него лицензии.

Согласно пункту 2 статьи 11 Закона, определяющей условия начала осуществления адвокатской деятельности, для приема в члены территориальной коллегии адвокатов лицо, получившее лицензию, подает письменное заявление (с указанием предполагаемого места работы) в соответствующую территориальную коллегию адвокатов, которая принимает решение в течение пяти рабочих дней после подачи заявления.

Законом впервые удостоверение адвоката определено как документ, подтверждающий правовой статус адвоката и его членство в соответствующей территориальной коллегии адвокатов. При этом Министерство юстиции Республики Беларусь наделено полномочием по определению формы и порядка выдачи удостоверения адвоката (пункт 3 статьи 11 Закона).

В целях обеспечения учета адвокатов, осуществляющих адвокатскую деятельность индивидуально, адвокатских бюро, юридических консультаций, а также лицензий, информационного обеспечения государственных органов, юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, граждан об адвокатах, осуществляющих адвокатскую деятельность индивидуально, адвокатских бюро и юридических консультациях статьей 15 Закона предусмотрено ведение Реестра адвокатов, адвокатских бюро, юридических консультаций и специальных разрешений (лицензий) на право осуществления адвокатской деятельности (далее – Реестр адвокатов).

Реестр адвокатов будет включать сведения об адвокатах, юридических консультациях и адвокатских бюро. С учетом названия Реестра адвокатов, данного в Законе, он будет также включать часть информации, содержащейся в реестре специальных разрешений (лицензий), который ведется лицензирующим органом в соответствии с требованиями главы 8 Положения о лицензировании.

Статья 29 Закона, наряду с юридическими консультациями, которые составляют основу системы адвокатуры республики, предусматривает создание новых организационных форм адвокатских образований (адвокатские бюро и индивидуальная адвокатская деятельность). На новые организационные формы также возложены функции по оказанию юридической помощи за счет средств коллегий адвокатов и по назначению органов, ведущих уголовный процесс.

Адвокат, принявший решение осуществлять адвокатскую деятельность индивидуально либо стать учредителем (участником) адвокатского бюро (партнер), должен иметь стаж работы в качестве адвоката или лица, оказывающего юридические услуги на основании свидетельства об аттестации юриста, не менее трех лет.

Лицензирование адвокатской деятельности и контроль соблюдения законодательства адвокатами со стороны государственного органа является гарантией конституционного права граждан на квалифицированную юридическую помощь.

 

3. Гарантии адвокатской деятельности

 

Гарантии  адвокатской деятельности подразделяются на профессиональные гарантии (связанные с адвокатской деятельностью), процессуальные (связанные с уголовным преследованием адвоката) и гарантии личной безопасности.

Согласно ст. 16 Закона «Об адвокатуре и адвокатской деятельности» предусмотрены следующие гарантии:

1. Адвокат в своей деятельности  независим и подчиняется только  закону.

2. Запрещаются вмешательство  в профессиональную деятельность  адвоката, осуществляемую в соответствии  с законодательством, либо препятствование  этой деятельности каким бы  то ни было образом, а также  требование от адвоката сообщения  каких–либо сведений, составляющих адвокатскую тайну, либо требование таких сведений от стажеров и помощников адвоката.

3. Информация, составляющая  адвокатскую тайну, не может быть  получена от адвоката, а также  стажеров и помощников адвоката  и использована в качестве  доказательств в уголовном, гражданском, хозяйственном и административном  процессах.

4. Адвокат, стажеры и помощники  адвоката не могут быть допрошены  в качестве свидетелей об обстоятельствах, составляющих адвокатскую тайну, а государственные органы и  иные организации не вправе  истребовать, изымать и иным образом  получать у адвоката, стажера  и помощника адвоката информацию, составляющую адвокатскую тайну.

5. Запрещаются препятствование  адвокату в предоставлении встреч  наедине с его подзащитным  в условиях, обеспечивающих конфиденциальность  таких встреч, а также ограничение  их количества и продолжительности.

Адвокатура, которая на протяжении всей истории существования выполняла свое главное предназначение — защиту прав и законных интересов, тем самым, содействуя осуществлению правосудия, соблюдению требований законности, наконец, подошла к периоду ее глубокого реформирования. В профессиональной деятельности адвокатов имеется немало нерешенных до настоящего времени проблем, которые мешают эффективному функционированию института адвокатуры.

Несомненно, что для совершенствования деятельности адвокатуры сделано немало, тем не менее, еще не все вопросы решены.

Требуется установления реальных гарантий адвокатской деятельности путем внесения дополнений в уголовно–процессуальное законодательство и законодательство об адвокатуре, а именно, положений о применении к адвокату и членам его семьи мер безопасности в случае наличия угрозы убийством, применения насилия, уничтожения или повреждения их имущества либо иных опасных противоправных деяний, а также внесение адвокатов в число лиц, обладающих процессуальными гарантиями при исполнении своей профессиональной деятельности, в отношении которых применяется особый порядок производства по уголовному делу, помогут обеспечить еще более эффективное исполнение адвокатом своих обязанностей.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Одним из конституционных прав граждан является право на юридическую помощь, в том числе пользоваться в любой момент помощью адвокатов и других своих представителей в суде, иных государственных органах, органах местного управления, на предприятиях, в учреждениях, организациях, общественных объединениях и в отношениях с должностными лицами и гражданами. В случаях, предусмотренных законом, юридическая помощь оказывается за счет государственных средств. Противодействие оказанию правовой помощи в Республике Беларусь запрещается.

В апреле 2013 г. завершился очередной этап реформирования системы профессиональной юридической практики. К числу лиц, профессионально практикующих право, по-прежнему относятся как адвокаты, так и юристы-лицензиаты, действующие на основании лицензии на оказание юридические услуг. В то же время согласно п. 2 ст. 26 Закона Республики Беларусь от 30 декабря 2011 года N 334-З "Об адвокатуре и адвокатской деятельности в Республике Беларусь" (далее - Закон об адвокатуре) профессиональную защиту прав и интересов клиентов по уголовным, гражданским делам; делам, возникающим из хозяйственных (экономических) споров; делам об административных правонарушениях в общих и хозяйственных судах, органах, ведущих уголовный или административный процесс, осуществляют только адвокаты. С 6 апреля 2013 г. юристы-лицензиаты уже не могут представлять интересы своих клиентов в хозяйственных судах. Вместе с тем они по-прежнему вправе оказывать иные юридические услуги как в качестве индивидуальных предпринимателей, так и в составе коммерческих организаций (далее - юридические фирмы).

С принятием Закона Республики Беларусь от 30.12.2011 № 334-З "Об адвокатуре и адвокатской деятельности в Республике Беларусь"  перечень известных белорусскому гражданскому праву организационно-правовых форм юридических лиц расширился за счет адвокатского бюро, которое частью 1 пункта 1 статьи 31 Закона наделено статусом некоммерческого юридического лица.

Профессиональная защита прав и интересов клиентов по уголовным, гражданским делам, делам, возникающим из хозяйственных (экономических) споров, и делам об административных правонарушениях в общих и хозяйственных судах, органах, ведущих уголовный или административный процесс, осуществляется только адвокатами.

Хотелось бы отметить, необходимость установления реальных гарантий адвокатской деятельности путем внесения дополнений в уголовно–процессуальное законодательство и законодательство об адвокатуре, а именно, положений о применении к адвокату и членам его семьи мер безопасности в случае наличия угрозы убийством, применения насилия, уничтожения или повреждения их имущества либо иных опасных противоправных деяний, а также внесение адвокатов в число лиц, обладающих процессуальными гарантиями при исполнении своей профессиональной деятельности, в отношении которых применяется особый порядок производства по уголовному делу, помогут обеспечить еще более эффективное исполнение адвокатом своих обязанностей. 
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Информация о работе Понятие и задачи адвокатуры. Виды юридической помощи, оказываемой адвокатами