Понятие лицензирования цветных и черных лом металлов , хранения, переработки и реализации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Октября 2015 в 01:01, реферат

Описание работы

За последнее десятилетие незаконная заготовка лома цветных и черных металлов превратилась в общенациональную проблему. Ущерб от их деятельности, по приблизительным оценкам, превысил 1 млрд. долл., что составляет 0,21% российского ВВП».
На рынке металлолома 60% предприятий работают нелегально. Ими с помощью обширной сети небольших заготовительных контор, без оформления документов, за наличный расчет закупается лом у населения. В подобные приемные пункты несут все, что удается найти или похитить

Файлы: 1 файл

Ponyatie_letsenzirovania_3 (2).docx

— 35.61 Кб (Скачать файл)

Подчеркивая изложенное выше, дополнительно обратим внимание на следующие обстоятельства. Во-первых, прием лома и отходов цветных металлов допускается на специально организованных объектах (п. 6 Правил обращения с ломом и отходами цветных металлов и их отчуждения).

Во-вторых, согласно предусмотренным требованиям, в качестве организаторов приема лома и отходов цветных металлов могут выступать только юридические лица и индивидуальные предприниматели (п. 4 Правил обращения с ломом и отходами цветных металлов и их отчуждения). Иными словами, возможностью занятия такой деятельностью, как заготовка указанных объектов (сбор, покупка и т. д.) наделены лишь обозначенные нами субъекты. При этом, учитывая то обстоятельство, что заготовка является лицензируемым видом деятельности, в ее содержание не входит собственно сбор металлолома, осуществляемый физическими лицами (например, находка).

Помимо сбора и покупки лома цветных металлов (как составных частей заготовки), определенные сомнения вызывает и другой элемент – транспортировка. В п. 2 Положения о лицензировании заготовки, переработки и реализации лома цветных металлов речь идет о транспортировке таких отходов грузовым автомобильным транспортом, что со своей стороны позволяет сделать вывод о неоправданном исключении из определения возможности использования других видов транспорта. Кроме того, транспортировка может использоваться далеко не только при заготовке лома и отходов цветных металлов, но и при переработке и реализации. Изложенное в полной мере является свидетельством необоснованной ограниченности существующих формулировок.

Более удачно к этому вопросу подошли авторы Законопроекта № 99044358-2, которыми транспортировка указана в качестве самостоятельного процесса обращения с ломом и отходами цветных металлов наряду с его заготовкой, переработкой и реализацией (ст. 2 приведенного Законопроекта).

Действующим законодательством допускается реализация только таких отходов, которые принадлежат субъектам на праве собственности. В частности, юридические лица и индивидуальные предприниматели вправе отчуждать лом и отходы цветных металлов только при наличии документов, подтверждающих их право собственности на указанные отходы (п. 3 Правил обращения с ломом и отходами цветных металлов и их отчуждения). Видимо, имеются в виду документы, подтверждающие факт приобретения соответствующих отходов или образования их в процессе производства и потребления.

Физические лица, не обладающие статусом индивидуального предпринимателя, вправе отчуждать только такие лом и отходы цветных металлов, которые образовались при использовании изделий из цветных металлов в быту, принадлежат им на праве собственности и соответствуют перечню разрешенных для приема от физических лиц лома и отходов цветных металлов (п. 2 Правил обращения с ломом и отходами цветных металлов и их отчуждения). В таком виде формулировка представляется, на наш взгляд, довольно широкой и не требует от указанных субъектов подтверждения права собственности на такие лом и отходы при их отчуждении; при этом необходимо лишь указание на основание возникновения права собственности.[7]

В Законопроекте № 99044358-2 предлагается ужесточение правил реализации лома и отходов цветных металлов физическими лицами. В частности, в положениях содержится ограничение возможности отчуждения лома и отходов теми разновидностями из них, которые образовались при использовании изделий из цветных металлов в быту и принадлежат им на праве собственности, за исключением включенных в соответствующий перечень запрещенных для приема от физических лиц лома и отходов цветных металлов (п. 1 ст. 3).

Безусловно, принятие подобных ограничений повлечет умаление прав физических лиц, поскольку исключит возможность отчуждения найденных или брошенных собственником лома и отходов цветных металлов, а также иным образом оставленных с целью отказа от права собственности на них. Вместе с тем думается, что такое нововведение позволит снизить существующую криминализацию рынка заготовки лома и отходов цветных металлов.

Полагаем, что подобного рода изменения допустимы только на федеральном уровне. Согласно п. 2 ст. 1 ГК РФ гражданские права могут быть ограничены лишь на основании федерального закона и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.[1] Указанная норма по своему содержанию полностью корреспондируется с п. 3 ст. 55 Конституции РФ.

1. Предъявление лицами, сдающими лом и отходы, документа, удостоверяющего личность. В таком виде данное положение представляется более четким по сравнению с действующей ныне нормой. В частности, на сегодняшний день при приеме такого рода объектов у физического лица в книге учета приемосдаточных актов указываются его фамилия, имя, отчество, место постоянного проживания, данные документа, удостоверяющего личность (п. 14 Правил обращения с ломом и отходами цветных металлов и их отчуждения). Однако непосредственно требование о предоставлении паспорта или иного документа, удостоверяющего личность, отсутствует.

2. Применение контрольно-кассовой техники при расчете наличными денежными средствами.

3. Использование возрастного ценза: прием лома и отходов цветных металлов от лиц, не достигших возраста четырнадцати лет, не допускается, а прием его от лиц в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет разрешается с письменного согласия их законных представителей (родителей, усыновителей или попечителей), за исключением лиц, достигших возраста шестнадцати лет и в установленном порядке объявленных полностью дееспособными.[7]

Теперь несколько слов о предложениях Департамента промышленности Минпромэнерго России. Во-первых, предложение об изъятии из компетенции органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации полномочий по оформлению лицензий на заготовку, переработку и реализацию лома черных и цветных металлов (а также передаче таких функций «Ростехнадзору») является логичным и обоснованным. Это отвечает идеологии централизации полномочий органов исполнительной власти, а тем более по стратегически значимым вопросам, имеющим влияние, в том числе, на криминогенную обстановку в обществе. Кроме того, анализ Постановления Правительства РФ от 26.01.2006 г. № 45 «Об организации лицензирования отдельных видов деятельности» показывает, что перечень видов деятельности, лицензирование которых осуществляется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, предусматривает только два указанных вида деятельности – заготовку, переработку и реализацию лома цветных и черных металлов. Вместе с тем лицензирование иных видов деятельности уже находится в ведении федеральных органов исполнительной власти.

Во-вторых, установление количественных ограничений в части объемов сдаваемого физическими лицами лома без документов, подтверждающих право собственности на известное имущество, также оправдано. При этом в целях усиления государственного контроля за данным видом деятельности подобные ограничения должны быть максимальными, но разумными.

В-третьих, учитывая имеющуюся негативную криминогенную обстановку на рынке оборота лома черных и цветных металлов, установление требования о безналичных расчетах по сделкам – положительный фактор, который может оказать серьезное воздействие на уровень преступности.

В-четвертых, применительно к последнему предложению можем отметить лишь следующее. В настоящее время установлены 5-лет-ние сроки действия лицензий на заготовку, переработку и реализацию лома цветных и черных металлов (Постановление Правительства РФ от 14 декабря 2006 г. № 766). Эти положения соответствуют норме абз. 1 ст. 8 Федерального закона от 08 августа 2001 г. 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности». [3]Уменьшение сроков действия лицензий возможно только после внесения соответствующих корректировок в названный федеральный Закон.

Прием лома и отходов цветных металлов характеризуется наличием договорных отношений. В соответствии с п. 11 Правил обращения с ломом и отходами цветных металлов и их отчуждения прием указанных отходов осуществляется с обязательным составлением на каждую партию лома и отходов приемосдаточного акта. Такой акт оформляется в двух экземплярах, один из которых передается лицу, сдающему лом и отходы цветных металлов, второй остается у лица, осуществляющего прием.

По своей правовой природе эти отношения представляют собой ничто иное, как договор купли-продажи. Сказанное также подтверждается положениями судебной практики (Определение ВС РФ от 2 марта 2001 г., дело № 74-Г01-4). Принятые лом, отходы цветных металлов подлежат оплате в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации (п. 17 Правил обращения с ломом и отходами цветных металлов и их отчуждения).[4]

Следует признать, что заключение договора купли-продажи может быть не единственным способом приобретения таких отходов принимающими его лицами. Данные объекты (как и иные виды отходов производства и потребления) является разновидностью объектов гражданских прав, перечисленных в ст. 128 ГК РФ, и в соответствии с п. 1 ст. 129 ГК РФ могут свободно отчуждаться участниками гражданского оборота. Поэтому помимо договора купли-продажи основанием для приобретения права собственности на отходы могут служить заключенные между сторонами договоры мены, дарения и др. (п. 2 ст. 4 Закона «Об отходах производства и потребления»). Исключение составляют опасные отходы, передача которых третьим лицам допустима лишь при наличии у последних лицензии на осуществление деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению таких отходов (п. 3 ст. 4 Закона «Об отходах производства и потребления»).[5]

Переработка лома цветных металлов рассматривается в качестве совокупности процессов по хранению, сортировке, отбору, измельчению, резке, разделке, прессованию, брикетированию лома цветных металлов (п. 2 Положения о лицензировании заготовки, переработки и реализации лома цветных металлов). [6]Реализация лома цветных металлов представлена как продажа или передача заготовленного и (или) переработанного лома цветных металлов на возмездной или безвозмездной основе (п. 2 Положения о лицензировании заготовки, переработки и реализации лома цветных металлов).

Аналогичные формулировки содержатся в п. 3.3. Методических указаний от 4 января 2002 г., с той лишь разницей, что под металлоломом в них (указаниях) понимается не только лом черных, но и цветных металлов.

Анализ данных определений позволяет сделать вывод о том, что законодатель пошел по пути перечисления возможных действий и мероприятий, составляющих термины «переработка» и «реализация» лома цветных металлов. Но расшифровки указанных элементов в нормативно-правовых актах нет.

По мнению Верховного Суда РФ, деятельность по реализации лома цветных и черных металлов наряду с его сбором, заготовкой и переработкой представляет собой хозяйственную деятельность лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность на основании гражданско-правовых договоров (купли-продажи)[1]. В качестве основания для приобретения права собственности на лом и отходы цветных (равно и черных) металлов могут служить и другие договоры, такие как мена, дарение и т. д.

 

 

Заключение

 

Проведенный анализ показывает, что при регулировании сферы обращения с ломом и отходами цветных металлов законодатель оперирует различными понятиями, причем не всегда однозначными и во многом пересекающимися между собой по своему смысловому значению (например, «обращение с отходами», «обращение с ломом и отходами цветных металлов», «заготовка, переработка и реализация лома цветных металлов» и пр.). Такая ситуация порождает терминологическую несогласованность, что вряд ли будет способствовать однозначному толкованию положений действующего законодательства и адекватному их применению на практике.

Нельзя назвать оправданным подход, применяемый к формированию категориального аппарата, а именно: посредством перечисления возможных действий, мероприятий, относящихся к тому или иному правовому явлению, используемый способ не позволяет в полной мере раскрыть правовую природу существующих понятий. Более того, в большинстве определений перечни возможных видов деятельности являются закрытыми, что может вызвать сложности в правовой квалификации новых видов при их появлении.

. Остаются нерешенными вопросы, связанные с определением условий приема лома и отходов цветных металлов у физических лиц. . Более пристального внимания законодателя требуют проблемы лицензирования деятельности по заготовке, переработке и реализации лома и отходов цветных металлов. Примером выступает отсутствие нормативного регулирования лицензирования обращения с отходами цветных металлов, а также захоронения лома и отходов цветных металлов.

 

 

 

 

 

Список использованной литературы

  1. Нормативные правовые акты и другие официальные документы

 

  1. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30 ноября 1994 г. N 51-ФЗ // СЗ РФ. 1994. N 32. Ст. 3301 // СПС «КонсультантПлюс», 2015.
  2. Закон РФ "О защите прав потребителей" от 07.02.1992 N 2300-1 (действующая редакция от 13.07.2015). // СПС «КонсультантПлюс», 2015.
  3. Федеральный закон от 08.08.2001 N 128-ФЗ (ред. от 29.12.2010) "О лицензировании отдельных видов деятельности" (с изм. и доп., вступающими в силу с 01.01.2011). // СПС «КонсультантПлюс», 2015.

 

  1. Постановление Правительства РФ от 12.12.2012 N 1287 "О лицензировании деятельности по заготовке, хранению, переработке и реализации лома черных и цветных металлов". // СПС «КонсультантПлюс», 2015.
  2. Постановление Правительства России от 14 декабря 2006 г. N 766 "О лицензировании деятельности в области обращения с ломом цветных и черных металлов". // СПС «КонсультантПлюс», 2015.

 

    1. Учебная и научная литература

 

  1. Предпринимательское право :Учебник/Отв.редактор Г.Ф.Ручкина – М.:Юрайт-Издат 2013г.
  2. Основы права .Учебник :Москва, Альфа –М.Инфра-М 2014г. 400с.

 

 

 

 


Информация о работе Понятие лицензирования цветных и черных лом металлов , хранения, переработки и реализации