Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Июня 2015 в 11:10, контрольная работа
Выявление и расследование преступлений по преимуществу относятся к компетенции органов внутренних дел и прокуратуры. В последнее время в законодательство по вопросам выявления и расследования преступлений были внесены существенные изменения и дополнения. В основном они связаны с новым Уголовно-процессуальным кодексом РФ, который вступил в действие с 1 июля 2002 года.
Введение……………………………………………………………………..…....3
1.Понятия предварительного следствия…………………………………….…...4
2.Понятие органов предварительного следствия ……………………………....9
2.1.Задачи органов предварительного следствия………………………….....10
2.2.Система органов предварительного следствия…………………….……..11
Заключение…………………………………………………………………..…..15
Список используемой литературы…………………………………………....16
2.1 Задачи органов предварительного следствия
Задачи органов предварительного следствия производны от задач органов предварительного расследования и уголовного судопроизводства в целом. Ими являются:
быстрое и полное раскрытие преступлений, изобличение виновных;
всестороннее, полное и объективное исследование всех обстоятельств уголовного дела;
обеспечение правильного применения закона с тем, чтобы каждый совершивший преступление был подвергнут справедливому наказанию и ни один невиновный не был привлечен к уголовной ответственности и осужден;
способствование укреплению законности и правопорядка;
обнаружение и процессуальное закрепление доказательств для последующего их использования в процессе судебного разбирательства;
обеспечение участия обвиняемого и других участников процесса в производстве по уголовного делу;
установление наличия или отсутствия ущерба, причиненного преступлением, определение его размера, принятие мер к обеспечению его возмещения;
выявление причин и условий, способствовавших совершению преступлений, и принятие мер по их устранению.
Предварительное следствие обязательно по всем уголовным делам, за исключением ограниченного числа преступлений, перечень которых установлен в ч. 3 ст. 150 УПК (это преступления небольшой и средней тяжести побои, клевета, оскорбление и др.).
В ст. 151 УПК определяется подследственность.
Подследственность — это разграничение компетенции между органами предварительного расследования уголовных дел, т.е. определение того, какие конкретно категории дел должны расследоваться следователями различной ведомственной принадлежности. Различаются следующие виды подследственности:
а) предметная (родовая) подследственность, т.е. с учетом квалификации совершаемых преступных деяний;
б) подследственность по видам преступлений;
в) территориальная подследственность (по месту совершения преступления);
г) персональная подследственность (по субъекту преступления).
2.2 Система органов предварительного следствия
Основной формой предварительного расследования является предварительное следствие, которое осуществляется по большинству уголовных дел. Предварительное следствие создают следователи:
1. прокуратуры;
2. ФСБ;
3. следственных подразделений
4. следователи Государственного комитета по контролю за оборотом наркотических средств (далее госнаркоконтроль).
Следственный аппарат органов внутренних дел состоит из:
- Следственного комитета МВД
РФ, который осуществляет
- следственных управлений (отделов) МВД республик в составе РФ, ГУВД (УВД) краев, областей и других субъектов РФ, которые осуществляют те же функции, что и Следственный комитет МВД РФ, но только на определенной территории;
- следственных отделов (отделений) районных, городских отделов внутренних дел.
Соответствующие следственные подразделения имеются в подразделениях органов внутренних дел на транспорте и по охране режимных объектов.
В компетенции следователей ОВД наибольшее число предусмотренных УК преступлений — против жизни и здоровья, собственности во всех ее формах (кражи, грабежи, разбои и т.д.), общественного порядка, надлежащей эксплуатации транспортных средств и т.д. (п. 3 ч. 2 ст. 151 УПК).
Федеральным законом от 30 июня 2003 г. к компетенции следователей ОВД отнесены и налоговые преступления, ранее расследовавшиеся следователями упраздненной Федеральной службы налоговой полиции (ФСНП). Этим же Законом (ст. 47) к компетенции следователей органов Госнаркоконтроля России отнесено расследование уголовных дел о преступлениях, связанных с незаконным оборотом наркотиков.
Следователи прокуратуры расследуют дела о таких преступлениях, как убийства, изнасилования, получение взятки, а также все дела о преступлениях, совершенных судьями, прокурорами, следователями и должностными лицами органов внутренних дел, налоговой полиции, таможенных органов, учреждений органов уголовно-исполнительной системы, а также по уголовным делам о преступлениях, совершенных в отношении указанных лиц в связи с их служебной деятельностью. В составе прокуратуры имеется военная прокуратура, следователи которой расследуют дела о преступлениях, совершенных военнослужащими Вооруженных Сил РФ, другими лицами, приравненными по своему правовому положению к военнослужащим, сотрудниками Федеральной службы безопасности, Службы внешней разведки.
В следственный аппарат прокуратуры входят:
- Главное следственное
- следственные управления (отделы) прокуратур субъектов РФ, осуществляющие те же функции, что и Главное следственное управление, но на определенной территории;
- следователи городских, районных и межрайонных прокуратур.
Аналогично организован следственный аппарат в транспортной, военной прокуратуре и других специализированных прокуратурах.
Следователи Федеральной службы безопасности и ее органов расследуют дела о таких преступлениях, как терроризм, шпионаж, контрабанда, угон воздушного, водного судна или железнодорожного состава и др.
Структура следственного аппарата органов федеральной службы безопасности следующая:
- Следственное управление
- следственные управления (отделы) в территориальных (краевых, областных и др.) органах безопасности;
- следственные управления (отделы)
органов безопасности в
Следователи налоговой полиции расследуют дела об уклонении от уплаты налогов. Они производят предварительное следствие по делам о некоторых других преступлениях, если их расследование тесно связано с преступлениями, по которым возбуждено уголовное дело, и оно не может быть выделено в отдельное производство.
Следственный аппарат налоговой полиции состоит из двух звеньев:
- Главное следственное
- следственные управления (отделы)
органов налоговой полиции
Надзор за законностью действий и решений следователей осуществляет прокуратура.
Правом процессуального контроля в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством обладают и начальники следственных отделов. Они имеют право проверять уголовные дела, давать следователям обязательные для исполнения указания, которые в случае несогласия с ними следователь может обжаловать прокурору, и др. УПК РСФСР понятие "начальник следственного отдела" распространил и на начальников вышестоящих подразделений следственных аппаратов прокуратуры, органов внутренних дел, налоговой полиции и Федеральной службы безопасности.
Ведомственный контроль осуществляют следователи контрольно-методических отделов вышестоящих следственных подразделений. По результатам проверки они составляют справку, которую представляют начальнику проверяемого следственного подразделения и своему непосредственному начальнику.
Судебный контроль за законностью предварительного следствия осуществляется в ходе рассмотрения уголовных дел, по которым осуществлялось предварительное следствие, а также при рассмотрении жалоб на применение меры пресечения в виде заключения под стражу.
Заключение
Большая роль в охране общественного порядка, интересов государства, прав и свобод граждан принадлежит органам предварительного следствия, которые раскрывая и расследуя дела ведут борьбу с преступностью. Ее сотрудники делают все для того, чтобы быть достойными доверия граждан, высоко нести звание представителей власти.
Предварительное следствие – это деятельность уполномоченных законом государственных органов и должностных лиц, направленная на предупреждение, пресечение и раскрытие преступлений, изобличение виновных лиц и привлечение их к уголовной ответственности и восстановление прав потерпевших от преступления.
Предварительное расследование может осуществляться в двух формах: в форме предварительного следствия и в форме дознания.
Предварительное следствие осуществляют следователи при ОВД, прокуратуры, ФСБ и госнаркоконтроля. Предварительное следствие осуществляется в течении 2 месяцев. Этот срок может быть продлен прокурором города, субъекта РФ и Генеральным прокурором РФ до 6, 12 и 18 месяцев соответственно. Максимальный срок предварительного следствия законом не установлен. При направлении уголовного дела в суд итоговым решением является обвинительное заключение.
Процессуальный статус следователя и дознавателя практически ничем не отличается: они независимы; принимают процессуальные решения самостоятельно, руководствуясь законом и основываясь только на своем внутреннем убеждении и материалах дела (здесь есть различие: дознаватель утверждает обвинительный акт у начальника ОД и у прокурора, а следователь – только у прокурора).
Список использованной литературы
1. Правоохранительные органы РФ: Учебник, под ред. В.П. Божьева. –М., Спарк. 2004. Гл. 14.
2. Правоохранительные органы РФ: Сборник нормативных актов. Составители: Сафронов А.Д., Сухинин А.В. -М., Щит-М. 2000.
3. РыжаковА.П. Правоохранительные органы. М., 2001.
4. Чувилев А.А., Чувилев Ан.А. Правоохранительные органы: Учебное пособие. – М.: Юриспруденция, 2000.
5. Гуценко К.Ф., Ковалев М. А. Правоохранительные органы: Учебник. – М., Зерцало. 2002.
6. Уголовно-процессуальный кодекс РФ принятый 18.12.2001 г.
7. Правоохранительные органы. Гуценко К.Ф., Ковалев М.А. 8-е изд. - М.: Зерцало, 2007.
8. Правоохранительные органы. Савюк Л.К. М.: Юристъ, 2004 г.
9. Правоохранительные органы Российской Федерации. Поляков М.П., Федулов А.В. – 2009 г.
10. Органы внутренних дел в вопросах и ответах. Под ред. Москальковой Т.Н. – 2009 г.
11. Крылов И.Ф., Бастрыкин А.М., Розыск, дознание, следствие – Л., Изд-во ЛГУ ,2010г.
1 Строгович М.С. Курс советского уголовного процесса, М., 1958, с. 281.
Информация о работе Понятие органов предварительного следствия