Понятие, предмет и система отрасли административного права

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Декабря 2010 в 20:15, контрольная работа

Описание работы

Административное право – это отрасль права, нормы которой регулируют общественные отношения, возникающие в процессе организации и реализации исполнительной власти. Эта отрасль публичного права изучает сферу государственного управления и олицетворяет один из двух главных методов правового регулирования – императивный.

Содержание работы

1.Понятие, предмет и система отрасли административного права…………2
2.Назовите институты, образующие общую часть административного права и дайте их характеристику…………………………………………………..4
3.Приведите примеры общих и специальных норм, содержащихся в Кодексе РФ об административных правонарушениях………………………………7
4.Литература……………………………………………………………………8

Файлы: 1 файл

администр.пр..doc

— 56.50 Кб (Скачать файл)

Оглавление: 
 

  1. Понятие, предмет и система отрасли  административного права…………2
  2. Назовите институты, образующие общую часть административного права и дайте их характеристику…………………………………………………..4
  3. Приведите примеры общих и специальных норм, содержащихся в Кодексе РФ об административных правонарушениях………………………………7
  4. Литература……………………………………………………………………8
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1. Понятие, предмет  и система отрасли  административного  права 
 

    Административное  право – это отрасль права, нормы которой регулируют общественные отношения, возникающие в процессе организации и реализации исполнительной власти. Эта отрасль публичного права изучает сферу государственного управления и олицетворяет один из двух главных методов правового регулирования – императивный.

    Административное  право применяется в трояком  смысле:

    - как отрасль права (законодательства);

    - как учебный предмет;

    - как отрасль научного знания  в правоведении.

    При этом, естественно, и учебный предмет, и научные знания базируются на отрасли  права, призваны исследовать ее нормы и институты и вооружать юристов умением правильно применять административно-правовые нормы.

    Вся система российского права состоит  из отраслей права, которые отличаются предметом и методом правового  регулирования. Под предметом отрасли права понимают круг общественных отношений, регулируемых нормами данной отрасли.

    Предметом регулирования норм административного права в основном являются общественные отношения, формирующиеся в сфере государственного управления, организации и деятельности исполнительной власти. Ряд административно-правовых норм регулируют отношения управленческого характера, которые возникают при осуществлении законодательной и судебной деятельности. Эти положения относятся к функционированию аппаратов указанных ветвей власти. Таким образом, административно-правовые отношения – это отношения управления.

    Однако, давая определение предмета административного  права, следует иметь в виду несколько  исключений:

    - не все управленческие отношения  включаются в предмет административного права (например, отношения, складывающиеся в связи с управлением в негосударственных формированиях);

    - не все отношения с участием  органов исполнительной власти  включаются в предмет административного  права. Например, приобретая имущество,  тот или иной орган исполнительной власти фактически совершает имущественную сделку в соответствии с нормами гражданского права.

    Административное  право – это отрасль публичного права, нормами которого опосредуется и защищается государственный интерес. Одним из участников административно-правовых отношений всегда выступает государственный орган, наделенный государственно-властными полномочиями. Поэтому административно-правовые отношения – это, как правило, всегда отношения неравенства, субординации, в которых одна сторона выступает в качестве управляющей (субъект управления), а другая – в качестве управляемой (объект управления).

    Нормы административного права регулируют управленческую деятельность не только органов государственного управления, но и всех остальных государственных органов, т.е. помимо исполнительно-распорядительной деятельности субъектов исполнительной власти данной отраслью права регулируются внутриорганизационные отношения государственных органов.

    В предмет административного права  следует включить еще одну группу отношений – тех, которые складываются в процессе общегосударственной контрольной деятельности.

    Контрольная деятельность входит в компетенцию  практически любого государственного органа, как одна из его функций. Основанием для включения общегосударственной контрольной деятельности в предмет административно-правового регулирования послужили две основные ее особенности: во-первых, контрольная деятельность – обязательная функция в структуре компетенции исполнительной власти любого управленческого органа и, во-вторых, органы, осуществляющие общегосударственную контрольную деятельность, имеют все свойства органа управления и состоят в системе этих центральных органов.

    Вот те три группы общественных отношений, которые в совокупности составляют предмет административного права как отрасли права.

    С общетеоретической позиции система  любой отрасли права представлена следующей конструкцией:

    - отрасль права;

    - подотрасли;

    - правовые институты;

    - правовые нормы.

    Система отрасли административного  права – это совокупность норм, правил административного права, взаимосвязанных и взаимозависимых и образующих специфическое информационно-правовое единство, обеспечивающее эффективное правовое регулирование управленческих отношений в сфере деятельности органов исполнительной власти, государственного управления, администраций органов местного самоуправления, а также отношения в сфере управленческой деятельности, осуществляемой другими органами государственной власти и их обслуживающими аппаратами и иными уполномоченными законом субъектами административного права. 
 
 
 
 
 
 

2. Назовите институты,  образующие общую  часть административного  права и дайте  их характеристику 
 

    Институт  права – совокупность норм, образующих самостоятельную часть отрасли права, регулирующих разновидность определенного вида общественных отношений.

    Традиционно в отечественной правовой науке  административное право включает две  части: общую и особенную. Это деление легло в основу построения административного права, как учебной дисциплины.

    Общая часть содержит институты, устанавливающие административно-правовой статус индивидуальных и коллективных субъектов административного права, обеспечивающие законность деятельности исполнительной власти, регламентирующие принуждение по административному праву.

    В Общей части раскрывается смысл управления вообще, сущность государственного управления и деятельности органов исполнительной власти, рассматривается понятие системы административного права, механизма административно-правового регулирования, основных его элементов.

    Раздел «Субъекты административного права»: физические лица, юридические лица, органы исполнительной власти, государственного управления, администрация местного самоуправления; государственные, муниципальные и иные служащие; общественные и иные негосударственные объединения – это основные институты субъектов административного права. Объединяет их обладание особым юридическим качеством – административной правоспособностью, т.е. установленной и охраняемой государством правовыми нормами возможностью вступать в различного рода правовые отношения.

    Субъекты  административного права могут  стать субъектами административных правоотношений, если имеют место:

    - административно-правовые нормы,  предусматривающие права и обязанности  субъекта;

    - административная правоспособность и административная дееспособность субъекта;

    - основание возникновения, изменения  и прекращения правоотношения.

    Административная  дееспособность – способность субъекта своими действиями приобретать права и создавать для себя юридические обязанности, реализовывать их в рамках конкретных административно-правовых отношений. Часто административная право- и дееспособность неразделимы, т.к. являются по сути двумя элементами административно-правового статуса. Это относится к органам исполнительной власти, для которых они наступают одновременно, т.е. с момента образования и юридического закрепления их компетенции.

    Одна  из актуальных проблем этого раздела  – устранение существующей практики отчуждения целей и задач института  государственных служащих от целей  и задач института государственной службы. В концепции реформирования системы государственной службы РФ, утвержденной Президентом РФ от 15.08.2001 г. № ПР-1496 отмечено, «что построение демократического правового государства требует создания адекватной системы органов государственной власти и соответствующей ей целостной системы государственной службы, обеспечивающей реализацию функций государства, повышения эффективности экономики и развития гражданского общества». Действующее законодательство недостаточно эффективно для разрешения этой проблемы. Особо нуждается в публично-правовом регулировании институт государственной службы, основы которого заложены в Концепции.

    В ч.2 ст.15 Конституции РФ записано, что  органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы. В то же время в ч.1 утверждается следующее: «Конституция Российской Федерации имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации. Законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции Российской Федерации». Соблюдение Конституции и законов, иных нормативных актов и составляет сущность обеспечения законности. Особое значение указанный принцип имеет в сфере управления в силу следующих причин:

    1. управление охватывает наибольшую  сферу деятельности государства  и органов местного самоуправления;

    2. субъекты управления реализуют  свои функции и полномочия, осуществляя правоприменительную деятельность;

    3. органы управления в пределах  своих полномочий осуществляют  правотворческую деятельность, основанную  на Конституции РФ и федеральных  законах и направленную на  их исполнение;

    4. органы управления наделены широкими полномочиями в области применения мер административного принуждения, что влечет за собой ограничение прав и свобод граждан, но только в случаях, установленных законом.

    В зависимости от содержания, характера  применения, юридических последствий  в государственном управлении различают следующие способы обеспечения законности:

    а) контроль;

    б) надзор;

    в) право на подачу жалобы.

    Институт  административной юрисдикции в исполнительной деятельности, государственном управлении занимает особое место. Основным методом  в административном праве является убеждение, так как большая часть субъектов административно-правовых отношений соблюдают и исполняют требования норм, однако во многих случаях государству приходится обеспечивать выполнение административно-правовых норм и правил методами государственного принуждения. Административная юрисдикция выступает как подведомственное и во внесудебном порядке разрешение управленческих споров и конфликтов, а также рассмотрение индивидуальных административных дел в рамках административного процесса в виде различных видов административных производств (по административным правонарушениям, дисциплинарным проступкам, обращения граждан, материальным искам и др.).

    Административно-правовыми  нормами определены виды административных правонарушений, и перечень административных мер ответственности за их совершение. Административные правонарушения могут быть рассмотрены и наложено административное наказание за их совершение судами или уполномоченными на то законом органами или должностными лицами.

    Административный процесс и административное производство по делам об административных правонарушениях завершает раздел административной юрисдикции. Критерием деления административного процесса на виды административных производств служит характер управленческих дел, отражающих существенные свойства и особенности. Например, порядок разрешений обращений граждан или порядок применения мер поощрения граждан за успехи в труде имеют разное по содержанию производство.    
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Понятие, предмет и система отрасли административного права