Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Декабря 2010 в 20:15, контрольная работа
Административное право – это отрасль права, нормы которой регулируют общественные отношения, возникающие в процессе организации и реализации исполнительной власти. Эта отрасль публичного права изучает сферу государственного управления и олицетворяет один из двух главных методов правового регулирования – императивный.
1.Понятие, предмет и система отрасли административного права…………2
2.Назовите институты, образующие общую часть административного права и дайте их характеристику…………………………………………………..4
3.Приведите примеры общих и специальных норм, содержащихся в Кодексе РФ об административных правонарушениях………………………………7
4.Литература……………………………………………………………………8
Оглавление:
1.
Понятие, предмет
и система отрасли
административного
права
Административное право – это отрасль права, нормы которой регулируют общественные отношения, возникающие в процессе организации и реализации исполнительной власти. Эта отрасль публичного права изучает сферу государственного управления и олицетворяет один из двух главных методов правового регулирования – императивный.
Административное право применяется в трояком смысле:
-
как отрасль права (
- как учебный предмет;
- как отрасль научного знания в правоведении.
При этом, естественно, и учебный предмет, и научные знания базируются на отрасли права, призваны исследовать ее нормы и институты и вооружать юристов умением правильно применять административно-правовые нормы.
Вся
система российского права
Предметом регулирования норм административного права в основном являются общественные отношения, формирующиеся в сфере государственного управления, организации и деятельности исполнительной власти. Ряд административно-правовых норм регулируют отношения управленческого характера, которые возникают при осуществлении законодательной и судебной деятельности. Эти положения относятся к функционированию аппаратов указанных ветвей власти. Таким образом, административно-правовые отношения – это отношения управления.
Однако, давая определение предмета административного права, следует иметь в виду несколько исключений:
-
не все управленческие
-
не все отношения с участием
органов исполнительной власти
включаются в предмет
Административное право – это отрасль публичного права, нормами которого опосредуется и защищается государственный интерес. Одним из участников административно-правовых отношений всегда выступает государственный орган, наделенный государственно-властными полномочиями. Поэтому административно-правовые отношения – это, как правило, всегда отношения неравенства, субординации, в которых одна сторона выступает в качестве управляющей (субъект управления), а другая – в качестве управляемой (объект управления).
Нормы
административного права
В
предмет административного
Контрольная
деятельность входит в компетенцию
практически любого государственного
органа, как одна из его функций.
Основанием для включения
Вот те три группы общественных отношений, которые в совокупности составляют предмет административного права как отрасли права.
С
общетеоретической позиции
- отрасль права;
- подотрасли;
- правовые институты;
- правовые нормы.
Система
отрасли административного
права – это совокупность норм, правил
административного права, взаимосвязанных
и взаимозависимых и образующих специфическое
информационно-правовое единство, обеспечивающее
эффективное правовое регулирование управленческих
отношений в сфере деятельности органов
исполнительной власти, государственного
управления, администраций органов местного
самоуправления, а также отношения в сфере
управленческой деятельности, осуществляемой
другими органами государственной власти
и их обслуживающими аппаратами и иными
уполномоченными законом субъектами административного
права.
2.
Назовите институты,
образующие общую
часть административного
права и дайте
их характеристику
Институт права – совокупность норм, образующих самостоятельную часть отрасли права, регулирующих разновидность определенного вида общественных отношений.
Традиционно в отечественной правовой науке административное право включает две части: общую и особенную. Это деление легло в основу построения административного права, как учебной дисциплины.
Общая часть содержит институты, устанавливающие административно-правовой статус индивидуальных и коллективных субъектов административного права, обеспечивающие законность деятельности исполнительной власти, регламентирующие принуждение по административному праву.
В Общей части раскрывается смысл управления вообще, сущность государственного управления и деятельности органов исполнительной власти, рассматривается понятие системы административного права, механизма административно-правового регулирования, основных его элементов.
Раздел «Субъекты административного права»: физические лица, юридические лица, органы исполнительной власти, государственного управления, администрация местного самоуправления; государственные, муниципальные и иные служащие; общественные и иные негосударственные объединения – это основные институты субъектов административного права. Объединяет их обладание особым юридическим качеством – административной правоспособностью, т.е. установленной и охраняемой государством правовыми нормами возможностью вступать в различного рода правовые отношения.
Субъекты административного права могут стать субъектами административных правоотношений, если имеют место:
-
административно-правовые
-
административная
-
основание возникновения,
Административная дееспособность – способность субъекта своими действиями приобретать права и создавать для себя юридические обязанности, реализовывать их в рамках конкретных административно-правовых отношений. Часто административная право- и дееспособность неразделимы, т.к. являются по сути двумя элементами административно-правового статуса. Это относится к органам исполнительной власти, для которых они наступают одновременно, т.е. с момента образования и юридического закрепления их компетенции.
Одна из актуальных проблем этого раздела – устранение существующей практики отчуждения целей и задач института государственных служащих от целей и задач института государственной службы. В концепции реформирования системы государственной службы РФ, утвержденной Президентом РФ от 15.08.2001 г. № ПР-1496 отмечено, «что построение демократического правового государства требует создания адекватной системы органов государственной власти и соответствующей ей целостной системы государственной службы, обеспечивающей реализацию функций государства, повышения эффективности экономики и развития гражданского общества». Действующее законодательство недостаточно эффективно для разрешения этой проблемы. Особо нуждается в публично-правовом регулировании институт государственной службы, основы которого заложены в Концепции.
В ч.2 ст.15 Конституции РФ записано, что органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы. В то же время в ч.1 утверждается следующее: «Конституция Российской Федерации имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации. Законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции Российской Федерации». Соблюдение Конституции и законов, иных нормативных актов и составляет сущность обеспечения законности. Особое значение указанный принцип имеет в сфере управления в силу следующих причин:
1.
управление охватывает
2. субъекты управления реализуют свои функции и полномочия, осуществляя правоприменительную деятельность;
3.
органы управления в пределах
своих полномочий осуществляют
правотворческую деятельность, основанную
на Конституции РФ и
4.
органы управления наделены
В зависимости от содержания, характера применения, юридических последствий в государственном управлении различают следующие способы обеспечения законности:
а) контроль;
б) надзор;
в) право на подачу жалобы.
Институт административной юрисдикции в исполнительной деятельности, государственном управлении занимает особое место. Основным методом в административном праве является убеждение, так как большая часть субъектов административно-правовых отношений соблюдают и исполняют требования норм, однако во многих случаях государству приходится обеспечивать выполнение административно-правовых норм и правил методами государственного принуждения. Административная юрисдикция выступает как подведомственное и во внесудебном порядке разрешение управленческих споров и конфликтов, а также рассмотрение индивидуальных административных дел в рамках административного процесса в виде различных видов административных производств (по административным правонарушениям, дисциплинарным проступкам, обращения граждан, материальным искам и др.).
Административно-правовыми нормами определены виды административных правонарушений, и перечень административных мер ответственности за их совершение. Административные правонарушения могут быть рассмотрены и наложено административное наказание за их совершение судами или уполномоченными на то законом органами или должностными лицами.
Административный
процесс и административное производство
по делам об административных правонарушениях
завершает раздел административной юрисдикции.
Критерием деления административного
процесса на виды административных производств
служит характер управленческих дел, отражающих
существенные свойства и особенности.
Например, порядок разрешений обращений
граждан или порядок применения мер поощрения
граждан за успехи в труде имеют разное
по содержанию производство.
Информация о работе Понятие, предмет и система отрасли административного права