Понятие, принципы и виды государственной службы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2012 в 16:43, контрольная работа

Описание работы

Построение любой государственности всегда сопровождается созданием института государственной службы. Значение этого процесса чрезвычайно велико в силу важности тех функций, которые эта службы выполняет для решения как внутригосударственных задач, так и задач международного сотрудничества. Особым свойством института госслужбы является то, что его подразделения функционируют во всех без исключения сферах деятельности государства и на всех уровнях власти. Именно поэтому понятие и принципы государственной службы являются важнейшим аспектом не только теоретической разработки, но и практического правотворчества.

Файлы: 1 файл

административное право.docx

— 26.49 Кб (Скачать файл)
  1. Понятие, принципы и виды государственной службы. Построение любой государственности всегда сопровождается созданием института государственной службы. Значение этого процесса чрезвычайно велико в силу важности тех функций, которые эта службы выполняет для решения как внутригосударственных задач, так и задач международного сотрудничества. Особым свойством института госслужбы является то, что его подразделения функционируют во всех без исключения сферах деятельности государства и на всех уровнях власти. Именно поэтому понятие и принципы государственной службы являются важнейшим аспектом не только теоретической разработки, но и практического правотворчества.

Основное назначение госслужбы  состоит в обеспечении эффективной  реализации функций государства  во всех сферах его присутствия в  обществе. К регламентации государственной  службы РФ имеет отношение достаточно большое количество правовых актов, основным из них является федеральный  закон «О государственной службе». Он содержит в себе также отсылочные нормы на более чем 20 других нормативных  актов.

Как важнейший социальный институт, государственная служба понятие, принципы, виды ее организации и  практического осуществления выступают  как объективно необходимое условие  эффективного функционирования других институтов общества и государства, социальной и экономической деятельности.

Госслужба как социальный институт, возникла и развивалась  с тесной связи с процессом  развития самого общества. Именно поэтому  она сейчас организована таким образом, чтобы как можно более эффективно способствовать поддержанию системной  целостности общества и его единства в выполнении социально значимых задач.

Традиционной практикой  является классификация госслужбы  на два вида.

Первый их них – гражданская, бывает как общефункциональной, так и специальной. Общефункциональная служба не имеет отраслевого деления и представляет собой выполнение профессиональных обязанностей субъектом в рамках органов власти или иных структурах государственного управления. Специальная гражданская служба отличается ее выраженным отраслевым назначением, например, служба в судах, прокуратуре, дипломатическая служба и т.д.

Второй вид госслужбы  – милитаризованная - предполагает выполнение специфических компетенций в вооруженных силах государства, полиции, таможенных органах, МЧС и других областях.

Важнейшим условием построения эффективной госслужбы являются принципы, по которым она формируется  и функционирует. Сложившиеся принципы государственной службы представляют собой важнейшие нормативно-правовые положения, которые отражают связи  и закономерности ее организации, а  также ведущие тенденции эволюции данного института. Практически  все принципы государственной службы закреплены в соответствующих правовых актах, которые регулируют ее осуществление. В теоретических источниках, как  правило, приводятся различные основания, по которым классифицируются принципы госслужбы. Рассмотрим те из них, которые  закреплены конкретно в законодательстве РФ.

1. Принцип верховенства  права предполагает, что все имеющиеся  законы РФ доминируют по своей  юридической силе над разного рода ведомственными инструкциями и распорядительными актами.

2. Принцип приоритетности  прав человека выдвигает требование, чтобы все госслужащие в своей  деятельности руководствовались  интересами граждан и соблюдали  основополагающие права человека, которые признаются доминирующими  над интересами самого государства.

3. Принципы государственной  службы, обеспечивающие системную  целостность института государственной  власти на всей территории  страны. Этот принцип объективно  вытекает из федеративной формы  государственно-территориального устройства  России.

4. Принцип разделения  ветвей власти, позиционирующий  правовой статус государства,  предполагает самоограничение власти  и уравновешивание одной ветви  другой путем четкого распределения  полномочий между ними.

5. Принцип равнодоступности  для граждан профессиональных  вакансий в институтах и органах  госслужбы.

6. принципы государственной  службы, обеспечивающие иерархичную  систему построения ее органов,  при которой решения вышестоящих  органов являются обязательными к исполнению нижестоящими.

7. Принцип единства выдвигает  требование унифицированности для всех ее видов и форм, независимо от регионального и уровневого осуществления.

8. Принцип профессионализма  устанавливает, что государственная  служба является высокопрофессиональным  видом деятельности, а потому  возможно комплектование аппарата  на конкурсно-компетентностной основе.

9. Принцип гласности заключается  в открытости и доступности  каждому гражданину любых сведений, касающихся его личной деятельности.

10. Принцип ответственности  субъектов исполняющих обязанности  по государственной службе за  ненадлежащее выполнение ее предписаний  и правил.

11. Принцип стабильности  кадров предполагает проведение  в практику политики преемственности  и закрепления кадров.

Все рассмотренные принципы органично взаимосвязаны между  собой в целостную систему, которая, в свою очередь, способствует выработке  качественной кадровой политики государства.

Этапы прохождения  государственной службы.

1-й этап. Увольнение гражданского служащего на основании пункта 4 части 2 статьи 39 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ, т.е. в связи с достижением гражданским служащим предельного возраста пребывания на гражданской службе. Увольнение оформляется правовым актом государственного органа.

2-й этап. Продление по решению представителя нанимателя гражданскому служащему срока пребывания на гражданской службе. В правовом акте о продлении указывается период, на который продлевается срок пребывания гражданского служащего на гражданской службе. При этом следует учитывать, что в соответствии с частью 2 статьи 25 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ срочный служебный контракт после достижения гражданским служащим 60-летнего возраста не может быть заключен на срок менее одного года.

3-й этап. Заключение срочного служебного контракта на срок от 1 года до 5 лет на основании акта государственного органа о назначении лица на должность гражданской службы в соответствии с частью 1 статьи 26 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ.

Государственная должность: понятие, виды, характеристика.

Должность - категория, присущая служащему, государственная должность - государственному служащему. Она предоставляется  лицу - государственному служащему - для  выполнения возложенных на служащего  и государственную службу задач.

Новация Закона «Об основах  государственной службы РФ» в  части должности в том, что  государственные должности занимают не только государственные служащие (лица категорий «Б» и «В»), а  и другие лица в государстве, т.е. категории «А», которые, повторим, государственными служащими не являются, поэтому о  них далее речи нет.

Должность, как одно из государственных  установлений, соединяет в себе все  основные элементы организационного и  правового статуса лица, ее замещающего. Положение государственной должности  характеризуют:

- социальный статус (отношения  служащего с ниже-, равно-, и вышестоящими лицами);

- организационный статус (должность состоит в структуре  государственной организации, органа  и составляет первичное звено  в них);

- правовой статус: по каждой  должности определяются круг  полномочий (функций, прав и обязанностей), основные формы и методы их  реализации, ответственность за  исполнение.

Следует различать порядок  учреждения должностей и порядок  их замещения.

В целях обеспечения единства в наименовании должностей на государственной  службе, необходимого в повседневной деятельности, их правовом статусе, способах замещения устанавливается единый централизованный в государственном  масштабе порядок учреждения государственных  должностей.

Должности руководителей  высших и центральных органов  учреждаются федеральным собранием, президентом, правительством в рамках их компетенции. Все другие должности  учреждаются органом управления по труду и официально закрепляются в Реестре должностей государственных  служащих, исходя из разделения должностей по видам государственной службы. Учреждение должностей в субъектах  Российской Федерации относится  к их полномочиям.

Замещение же должности заключается  в приеме на данную должность конкретного  лица посредством одного из организационно-правовых способов: выборности, назначения, зачисления, конкурса.

Каждая должность на государственной  службе имеет свой правовой статус и форму его выражения.

Правовой статус должности  содержит комплекс должностных полномочий - общий для всех должностей (или, по крайней мере, многих) и для  данной должности. Правовой статус устанавливается  в три этапа:

а) основы правового статуса  определяется одновременно с учреждением  должности органом учредителем;

б) типовой правовой статус определяется Реестром должностей государственных  служащих;

в) индивидуальный правовой статус устанавливается по каждой должности  на основе типового соответствующим  органом, в котором состоит должность, или его руководителем.

Правовой формой закрепления  правового статуса должности  является закон, например, Закон о  милиции, другие правовые нормативные  акты, в которых закреплены, как  правило, типовые полномочия по одноименным  должностям. Конечным же актом, закрепляющим правовой статус должности, является должностная  инструкция, которая не может быть, как правило, типовой, а должна быть индивидуальной по каждой должности  в любой организации, потому что  объем работы и в связи с  этим должностных полномочий в организациях оказывается нередко не совсем одинаковым даже для одноименных должностей.

О видах должностей следует  излагать в связи с их большим  количеством, различными способами  замещения и т.д.

Должности на государственной  службе разделяются на виды (группы) по ряду оснований:

а) по видам деятельности в государственных органах и  организациях - в государственном  аппарате, в администрации государственных  предприятий и учреждений, на воинской службе: в свою очередь, в каждой из этих трех сфер государственной  деятельности различаются должности  тоже по видам, например, в государственном  аппарате - должности управленческие, контрольные и т.д.;

б) по масштабам действия - типовые (большинство должностей) и индивидуальные (например, руководитель структурного подразделения в аппарате Администрации Президента РФ);

в) по способам замещения - выборные, назначаемые, конкурсные, замещаемые по зачислению; г) по замещению в данное время - занятые и вакантные, по признаку взаимоотношений государственных служащих замещаемые ими должности разделяются Законом на пять групп:

- высшие государственные  должности государственной службы (5-я группа);

- главные государственные  должности государственной службы (4-я группа);

- ведущие государственные  должности государственной службы (3-я группа);

- старшие государственные  должности государственной службы (2-я группа);

- младшие государственные  должности государственной службы (1-я группа).

В заключение характеристики должности можем в обобщенном виде сказать, что, используя категории  должности, государство определяет место каждого служащего в  системе государственной организации, т.е. взаимоотношения замещающего  данную должность лица с выше-, ниже-, равностоящими лицами, его положение  в организационной структуре  органа (организации) и, наконец, полномочия, которыми служащий наделен в соответствии с должностью. Должность, таким образом, выступает организационной формой, определяющей и юридически закрепляющей основное содержание административно-правового статуса государственного служащего.

  1. Гражданин РФ наделяется полномочиями высшего должностного лица субъекта РФ (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ) путем:
  • По представлению Президента РФ законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта РФ.

В случае, если конституцией (уставом) субъекта Российской Федерации предусмотрен двухпалатный законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации, решение о наделении гражданина Российской Федерации полномочиями высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) принимается на совместном заседании палат (п. 1 в ред. Федерального закона от 11.12.2004 N 159-ФЗ).

Предложение о кандидатуре  высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего  исполнительного органа государственной  власти субъекта Российской Федерации) вносится Президентом Российской Федерации  в законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации не позднее  чем за 35 дней до истечения срока  полномочий высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации). 
Перед внесением Президентом Российской Федерации предложения о кандидатуре высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) в законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации проводятся соответствующие консультации по кандидатуре высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации). 
Законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации рассматривает представленную Президентом Российской Федерации кандидатуру высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) в течение 14 дней со дня внесения представления. 
Решение законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации о наделении гражданина Российской Федерации полномочиями высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) считается принятым, если за него проголосовало более половины от установленного числа депутатов законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации.

Информация о работе Понятие, принципы и виды государственной службы