Понятие принуждения и ответственности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Августа 2013 в 20:04, контрольная работа

Описание работы

При этом
принуждение не имеет цели причинить нарушителю физические страдания или
унизить его человеческое достоинство. Вместе с тем оно содержит карательный и
устрашающий элементы, которые, однако, носят подчинительный характер и
направлены на предупреждение правонарушений, воспитание и исправление лиц, их
совершивших.

Содержание работы

Введение
1. Понятие принуждения и ответственности по административному праву
2. Соотношение административной ответственности и административного
принуждения
3. Виды административного принуждения
Заключение
Литература

Файлы: 1 файл

Контрольная.docx

— 58.25 Кб (Скачать файл)

Наиболее полно и точно понятие  административного принуждения  раскрыл В.Г.

Розенфельд, который под этим институтом понимает: «психическое либо

физическое воздействие на сознание и поведение субъектов с целью  понудить их

путем угрозы применения предусмотренных  в законодательстве административных

санкций к должному поведению (совершению предписанных действий) либо к

подчинению установленным запретам и ограничениям, а равно само применение с

соблюдением процессуальных требований уполномоченными органами, должностными

лицами, представителями  общественных организаций мер административного

воздействия, сопровождающихся отрицательными последствиями, личностного,

организационного материального  характера с целью предупреждения

правонарушений, для пресечения противоправного  поведения, предотвращения

возможных вредных последствий, наказания  виновных в совершении

административных правонарушений, обеспечения охраны прав и свобод граждан,

общественного порядка, различных  видов собственности, создания режима

законности во всех сферах и государственной  дисциплины восстановления

нарушенных законных прав и интересов  государства, юридических лиц и  граждан».

Среди всех видов государственного принуждения ведущая роль все  же принадлежит

административному принуждению. Административное принуждение осуществляется от

имени государства и в его  интересах полномочными представителями  государства

– органами государственного управления, должностными лицами, представителями

общественных организаций, обладающими  юрисдикционными полномочиями. Меры

административного принуждения применяются  только процессе управленческой

деятельности в сфере обеспечения  правопорядка. Реализация этих мер

осуществляется в строго определенных процессуальных формах.

Разрешением проблемы соотношения  административной ответственности  и

административного принуждения достигается  возможностью охарактеризовать

понятие административной ответственности  с точки зрения ее объема, то есть

определить какие меры административного  принуждения относятся к ней, а какие

не относятся, хотя и применяются  в качестве административного принуждения,

выработать критерии их классификации, определить признаки административного

принуждения в целом. От того, какие  меры административного принуждения

следует относить  к мерам административной ответственности зависят пределы,

объем и основные направления кодификации  законодательства.

Таким образом соотношение административной ответственности и

административного принуждения можно  выразить такой формулой: административная

ответственность составляет часть  административного принуждения, только

административные взыскания охватываются ее объемом.

                  3. Виды административного принуждения                 

“Большое теоретическое и практическое значение имеет вопрос о классификации

мер административного принуждения, который до настоящего времени не получил

единого решения и в теории, ни на практике”. Четкая классификация  мер

административного принуждения необходима:

     во-первых, для уяснения сущности разнообразных мер принуждения,

применяемых органами управления, их цели, их взаимодействия,

     во-вторых, это имеет большое значение для применения мер

принуждения, обеспечения эффективности  воздействия на правонарушителей,

     в-третьих, четкая и точная классификация необходима при решении

вопросов о привлечении к  уголовной либо административной ответственности, а

также при замене уголовной ответственности - административной по ряду

преступлений, не представляющих большой  общественной опасности,

     в-четвертых, правильная классификация является необходимой

предпосылкой для их научной  кодификации”.

В административно-правовой литературе высказываются различные точки  зрения о

классификации мер административного  принуждения. Так одни авторы считают, что

в группе мер административного  пресечения объединены и административно-

процессуальные меры (административное задержание, задержание и арест

имущества) и административно-правовые санкции, которые автор именует

самостоятельными мерами административного  пресечения (приостановление работы

предприятия).

Они утверждают, что  критерием  классификации мер административного

принуждения, применяемых в связи  с правонарушением, может служить

“непосредственная цель применения тех или иных мер, и они делятся  на две

подгруппы: административно-процессуальные меры и административно-правовые

санкции”. Из изложенного делается вывод о том, что система мер

административного принуждения состоит  из трех самостоятельных подразделений:

1.     административно-процессуальные  меры;

2.     административно-предупредительные  меры;

3.     административно-правовые  санкции.

При этом отмечается, что административно-правовые санкции осуществляют охрану

правопорядка и с помощью  кары, восстановления и принудительного  исполнения

правовой обязанности, обеспечивающей реальное исполнение. Соответственно они

могут носить карательный, восстановительный  и пресекательный характер. Под

административно-правовой санкцией предлагается понимать “элемент нормы

административного права, установленный  в целях ее охраны, содержащей указание

на те меры государственного принуждения, которые применяются к нарушителям

данной нормы, выполняющей свою роль либо кары, либо восстановления, либо

реального исполнения и применяемый, как правило, в административном порядке”.

В целом по вопросу о классификации  мер административного принуждения  в науке

административного права выделяют две основные точки зрения (другие - это

модификация этих двух точек зрения).

“Первая сводится к двухчленной  классификации административного  принуждения:

административные взыскания; иные меры административного принуждения.

Выдвинута в конце 40-х годов Студеникиным С.С., Ямпольской Ц.А. и др. В

основу данной классификации положен  формальный признак-наличие

административных санкций.

Вторая предложена М.И. Еропкиным  в конце 50-х годов и получила наибольшее

распространение. В ней говорится  о существовании трех видов мер

административного принуждения: меры пресечения, меры взыскания, меры

предупреждения.

    

     а) Административно-предупредительные меры.

Административно-предупредительные  меры являются самостоятельным видом  мер

принуждения, назначение которых - предупреждение правонарушений и обеспечение

общественной безопасности. Административно-предупредительные  меры имеют

строго целевой профилактической характер и направлены на предотвращение

создания противоправных и иных, представляющих общественную опасность,

ситуаций. Основанием для применения административно-предупредительных  мер

является не правонарушение, а наступление  особых установленных

законодательством условий.

К административно-предупредительным  мерам относят:

-         административный  надзор за лицами, освобожденными  из мест лишения

свободы;

-         таможенный  досмотр;

-         спец контроль  пассажиров и судов гражданской  авиации;

-         привод, регистрация  и  официальное предостережение  о недопустимости

антиобщественного поведения;

-         изъятие  огнестрельного оружия у лиц,  страдающих психическими

заболеваниями;

-         проверка  документов (при обеспечении паспортного  режима, у

водителей автотранспортных средств, в погранзоне и др.);

-         предрейсовое  освидетельствование водителей  автомототранспорта;

-         закрытие  границы на участке, сопряженном  с территорией, пораженной

эпидемией (эпизоотией);

-         прекращение  движения транспорта при ремонте  дорог, электрокабелей;

-         ограничение  права водопользования и т.п.

Отмечая общность всех административно-предупредительных  мер, нельзя не

заметить различий между отдельными мерами по их непосредственному назначению

и характеру право ограничений. Так среди административно-предупредительных

мер можно выделить четыре группы:

1.     меры, применяемые в  целях предотвращения угрозы  наступления возможных

вредных, опасных и тяжких последствий,

2.     меры, направленные  на предупреждение правонарушений, причем не только

административных проступков, но и  преступлений,

3.     меры, препятствующие  уклонению соответствующих субъектов  от исполнения

им обязанностей,

4.     особую группу составляют  так называемые лечебно-предупредительные  меры

принуждения, назначение которых не только обеспечение общественной

безопасности, но и лечение опасных  душевнобольных, наркоманов и т.д.

Главная особенностью является четко  выраженный профилактический характер, что

позволяет использовать эти меры для  предупреждения правонарушений,

обеспечения общественной безопасности в специфических условиях, когда

интересам общества создается известная  угроза, в то же время, меры

административного предупреждения применяются  при отсутствии правонарушений, в

особых или чрезвычайных обстоятельствах. Реальных правонарушений при этом

нет, но они могут появиться, если не будут применены меры административного

предупреждения, что позволяет  им быть важнейшим средством превенции

административных и иных правонарушений.

    

     б)  Меры административного пресечения.

Меры административного пресечения используются как средство принудительного

прекращения правонарушений и предотвращения их вредных последствий. Эти меры

направлены на принудительное прекращение  противоправного поведения,

недопущение, устранение вредных его  последствий, на создание условий для

возможного привлечения виновных лиц к административной ответственности. По

своей цели меры административного  пресечения отличаются от административных

взысканий и административно-предупредительных  мер. Главная их цель состоит в

прекращении противоправного поведения, устранении противоправной ситуации,

принуждении правонарушителя вести  себя правомерно, в рамках, установленных

правил общежития.

В отличие от административно-предупредительных  мер - меры пресечения применяются

в связи с совершенными правонарушениями и к субъектам, их совершившим. Меры

пресечения применяются только при наличии правонарушений, и  как все

принудительные средства являются предусмотренной законом реакцией на

неправомерные действия. В одних случаях пресекается конкретное

действие, - неправомерная линия  поведения, образ действий, в других

случаях основанием для применения меры пресечения служит конкретный

административный поступок (мелкое хулиганство), в-третьих -

систематические нарушения, антиобщественный образ жизни (бродяжничество,

тунеядство и т.п.).

Меры административного пресечения могут применяться как самостоятельно

(закрытие в связи с антисанитарным  состоянием предприятия общественного

питания), так и в совокупности с административными взысканиями, при этом они

обеспечивают возможность взыскания, и, как правило, им предшествует

(задержание нарушителя общественного  порядка с последующим наложением  на него

административного штрафа).

Меры административного пресечения многообразны - это свидетельствует  о том,

что основное внимание в нашей стране уделяется профилактике правонарушений,

своевременному предотвращению дальнейших противоправных действий. Меры

административного пресечения используются не только для защиты интересов

общества, но и для защиты интересов, здоровья, жизни самого правонарушителя

(например, управление транспортным  средством в нетрезвом состоянии  и т.п.).

Многообразные меры административного  пресечения можно сгруппировать  в

несколько видов:

1.     меры, применяемые непосредственно  к личности правонарушителя

(требование прекратить неправомерное  поведение, административное задержание  и

т.д.),

2.     меры имущественного  характера (изъятие холодного  оружия),

3.     меры технического  характера (запрещение эксплуатации  неисправного

транспорта),

4.     меры финансового  характера (прекращение кредитования),

5.     меры медико-санитарного  характера (отстранение от работы  инфекционных

больных),

6.     меры, связанные с  осуществлением лицензионно-разрешительной  системы

(отказ в выдаче лицензии на  тот или иной подлежащий лицензированию  вид

деятельности).

7.     Меры специального  или исключительного назначения (применение

огнестрельного оружия и спецсредств).

Остановимся более подробно на административном задержании граждан

и на личном досмотре и досмотре вещей и товаров.

Информация о работе Понятие принуждения и ответственности