Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Мая 2013 в 18:21, реферат
Режимы обеспечения безопасности государства (государственной тайны, Государственной границы, пограничного режима, режима въезда в Российскую Федерацию и др.); режимы обеспечения безопасности государства и общественного порядка (пребывание иностранных граждан на территории Российской Федерации); режимы обеспечения (охраны) общественного порядка (порядок оборота огнестрельного оружия, взрывчатых и ядовитых веществ, радиоактивных изотопов, наркотических веществ – разрешительные режимы; паспортно-визовый режим); административно-правовые режимы, направленные на достижение целей в иных отраслях управления (таможенный режим, санитарный режим и др.);
Правовой режим – особый порядок правового регулирования, выражающийся в сочетании юридических средств и направленный на создание необходимых условий для удовлетворения интересов субъектов права в определенных условиях.
Административно-правовой режим (в широком смысле) – общий режим деятельности органов государственного управления по реализации возложенных на них правомочий.
Административно-правовой режим (в узком смысле) – совокупность правил поведения, деятельности граждан и юридических лиц, закрепленных в нормативных правовых актах, порядок реализации ими прав и законных интересов в определенных ситуациях в сфере публичного управления, направленный на обеспечение общественного порядка и общественной безопасности специально создаваемыми для этой цели органами, подразделениями и службами органов государственного управления.
Признаки административно-правовых режимов:
• устанавливаются в сфере публичного управления, сфере деятельности органов исполнительной власти;
• регламентируются, в основном, нормами административного права;
•закрепляют, детализируют правила поведения граждан, государственных органов, общественных объединений, предприятий и учреждений;
• вводятся дополнительные ограничения, возлагаются дополнительные обязанности;
• широко применяются административные методы воздействия;
•вводится дополнительный контроль за соблюдением правил поведения гражданами и юридическими лицами, а также государственной администрацией;
• нарушение правил режима влечет за собой применение дополнительных мер государственного принуждения.
По степени принадлежности режимов к обеспечению национальной безопасности существуют: режимы обеспечения безопасности государства (государственной тайны, Государственной границы, пограничного режима, режима въезда в Российскую Федерацию и др.); режимы обеспечения безопасности государства и общественного порядка (пребывание иностранных граждан на территории Российской Федерации); режимы обеспечения (охраны) общественного порядка (порядок оборота огнестрельного оружия, взрывчатых и ядовитых веществ, радиоактивных изотопов, наркотических веществ – разрешительные режимы; паспортно-визовый режим); административно-правовые режимы, направленные на достижение целей в иных отраслях управления (таможенный режим, санитарный режим и др.); комплексные административно-правовые режимы (в условиях массовых беспорядков, эпидемии, эпизоотии, стихийных бедствий, техногенных процессов, военной угрозы и др.).
В зависимости от субъекта установления разделяют федеральные режимы (устанавливаемые, регулируемые федеральными органами государственной власти), региональные режимы (устанавливаемые, регулируемые органами государственной власти субъектов РФ) и местные (муниципальные) режимы (устанавливаемые, регулируемые органами местного самоуправления).
По времени действия различают постоянные (действуют непрерывно) и временные (действуют при наступлении определенных юридических фактов) режимы.
В зависимости от объекта – носителя режима принято выделять территориальные режимы (карантина, эпидемии, чрезвычайного положения, военного положения, исключительной экономической зоны и др.), объектные режимы (режим лесовосстановительных полос, режим придорожных полос федеральных автомобильных дорог, режим изоляторов временного содержания и др.), режимы обращения с предметами, представляющими повышенную общественную опасность или имеющими важное государственное значение (режим оборота оружия, взрывчатых, ядовитых, наркотических веществ, государственной тайны, паспортно-визовый режим), функциональные режимы (противопожарный режим, таможенный режим, режим контртеррористической операции и др.).
В зависимости от юридических свойств бывают ординарные и экстраординарные режимы.
8.1. Понятие, виды административно-правовых режимов и их правовое регулирование В общественной жизни государства
всегда возникают нетрадиционные или
неординарные ситуации, когда административно-правовые
нормы не могут обеспечить устойчивость
и динамичность развития управленческих
отношений в различных сферах и областях
государственной и общественной жизни.
Особо это касается развития негативных
явлений, например, обострения межнациональных
вооруженных конфликтов, стихийных бедствий,
массовых заболеваний населения или животных,
когда действующим административным законодательством
эти общественные отношение не могут быть
урегулированы и стабилизированы. |
В юридической науке понятие правового режима разрабатывалось в основном в
рамках общей теории права. Оно позволяет выявить особенности юридического регу-
лирования определенного участка деятельности, специфику правового инструмента-
рия, опосредующего существование и функционирование тех или иных объектов
управленческого воздействия.
Правовой режим - это комплекс социальных взаимосвязей (общественных отноше-
ний) некоторого объекта или вида деятельности, закрепленный юридическими норма-
ми и обеспеченный совокупностью
юридико-организационных
задается параметрами двоякого рода: во-первых, особым социальным статусом регу-
лируемых им общественных отношений (социальный режим объекта), обособливающих-
ся, как правило, специфическими целями и задачами; во-вторых, использованием
особой правовой материи, закрепляющей принципы, формы и методы деятельности,
права и обязанности субъектов. Понятие режима «несет в себе основные смысловые
оттенки этого слова, в том числе и то, что правовой режим выражает степень же-
сткости юридического регулирования, наличие известных ограничений или льгот,
допустимый уровень активности субъектов, пределы их правовой самостоятельности»
[* Алексеев С.С. Общие дозволения и общие запреты в советском праве. М., 1989.
С. 186.].
Среди правовых режимов выделяются наиболее общие, универсальные и производ-
ные, вторичные режимы. К первым, лежащим в самой основе правовой действительно-
сти, в глубине правовой материи относятся режимы отраслей права [* Алексеев
С.С. Структура советского права. М., 1975. С. 162-163.]. Правовой режим отрасли
права представляет собой совокупность юридических средств регулирования - от-
раслевой юридический инструментарий, опосредованных отраслевым методом правово-
го воздействия и базирующихся на принципах, специфичных для данной отрасли. На
основе отраслевых правовых режимов создаются специальные режимы вторичного,
производного уровня - режимы социальных процессов, видов деятельности, специ-
альных объектов (предметов) и территорий. Так, в основе режимов границы, труда
и отдыха, землепользования лежит общая регулятивная направленность того или
иного отраслевого режима.
Административно-правовой режим - это определенное сочетание административ-
но-правовых средств регулирования, опосредованное централизованным порядком,
императивным методом юридического воздействия, которое отражается в том, что
субъекты правоотношений по своему статусу занимают юридически неравные позиции.
Конструкция из способов правового регулирования, пропуская через себя админист-
ративно-правовой метод, «выталкивает» на передний план позитивные обязывания и
запреты. Правовое воздействие осуществляется на властно-императивных началах,
когда юридическая энергия поступает от наделенного властными полномочиями субъ-
екта, создавая тем самым отношения субординации, подчинения.
Что касается конкретных параметров функционирования того или иного админи-
стративно-правового режима, то они могут существенно различаться. И это прояв-
ляется в наличии большего или меньшего количества запретов и позитивных обязы-
ваний, или более развернутой сети льгот и дозволений. Они различаются масштабом
свободы граждан и организаций
по использованию своих возможност
ции субъективных прав, по
глубине изменений в
организаций, по количеству функциональных обязанностей, лежащих на органах го-
сударственного управления, по времени и территории действия и другим критериям.
К административно-правовым относятся режимы территорий (зона экологического
бедствия); режимы отдельных объектов и документов (источники повышенной общест-
венной опасности наркотики, яды и др.); режимы видов деятельности
(функционирование Российской системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных
ситуаций).
По временному аспекту действия различаются режимы постоянные (паспортный,
секретности) и временные, ситуационные, связанные с экстремальными обстоятель-
ствами (карантин, чрезвычайное положение). По территориальному критерию режимы
делятся на общегосударственные (федеральный и республик, входящих в РФ) и ре-
гиональные (заповедник, закрытые
административно-
Большую роль в формировании правовой основы административно-правовых режи-
мов играют акты исполнительной власти. По юридической природе среди них следует
различать нормативные, содержащие первичные «режимные» нормы, акты нормативного
правоприменения и чисто правоприменительные. Под нормативно-
правоприменительными понимаются такие, содержащие нормы права, решения, которые
исполнительные органы принимают, опираясь на нормы более высокой юридической
силы. Например, на основе закона Президент издает указ, которым вводится режим
чрезвычайного положения и устанавливаются определенные правила, а временная ад-
министрация, руководствуясь законом и указом, устанавливает комендантский час.
В создании, осуществлении административно-правовых режимов, кроме норматив-
но-правовой, огромное значение имеют организационная и материально-техническая
подсистемы. Организационная подсистема обслуживает значительную правопримени-
тельную деятельность органов исполнительной власти (должностных лиц), призван-
ных обеспечить соблюдение установленных запретов и ограничений и выполнение
возложенных на граждан
и хозяйствующих субъектов
деятельность выражается в создании особых правоприменительных структур и меха-
низмов их координации,
в сборе и обработке
вании объекта, разработке комплексных программ взаимодействия всех субъектов,
обеспечивающих поддержание режима.
Обеспечение действия административно-правовых режимов связано также с реше-
нием экономических, материально-технических вопросов: подготовкой сил и
средств, обслуживающих функционирование режима, созданием специальных фондов и
источников финансирования, оказанием помощи пострадавшим, осуществлением спаса-
тельных, ремонтных работ и т.д.
Развитие человеческого общества представляет собой сложный, противоречивый
процесс. В определенные
периоды жизнедеятельности
и резкое обострение социальных и техногенных противоречий, противоречий между
природой и обществом. В свою очередь, это влечет за собой возникновение этниче-
ских и социальных, политических и военных конфликтов, экологических катастроф,
крупномасштабных промышленных аварий и т.п. Экстремальные ситуации угрожают
жизни и здоровью людей,
создают условия для
ных и духовных ценностей. Они грозят дестабилизацией и разрушением социальной
системы и требуют безотлагательного принятия неординарных мер и прежде всего
правовых, организационных, экономических, материально-технических.
Только в 1992 г. на территории Российской Федерации произошли 1273 чрезвы-
чайные ситуации, при этом пострадали более 24,6 тыс. человек, в том числе 1353
человека погибли. Материальный ущерб только по установленным данным составил
более 400 млрд. руб. По сравнению с 1991 г. их количество увеличилось более чем
в два раза. Анализ чрезвычайных ситуаций выявил рост числа пожаров и взрывов в
жилых, промышленных зданиях и сооружениях, авиационных катастроф, аварий на ма-
гистральных трубопроводах, на сетях коммунального хозяйства и системах жизне-
обеспечения городов, случаев массовых отравлений и опасных инфекционных заболе-
ваний людей.
Наряду с ростом чрезвычайных ситуаций техногенного характера следует отме-
Информация о работе Понятие, признаки и виды административно-правовых режимов