Понятие субъекта административного права

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2014 в 22:23, контрольная работа

Описание работы

Субъект административного права — это участник общественных отношений, который обладает определенными правами и обязанностями в связи с необходимостью реализации своих жизненных потребностей. В административном праве его нормы реализуются гражданами, государственными органами, общественными объединениями и другими, которые и являются субъектами административного права, носителями прав и обязанностей, содержащихся в нормах административного права.

Содержание работы

1. Понятие субъекта административного права и его правовой статус
1.1 Основные понятия………………………………………………….…...4
1.2 Административно-правовой статус граждан………………….…. ..…6
1.3 Статус иностранных граждан и лиц без гражданства …...……. ..…..9
1.4 Правовой статус органов исполнительной власти………………. .….10
2. Стадии производства по делам об административных
правонарушениях…………………………………………………………13

Задача…………………………………………………………………….….15
Список литературы…………………………………………………………17

Файлы: 1 файл

АДМИНИСТРАТИВНОЕ.docx

— 40.44 Кб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФГБОУ ВПО «Уральский государственный экономический университет»

Центр дистанционного образования

 

 

 

 

 

 

 

Контрольная работа

по дисциплине: Административное право

по теме: Понятие субъекта административного права

 

 

 

 

 

                                                                     Исполнитель: студентка

Направление юриспруденция

Профиль гражданско-правовой

группа  ЮР-13-2 КФ

Ф.И.О Белослудцева Валентина Владимировна

 

 

 

 

Красноуфимск, 2014

Вариант 1

 

  1. Понятие субъекта административного права и его правовой статус.
  2. Стадии производства по делам об административных правонарушениях.
  3. Гражданин Мышкин, управляя автомобилем ВАЗ-2110, зарегистрированным на его супругу, был остановлен сотрудником ГИБДД с целью проверки документов, в ходе которой выяснилось, что Мышкин не имеет прав на управление транспортным средством. Сотрудник ГИБДД составил три протокола об административных правонарушениях, предусмотренных ч.1 ст.12.3 КоАП в связи с отсутствием доверенности на управление транспортным средством, ч.1 ст.12.7 КоАП в связи с отсутствием прав на управление транспортным средством, ч.1 ст.12.37 КоАП в связи с тем, что автомобилем управлял водитель, не вписанный в страховой полис. Заместитель начальника ГИБДД, рассмотрев три протокола, признал Мышкина виновным в совершении административных правонарушений, предусмотренных ч.1 ст.12.3, ч.1 ст.12.7, ч.1ст.12.37 КоАП и назначил ему административное наказание с применением ч.2 ст.4.4 КоАП в виде административного штрафа в размере 10 МРОТ. Мышкин обратился в районный суд с жалобой на постановление заместителя начальника ГИБДД о назначении административного штрафа, указав, что не совершал трех различных административных правонарушений. Дайте юридический анализ дела. Определите, признаки какого состава административного правонарушения имеются в действиях Мышкина. Какое решение должен вынести суд?

 

 

 

 

План

1. Понятие субъекта административного  права и его правовой статус

1.1 Основные понятия………………………………………………….…...4

1.2 Административно-правовой статус граждан………………….…. ..…6

1.3 Статус иностранных  граждан и лиц без гражданства …...……. ..…..9

1.4 Правовой статус органов  исполнительной власти………………. .….10

2. Стадии производства по делам об административных  

правонарушениях…………………………………………………………13

 

          Задача…………………………………………………………………….….15

Список литературы…………………………………………………………17

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Понятие субъекта  административного права и его  правовой статус.

1.1 Основные понятия

Субъект административного права — это участник общественных отношений, который обладает определенными правами и обязанностями в связи с необходимостью реализации своих жизненных потребностей. В административном праве его нормы реализуются гражданами, государственными органами, общественными объединениями и другими, которые и являются субъектами административного права, носителями прав и обязанностей, содержащихся в нормах административного права.

Субъекты административного права могут стать субъектами административных правонарушений при наличии:

1. административно-правовые  нормы, предусматривающие права  и обязанности субъекта

2.   административной  правоспособности и дееспособности  субъекта

3. основание возникновения, изменения и прекращения правонарушений 

Административная правоспособность – это установленная и охраняемая возможность субъекта вступать в административные правонарушения.

Административная дееспособность – это способность субъектов своими действиями приобретать права и создавать для себя юридические обязанности, реализовывать их в рамках конкретных административно-правовых отношений.

Права и обязанности субъекта административного права образуют его правовой статус.

Правовой статус субъектов административного права образуют нормы, общие для всех субъектов, нормы о соблюдении правил пожарной безопасности. Правовой статус многих субъектов административного права объединяет нормы, которые реализуются только данным субъектом, к примеру, есть правила, обращенные только к религиозным объединениям или только к охотникам.

Субъекты административного права могут быть индивидуальные и коллективные.

Индивидуальные субъекты – граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства.

Коллективные субъекты:

1) государственные организации

а) органы исполнительной власти

б) государственные предприятия, учреждения, организации и их объединения

в) структурные подразделения органов исполнительной власти, наделенные собственной компетенцией

2) негосударственные организации

а) общественные объединения

б) трудовые коллективы

в) коммерческие структуры

г) органы местного самоуправления

Организации негосударственные отличаются тем, что они не выполняют задач и функций государства, хотя могут и способствовать этому, они не финансируются государством и не испытывают на себе непосредственного государственного управления. К таким организациям можно отнести объединения граждан РФ — профсоюзы, спортивные общества, творческие союзы, партии, религиозные организации., а также коммерческие организации — частные, кооперативные, акционерные, смешанные.

Среди многочисленных субъектов административного права выделяются как основные, приоритетные, два вида субъектов — это  граждане и органы исполнительной власти.

 

1.2 Административно-правовой статус граждан

Административно-правовой статус гражданина представляет собой сложное юридическое образование. Он включает в себя четыре разновеликих элемента.

Первый и самый большой объем прав и обязанностей представляет собой правовой статус личности человека как субъекта административного права. Представленный в ст. 2 Конституции РФ характер взаимоотношений личности и государства является общепризнанным для большинства стран и народов мира, что нашло свое закрепление и важнейших актах международного права, принятых Организацией Объединенных Наций (ООН) и Европейскими организациями.

Конституция РФ признает естественную природу прав и свобод человека, они неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения (ст. 17 Конституции).

Среди основных прав и свобод, составляющих правовой статус личности, можно назвать, например, право на жизнь (ст. 20 Конституции), на свободу и личную неприкосновенность (ст. 22 Конституции), право на неприкосновенность жилища (ст. 25 Конституции), право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени (ст. 23 Конституции).

Провозглашая права личности, Конституция определяет личности и определенные обязанности, например, блюсти российские законы, платить налоги и сборы (ст. 57 Конституции), сохранять природу, окружающую среду (ст. 58 Конституции), не заниматься экономической деятельностью, направленной на монополизацию и недобросовестную конкуренцию (ст. 34 Конституции).

Вместе с тем Конституция РФ устанавливает в исключительных случаях возможность ограничения прав личности “только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства (ст. 55 Конституции). Правовые нормы, ограничивающие права личности, обычно носят административно-правовой характер. К примеру, право на неприкосновенность жилища может быть ограничено сотрудниками милиции при наличии оснований, предусмотренных соответствующими административно-правовыми нормами, или при розыске преступника, если в квартире или доме совершается преступление или нарушение общественного порядка, угрожающего жизни или здоровью людей, при пожаре.

Вторая часть административно-правового статуса представляет собой статус гражданина РФ. Как субъект административного права каждый гражданин имеет собственный гражданский правовой статус. Структура административно-правового статуса гражданина включает в себя: 1) правовой статус личности и 2) его права и обязанности, вытекающие из факта гражданства.

Нормы административного права, определяющие административно-правовой статус гражданина, устанавливают его права и обязанности в государственной и общественной деятельности. Это нормы об участии в управлении делами государства (ст. 32 Конституции), право на объединение (ст. 30 Конституции), право мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование (ст. 31 Конституции), обязанность нести воинскую службу (ст. 59 Конституции). Далее, это нормы, определяющие административно-правовой статус гражданина в его хозяйственно-трудовой деятельности, например право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной, незапрещенной законом экономической деятельности (ст. 34 Конституции), право на свободный труд, выбор профессии и рода деятельности (ст. 37 Конституции), право частной собственности, в том числе на землю (ст.ст. 35, 36 Конституции). Нормы, определяющие административно-правовой статус гражданина в личной или семейной сфере, не затрагивающей интересы общества, например, право на литературное, художественное, научное, техническое творчество, право на изменение фамилии, имени, отчества.

Когда физическое лицо обрело статус личности, затем гражданина, к ним добавляется третий элемент административно-правового статуса  социальный. Он необходим, чтобы гражданин мог заняться конкретной трудовой профессиональной деятельностью, учиться, служить в Вооруженных Силах. Личности и гражданину для этого необходимы новые, дополнительные права и обязанности, сверх правового статуса личности и гражданина. В сфере общественно-трудовой деятельности насчитываются тысячи профессий и специальностей, и каждая из них имеет свой правовой статус, установленный в основном нормами трудового и административного права.

И здесь в качестве социального элемента административно-правового статуса гражданина можно выделить правовые статусы рабочего, служащего, учащегося, военнослужащего, пенсионера.

Четвертый элемент административно - правового статуса гражданина называют особым статусом, включающим в себя права и обязанности, которые граждане приобретают по своему желанию, личному интересу для удовлетворения своих чисто индивидуальных потребностей. Это, например, судоводители, спортсмены-непрофессионалы, туристы, коллекционеры. Все они получают официальный документ для занятия избранным делом, причем для каждого особого статуса субъекта установлен определенный круг прав и обязанностей.

Итак, общий административно-правовой статус гражданина можно образно представить: когда в статус человека (личности) входит статус гражданина, в него — социальный, а затем самый маленький по объему прав и обязанностей статус. Тем не менее, необходимо подчеркнуть, что это единый статус, правовой комплекс прав, свобод и обязанностей гражданина РФ.

 

1.3 статус иностранных  граждан и лиц без гражданства

Определенными особенностями характеризуется административно-правовой статус иностранных граждан и лиц без гражданства.

С определенными изъятиями они на территории Российской Федерации пользуются теми же правами и свободами и несут те же обязанности, что и граждане РФ, если иное не оговорено законом.

Каковы же изъятия из этого общего положения: 1) они не могут избирать и быть избранными в государственные органы власти и органы местного самоуправления, 2) не несут обязанностей по военной службе, 3) не могут занимать служебные должности, если это предусмотрено соответствующим правовым актом, 4) им не могут быть проданы земельные участки, 5) они не могут заниматься предпринимательской или любой другой деятельностью, связанной с обороной страны и государственной безопасностью, пользованием информацией, составляющей государственную тайну, 6) исключительно к ним может быть применена и такая мера административной ответственности, как административное выставление за пределы Российской Федерации (ст. 32 Кодекса РФ об административных правонарушениях).

 

1.4 Правовой статус  органов исполнительной власти

Правительство РФ — это высший исполнительный орган государственной власти Российской Федерации. Правительство РФ является органом государственной власти РФ и осуществляет исполнительную власть РФ. Оно является коллегиальным органом, возглавляющим единую систему исполнительной власти в Российской Федерации.

Информация о работе Понятие субъекта административного права