Понятие законности в административной деятельности милиции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Апреля 2014 в 17:39, реферат

Описание работы

Законность— важнейший принцип деятельности милиции. Этот принцип выражается как вправоохранительном характере самой деятельности милиции, так и в том, что этадеятельность осуществляется на основе строгого и неуклонного соблюдения законови подзаконных нормативных актов.
Обеспечиваябезопасность граждан, охрану общественного порядка и общественную безопасность,осуществляя надзор за соблюдением гражданами и должностными лицами правилобщественного порядка и общественной безопасности, предупреждая и пресекаяправонарушения и привлекая виновных к ответственности за совершениепротивоправных действий, милиция тем самым укрепляет законность и правопорядок.

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 24.38 Кб (Скачать файл)

1.Понятие законности в административной деятельности милиции 

 

Законность— важнейший принцип деятельности милиции. Этот принцип выражается как вправоохранительном характере самой деятельности милиции, так и в том, что этадеятельность осуществляется на основе строгого и неуклонного соблюдения законови подзаконных нормативных актов.

Обеспечиваябезопасность граждан, охрану общественного порядка и общественную безопасность,осуществляя надзор за соблюдением гражданами и должностными лицами правилобщественного порядка и общественной безопасности, предупреждая и пресекаяправонарушения и привлекая виновных к ответственности за совершениепротивоправных действий, милиция тем самым укрепляет законность и правопорядок.

Вместес тем решительно пресекая преступления и административные правонарушения,милиция должна действовать строго в соответствии с законом и подзаконнымиактами в пределах своей компетенции и в установленном законодательствомпорядке.

Соблюдениезаконности в деятельности милиции особенно важно, так как на нее возложенаобязанность предупреждать и пресекать правонарушения. Милиция призвана защищатьжизнь, здоровье, права и свободы граждан, собственность, интересы общества игосударства от преступных и иных противоправных посягательств. Милиция наделенаширокими правами по применению мер принуждения. В связи с этим совершеннонедопустимо какое-либо нарушение законности, ибо это означает нарушениеконституционных принципов неприкосновенности личности, жилища, тайны переписки,телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений, свободыпередвижения на территории Российской Федерации и др.

Крометого, неправомерные действия сотрудников милиции подрывают их авторитет, поотдельным нарушениям законности граждане могут неправильно оцениватьдеятельность милиции в целом.

Милициизапрещается прибегать к обращению, унижающему достоинство человека. Всякоеограничение граждан в их правах и свободах милицией допустимо лишь наоснованиях и в порядке прямо предусмотренных законом. Сотрудник милиции во всехслучаях ограничения прав и свобод гражданина обязан разъяснить ему основание иповод такого ограничения, а также возникающие в связи с этим его права иобязанности.

Принципыи требования законности. Важное значение для уяснения сущности законности вадминистративной деятельности милиции имеет вопрос о принципах и требованияхзаконности. Принципы законности — это основные идеи, положения, выражающиесодержание законности, а требования — то, чего требует законность, т.е.правовые предписания, соблюдение и исполнение которых в процессеадминистративной деятельности делает поведение (действие) сотрудника милициизаконным.

Кпринципам законности относятся: верховенство закона, единство законности,недопустимость противопоставления законности и целесообразности, реальностьзаконности.

Верховенствозакона заключается в главенстве закона в системе нормативных правовых актов, втом, что нормотворческая и правореализационная деятельность милицииосуществляется в соответствии с законами.

Законностьдолжна основываться прежде всего на законодательных актах как основныхисточниках права. Все важные вопросы в обществе, государстве, а в особенностивопросы охраны общественного порядка и обеспечения прав и свобод граждан отпротивоправных посягательств должны наиболее полно регулироватьсязаконодательством. Сфера действия «инструктивного права» должна быть сведена кминимуму. Акты толкования норм права, устанавливающие способы наиболее точной иполной реализации законов, не противоречат требованиям верховенства закона.

Подединством законности понимается единая направленность правотворчества иправореализации на всей территории действия соответствующего нормативногоправового акта. Понимание и реализация нормативных актов должны быть одинаковымина всей территории, на которую распространяется действие этих актов. Вместе стем применение законов должно осуществляться с учетом специфики территориальныхразличий и особенностей складывающихся условий обеспечения правопорядка. Этоотнюдь не разрушает принцип единства законности. Гибкость в реализации законовпозволяет эффективнее достигать щелей, содержащихся в этих законах.

Недопустимостьпротивопоставления законности и целесообразности означает возможность выбора врамках закона наиболее оптимальных, отвечающих целям и задачам административнойдеятельности милиции по обеспечению правопорядка вариантов осуществленияправореализующей деятельности. Целесообразность означает, что при реализациинормы важно максимально учитывать конкретную обстановку, время, место иусловия, своеобразие создавшегося положения и т.п. Соотношение междузаконностью и целесообразностью есть соотношение между требованием точногоисполнения предписаний правовой нормы и оперативной самостоятельностью субъектаадминистративной деятельности, регулируемой нормами права.

Целесообразностьтесно связана с административным усмотрением, под которым подразумеваетсяопределенная рамками законодательства известная степень свободы органа(должностного лица) в правовом разрешении индивидуального конкретногоуправленческого дела, которая предоставляется в целях принятия оптимальногорешения по делу.

Административноеусмотрение может выражаться в предоставлении сотруднику милиции возможности поего усмотрению оценивать юридический факт. Так, при малозначительностисовершенного административного правонарушения сотрудник милиции, уполномоченныйрешать дело, может согласно ст. 22 КоАП РСФСР освободить нарушителя отадминистративной ответственности и ограничиться устным замечанием. Здесь «малозначительность»определяется по усмотрению сотрудника.

Разновидностьюадминистративного усмотрения можно считать также предоставление сотрудникумилиции права по его усмотрению издавать акт (принимать решение) на основесвободного выбора одного из нескольких равнозначных, с точки зрения законности,вариантов решения дела, предусмотренных нормой права. Например, начальникоргана внутренних дел в соответствии со ст. 158 КоАП РСФСР может подвергнутьлицо, совершившее мелкое хулиганство, штрафу или направить дело на рассмотрениев суд.

Следующаяразновидность административного усмотрения выражается в принятии сотрудникоммилиции решения (в совершении действия) на основе «гибких» правовых норм,содержащих «растяжимые» формулировки: «принимает неотложные меры», «еслиимеются достаточные основания», «вправе использовать любые сподручные средства»и т.п. Сотрудник милиции сам уясняет смысл и назначение таких понятий. При этомвовсе не значит, что он абсолютно свободен в своих действиях. От него требуетсятакое понимание этих формулировок правовых норм, которое имеет наиболее широкоераспространение в данный момент в той или иной сфере жизнедеятельности.

Предоставлениесотруднику милиции возможности дифференцирование подходить к решениюиндивидуальных дел позволяет ему наиболее оптимально претворять правила нормыправа в жизнь. Однако гибкость нормы права имеет свои границы, выходить запределы которых сотрудник милиции не должен.

Следовательно,сотрудник милиции не действуют абсолютно свободно. Административное усмотрениевсегда носит правовой характер, является правовым усмотрением. Применениеусмотрения возможно при условии соблюдения определенных требований: оно всегдадолжно осуществляться в рамках закона; административное усмотрение может бытьиспользовано в целях наиболее эффективного, целесообразного, оптимальногоосуществления административной и иной деятельности милиции; акт, принятый наоснове усмотрения, должен преследовать ту цель, для достижения которойзаконодатель дал сотруднику милиции правомочие действовать по своемуусмотрению; акт, принятый на основе административного усмотрения, долженсодержать в себе мотивы, побудившие сотрудника воспользоваться правомусмотрения.

Такимобразом, административное усмотрение в деятельности милиции ничего общего не имеетсо «свободным» усмотрением, которое осуществляется в рамках закона.

Реальностьзаконности как принцип означает достижение фактического исполнения предписанийправовых норм в деятельности милиции и неотвратимости ответственности за любоеих нарушение.

Требованиезаконности отражает ее направленность, которая обусловлена содержанием правовыхнорм. В отличие от принципов, выражающих содержание и сущность законности,требования связаны с определенными, конкретными видами деятельности милиции,скажем, требования зашиты жизни, здоровья, прав и свобод граждан, собственностиот противоправных посягательств, применения мер административного и иногопринуждения в установленном порядке и т.п. В требованиях находят свое выражениепринципы законности.

2.Способы обеспечения законности  в административной деятельности  

 

Кспособам обеспечения законности в административной деятельности милицииотносятся: контроль, прокурорский надзор, обжалование неправомерных действийсотрудников милиции, ответственность сотрудников милиции.

Заадминистративной деятельностью милиции осуществляется внешний и внутреннийконтроль. Внешний контроль осуществляют органы исполнительной власти и местногосамоуправления, суды.

Контрольныефункции за деятельностью милиции, в том числе и за административнойдеятельностью, осуществляют Президент Российской Федерации, ПравительствоРоссийской Федерации, органы исполнительной власти субъектов Федерации(правительства республик в составе России, администрация края, области,автономного образования).

Указанныеорганы исполнительной власти осуществляют контроль за состоянием законности вмилиции путем изучения материалов, характеризующих законность в органевнутренних дел (милиции), истребования от органов внутренних дел письменныхотчетов, справок о принимаемых мерах по укреплению законности, изученияобщественного мнения о работе милиции по материалам печати, по жалобам изаявлениям о нарушениях прав и законных интересов граждан, предприятий,учреждений и организаций. Контрольные функции осуществляются также посредствомзаслушивания руководителей органов внутренних дел о состоянии законности в ихработе. Заслушивание в органе исполнительной власти может производиться какколлективно (на совещаниях, коллегиях и т.п.), так и индивидуально, путемвызова руководителя органа внутренних дел в орган исполнительной власти.

Осуществляяконтроль за работой милиции, вышеуказанные органы исполнительной власти немогут вмешиваться в утоловно-процессуальную, оперативно-розыскную деятельностьмилиции и в производство по делам об административных правонарушениях.

Контрольза соблюдением законности в административной деятельности милиции общественнойбезопасности (местной милиции) осуществляют в пределах своих полномочий органыместного самоуправления. Их формы контроля аналогичны формам контроля зазаконностью в деятельности милиции, используемым органами исполнительнойвласти.

Квнешнему контролю за законностью в административной деятельности милицииотносится также судебный контроль. Этот вид контроля осуществляют КонституционныйСуд Российской Федерации, суды общей юрисдикции, арбитражные суды.

КонституционныйСуд Российской Федерации рассматривает, в частности, дела, связанные синдивидуальными или коллективными жалобами граждан о нарушениях ихконституционных прав и свобод вследствие применения или подлежащего применениюзакона в конкретном деле. В процессе рассмотрения Конституционный СудРоссийской Федерации вправе требовать от органов, организаций и лицпредоставления текстов правовых актов, документов, сведений и другихматериалов; проведения проверок, экспертиз; дачу консультаций и т.п. Этитребования обязательны для тех, кому они адресованы.

Еслипри рассмотрении жалоб граждан, связанных с нарушением их конституционных прави свобод. Конституционный Суд признает не соответствующим КонституцииРоссийской Федерации применяемый закон, то это является основанием дляобязательного пересмотра данного дела соответствующим компетентным органом ивосстановления нарушенного права.

Разрешаядела в пределах своей компетенции. Конституционный Суд Российской Федерации темсамым обеспечивает законность в Российской Федерации.

Судыобщей компетенции осуществляют судопроизводство по гражданским, уголовным,административным делам. При рассмотрении названных и других дел суд, решая делопо существу, рассматривает с позиций закона правомерность действий органовисполнительной власти, должностных лиц, осуществляет контроль за ихдеятельностью. Если при рассмотрении дела суд усмотрит нарушения законности вработе органа, он вправе вынести частное определение в адрес руководителяоргана, в том числе и органа внутренних дел, который должен в течение месяцарассмотреть его и сообщить суду о принятых мерах. Частное определение являетсяправовой формой реагирования суда на нарушение законности. В необходимыхслучаях суд принимает меры к привлечению виновных к ответственности.

Важныефункции по обеспечению законности в административной деятельности милиции судвыполняет при рассмотрении жалоб граждан и должностных лиц на постановленияорганов внутренних дел о наложении административных взысканий. Установивобоснованность жалобы, суд признает обжалуемое постановление о наложениивзыскания незаконным, обязывает удовлетворить требования заявителя, отменяетпримененную к нему меру ответственности.

Впроцессе рассмотрения жалоб граждан и принятия по ним решений суд осуществляетконтроль за деятельностью милиции и ее должностных лиц в сфере производства поделам об административных правонарушениях, за законностью совершаемыхсотрудниками милиции действий и издаваемых ими актов. Таким образом судобеспечивает законность в административной деятельности милиции.

Судебныйконтроль в управлении осуществляют арбитражные суды. Они осуществляют судебнуювласть при разрешении споров, вытекающих из гражданских правоотношений(экономические споры) и из правоотношений в сфере управления. Разрешая споры,арбитражный суд выполняет важные задачи по защите прав и законных интересовграждан-предпринимателей и организаций по укреплению законности. Однако рольарбитражного суда в деле укрепления законности в административной деятельностимилиции в силу ее специфики не столь значительна.

Внутренний(внутриведомственный) контроль за законностью в административной деятельностимилиции осуществляют министр внутренних дел Российской Федерации, министрывнутренних дел республик в составе России, вышестоящие органы милиции и ихруководители. Контроль за законностью осуществляется в трех наиболеераспространенных формах: непосредственная проверка показала соблюдениезаконности исполнителями на местах; изучение информационных материалов,характеризующих соблюдение законности в административной деятельности милиции;заслушивание руководителей административных служб милиции о соблюдениизаконности.

Информация о работе Понятие законности в административной деятельности милиции