Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Января 2014 в 11:46, контрольная работа
Изменение конституции (пересмотр или внесение поправок) всегда явление экстраординарное, вызывающее всплеск политических страстей или даже сдвиг в общественном сознании. Бывает и так, что поправки к конституции в корне меняют ее смысл, отражая стремление ведущих политических сил к крутым переменам в политической системе, но до поры до времени не готовых к полной смене основного закона. Примером такого явления служит Конституция РСФСР 1978 г., в которую в период начавшихся реформ было внесено более 300 поправок, которые, однако, так и не сумели отразить новое соотношение сил на политической арене.
Конституция РФ защищает себя от произвольных экстремистских намерений, но она не исключает возможности изменений с соблюдением всех норм конституционного института пересмотра и поправок.
Целью данной работы является детальный анализ порядка внесения изменений и пересмотра Конституции РФ1.
Введение……………………………………………………………………..С. 3-4
Понятие учредительной власти и ее разновидности……………..С. 5-6
2. Общая характеристика порядка пересмотра и внесения поправок в Конституцию РФ ………………………………………………………С. 7-8
3. Пересмотр положений глав 1, 2 и 9 Конституции РФ. Конституционное Собрание………….…………………….………..С. 9-11
4. Пересмотр положений глав 3-8 Конституции РФ. Изменение состава Российской Федерации и наименований субъектов Российской Федерации………………………………………………...………….С. 12-14
Заключение…………………………………..…………………………..…....С. 15
Библиография…………………………………………………………………С. 16
Что касается федерального закона, то он не может быть формой принятия конституционной поправки, так как в силу прямого указания Конституции РФ для внесения поправок требуется процедура более сложная по сравнению с установленной для принятия федеральных законов. Кроме того, в отношении федерального закона Президент РФ наделен правом его отклонения, чего не предусматривает порядок принятия федерального конституционного закона, распространенный на процедуру принятия поправок.
На основании этих и ряда других аргументов Конституционный Суд РФ в постановлении от 31 октября 1995 г. пришел к выводу о том, что положения ст. 136 Конституции РФ могут быть реализованы только в форме специального правового акта о конституционной поправке, имеющего особый статус и отличающегося как от федерального закона, так и от федерального конституционного закона. Таким актом является Закон РФ о поправке к Конституции РФ7.
Решение Конституционного Суда РФ не могло отрегулировать все вопросы, связанные, с принятием конституционной поправки. Конституционный Суд поэтому установил, что законодатель вправе урегулировать порядок направления принятых поправок для их рассмотрения органами законодательной власти субъектов РФ, порядок проверки соблюдения необходимых процедур одобрения поправок, а также вопроса о том, каким способом одобренная поправка учитывается в конституционном тексте.
Предложение о поправке вносится в Государственную Думу Федерального Собрания субъектом права инициативы такого предложения, установленным ст. 134 Конституции РФ. Предложение должно содержать либо текст новой статьи (части или пункта статьи) Конституции, либо текст новой редакции статьи (части или пункта статьи) Конституции, либо положение об исключении статьи (части или пункта статьи) из Конституции. Поступившее в Государственную Думу предложение направляется в комитет Государственной Думы, к ведению которого отнесены вопросы конституционного законодательства, для проверки соблюдения требований Конституции РФ и Федерального закона об условиях и о порядке внесения предложения о поправке к Конституции (соответствующее дополнение внесено в Регламент).
Рассмотрение Государственной Думой проекта закона Российской Федерации о поправке к Конституции осуществляется в трех чтениях. Он считается одобренным, если за его одобрение проголосовало не менее двух третей от общего числа депутатов Государственной Думы. Одобренный Думой проект в течение пяти дней со дня одобрения направляется в Совет Федерации Федерального Собрания, где он подлежит обязательному рассмотрению в соответствии с Регламентом. Закон считается принятым, если за его одобрение проголосовало не менее трех четвертей от общего числа членов Совета Федерации. В случае отклонения Советом Федерации закона Совет Федерации вправе внести в Государственную Думу предложение о создании согласительной комиссии.
Председатель Совета Федерации не позднее пяти дней со дня принятия закона опубликовывает для всеобщего сведения уведомление, включающее текст закона о поправке с указанием дат его одобрения Государственной Думой и Советом Федерации. Далее, не позднее пяти дней со дня принятия этот закон направляется в законодательные (представительные) органы субъектов РФ.
Законодательный орган субъекта РФ в порядке, устанавливаемом данным органом самостоятельно, обязан рассмотреть закон о поправке в срок не позднее одного года со дня его принятия. Далее, в течение четырнадцати дней со дня принятия постановления о законе данное постановление направляется в Совет Федерации. Совет Федерации на своем очередном заседании, следующем за днем истечения срока рассмотрения законодательными органами субъектов РФ закона о поправке, устанавливает результаты этого рассмотрения. Президент РФ, как и законодательный орган субъекта РФ, в течение семи дней со дня принятия постановления Совета Федерации вправе обжаловать постановление в Верховный Суд РФ, который рассматривает такие споры в соответствии с гражданско-процессуальным законодательством РФ. В случае вступления в законную силу решения Верховного Суда, требующего пересмотра постановления Совета Федерации об установлении результатов рассмотрения закона законодательными органами субъектов РФ, Совет Федерации на своем очередном заседании повторно рассматривает данный вопрос.
Одобренный законодательными органами не менее чем двух третей субъектов РФ закон о поправке в течение семи дней со дня установления результатов его рассмотрения законодательными органами субъектов РФ направляется Председателем Совета Федерации Президенту РФ для подписания и официального опубликования. Президент в срок не позднее 14 дней со дня получения закона подписывает его и осуществляет официальное опубликование.
Принятая поправка к Конституции подлежит внесению Президентом в текст Конституции РФ.
Статья 137 Конституции
РФ закрепляет положения, являющиеся весьма
важными для федеративного
Заключение
Подводя итоги проведенному исследованию можно сделать следующие выводы:
Конституция РФ – основной закон государства характеризируется стабильностью, устойчивостью содержания. Это позволяет поддерживать устойчивость правовой системы и государственного механизма. Вместе с тем стабильность конституции не означает ее неизменности. Конституция должна отражать перемены в тех общественных отношениях, которые она регулирует.
Принятие новой конституции всегда вызывается весьма существенными переменами в жизни общества. Отдельные изменения в ней также должны требовать серьезного обоснования.
Конституция РФ восприняла концепцию установления конституции особой учредительной властью, а не учрежденной, не обычной законодательной властью.
Конституция РФ
– акт долговременного
Однако, это не означает, что конституция России вовсе не нуждается ни в каких изменениях. Разработка Конституции происходила в условиях жесточайшего политического противостояния. Это не могло не сказаться на юридическом качестве отдельных статей. В новой политической ситуации и на базе принятой Конституции ее дальнейшее совершенствование — оправданный и правомерный процесс. Но при этом важно действовать без спешки, не поддаваться сиюминутной политической конъюнктуре, учитывать тот практический опыт, который будет накапливаться при реализации положений Конституции по мере развития общества.
Библиография
1. Конституция РФ. Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г.;
1 Конституция РФ. Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г.
2 Верцман И.Е. Жан-Жак Руссо. М., 1976, С. 234
3 Баглай М.В. Конституционное право Р.Ф. Учебник, М. Норма-инфра. 1998, С. 659
4 Конституционное право. Учебник. Отв. ред. А.Е. Козлов. М., «БЕК», 1996, С. 298
5 Конституция Российской Федерации: Проблемный комментарий/ Отв. ред. В.А. Четвернин. М., 1997, С. 470
6 Федеральный закон от 4 марта 1998 г. “О порядке принятия и вступления в силу поправок к Конституции Российской Федерации” № 33 ФЗ
7 Постановление Конституционного суда РФ от 31 октября 1995 г. №12-П “По
делу о толковании статьи 136 Конституции РФ” СЗ РФ. 1995. №45. Ст. 4408
8 Конституция РФ: научно-практический комментарий./ Под. Ред. Академика Б.Н. Топоркина. М., Юристъ, 1997, С. 764
Информация о работе Порядок пересмотра и внесения изменений в Конституцию РФ