Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Апреля 2013 в 14:37, курсовая работа
Целью данной контрольной работы -является рассмотрение и изучение процесса административного расследования в Российской Федерации, законодательства его регулирующего.
Задачи работы:
- Дать понятие административного расследования и показать его место в процессе производства дел по адмимнистративным правонарушениям.
-Определить основные стадии проведения административного расследования и кратко их охарактеризовать.
-Рассмотреть основные документы, используемые при проведении административного расследования.
Введение 2
1. Административное расследование как стадия производства по делам об административных правонарушениях 3
2. Порядок проведения административного расследования 6
2.1. Этапы административного расследования 6
2.2.Документальное оформление административного расследования 10
Заключение 12
Список нормативных правовых актов и литературы 14
Содержание
Введение
1. Административное расследование
как стадия производства по делам об административных
правонарушениях
2. Порядок проведения административного
расследования
2.1. Этапы административного
расследования
2.2.Документальное оформление административного расследования 10
Заключение
Список нормативных правовых
актов и литературы
Актуальность рассмотрения данной темы обусловлена важностью самого процесса административного расследования. Во-первых, оно проводится в наиболее важных для государства и граждан сферах, при таких нарушениях, например, как нарушения в области антимонопольного, патентного законодательства, законодательства о выборах и референдумах, законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путём и так далее. Во-вторых, расследование способствует выяснению всех обстоятельств дела, выявлению виновных и их справедливого наказания, устранения правонарушения и обстоятельств, которые способствовали его совершению. В-третьих, это реальная жизнь, конкретные ситуации, а не какие-либо сугубо теоретические положения. К примеру, с расследованием при нарушении правил дорожного движения или нарушении налогового законодательства может столкнуться каждый гражданин. К сожалению, нередки случаи пренебрежения нормами и правилами проведения расследования со стороны представителей власти, в частности инспекторов ДПС, в сторону ущемления интересов граждан. Коррупция существует и в данной сфере. Сейчас, когда наша страна встала на путь строительства государства, где правят закон и порядок, рассмотрение этой темы особенно актуально.
Объектом данного вопроса являются общественные отношения, возникающие между субъектами административного права в процессе проведения расследования при рассмотрении дел об административных правонарушениях.
Предмет исследования - процессуальный порядок и особенности проведения расследования при расмотрении дел об административных правонарушениях.
Целью данной контрольной работы -является рассмотрение и изучение процесса административного расследования в Российской Федерации, законодательства его регулирующего.
Задачи работы:
- Дать понятие административного расследования и показать его место в процессе производства дел по адмимнистративным правонарушениям.
-Определить основные стадии проведения административного расследования и кратко их охарактеризовать.
-Рассмотреть основные документы, используемые при проведении административного расследования.
Правовой основой исследования явились: Конституция Российской Федерации 1993 года; Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. N 195-ФЗ; Федеральный закон от 12 июля 1999 г. N 161-ФЗ «О материальной ответственности военнослужащих»; Постановление Пленума Верховного Суда РФ 24 марта 2005 г. N 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях».
1. Административное расследование как стадия производства по делам об административных правонарушениях
Прежде чем разбирать какую либо область права, материальную либо процессуальную, необходимо дать понятие тому что нас интересует. Расследование в широком смысле - деятельность уполномоченных органов и должностных лиц по выявлению, раскрытию и процессуальному оформлению каких-либо обстоятельств. Пленум Верховного Суда РФ [5] разъяснил, что административное расследование представляет собой комплекс требующих значительных временных затрат процессуальных действий указанных выше лиц, направленных на установление всех обстоятельств административного правонарушения, их фиксирование, юридическую квалификацию и процессуальное оформление. Проведение административного расследования должно состоять из реальных действий, направленных на получение необходимых сведений, в том числе путём проведения экспертизы, установления потерпевших, свидетелей, допроса лиц, проживающих в другой местности.
Согласно п. 3 ч. 4 ст. 28.1 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации (далее - КоАП РФ), с момента вынесения определения о возбуждении дела об административном правонарушении, при необходимости проведения административного расследования, дело об административном правонарушении считается возбужденным. В дальнейшем производство по делам об административных правонарушениях можно представить в четырёх частях (стадиях)[1]:
1) административное расследование;
2) рассмотрение дела;
3) пересмотр постановления;
4) исполнение постановления.
Основанием возбуждения административного дела и производства расследования является совершение лицом деяния, содержащего признаки административного нарушения. Началу административного расследования предшествует получение информации о деянии, имеющем признаки нарушения, т. е. наличие повода, ибо не обнаруженное нарушение нормы не вызывает административно-процессуальных отношений. Правовое значение повода к возбуждению и расследованию дела состоит в том, что он вызывает публичную деятельность полномочных органов, требует, чтобы они соответствующим образом реагировали на сигнал об административном нарушении. Поводами к возбуждению и расследованию административных дел могут быть заявления граждан, сообщения представителей общественности, учреждений, предприятий и организаций, печати и иных средств массовой информации, а также непосредственное обнаружение неправомерного деяния управомоченным лицом[1]. Однако, данная стадия процесса проводится не всегда и не везде. Частью 1 ст. 28.7 КоАП РФ предусмотрено, что в случаях, если после выявления административного правонарушения осуществляются экспертиза или иные процессуальные действия, требующие значительных временных затрат, проводится административное расследование. При этом установлено, что административное расследование может проводиться только в случаях выявления административного правонарушения в области: антимонопольного законодательства; законодательства о рекламе; законодательства о выборах и референдумах; законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путём, и финансированию терроризма; валютного законодательства РФ и актов органов валютного регулирования; законодательства о защите прав потребителей; законодательства в области налогов и сборов; таможенного дела; охраны окружающей среды; производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции; пожарной безопасности; дорожного движения; транспорта[2].
Таким образом, административное расследование - это одна из стадий административного процесса, которая представляет собой совокупность процессуальных действий, осуществление которых необходимо для получения дополнительных сведений и материалов, необходимых для правильного рассмотрения и разрешения дела об административном правонарушении. Административное расследование имеет место в случаях нарушения законодательства в сферах определённых частью 1 ст. 28.7 КоАП РФ, если после выявления административного правонарушения осуществляются экспертиза или иные процессуальные действия, требующие значительных временных затрат.
2. Порядок проведения административного расследования
2.1. Этапы административного расследования
Если весь процесс рассмотрения дела об административном правонарушении состоит из совокупности определённых стадий, то конкретно каждую стадию можно рассмотреть как совокупность этапов. Под этапом следует понимать такую сравнительно самостоятельную часть стадии, которая, наряду с её общими задачами, имеет свойственные только ей задачи, документы и другие особенности[6]. Этапы органично связаны между собой: последующий, как правило, начинается лишь поле того, как закончен предыдущий, на новом этапе проверяется то, что было сделано раньше.
Стадия административного расследования состоит из семи этапов[7]:
1. Принятие решения о проведении административного расследования.
2. Установление обстоятельств дела.
3. Приостановление административного расследования.
4. Процессуальное оформление результатов административного расследования.
5. Направление протокола об административном правонарушении на рассмотрение компетентному органу или должностному лицу.
6. Дополнительное административное расследование.
7. Повторное направление материалов дела для рассмотрения.
Принятие решения о проведении административного расследования. Согласно ч. 2 ст. 28.7 КоАП РФ решение о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования принимается должностным лицом, уполномоченным в соответствии со ст. 28.3 КоАП РФ составлять протокол об административном правонарушении, в виде определения, а прокурором - в виде постановления немедленно после выявления факта совершения административного правонарушения.
Этап установления обстоятельств дела является центральным. Сущность этапа установления обстоятельств дела заключается в деятельности лица, уполномоченного составлять протокол об административном правонарушении, по установлению неочевидных данных - признаков состава правонарушения, отягчающих и смягчающих обстоятельств и т.д. В процессе расследования должны быть установлены фактические обстоятельства совершенного проступка, которые можно подразделить на три группы. 1) Обстоятельства, имеющие непосредственное значение для решения вопроса о наличии или отсутствии состава проступка. 2) Обстоятельства, находящиеся за рамками состава нарушения, но имеющие значение для определения вида и размера взыскания. 3) Выявление причин и условий, способствующих совершению нарушений, их предупреждении. Эти обстоятельства и данные устанавливаются путем проведения процессуальных действий, истребования документов, направлением запросов, проведением розыскных мероприятий.
Именно на данном этапе проводятся экспертизы. Правовую основу, принципы организации и основные направления государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации в гражданском, административном и уголовном судопроизводстве определяет Федеральный закон от 31 мая 2001 г. N 73-ФЗ «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации», о чём и указано в его преамбуле. Там же указано, что производство судебной экспертизы с учётом особенностей отдельных видов судопроизводства регулируется соответствующим процессуальным законодательством РФ.
Этап приостановления административного расследования не регламентирован в КоАП РФ, однако его существование обусловлено потребностями практики. В связи с этим, в ст. 28.7 КоАП РФ некоторыми теоретиками в области административного права предлагается внести следующие изменения:
«Административное расследование может быть приостановлено, если местонахождение лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении неизвестно, а также в случае тяжкого заболевания этого лица, удостоверенного медицинским заключением, путем вынесения определения должностным лицом, осуществляющим административное расследование.
Административное расследование может быть приостановлено только в том случае, если должностное лицо, его осуществляющее, выполнило все процессуальные и иные действия, производство которых возможно в отсутствии лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, и приняло меры к розыску этого лица»[8].
Далее следует этап процессуального оформления результатов административного расследования, на котором составляется протокол об административном правонарушении. Протокол - это важнейший процессуальный документ, закрепляющий результат деятельности уполномоченного должностного лица по делу об административном правонарушении на стадии административного расследования, фиксирующий в незначительном объёме существенные черты, события правонарушения, квалифицирующие признаки состава, данные о применении мер процессуального обеспечения по делу, сведения о лице, в отношении которого он составлен, и который служит основанием для рассмотрения дела об административном правонарушении и назначения наказания правонарушителю компетентным лицом. В дальнейшем протокол направляется на рассмотрение компетентному органу или должностному лицу.
Направление протокола теоретиками также считается самостоятельным этапом стадии административного расследования[2]. Протокол (постановление прокурора) об административном правонарушении направляется судье, в орган, должностному лицу, уполномоченным рассматривать дело об административном правонарушении, в течение трёх суток с момента составления протокола (вынесения постановления) об административном правонарушении. Протокол (постановление прокурора) об административном правонарушении, совершение которого влечет административный арест либо административное выдворение, передается на рассмотрение судье немедленно после его составления (вынесения).
Информация о работе Порядок проведения административного расследования