Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Сентября 2013 в 23:43, курсовая работа
Цель данной работы состоит в рассмотрении стадий порядка рассмотрения дел об административных правонарушениях.
Для достижения поставленной цели в работе решаются следующие задачи:
- определить сущность понятия «административное правонарушение»;
- рассмотреть стадии производства по делам об административных правонарушениях;
- раскрыть порядок рассмотрения дел об административных правонарушениях.
Объект исследования – стадии производства по делам об административных правонарушениях.
Введение
Административное право занимает особое место в системе правового регулирования, поскольку выступает необходимым и важным инструментов управления социальными процессами в обществе. Ему присущи соответствующие границы правового регулирования - деятельность государственной исполнительной власти всех рангов, общественных отношений управленческого характера, которые складываются в этой сфере, внутренняя организационная деятельность других государственных органов, связанных с функцией управления, а также внешне организационные отношения негосударственных организаций, учреждений и предприятий.
Административное право охватывает широкий круг общественных отношений, которые возникают в связи с реализацией им функций управления в процессе деятельности органов исполнительной власти.
Производство
по делам об административных правонарушениях
определяется как правовой институт и
как вид административно-процессуальной
деятельности. В первом случае это совокупность
административно-процессуальных норм,
определяющих порядок действий участников
административно - юрисдикционного процесса
по поводу разрешения конкретных дел,
возникающих в связи с совершением административных
правонарушений; во втором - урегулированный
административно-
Порядок рассмотрения дел об административных правонарушениях, являясь составной частью административно - юрисдикционного процесса, имеет свою структуру, образуемую совокупностью стадий, характеризующихся специфической функциональной направленностью, относительной самостоятельностью и логической завершенностью.
Цель данной работы состоит в рассмотрении стадий порядка рассмотрения дел об административных правонарушениях.
Для достижения поставленной цели в работе решаются следующие задачи:
- определить сущность
понятия «административное
- рассмотреть стадии производства по делам об административных правонарушениях;
- раскрыть порядок рассмотрения дел об административных правонарушениях.
Объект исследования – стадии производства по делам об административных правонарушениях.
Юридическое лицо признается виновным
в совершении административного правонарушения,
если будет установлено, что у него имелась
возможность для соблюдения правил и норм,
за нарушение которых настоящим Кодексом
или законами субъекта Российской Федерации
предусмотрена административная ответственность,
но данным лицом не были приняты все зависящие
от него меры по их соблюдению.
В зависимости от объекта посягательства
все административные правонарушения
подразделяются на: административные
правонарушения, посягающие на права граждан
— распространение ложных сведений о
кандидате, проведение агитации в период
ее запрещения и др. нарушения избирательного
законодательства; нарушение законодательства
о труде и об охране труда, о свободе совести
и вероисповедании, и т.д. (глава 5); посягающие
на здоровье, санитарно-эпидемиологическое
благополучие населения и общественную
нравственность (гл. 6), административные
правонарушения в области охраны собственности
(гл. 7), охраны окружающей природной среды
и природопользования (гл. 8), в промышленности,
строительстве и энергетике (гл. 9), в сельском
хозяйстве, ветеринарии и мелиорации земель
(гл. 10), административные правонарушения
на транспорте (гл. 11), в области дорожного
движения (гл. 12), в области связи и информации
(гл. 13), в области предпринимательской
деятельности (гл. 14), в области финансов,
налогов, сборов, рынка ценных бумаг (гл.
15), в области таможенного дела — нарушения
таможенных правил (гл. 16), административные
правонарушения, посягающие на институты
государственной власти (гл. 17), в области
защиты государственной границы и обеспечения
режима пребывания иностранных граждан
на территории РФ (гл. 18), против порядка
управления (гл. 19), посягающие на общественный
порядок и общественную безопасность
(гл. 20), в области воинского учета (гл. 21);
самовольная добыча янтаря, нарушение
права государственной собственности
на недра и др.; экологические правонарушения
(халатное использование земель, нарушение
правил водопользования и др.); правонарушения,
посягающие на общественный порядок, установленный
порядок управления; правонарушения в
области торговли и финансов и т.д.
Административные правонарушения отличаются
от преступлений тем, что их совершение не наносит существенного
вреда обществу. Они не обладают признаком общественной
опасности в том смысле, который вкладывается
в это понятие уголовным законодательством. Некоторые
деяния (например, хищение или нарушен
За совершение административных правонарушений предусмотрены следующие виды административного наказания: предупреждение; административный штраф; возмездное изъятие орудия совершения или административного правонарушения; конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения; лишение специального права, предоставленного физическому лицу (права управления транспортным средством, право охоты); административный арест; административное выдворение за пределы РФ иностранных граждан и лиц без гражданства; дисквалификация.
Дела об административных правонарушениях рассматривают административные комиссии, исполнительные органы государственной власти, комиссии по делам несовершеннолетних, суды, органы внутренних дел, железнодорожного или морского транспорта, различные государственные инспекции и иные органы, специально уполномоченные на то законом.
Судья, орган, должностное лицо при подготовке к рассмотрению дела об административном правонарушении выясняют следующие вопросы:
1) относится ли к их компетенции рассмотрение данного дела;
2) имеются ли обстоятельства, исключающие возможность рассмотрения данного дела судьей, членом коллегиального органа, должностным лицом;
3) правильно ли составлены протокол об административном правонарушении и другие протоколы, предусмотренные настоящим Кодексом, а также правильно ли оформлены иные материалы дела;
4) имеются ли обстоятельства, исключающие производство по делу;
5) достаточно ли имеющихся по делу материалов для его рассмотрения по существу;
6) имеются ли ходатайства и отводы.2
Судья, член коллегиального органа, должностное лицо, на рассмотрение которого передано административное дело, не может его рассматривать в случае, если это лицо:
1) является родственником лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, потерпевшего, законного представителя физического или юридического лица, защитника или представителя;
2) лично, прямо или косвенно заинтересовано в разрешении дела.
В этих случаях судья, член коллегиального органа, должностное лицо обязаны заявить самоотвод.
По результатам рассмотрения заявления о самоотводе или об отводе судьи, члена коллегиального органа, должностного лица, рассматривающего
дело об административном правонарушении, выносится определение об удовлетворении заявления либо об отказе в его удовлетворении.
При подготовке к рассмотрению дела об административном правонарушении разрешаются следующие вопросы, по которым в случае необходимости выносится определение:
1) о назначении времени и места рассмотрения дела;
2) о вызове потерпевшего и лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, а также их законных представителей (защитника правонарушителя и представителя потерпевшего), о вызове свидетелей по делу об административном правонарушении - лиц, которым могут быть известны обстоятельства дела, о вызове понятых, специалистов, экспертов, переводчиков.
3) об истребовании необходимых дополнительных материалов по делу, о назначении экспертизы;
4) об отложении рассмотрения дела;
5) о возвращении протокола об административном правонарушении и других материалов дела в орган, должностному лицу, которые составили протокол, в случае составления протокола и оформления других материалов дела неправомочными лицами, неправильного составления протокола и оформления других материалов дела либо неполноты представленных материалов, которая не может быть восполнена при рассмотрении дела;
6) о передаче протокола об административном правонарушении и других материалов дела на рассмотрение по подведомственности, если рассмотрение дела не относится к компетенции судьи, органа, должностного лица, к которым протокол об административном правонарушении и другие материалы дела поступили на рассмотрение, либо вынесено определение об отводе судьи, состава коллегиального органа, должностного лица.
Производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при наличии хотя бы одного из следующих обстоятельств, предусмотренных статьей 24.5 КоАП РФ:
1) отсутствие события
2) отсутствие состава
3) действия лица в состоянии крайней необходимости;
4) издание акта амнистии, если
такой акт устраняет
5) отмена закона, установившего
административную
6) истечение сроков давности
привлечения к
7) наличие по одному и тому
же факту совершения
8) смерть физического лица, в
отношении которого ведется
Дело об административном
правонарушении
Дело об административном правонарушении, влекущем лишение права управления транспортным средством, может быть рассмотрено по месту учета транспортного средства.
Дело об административном правонарушении рассматривается в 15-дневный срок со дня получения судьей, органом, должностным лицом, правомочным рассматривать дело, протокола об административном правонарушении и других материалов дела.
Дело об административном
В случае поступления ходатайств от участников производства по делу об административном правонарушении или в случае необходимости в дополнительном выяснении обстоятельств дела срок рассмотрения дела может быть продлен судьей, органом, должностным лицом, рассматривающими дело, не более чем на один месяц. О продлении указанного срока судья, орган, должностное лицо, рассматривающее дело, выносят мотивированное определение.
Информация о работе Порядок рассмотрения дел об административных правонарушениях