После Высшего образование;
Магистратура и докторантура.
ВВЕДЕНИЕ
В
условиях нарастающих глобализационных
процессов современное послевузовское
образование призвано обеспечивать
страну человеческими ресурсами,
конкурентоспособными на международном
уровне. Поэтому подготовка специалиста
нового формата, максимально адаптированного
к условиям единого экономического
пространства, должна решаться на
уровне мировых стандартов через
дальнейшее совершенствование содержания,
форм и средств обучения.
Сегодня
экономическая мощь и успешность
страны зависят от ее возможностей
«продуцировать» и внедрять инновации
во всех сферах жизнедеятельности
общества, поэтому конкурентоспособность
современного Казахстана в значительной
мере определяется уровнем развития
национальной модели послевузовского
образования. Послевузовское образование,
традиционно интегрирующее в
себе подготовку научных и
педагогических кадров, должно быть
нацелено, прежде всего, на улучшение
качества подготовки молодых
ученых-исследователей и преподавателей
высших школ, способных не только
аккумулировать и передавать
накопленные знания, но готовых
к новаторству и интеллектуальному
творчеству.
Концепция
развития послевузовского образования
Республики Казахстан на 2010-2015 годы
(далее – Концепция) разработана
в соответствии с Долгосрочной
программой развития образования
до 2020 года и Стратегическим планом
Министерства образования и науки
Республики Казахстан на 2009-2011 годы.
Концепция определяет задачи, основные
приоритеты, необходимые ресурсы
и источники финансирования, ожидаемые
результаты и этапы реализации
и служит основанием для внесения
изменений и дополнений в нормативные
документы в сфере высшего
и послевузовского образования.
В соответствии с Государственной
программой развития образования
в Республике Казахстан на 2005-2010
годы и методологией международных
образовательных стандартов в
системе послевузовского образования
начат полный переход на подготовку
высококвалифицированных кадров
по программам магистратуры и
докторантуры на основе кредитной
системы обучения. В 2009 году в
республике введены в действие
универсальные государственные общеобязательные
стандарты образования по специальностям
магистратуры и докторантуры. Это позволит
сопоставлять национальные образовательные
программы с программами ведущих зарубежных
вузов, а в перспективе обеспечит признаваемость
казахстанских дипломов на международном
уровне согласно ступеням образования
и областям знаний.
Послевузовское образование
Аспирантура
на бюджетной основе функционирует
в 48 государственных вузах, 5 негосударственных
и 66 научных организациях, докторантура
- в 15 государственных вузах и 23 научных
организациях.
В последние
годы только 18% выпускников аспирантуры
заканчивают ее с присвоением
ученой степени, что является
свидетельством низкой эффективности
существующей системы подготовки
научных кадров.
Программы
послевузовского образования не
позволяют управлять качеством
подготовки научных и научно-педагогических
кадров. Снижена ответственность
научных руководителей (консультантов),
организаций образования и науки
за результаты обучения аспирантов
и докторантов.
Имеется
дефицит научных кадров по
ряду направлений, в том числе
медицинских (трансплантологии и
искусственным органам, нейрохирургии,
гематологии, лечебной физкультуре,
спортивной медицине и др.), что
связано с отсутствием в республике
соответствующих научных школ. В
научно-исследовательских институтах
и вузах происходит "старение"
кадров. Если 10 лет назад средний
возраст докторов наук составлял
56 лет, то в настоящее время - 62
года, кандидатов наук - соответственно
44 года и 47 лет.
Незначительно
участие научных организаций
в образовательном процессе вузов.
Разрыв между содержанием образования
и современным состоянием науки
не позволяет осуществить полноценный
переход от подготовки специалиста
к подготовке специалиста-исследователя,
способного творчески воспринимать
новые научные идеи, быть проводником
новейших технологий и управлять
современными технологическими
процессами.
Многочисленные
исследования по педагогическим
наукам имеют низкую практическую
значимость. Несмотря на то, что
в последние годы по педагогическим
наукам защищено около 140 докторских и
600 кандидатских диссертаций, методы и
формы обучения на всех уровнях образования
на протяжении многих десятилетий остаются
неизменными, сохранилось устаревшее
представление о назначении педагога
как источника готовых знаний.
В магистратуре
подготовка будет проводиться
по двум направлениям:
- профильная углубленная подготовка,
- научно-педагогическая подготовка.
Образовательные
учебные программы магистратуры
предусматривают фундаментальную
образовательную, методологическую
и исследовательскую подготовку
и углубленное изучение дисциплин
по узким направлениям науки.
Необходимо значительно увеличить
объем средств на подготовку
специалистов в магистратуре, а
также обеспечить их эффективное
использование.
Выпускникам
магистратуры присваивается академическая
степень "магистр". Магистры имеют
право продолжить обучение в
докторантуре или заниматься
научно-педагогической и иной
трудовой деятельностью. Докторантура
станет завершающим образовательным
уровнем подготовки научных и
научно-педагогических кадров высшей
квалификации. Срок обучения по
докторским программам не менее
3 лет.
Лицам,
освоившим программу докторантуры
и защитившим докторскую диссертацию,
присваивается академическая степень
доктора философии (Ph.D), при освоении
профильной докторантуры - доктора
по профилю (медицины, музыки, образования,
права и т.д.).
В докторантуру
Ph.D трансформируются аспирантура, адъюнктура,
соискательство, предоставление творческих
отпусков, традиционная докторантура
и все другие формы подготовки
научных и научно-педагогических
кадров.
Докторские
программы обеспечат оптимальный
баланс между обучением и исследовательской
деятельностью, получение широкой
научной, образовательной и методологической
подготовки, академическую мобильность
преподавателей и научных работников.
Интеграция образования
и науки продолжится в следующих направлениях:
- концентрация ресурсов на приоритетных
научных направлениях;
- создание учебно-научных организаций,
научных лабораторий, в вузах и филиалов
кафедр вузов в научных организациях,
технопарков;
- cовместное проведение научных исследований вузами и научными организациями, являющимися администраторами научных программ.
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ
ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ПОСЛЕВУЗОВСКОГО
ОБРАЗОВАНИЯ НА 2010-2015 ГОДЫ
Магистратура
В ходе реализации программы
послевузовского образования в рамках
магистратуры ведется подготовка научных
и научно-педагогических кадров, позволяющая
им осуществлять деятельность в высших
учебных заведениях и научно-исследовательских
центрах. При этом образовательные программы
магистратуры должны обязательно предполагать
научно-методологическую направленность
обучения и углубленную специализированную
подготовку в соответствующей области
за счет подбора индивидуальной траектории
обучения под руководством научного руководителя
(эдвайзера). В процессе подготовки магистранты
должны овладевают навыками научно-исследовательской
деятельности.
Подготовка
кадров в магистратуре осуществляется
на базе профессиональных учебных
программ высшего образования (бакалавриата)
по двум направлениям:
1) научно-педагогическому
со сроком обучения не менее
2-х лет;
2) профильному со сроком
обучения не менее 1-1,5 лет.
Профессиональные
учебные программы научно-педагогической
магистратуры направлены на подготовку
кадров для высших учебных
заведений.
Профессиональные
учебные программы профильной
магистратуры направлены на подготовку
кадров для различных отраслей
национальной экономики. Одной их
форм подготовки высококвалифицированных
кадров руководителей, предпринимателей
и менеджеров в сфере бизнес-образования
в рамках профильной магистратуры
является программа МВА (Мастер
делового администрирования).
Магистерские
программы реализуются в высших
учебных заведениях, имеющих соответствующую
данному направлению специализации
материально-техническую базу и кадровый
потенциал (наличие лабораторий, клиник,
доступа к интернет-ресурсам, а также наличие
докторов и кандидатов наук по данной
специальности).
Прием в
магистратуру осуществляется путем
конкурсного отбора претендентов
по результатам сдачи экзаменов
по иностранному языку и по
соответствующей специальности. Приоритеты
отдаются претендентам, набравшим
максимальный балл по результатам
вступительных экзаменов и имеющим
определенные научные наработки
(научные статьи, выступления на
конференциях, победителям олимпиад
и т. д.), немаловажен также стаж
работы по специальности. В образовательную
программу научно-педагогической
магистратуры помимо базовых
и профилирующих дисциплин, включены
предметы по педагогике, психологии
и методике преподавания спецдисциплин.
Публичная
защита магистерской диссертации
предполагает изложение соискателем
основных положений исследования
членам государственной аттестационной
комиссии, в состав которой входят
ведущие ученые, имеющие степень
кандидата, доктора наук или академическое
звание доктора Ph. D.
Понятие магистратуры
Это второй
уровень двухуровневой системы
высшего образования, созданной
в процессе реформирования российской
образовательной системы, согласно
Болонскому процессу (Болонский
процесс — процесс сближения
и гармонизации систем образования
стран Европы с целью создания
единого европейского пространства
высшего образования). В магистратуре
продолжают обучение выпускники
бакалаврских программ и дипломированные
специалисты.
Основная
задача магистратуры — подготовить
профессионалов для успешной
карьеры в международных и
российских компаниях, а также
аналитической, консультационной и
научно-исследовательской деятельности.
Преимущества
обучения в магистратуре
Во-первых,
для чтения мастер-классов в
магистратуру приглашены лучшие
преподаватели РПА Минюста России,
ученые с мировым именем, а
также руководители государственных
и негосударственных организаций
с большим опытом работы, практикующие
юристы.
Во-вторых,
в магистратуре превалирует индивидуальный
подход к каждому обучающемуся,
что позволяет получать действительно
глубокие теоретические знания
и практические навыки, опыт формирования
и отстаивания правовой позиции,
составления проектов договоров
и других документов, с которыми
приходится работать юристам
корпораций, служащим органов государственной
власти и местного самоуправления,
адвокатам, нотариусам.
В-третьих,
по итогам обучения выдается
государственный диплом магистра
юриспруденции, который признается
во всех странах Болонской
системы.
В-четвертых,
магистратура дает возможность
дальнейшего обучения в аспирантуре
РПА Минюста России, развития
идей магистерской диссертации
в диссертации на соискание
ученой степени кандидата юридических
наук.
В-пятых, вы
станете современным высококвалифицированным
юристом, востребованным юридическими
службами корпораций самых разных
сфер деятельности и форм собственности,
органами исполнительной и законодательной
власти федерального уровня и
уровня субъектов Российской
Федерации, сможете заниматься научной
и преподавательской деятельностью
в высших учебных заведениях.
Требования к поступающим
Претендовать
на обучение по магистерским
программам могут лишь те лица,
которые имеют уже диплом о
высшем образовании уровня бакалавра,
специалиста или магистра. Направление
первоначально полученного образования
для поступления в магистратуру
РПА Минюста России значения
не имеет. Возможность сменить
направление обучения и овладеть
новой специальностью является
одним из ключевых преимуществ
системы «4+2» (бакалавриат + магистратура).
Отбор на магистерскую подготовку
осуществляется на конкурсной
основе. Лица, не имеющие диплома
бакалавра по соответствующему
направлению обязаны сдать экзамен.
Документы предоставляемые
для поступления в магистратуру