Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Апреля 2015 в 17:40, курсовая работа
Актуальность темы. Роль государственного служащего в государстве очень важна. Это связано с тем, что государственная служба является комплексным, а именно публичным, социальным, правовым и организационным институтом по обеспечению выполнения государственными служащими функций государства. Эффективность деятельности любого государственного органа напрямую зависит от профессионализма персонала, исполняющего государственную службу. В свою очередь, успешная профессиональная деятельность государственных служащих во многом зависит от их правового положения (статуса) в системе государственной службы. Работа госслужащих так или иначе отражается не только на каком-то конкретном человеке, но и на всех гражданах РФ в целом.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………... 3
1 ПОНЯТИЕ И ХАРАКТЕРИСТИКА ПРАВОВОГО СТАТУСА ГОСУДАРСТВЕННОГО ГРАЖДАНСКОГО СЛУЖАЩЕГО
1.1 Понятие, классификация государственных гражданских служащих………………………………………………………………
4
1.2 Особенности правового статуса государственного гражданского служащего…………………………………………………….………..
7
2 ОПРЕДЕЛЕНИЕ И ОЦЕНКА ВСЕХ ЭЛЕМЕНТОВ ПРАВОВОГО СТАТУСА ГОСУДАРСТВЕННОГО ГРАЖДАНСКОГО СЛУЖАЩЕГО……………………………...
9
2.1 Права и обязанности государственного гражданского служащего……………………………………………………………..
9
2.2 Ограничения и запреты, связанные с государственной службой .... 16
3 ВЫЯВЛЕНИЕ ПРОБЛЕМ И НЕДОСТАТКОВ, ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПЕРСПЕКТИВ РАЗВИТИЯ В СИСТЕМЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ГРАЖДАНСКОЙ СЛУЖБЫ………………………………..………………………
20
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………… 22
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК………………………………..... 24
Установленные Федеральным законом «О государственной гражданской службе Российской Федерации» и иными законами о соответствующем виде государственной службы права государственного служащего можно разделить на три группы:
К первой группе прав государственного служащего относятся:
а) ознакомление с документами, определяющими его права и обязанности по занимаемой должности государственной службы, критерии оценки качества работы и условия продвижения по службе, а также организационно-технические условия, необходимые для исполнения им должностных обязанностей;
б) ознакомление с должностным регламентом и иными документами, определяющими его права и обязанности по замещаемой должности государственной службы, критериями оценки эффективности исполнения должностных обязанностей, показателями результативности профессиональной служебной деятельности и условиями должностного роста; ознакомление со всеми материалами своего личного дела, отзывами о своей деятельности и другими документами до внесения их в личное дело, приобщение к личному делу своих объяснений;
в) проведение по его требованию служебного расследования для опровержения сведений, порочащих его честь и достоинство;
г) право на обращение государственного служащего в соответствующие государственные органы или в суд для разрешения споров, связанных с государственной службой, в том числе по вопросам проведения квалификационных экзаменов и аттестации, их результатов, содержания выданных характеристик, приема на государственную службу, ее прохождения, реализации прав государственного служащего, перевода на другую государственную должность государственной службы, дисциплинарной ответственности государственного служащего, увольнения с государственной службы;
д) защита сведений о государственном служащем;
е) государственная защита своих жизни и здоровья, жизни и здоровья своей семьи, а также принадлежащего государственному служащему имущества.
Ко второй группе прав государственного служащего относятся:
а) получение в установленном порядке информации и материалов, необходимых для исполнения должностных обязанностей; обеспечение надлежащих организационно-технических условий, необходимых для исполнения должностных обязанностей;
б) доступ в установленном порядке в связи с исполнением должностных обязанностей в государственные органы, органы местного самоуправления, общественные объединения и иные организации; посещение в установленном порядке для исполнения должностных обязанностей предприятий, учреждений и организаций независимо от форм собственности;
в) принятие решений и участие в их подготовке в соответствии с должностными обязанностями;
г) переподготовка (переквалификация) и повышение квалификации за счет средств соответствующего бюджета;
д) внесение предложений по совершенствованию государственной службы в любые инстанции;
е) право на ношение форменной одежды установленного образца (в соответствующих государственных органах).
Третью группу прав государственного служащего составляют:
а) участие по своей инициативе в конкурсе на замещение вакантной должности; должностной рост на конкурсной основе;
б) продвижение по службе, увеличение денежного содержания с учетом результатов и стажа его работы, уровня квалификации;
в) пенсионное обеспечение с учетом стажа государственной службы;
г) объединение в профессиональные союзы (ассоциации) для защиты своих прав, социально-экономических и профессиональных интересов;
д) право на денежное содержание, состоящее из должностного оклада, надбавок к нему за классные чины и специальные звания, особые условия государственной службы, выслугу лет, а также премии по результатам работы;
е) право на отдых, обеспечиваемое установлением нормальной продолжительности служебного времени, предоставлением выходных дней и нерабочих праздничных дней, а также ежегодных оплачиваемых основного и дополнительных отпусков (например, право на ежегодный оплачиваемый отпуск продолжительностью не менее 30 календарных дней; для отдельных категорий государственных служащих федеральными законами и законами субъектов РФ устанавливается ежегодный оплачиваемый отпуск большей продолжительности);
ж) право на включение в стаж государственной службы государственного служащего иных периодов трудовой деятельности;
з) медицинское обслуживание государственного служащего и членов его семьи, в том числе и после выхода его на пенсию;
и) обязательное государственное страхование на случай причинения вреда здоровью и имуществу в связи с исполнением им должностных обязанностей;
к) обязательное государственное социальное страхование на случай заболевания или потери трудоспособности в период прохождения им государственной службы.
Государственному служащему могут компенсироваться расходы в связи с его служебными командировками, связанные с приемом на государственную службу, переводом на государственную должность в другой государственный орган, направлением на государственную службу в другую местность, а также возмещаются связанные с этим транспортные расходы и расходы на оплату жилья.
Государственному служащему в зависимости от условий прохождения им государственной службы предоставляется в установленном законом порядке жилая площадь, служебный транспорт или денежная компенсация транспортных расходов.1
Перечисленные права государственного служащего принято считать основными по той причине, что далее они конкретизируются в типовых и индивидуальных должностных инструкциях. Полный объем должностных прав по каждой должности, естественно, индивидуальный, но обязательно строго в едином статусно - правовом поле государственного служащего РФ.
Среди прав государственного служащего, предусмотренных Федеральным законом «Об основах государственной службы Российской Федерации», особого внимания заслуживает также его право на продвижение по службе. Это право (право на карьеру) впервые закреплено в нашем законодательстве о государственной службе. В советский период не принято было говорить о таком праве, более того, считалось нескромным обращаться самому служащему к начальникам по такому вопросу
Право на продвижение по службе может возникнуть у каждого служащего независимо от замещаемой должности, пока он находится на государственной службе. Однако о наличии такого права можно говорить лишь тогда, когда служащий во всем предъявляемым требованиям подходит для замещения высшей должности по сравнению с той, которую он замещает. Если же, например, у пего нет требуемого по высшей должности образования, стажа работы на соответствующих должностях либо в последней аттестации отмечено, что он не обладает достаточными качествами для продвижения но службе, следует считать, что у него нет оснований для замещения высшей должности.
Конечно, данное право может быть реализовано лишь при наличии вакантной вышестоящей должности, а также если государственный служащий является кандидатом на продвижение по результатам оценки его служебной деятельности или если в случае замещения должности по конкурсу он оказывается лучшим претендентом в соответствии с условиями конкурса.
Безусловно, возможности для продвижения но службе у конкретных служащих разные, поскольку люди отличаются друг от друга как по своим природным способностям, так и по уровню и профилю образования, стажу и опыту работы. Кроме того, многое зависит от стечения различных обстоятельств, особенно касающихся появления вакантной должности. Важно и то, что продвижение по службе все менее вероятно по мере подъема но служебной лестнице, поскольку количество более высоких должностей сокращается. И фактически продвижение при постоянной штатной численности в конечном итоге получают единицы, тогда как имеющих на это право и желающих его реализовать может быть много. Тем более такие возможности уменьшаются в условиях частых оргмероприятий, связанных с сокращением штатной численности государственных органов, а также если их руководители подбирают кандидатов на вакантные должности со стороны, исходя из своего усмотрения. В этом случае назначение на высшую должность достойного кандидата состоится нескоро, если вообще состоится.
У государственного служащего, назначенного на высшую должность, увеличивается размер денежного содержания, а также появляются возможности присвоения очередного квалификационного разряда, воинского или специального звания, классного чина, дипломатического ранга. Вот почему вопрос подбора кандидатов на продвижение по службе всегда край не важен. Он связан с оценкой многих аспектов, включая и психологическую обстановку в государственном органе, — ведь надо отобрать среди многих действительно достойного, не допустить ошибки, которая может иметь различные негативные последствия.
Продвижение по службе государственного служащего должно осуществляться исключительно с учетом его способностей, профессиональной подготовки, конкретных результатов его деятельности на прежней государственной должности и, как правило, на конкурсной основе. В первую очередь должны продвигаться по службе лица, включенные в резерв на выдвижение на высшую должность в результате аттестации.1
Служебные права носят обеспечивающий характер. Их наличие создает необходимые условия для успешной реализации служебных обязанностей.
Должностные обязанности - это функции, которые возлагаются на государственного служащего с целью непосредственного исполнения или профессионального обеспечения полномочий государственного органа или должностных лиц, представляющих этот орган.2
Осуществляя надлежащим образом свои обязанности, используя соответствующие формы и методы их реализации, государственные служащие обеспечивают соблюдение, исполнение, практическую реализацию, защиту и охрану прав граждан.
Государство, являясь работодателем, нанимает граждан на службу с целью возложения на них соответствующих должностных обязанностей, исполнение которых необходимо для решения поставленных перед ним задач, и наделяет правами в той мере, в какой необходимо для надлежащего выполнения обязанностей.1
Круг общих (основных) обязанностей государственного служащего сводится к следующему.
1. Обеспечение поддержки конституционного строя и соблюдения Конституции РФ, реализации федеральных законов и законов субъектов РФ, в том числе регулирующих сферу его полномочий.
2. Добросовестное
исполнение должностных
3. Обеспечение соблюдения и защиты прав и законных интересов граждан.
4. Исполнение
приказов, распоряжений и указаний
вышестоящих в порядке
5. Поддержание уровня квалификации, достаточного для исполнения своих должностных обязанностей.
6. Соблюдение норм служебной этики.
7. Хранение государственной
тайны и иной охраняемой
8. Своевременное рассмотрение в пределах своих должностных обязанностей обращений граждан и общественных объединений, а также предприятий, учреждений и организаций, государственных органов и органов местного самоуправления и принятие по ним решений в порядке, установленном федеральными законами и законами субъектов РФ.
Существуют также должностные обязанности, которые присущи конкретному виду государственной службы и конкретной занимаемой должности. Они регламентированы в должностных инструкциях, а также локальных нормативных актов того учреждения, в котором проходит службу государственный служащий.
Таким образом, мы видим, что обязанности госслужащего являются логичным продолжением его прав и в совокупности с оными делают возможным сделать систему государственного управления более эффективной.
2.2 Ограничения и запреты, связанные с государственной службой
Социальная ценность административных запретов и ограничений в механизме правового регулирования, особенно в публично-правовой сфере, несомненно, высока, в связи с тем, что в правильном соблюдении отношений, складывающихся в данной сфере, заинтересованы общество и государство.
Как отмечает Козбаненко В.А., «Исходя из негативного исторического опыта злоупотреблений чиновников в рабовладельческих, феодальных и ранних буржуазных государствах, общество выявило необходимость установления для чиновников государственного аппарата ряда правоограничений, основной задачей которых выступают правовая охрана граждан от произвола и борьба с такими пагубными явлениями, как служебные злоупотребления и коррупция в органах государственной власти.1
Гражданин не может быть принят на гражданскую службу, а гражданский служащий не может находиться на гражданской службе в случае:
1. Гражданин не может быть принят на гражданскую службу, а гражданский служащий не может находиться на гражданской службе в случае:
Информация о работе Права и обязанности государственного гражданского служащего