Права и обязанности государственного гражданского служащего

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Апреля 2015 в 17:40, курсовая работа

Описание работы

Актуальность темы. Роль государственного служащего в государстве очень важна. Это связано с тем, что государственная служба является комплексным, а именно публичным, социальным, правовым и организационным институтом по обеспечению выполнения государственными служащими функций государства. Эффективность деятельности любого государственного органа напрямую зависит от профессионализма персонала, исполняющего государственную службу. В свою очередь, успешная профессиональная деятельность государственных служащих во многом зависит от их правового положения (статуса) в системе государственной службы. Работа госслужащих так или иначе отражается не только на каком-то конкретном человеке, но и на всех гражданах РФ в целом.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………... 3
1 ПОНЯТИЕ И ХАРАКТЕРИСТИКА ПРАВОВОГО СТАТУСА ГОСУДАРСТВЕННОГО ГРАЖДАНСКОГО СЛУЖАЩЕГО
1.1 Понятие, классификация государственных гражданских служащих………………………………………………………………
4
1.2 Особенности правового статуса государственного гражданского служащего…………………………………………………….………..
7
2 ОПРЕДЕЛЕНИЕ И ОЦЕНКА ВСЕХ ЭЛЕМЕНТОВ ПРАВОВОГО СТАТУСА ГОСУДАРСТВЕННОГО ГРАЖДАНСКОГО СЛУЖАЩЕГО……………………………...
9
2.1 Права и обязанности государственного гражданского служащего……………………………………………………………..
9
2.2 Ограничения и запреты, связанные с государственной службой .... 16
3 ВЫЯВЛЕНИЕ ПРОБЛЕМ И НЕДОСТАТКОВ, ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПЕРСПЕКТИВ РАЗВИТИЯ В СИСТЕМЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ГРАЖДАНСКОЙ СЛУЖБЫ………………………………..………………………

20
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………… 22
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК………………………………..... 24

Файлы: 1 файл

ПРАВОВОЙ СТАТУС ГОСУДАРСТВЕННОГО ГРАЖДАНСКОГО СЛУЖАЩЕГО.doc

— 141.50 Кб (Скачать файл)

1) признания его недееспособным или ограниченно дееспособным решением суда, вступившим в законную силу;

2) осуждения его  к наказанию, исключающему возможность  исполнения должностных обязанностей по должности государственной службы (гражданской службы), по приговору суда, вступившему в законную силу, а также в случае наличия не снятой или не погашенной в установленном федеральным законом порядке судимости;

3) отказа от  прохождения процедуры оформления  допуска к сведениям, составляющим  государственную и иную охраняемую  федеральным законом тайну, если исполнение должностных обязанностей по должности гражданской службы, на замещение которой претендует гражданин, или по замещаемой гражданским служащим должности гражданской службы связано с использованием таких сведений;

4) наличия заболевания, препятствующего поступлению на гражданскую службу или ее прохождению и подтвержденного заключением медицинской организации. Порядок прохождения диспансеризации, перечень таких заболеваний и форма заключения медицинской организации устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти;

5) близкого родства или свойства (родители, супруги, дети, братья, сестры, а также братья, сестры, родители, дети супругов и супруги детей) с гражданским служащим, если замещение должности гражданской службы связано с непосредственной подчиненностью или подконтрольностью одного из них другому;

6) выхода из  гражданства Российской Федерации  или приобретения гражданства  другого государства;

7) наличия гражданства  другого государства (других государств), если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации;

8) представления  подложных документов или заведомо  ложных сведений при поступлении  на гражданскую службу;

9) непредставления  установленных настоящим Федеральным законом сведений или представления заведомо ложных сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера при поступлении на гражданскую службу;

10) утраты представителем  нанимателя доверия к гражданскому служащему в случаях несоблюдения ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и неисполнения обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции настоящим Федеральным законом, Федеральным законом от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" и другими федеральными законами;

11) признания  его не прошедшим военную службу  по призыву, не имея на то  законных оснований, в соответствии  с заключением призывной комиссии (за исключением граждан, прошедших военную службу по контракту).1

Также широкое применение в регулировании отношений, возникающих на государственной службе, имеет административный запрет. Такие ограничения установлены статьей 17 Закона о госслужбе, некоторые из них распространяются даже на период времени после увольнения гражданина.

Так, установлен запрет на участие на платной основе в деятельности органа управления коммерческой организацией; приобретение ценных бумаг, по которым может быть получен доход; получение в связи с исполнением должностных обязанностей вознаграждения от физических и юридических лиц в виде подарков, денежных вознаграждений, оплаты отдыха и др.; выезды в связи с исполнением должностных обязанностей за пределы территории РФ за счет средств физических и юридических лиц. Государственному служащему не разрешается использовать в целях, не связанных с исполнением должностных обязанностей, средства материально-технического и иного обеспечения, другое государственное имущество, а также передавать их другим лицам; разглашать или использовать в целях, не связанных с гражданской службой, сведения, отнесенные к сведениям конфиденциального характера, или служебную информацию, ставшие известными в связи с исполнением должностных обязанностей; допускать публичные высказывания, суждения и оценки, в том числе в средствах массовой информации, в отношении деятельности государственных органов, их руководителей, включая решения вышестоящего государственного органа либо государственного органа, в котором гражданский служащий замещает должность гражданской службы, если это не входит в его должностные обязанности; принимать без письменного разрешения представителя нанимателя награды, почетные и специальные звания (за исключением научных) иностранных государств, международных организаций, а также политических партий, других общественных объединений и религиозных объединений, если в его должностные обязанности входит взаимодействие с указанными организациями и объединениями; использовать преимущества должностного положения для предвыборной агитации, а также для агитации по вопросам референдума и др.

Ограничения предусмотрены не только во время замещения должности гражданского служащего, но и после увольнения с гражданской службы: гражданин не вправе разглашать или использовать в интересах организаций либо физических лиц сведения конфиденциального характера или служебную информацию, ставшие ему известными в связи с исполнением должностных обязанностей, а также замещать в течение двух лет должности, а также выполнять работу на условиях гражданско-правового договора в организациях, если отдельные функции государственного управления данными организациями непосредственно входили в его должностные обязанности.1

Обобщение вышеизложенного позволяет сделать вывод о том, что административные запреты и ограничения - это закрепленные нормами права предписания, не позволяющие субъекту соответствующих отношений совершать закрепленные законом действия под угрозой применения мер государственного принуждения. 

3 Выявление проблем и недостатков, определение перспектив развития в системе государственной гражданской службы

Несмотря на значительный объем действующего законодательства о государственной службе, в нем не решены важнейшие задачи ее правового регулирования:

- недостаточно  четко определена законодательная  компетенция РФ и ее субъектов  в сфере государственной службы;

- не сформирован механизм реализации базового принципа организации государственной службы - принципа служения государству;

- не обеспечена  взаимосвязь между различными  видами государственной службы;

- не установлены  законом надежные правовые и  социальные гарантии для государственных служащих;

- не сформирована  система управления государственной  службой.

Государством к государственным служащим предъявляются значительно возросшие требования. Однако оценка их профессиональной служебной деятельности пока еще не находится в зависимости от качества оказываемых услуг.

Современные методы планирования и регламентации труда государственных гражданских служащих не получили широкого распространения, а имеющиеся механизмы стимулирования гражданских служащих к исполнению обязанностей на высоком профессиональном уровне не реализуются в полной мере, что снижает мотивацию работы государственных гражданских служащих.

В этих необходимо разработать и внедрить современные механизмы стимулирования государственных гражданских служащих. Так, представляется целесообразным законодательно установить порядок и условия выплаты единовременного поощрения гражданского служащего при его поощрении или награждении в соответствии с ч. 4 ст. 55 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе РФ".

Необходимо разработать и другие современные механизмы стимулирования и мотивации труда гражданских служащих к исполнению обязанностей на высоком профессиональном уровне. В качестве примера можно привести совершенствование механизма оплаты труда государственных гражданских служащих. Прежде всего, нужно регламентировать вопросы повышения денежного содержания и оптимизации пенсионного обеспечения государственных служащих. Также необходимо повысить долю оклада денежного содержания в общем размере денежного содержания (денежного вознаграждения). Представляется уместным совершенствовать правовой механизм регулярной индексации денежного содержания (денежного вознаграждения) государственных служащих. Возможно активное внедрение такого механизма, при котором был бы установлен особый порядок оплаты труда по отдельным должностям государственной службы в зависимости от показателей результативности профессиональной служебной деятельности государственных гражданских служащих, установленный ч. 14, 15 ст. 50 Федерального закона N 79-ФЗ. Имеющиеся на федеральном уровне Правила, установленные Постановлением Правительства РФ от 6 сентября 2007 г. N 562 "Об утверждении Правил исчисления денежного содержания федеральных государственных служащих", не распространяются на особый порядок. В связи с этим требуется принятие указа Президента РФ, устанавливающего перечни должностей гражданской службы, по которым может устанавливаться особый порядок оплаты труда, а также порядок установления оплаты труда гражданских служащих, предусмотренный ч. 14 ст. 50 ФЗ N 79-ФЗ.1

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Итак, государственную должность можно определить как обязательный элемент организационно-должностной структуры государственного органа, с регламентированным объемом обязанностей, полномочий, прав и ответственности, квалификационных требований к замещению должности, правоограничений, обусловленных социальной сущностью и социальным предназначением организации и функционирования государственного органа.

Гражданским служащим предоставляются права и гарантии в области труда и отдыха, в области денежного и пенсионного обеспечения, в области материально-технического обеспечения, в области должностного положения, в области карьерно-должностного продвижения, и, наконец, в области обеспечения безопасности.

Также одним из основополагающих элементов правового статуса государственных гражданских служащих являются обязанности. От того, какие они и как они исполняются, во многом зависит вся деятельность государственных служащих, а, следовательно, и работа всего государственного аппарата.

И последний блок правого статуса государственного гражданского служащего – запреты и ограничения. Они являются неотъемлемой мерой, направленной на законное обеспечение реализации гражданским служащим предоставленных ему прав.

Современная государственная служба постепенно претерпевает изменения, она постоянно находится «в движении»: изменяется, дополняется, в нее внедряются новые технологии и методы кадровой работы, повышается эффективность государственной службы.

В настоящее время решение статусных проблем государственного служащего в нашей стране получило достаточно прочную нормативно-правовую базу. Тем не менее существует немало нерешенных задач; не обеспечены полнота и системно-комплексный характер правового регулирования деятельности государственного служащего.

Можно сделать вывод, что административно правовой статус государственного служащего нуждается в некоторой корректировке, связанной в первую очередь с повышением прозрачности его деятельности со стороны общества. К повышению ответственности чиновников за свои действия.

Отсутствие должного внимания к современной бюрократической системе со стороны власти может существенно снизить международный авторитет России, замедлить экономическое развитие, особенно теперь, в период непростой международной ситуации, складывающейся явно не в пользу России.

По мнению автора сейчас настал тот момент, при котором промедление в решении вопросов государственной службы может привести к катастрофическим результатам, так как может свести на нет результаты начатых административной, судебной, социальной реформ власти, подорвать доверие народа к самой власти и спровоцировать её на неадекватные действия.

От того насколько эффективным окажется наш государственный аппарат, насколько взвешенные и продуманные решения будут принимать госслужащие, будет во многом зависеть будущее нашей страны, наша дальнейшая история, наша дальнейшая судьба. Необходимо заново переосмыслить имеющийся отечественный и международный опыт в сфере регулирования государственной службы и сделать соответствующие выводы.

Государственный служащий должен быть юридически и социально защищен не в меньшей степени, чем и любой другой человек. Его честь и постоянство должны быть неприкосновенны. Только в таком случае можно требовать от него честного, добросовестного и принципиального исполнения служебного долга.

 

 

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

  1. Федеральный закон от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации." , / Правовой сервер «Консультант Плюс» / [Электронный ресурс] / Режим доступа : локальный
  2. Федеральный закон от 27.05.2003 N 58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации», / Правовой сервер «Консультант Плюс» / [Электронный ресурс] / Режим доступа : локальный
  3. Комментарий к Федеральному закону от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" (постатейный) (Воробьев Н.И., Галкин В.А., Мокеев М.М., Осипова И.Н., Юдина А.Б.) (Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2014) / Правовой сервер «Консультант Плюс» / [Электронный ресурс] / Режим доступа : локальный
  4. Корнийчук Г.А."Государственные служащие. Особенности регулирования труда" ("Альфа-Пресс", 2006) / Правовой сервер «Консультант Плюс» / [Электронный ресурс] / Режим доступа : локальный
  5. Шарифов, В. М.. Международное право и правовая система России / В. М. Шарифов. - с.150-159
  6. Лапина М.А. Административное право. - М.: МИЭМП, 2010. - 314 стр.
  7. Бахрах Д.Н., Административное право / [Электронный ресурс] / Режим доступа : http://www.5rik.ru/ (дата обращения: 3.12.2014)
  8. Овсянко Д.М. Государственная служба Российской Федерации: Учеб. пособие. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Юристъ, 2003. — 287 с.
  9. Новоселова Н.В. Обязанности и права государственного служащего / Н.В. Новоселова.-Екатеринбург, 2001.- 197 с.
  10. Ноздрачев А.Ф. Преобразования в системе государственной службы в контексте административной реформы / Ноздрачев А.Ф. // Законодательство и экономика. – 2005, № 12, 2006, №1-2/ Правовой сервер «Консультант Плюс» / [Электронный ресурс] / Режим доступа : локальный

Информация о работе Права и обязанности государственного гражданского служащего