Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Июня 2013 в 17:46, курсовая работа
Целью курсовой работы описать полномочия инспекторов Государственной Инспекции Безопасности Дорожного Движения, а также права и обязанности участников дорожного движения. В ходе достижения поставленной цели решены следующие задачи:
- изучены права и обязанности участников дорожного движения и инспекторов безопасности дорожного движения,
- проведен опрос участников дорожного движения.
-изучена нормативная база Российской Федерации в сфере безопасности дорожного движения.
Введение 3
1 Права и обязанности участников дорожного движения 5
2 Права и обязанности инспекторов безопасности дорожного движения 24
3 Отдельные проблемы взаимодействия участников дорожного движения и инспекторов безопасности дорожного движения 42
Список литературы 51
14.1. Средства измерения
скорости движения, другая аппаратура
фиксации нарушений правил
18.2. При обращении к участникам дорожного движения сотрудники полиции должны представиться, приложив руку к головному убору, назвать свою должность, специальное звание и фамилию, сообщить о причине остановки транспортного средства.
18.3. Действия сотрудников ДПС должны быть понятны участникам дорожного движения, а сигналы водителям во избежание вынужденного создания ими помех для движения других транспортных средств (необходимость применения экстренного торможения, маневрирования и т.п.) - подаваться своевременно.
18.4. Сотрудники ДПС предлагают водителям выйти из кабины (салона) транспортного средства в следующих случаях:
а) для устранения технической
неисправности транспортного
б) когда имеются достаточные основания полагать, что водитель находится в состоянии опьянения:
в) для проведения (в
присутствии водителя) сверки номеров
агрегатов и узлов
г) для проведения досмотра транспортного средства и груза;
д) когда водители или
пассажиры подозреваются в
е) в иных случаях, когда требуется участие водителей в оформлении необходимых документов либо оказании помощи другим участникам дорожного движения.
Все хорошо, сделали закон, составили таблицы штрафов и многое другое, но если рассмотреть все эти пункты в повседневной жизни то многие пункты нарушаются сотрудниками ДПС. Например, если инспектор при общении с водителем транспортного средства вел себя грубо и неуважительно, то данными действиями инспектор нарушил Приказ МВД РФ от 20.04.1999 № 297 (ред. от 28.03.2005) «Об утверждении наставления по работе дорожно-патрульной службы государственной инспекции безопасности дорожного движения министерства внутренних дел российской федерации» п. 18.1: взаимоотношения сотрудников ДПС с участниками дорожного движения должны основываться на строгом соблюдении законности, четком исполнении своих обязанностей, сочетании твердости, решительности и принципиальности в предупреждении и пресечении правонарушений с внимательным, доброжелательным и уважительным отношением к гражданам. Пункт 18.2.: При обращении к участникам дорожного движения сотрудники полиции должны представиться, приложив руку к головному убору, назвать свою должность, специальное звание и фамилию, сообщить о причине остановки транспортного средства. В случае обращения граждан, сотрудники полиции, выполнив те же требования, в пределах своей компетенции обязаны принять меры по оказанию помощи, а в необходимых случаях разъяснить, куда следует обратиться для разрешения поставленного вопроса.
По требованию участников дорожного движения инспектор ДПС обязан сообщить номер нагрудного знака (сам нагрудный знак должен быть виден) и предъявить, не выпуская из рук, служебное удостоверение. С полученными же от водителя документами при проверке необходимо обращаться аккуратно, не делать в них какие-либо отметки. Если в документах, передаваемых, например, в бумажнике водителя обнаружатся деньги или какие-либо ценности, необходимо предложить владельцу самому взять их.
Главная же обязанность инспектора ДПС на основании вышеупомянутого Приказа МВД заключается в обеспечении бесперебойного, беспрепятственного и безопасного движения. О выполнении данной обязанности и степени ее выполнения.
Право останавливать автомобиль и проверять документы на автомобиль, а также на перевозимый груз дано сотрудникам только на стационарных постах, контрольных постах полиции и контрольно-пропускных пунктах. Законодательно это закреплено в Приказе МВД от 1 июня 1998 года № 329 «О реформировании деятельности Госавтоинспекции МВД России» и п.13.7 Наставления по работе дорожно-патрульной службы ГИБДД МВД РФ, утвержденного приказом МВД России от 20 апреля 1999 года № 297. Остановка автомобиля вне указанных пунктов допускается только по следующим основаниям:
- нарушение ПДД водителями или пассажирами;
- наличие данных, свидетельствующих
о причастности водителя или
пассажиров к совершению ДТП,
административного
- нахождение транспортного средства в розыске, а также наличие данных об использовании транспортного средства в противоправных целях;
- необходимость опроса
водителя или пассажиров об
обстоятельствах совершения
- выполнение решений уполномоченных на то государственных органов или должностных лиц об ограничении или запрещении движения;
- необходимость привлечения
водителя транспортного
В период проведения специальных мероприятий допускается остановка транспортных средств вне стационарных постов с целью проверки водительских прав и регистрационных документов, а также документов на перевозимый груз.
Такой причины остановки как «проверка документов» просто не существует, а ведь это первое что заявляется водителю на его вопрос «какова причина остановки?».
Если же инспектор остановил автомобиль не на стационарном посту и не указал в качестве причины остановки один из указанных выше пунктов поведение инспектора расценивается как нарушение служебной дисциплины. Зачастую самое стандартное объяснение своих действий об остановке автомобиля вне стационарного поста, встречаемое в практике - антитеррористические мероприятия. В данном случае следует знать, что «Закон о противодействии терроризму» от 6 марта 2006 г. устанавливает, что решение о введении режима контртеррористической операции и перечень применяемых мер подлежат немедленному обнародованию (ст.11 и ст.12 ФЗ).
«Запрещается останавливать транспортные средства без необходимости» (из Наставлений по работе ДПС), нарушение данного требования влечет привлечение к ответственности по статье 12.35 КоАП, ответственность за которое предусмотрена в виде штрафа в размере 20 000 руб.
Инспектору на основании п.13.6 Наставлений по ДПС ГИБДД запрещается останавливать транспортные средства на участках автомобильных дорог с ограниченной видимостью, до и после поворота, непосредственно перед или после вершин подъема, перед перекрестками, переходами, в зоне железнодорожных переездов и в других опасных местах, за исключением случаев необходимости безотлагательной их остановки во избежание наступления нежелательных последствий. При подаче жалобы на действия сотрудников ГИБДД следует отразить какие нарушения в том числе данного примечания были допущены.
Что же подразумевается под стационарным постом? Надо отметить, что стационарный пост - это не то место где сотрудники ГИБДД припарковали свой автомобиль и где он сам стоит с палкой. Стационарный пост ДПС – «место несения службы нарядами ДПС, оборудованное специальными служебными помещениями, оснащенное оперативно-техническими и специальными средствами, инженерными и иными сооружениями, а также прилегающий к нему участок дороги (местности), в пределах которого наряд ДПС выполняет свои функциональные обязанности». Стационарным постом является также и контрольный пост полиции, входящий в систему по розыску автомобилей. Посты, не отвечающие подобным требованиям, стационарными постами не являются.
Как было отмечено выше остановки транспортных средств предоставлено регулировщикам, а грузовых автомобилей и автобусов, осуществляющих международные автомобильные перевозки, в специально обозначенных дорожным знаком 7.14 («Пункт контроля международных автомобильных перевозок») контрольных пунктах – также работникам Федеральной службы по надзору в сфере транспорта. Работники Федеральной службы по надзору в сфере транспорта должны быть в форменной одежде и использовать для остановки диск с красным сигналом либо со световозвращателем. Они могут пользоваться для привлечения внимания водителей дополнительным сигналом-свистком».
Если инспектор требует, чтобы водитель вышел из автомобиля, он нарушает ст.5 Закона «О полиции» в которой прямо указано, что всякое ограничение прав граждан в их правах и свободах милицией допустимо, лишь на основаниях и в порядке, прямо предусмотренных законом. Наставления по работе ИДПС закрепляют, что сотрудники ДПС при остановке транспортных средств с целью проведения дальнейших действий должны подойти к ним и в дальнейшем действовать в зависимости от причин остановки, состояния и поведения водителей. Сотрудники ДПС на законных основаниях требуют от водителей выйти из кабины (салона) транспортного средства только в следующих случаях:
а) для устранения технической неисправности транспортного средства или нарушений правил перевозки грузов;
б) когда имеются достаточные
основания полагать, что водитель
находится в состоянии
в) для проведения (в
присутствии водителя) сверки номеров
агрегатов и узлов транспортног
г) для проведения досмотра транспортного средства и груза;
д) когда водители или
пассажиры подозреваются в
е) в иных случаях, когда требуется участие водителей в оформлении необходимых документов либо оказании помощи другим участникам дорожного движения.
Остановка транспортных средств должна осуществляться на минимально короткий срок (п. 13.8 Наставления). В случае, когда водитель показывает свои познания и заявляет, что инспектор не может держать его на дороге так долго и если есть у него какие-либо претензии, то предъявить их он должен как можно быстрее, инспектор может заявить о том, что может задержать вас на 3 часа. Однако здесь необходимо учитывать то, что составление протокола или проверка документов не есть повод для задержания, в связи с тем, что задержание возможно для рассмотрения дела или исполнения постановления.
Во время ознакомления с протоколом инспектор обязан разъяснить водителю его права, предусмотренные статьей 25.1 КоАП и ст.51 Конституции РФ. Нарушение данного требования влечет признание привлечения к ответственности с существенными нарушениями и, как следствие, прекращение производства по делу. В настоящее время протоколы об административном правонарушении во всех регионах РФ имеют разные формы, поэтому, не нужно спешить ставить подпись, а стоит разбераться под чем подписываетесь. По чьему то, видимо очень злому умыслу, графы объединили и теперь водителю предлагается подписать примерно следующее: «Копию протокола получил, со статьей 25.1 КоАП ознакомлен» или «В услугах адвоката не нуждаюсь, со статьей 25.1 КоАП ознакомлен». Ставя свою подпись в одном из таких случаев водитель подтверждает, что и копию получили и права ему разъяснены. Если что-либо не было сделано, так и стоит указывать: копию получил, права не разъяснены. Или: в услугах адвоката нуждаюсь, права разъяснены.
Инспектор ГИБДД обязан вручить копию протокола, составленного в отношении водителя. И только получив свою копию на руки вы должны поставить подпись в оригинале о ее получении.
Следующей обязанностью инспектора является привлечение свидетелей при составлении протокола и понятых при применении мер обеспечения по делу.
В соответствии с частью 1 статьи 27.1 КоАП в целях пресечения административного правонарушения, установления личности нарушителя, составления протокола об административном правонарушении при невозможности его составления на месте выявления административного правонарушения, обеспечения своевременного и правильного рассмотрения дела об административном правонарушении и исполнения принятого по делу постановления уполномоченное лицо вправе в пределах своих полномочий применять следующие меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении:
1) доставление;
2) административное задержание;
3) личный досмотр, досмотр вещей, досмотр транспортного средства, находящихся при физическом лице; осмотр принадлежащих юридическому лицу помещений, территорий, находящихся там вещей и документов;
4) изъятие вещей и документов;
5)отстранение от управления транспортным средством соответствующего вида;
6) медицинское
7) задержание транспортного средства, запрещение его эксплуатации;
8) арест товаров, транспортных средств и иных вещей;
9) привод.
Согласно пункту 2 статьи
25.7 Кодекса Российской Федерации
об административных правонарушениях
присутствие понятых
Глава 27 Кодекса содержит указание на
присутствие понятых при проведении следующих
мер обеспечения производства по делу
об административном правонарушении:
- при проведении личного досмотра
-при проведении осмотра принадлежащих юридическому лицу помещений, территорий, находящихся там вещей и документов
- при проведении досмотра транспортного средства
- при изъятии вещей и документов
-при задержании транспортного средства, запрещении его эксплуатации в случае, если транспортное средство создает препятствия для движения других транспортных средств, в отсутствие водителя
- при аресте товаров, транспортных средств и иных вещей
В соответствии с изменениями внесенными 11.11.2008г. в постановление Пленума ВС №18 от 24.10.2006 при применении такой меры обеспечения как направление на медицинское освидетельствование должны присутствовать двое понятых. Отсутствие понятых или присутствие только одного ставят под сомнение законность проведения данной меры и протокол о направлении на медицинское освидетельствование будет рассматриваться в судебном заседании в соответствии с ч.3 ст.26.2 КоАП, которая говорит о недопустимости использования в качестве доказательств сведений полученных незаконным путем.