Права и обязанности участников дорожного движения и инспекторов безопасности дорожного движения в связи с правонарушениями

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Июня 2013 в 17:46, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы описать полномочия инспекторов Государственной Инспекции Безопасности Дорожного Движения, а также права и обязанности участников дорожного движения. В ходе достижения поставленной цели решены следующие задачи:
- изучены права и обязанности участников дорожного движения и инспекторов безопасности дорожного движения,
- проведен опрос участников дорожного движения.
-изучена нормативная база Российской Федерации в сфере безопасности дорожного движения.

Содержание работы

Введение 3
1 Права и обязанности участников дорожного движения 5
2 Права и обязанности инспекторов безопасности дорожного движения 24
3 Отдельные проблемы взаимодействия участников дорожного движения и инспекторов безопасности дорожного движения 42
Список литературы 51

Файлы: 1 файл

Гаишники.doc

— 210.50 Кб (Скачать файл)

 

3 Отдельные проблемы  взаимодействия участников дорожного движения и инспекторов безопасности дорожного движения

 

Порядок взаимоотношений  сотрудников ДПС с участниками  дорожного движения нормативно закреплен  в основном Приказе, регламентирующем деятельность сотрудников ДПС, где  указывается, что «взаимоотношения сотрудников ДПС с участниками дорожного движения должны основываться на строгом соблюдении законности, четком исполнении своих обязанностей, сочетании твердости, решительности и принципиальности в предупреждении и пресечении правонарушений с внимательным, доброжелательным и уважительным отношением к гражданам».

Мной был проведен социальный опрос среди участников дорожного движения и инспекторов безопасности дорожного движения.

В данном исследовании мне интересовала прежде всего практика взаимодействий сотрудников ДПС с участниками дорожного движения в ситуации наложения административного взыскания.

В психологическом словаре  взаимодействие в широком смысле характеризуется как «процесс непосредственного  и опосредованного воздействия  объектов (субъектов) друг на друга, порождающий их взаимообусловленность и связь».

В исследовании приняли  участие 115 инспекторов ДПС ГИБДД, включая сотрудников городского полка ДПС ГИБДД МВД г. Хабаровска. Также были опрошены 220 водителей автотранспортных предприятий, автолюбителей и другие участники дорожного движения.

При оказании воздействия  на граждан инспекторов ДПС интересует прежде всего:

- социальный статус  – 17,4 процента;

- особенности характера  – 17,4 процента;

- настроение – 15,6 процента;

- биографические данные – 13 процентов;

- особенности психики  – 13 процентов;

- уровень знаний ПДД  – 4,3 процента;

- психологическое состояние  – 3,4 процента;

- уровень общительности  – 3,4 процента;

- восприимчивость –  3,4 процента;

- уровень законопослушности  – 6,1 процента;

- национальная принадлежность  – 1,8 процента;

- водительский стаж  – 1,8 процента.

Наиболее эффективными методами воздействия для повышения  правосознания участников дорожного  движения считаются следующие:

- ужесточение административных  санкций (изъятие водительского удостоверения, введение балльной системы, неотвратимость наказания) – 66,9 процента;

- убеждение, предупреждение, профилактическая беседа, пропагандистская  деятельность – 26,1 процента;

- доверительное общение  – 4,3 процента;

- применение технических устройств – 2,6 процента.

В свою очередь, опрос  водителей показал, что наиболее эффективными методами совершенствования  дорожно-транспортной дисциплины являются:

- методы преимущественно профилактического воздействия - 69,5 процента;

- методы административного воздействия (чем жестче меры, тем эффективнее результаты) – 30,5 процента.

Участники дорожного  движения, по мнению сотрудников ДПС, при наложении административного  взыскания чаще всего применяют  следующие методы воздействия на них:

угрозы – 49,6 процента; агрессия – 8,7 процента; грубость – 2,6 процента; повышение тона – 4,3 процента; вовлечение пассажиров – 1,7 процента; обман, лесть – 1,7 процента; оказание давления с помощью высокопоставленных лиц – 12,2 процента; стремление разжалобить, снизить административные санкции – 17,4 процента; демонстрация высокого знания ПДД – 1,7 процента.

Сами опрошенные граждане отмечают следующие методы, используемые ими для смягчения мер административного  воздействия:

- согласие с допущенным  нарушением, заверение о недопущении их в дальнейшем – 73,5 процента;

- стремление поразить  инспектора ДПС высокой юридической  грамотностью – 11,2 процента;

- ссылка на высокопоставленных  лиц – 4,06 процента;

- попытка дать взятку  – 4,06 процента;

- занятие агрессивной  позиции, стремление доминировать – 2,69 процента;

- стремление разжалобить  – 2,24 процента;

- спор, отстаивание своей  невиновности – 1,79 процента.

На вопрос: «Как Вы пытаетесь  противостоять некоторым методам  психологического воздействия со стороны  водителей?» 82,6 процента сотрудников ДПС ответили следующим образом:

- проявлением спокойствия,  игнорированием – 63,1 процента;

- более тщательным  объяснением ПДД, убеждением, проф. беседой – 11,5 процента;

- вежливым обращением  – 4,2 процента;

- вступлением в спор – 4,2 процента;

- избеганием конфликта  – 1,1 процента;

- манипулированием –  2,1 процента;

- внимательным выслушиванием  – 4,2 процента;

- информированием о  телефоне доверия – 1,1 процента;

- предъявлением доказательств,  привлечением свидетелей, грамотным составлением административного материала – 5,2 процента;

- приведением примеров  ДТП с последствиями – 2,1 процента;

- стремление успокоить  водителя – 1,1 процента.

Анализируя уровень  своего правосознания, опрошенные граждане отметили:

- стараются ездить  «по правилам…», а если нарушают, то очень редко, по невнимательности (65,5 процента);

- нарушают, так как  нарушают другие водители (15,6 процента);

- нарушают, когда нет  рядом постов ДПС (11,2 процента);

- нарушают правила  дорожного движения намеренно,  так как «не привыкли медленно ездить» (6,7 процента);

- бывает, управляют автотранспортом  в нетрезвом состоянии (0,9 процента).

Участники дорожного  движения осознают, что одними из основных факторов, влияющих на аварийность  на автодорогах, является соблюдение дорожно-транспортной дисциплины (соблюдение водителями скоростного режима, соответствующего конкретным условиям (56,5 процента); правил обгона (48,88 процента); очередности проезда перекрестков (33,18 процента)). Отмечается и влияние на аварийность и таких факторов, как состояние автодорог (65,9 процента), а также надлежащий контроль за техническим состоянием транспортных средств (35,87 процента).

В целях повышения  безопасности дорожного движения гражданами рассматриваются прежде всего такие  факторы, как: неукоснительное соблюдение правил дорожного движения, ужесточение мер воздействия к правонарушителям, улучшение состояния дорог, соблюдение скоростного режима, усовершенствование системы подготовки водителей, уважительное отношение сотрудников ДПС по отношению к водителям.

Сотрудниками ДПС были отмечены следующие качества участников дорожного движения, способствующие эффективному воздействию на их правосознание (ответило 74,8 процента):

- совестливость –  29,1 процента;

- высокий уровень знаний  ПДД – 13,9 процента;

- внушаемость – 12,79 процента;

- восприимчивость –  4,65 процента;

- уважение к ГИБДД  – 4,65 процента;

- низкий уровень знаний  ПДД – 6,98 процента;

- общительность –  4,65 процента;

- высокий интеллектуальный  уровень – 3,49 процента;

- уступчивость – 3,49 процента;

- терпеливость – 6,98 процента;

- неуверенность в себе  – 4,65 процента;

- гибкость – 2,04 процента;

- эрудированность –  2,04 процента.

По мнению опрошенных инспекторов ДПС, для успешного  воздействия на граждан сотрудник  ДПС должен обладать следующими профессионально-психологическими качествами:

- высокий уровень знаний  нормативных документов – 30,4 процента;

- высокий уровень коммуникативных  навыков: общительность, умение  убеждать, расположить к себе  – 27,8 процента;

- уравновешенность –  26,1 процента;

- вежливость – 8,7 процента;

- гибкость – 3,5 процента;

- уверенность в себе  – 3,5 процента. Только 41 процент опрошенных  сотрудников полагают, что нуждаются  в совершенствовании своей профессионально-психологической  компетентности в плане развития навыков эффективного психологического воздействия на граждан. 19 процентов инспекторов ДПС затруднились ответить на данный вопрос. 34,8 процента опрошенных сотрудников полагают, что граждане относятся к ним отрицательно.

Таким образом, по результатам  проведенного исследования, взаимовоздействие сотрудников ДПС и участников дорожного движения носит, как правило, императивный и манипулятивный характер, субъект-объектную обусловленность, связано как с нормативными предписаниями, так и с отношением к оппоненту как к средству достижения собственных целей.

Несомненно, введение системы  автоматической фиксации нарушений  правил дорожного движения значительно  сократит количество конфликтных ситуаций при наложении административных взысканий на участников дорожного  движения, а также реализует принцип равенства всех перед законом. Но в то же время полностью автоматизировать систему выявления и пресечения административных правонарушений и исключить человеческий фактор, на наш взгляд, вряд ли удастся.

На сегодняшний день особенности административных взаимоотношений сотрудников ДПС с гражданами оставляют желать лучшего: «Неуважение к участникам дорожного движения, необъективность, предвзятость, а то и откровенные поборы, к сожалению, являются не исключением, а повседневной практикой».

Требует особого внимания вопрос совершенствования профессионально-психологической  подготовки сотрудников ДПС, в плане  развития их коммуникативной и конфликтологической  компетентности: в особенности обучения их навыкам установления психологического контакта, доверительного общения, методам эффективного психологического воздействия на правосознание граждан, психологической защиты от их манипулятивного воздействия, а также умения конструктивно разрешать конфликтные ситуации с участниками дорожного движения. 
Заключение

Вся деятельность сотрудника ГИБДД от остановки транспортного  средства до возбуждения дела об административном правонарушении должна строиться в  строгом соответствии с нормативными актами, регламентирующими таковую. Иначе же вся суета с составлением в отношении водителя протокола окажется для него пустой тратой времени.

Не стоит забывать, что инспектор ДПС ГИБДД является сотрудником полиции, со всеми вытекающими  отсюда последствиями. В частности, он имеет полное право потребовать  у водителей и пассажиров транспортного средства предъявления документов, удостоверяющих личность, либо осуществить административное задержание. Также инспектор как работник полиции может предпринимать и иные действия, предусмотренные действующим законодательством (в первую очередь — законом «О полиции»).

 

Список литературы

 

Нормативные и  иные правовые акты:

  1. Конституция РФ (принята всенародным голосованием 12.12.1993г.) (с изменениями внесенными 30.12.2008г.). – М.: ИД «ГроссМедиа», 2010. – 32 с.
  2. О страховании: Федеральный закон от 25.04.2002 N 40-ФЗ (ред. от 07.02.2011) «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» (принят ГД ФС РФ 03.04.2002) [Электронный ресурс] // офиц.сайт справочной правовой системы «Консультант+», режим доступа: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=110230
  3. О полиции: Федеральный закон от 07.02.2011 N 3-ФЗ "О полиции" (принят ГД ФС РФ 28.01.2011). М., «Проспект О-11», 2011г. – 80с.
  4. О терроризме: Федеральный закон от 06.03.2006 N 35-ФЗ (ред. от 28.12.2010) «О противодействии терроризму» (принят ГД ФС РФ 26.02.2006) [Электронный ресурс] // офиц.сайт справочной правовой системы «Консультант+», режим доступа: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=108743
  5. "Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" от 30.12.2001 N 195-ФЗ (принят ГД ФС РФ 20.12.2001) (ред. от 07.02.2011, с изм. от 06.04.2011) (с изм. и доп., вступающими в силу с 07.04.2011) – М., ИД «Омега-Л», 2010г. – 336с.
  6. О безопасности дорожного движения: Указ Президента РФ от 15.06.1998 N 711 (ред. от 23.12.2010) «О дополнительных мерах по обеспечению безопасности дорожного движения» (вместе с «Положением о Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации») [Электронный ресурс] // офиц.сайт справочной правовой системы «Консультант+», режим доступа: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=108454
  7. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 24.10.2006 N 18 (ред. от 11.11.2008) «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Особенной части Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» [Электронный ресурс] // офиц.сайт справочной правовой системы «Консультант+», режим доступа: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=81719
  8. Постановление Правительства РФ от 23.10.1993 N 1090 (ред. от 10.05.2010) «О Правилах дорожного движения» (вместе с «Основными положениями по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения») [Электронный ресурс] // офиц.сайт справочной правовой системы «Консультант+», режим доступа: Постановление Правительства РФ от 23.10.1993 N 1090 (ре<span class="dash041e_0

Информация о работе Права и обязанности участников дорожного движения и инспекторов безопасности дорожного движения в связи с правонарушениями