Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Июня 2013 в 17:46, курсовая работа
Целью курсовой работы описать полномочия инспекторов Государственной Инспекции Безопасности Дорожного Движения, а также права и обязанности участников дорожного движения. В ходе достижения поставленной цели решены следующие задачи:
- изучены права и обязанности участников дорожного движения и инспекторов безопасности дорожного движения,
- проведен опрос участников дорожного движения.
-изучена нормативная база Российской Федерации в сфере безопасности дорожного движения.
Введение 3
1 Права и обязанности участников дорожного движения 5
2 Права и обязанности инспекторов безопасности дорожного движения 24
3 Отдельные проблемы взаимодействия участников дорожного движения и инспекторов безопасности дорожного движения 42
Список литературы 51
Порядок взаимоотношений сотрудников ДПС с участниками дорожного движения нормативно закреплен в основном Приказе, регламентирующем деятельность сотрудников ДПС, где указывается, что «взаимоотношения сотрудников ДПС с участниками дорожного движения должны основываться на строгом соблюдении законности, четком исполнении своих обязанностей, сочетании твердости, решительности и принципиальности в предупреждении и пресечении правонарушений с внимательным, доброжелательным и уважительным отношением к гражданам».
Мной был проведен социальный опрос среди участников дорожного движения и инспекторов безопасности дорожного движения.
В данном исследовании мне интересовала прежде всего практика взаимодействий сотрудников ДПС с участниками дорожного движения в ситуации наложения административного взыскания.
В психологическом словаре взаимодействие в широком смысле характеризуется как «процесс непосредственного и опосредованного воздействия объектов (субъектов) друг на друга, порождающий их взаимообусловленность и связь».
В исследовании приняли участие 115 инспекторов ДПС ГИБДД, включая сотрудников городского полка ДПС ГИБДД МВД г. Хабаровска. Также были опрошены 220 водителей автотранспортных предприятий, автолюбителей и другие участники дорожного движения.
При оказании воздействия
на граждан инспекторов ДПС
- социальный статус – 17,4 процента;
- особенности характера – 17,4 процента;
- настроение – 15,6 процента;
- биографические данные – 13 процентов;
- особенности психики – 13 процентов;
- уровень знаний ПДД – 4,3 процента;
- психологическое состояние – 3,4 процента;
- уровень общительности – 3,4 процента;
- восприимчивость – 3,4 процента;
- уровень законопослушности – 6,1 процента;
- национальная принадлежность – 1,8 процента;
- водительский стаж – 1,8 процента.
Наиболее эффективными методами воздействия для повышения правосознания участников дорожного движения считаются следующие:
- ужесточение административных санкций (изъятие водительского удостоверения, введение балльной системы, неотвратимость наказания) – 66,9 процента;
- убеждение, предупреждение, профилактическая беседа, пропагандистская деятельность – 26,1 процента;
- доверительное общение – 4,3 процента;
- применение технических устройств – 2,6 процента.
В свою очередь, опрос водителей показал, что наиболее эффективными методами совершенствования дорожно-транспортной дисциплины являются:
- методы преимущественно профилактического воздействия - 69,5 процента;
- методы административного воздействия (чем жестче меры, тем эффективнее результаты) – 30,5 процента.
Участники дорожного
движения, по мнению сотрудников ДПС,
при наложении
угрозы – 49,6 процента; агрессия – 8,7 процента; грубость – 2,6 процента; повышение тона – 4,3 процента; вовлечение пассажиров – 1,7 процента; обман, лесть – 1,7 процента; оказание давления с помощью высокопоставленных лиц – 12,2 процента; стремление разжалобить, снизить административные санкции – 17,4 процента; демонстрация высокого знания ПДД – 1,7 процента.
Сами опрошенные граждане
отмечают следующие методы, используемые
ими для смягчения мер
- согласие с допущенным нарушением, заверение о недопущении их в дальнейшем – 73,5 процента;
- стремление поразить
инспектора ДПС высокой
- ссылка на высокопоставленных лиц – 4,06 процента;
- попытка дать взятку – 4,06 процента;
- занятие агрессивной позиции, стремление доминировать – 2,69 процента;
- стремление разжалобить – 2,24 процента;
- спор, отстаивание своей невиновности – 1,79 процента.
На вопрос: «Как Вы пытаетесь
противостоять некоторым
- проявлением спокойствия, игнорированием – 63,1 процента;
- более тщательным объяснением ПДД, убеждением, проф. беседой – 11,5 процента;
- вежливым обращением – 4,2 процента;
- вступлением в спор – 4,2 процента;
- избеганием конфликта – 1,1 процента;
- манипулированием – 2,1 процента;
- внимательным выслушиванием – 4,2 процента;
- информированием о телефоне доверия – 1,1 процента;
- предъявлением доказательств, привлечением свидетелей, грамотным составлением административного материала – 5,2 процента;
- приведением примеров ДТП с последствиями – 2,1 процента;
- стремление успокоить водителя – 1,1 процента.
Анализируя уровень своего правосознания, опрошенные граждане отметили:
- стараются ездить «по правилам…», а если нарушают, то очень редко, по невнимательности (65,5 процента);
- нарушают, так как нарушают другие водители (15,6 процента);
- нарушают, когда нет рядом постов ДПС (11,2 процента);
- нарушают правила дорожного движения намеренно, так как «не привыкли медленно ездить» (6,7 процента);
- бывает, управляют автотранспортом в нетрезвом состоянии (0,9 процента).
Участники дорожного движения осознают, что одними из основных факторов, влияющих на аварийность на автодорогах, является соблюдение дорожно-транспортной дисциплины (соблюдение водителями скоростного режима, соответствующего конкретным условиям (56,5 процента); правил обгона (48,88 процента); очередности проезда перекрестков (33,18 процента)). Отмечается и влияние на аварийность и таких факторов, как состояние автодорог (65,9 процента), а также надлежащий контроль за техническим состоянием транспортных средств (35,87 процента).
В целях повышения безопасности дорожного движения гражданами рассматриваются прежде всего такие факторы, как: неукоснительное соблюдение правил дорожного движения, ужесточение мер воздействия к правонарушителям, улучшение состояния дорог, соблюдение скоростного режима, усовершенствование системы подготовки водителей, уважительное отношение сотрудников ДПС по отношению к водителям.
Сотрудниками ДПС были отмечены следующие качества участников дорожного движения, способствующие эффективному воздействию на их правосознание (ответило 74,8 процента):
- совестливость – 29,1 процента;
- высокий уровень знаний ПДД – 13,9 процента;
- внушаемость – 12,79 процента;
- восприимчивость – 4,65 процента;
- уважение к ГИБДД – 4,65 процента;
- низкий уровень знаний ПДД – 6,98 процента;
- общительность – 4,65 процента;
- высокий интеллектуальный уровень – 3,49 процента;
- уступчивость – 3,49 процента;
- терпеливость – 6,98 процента;
- неуверенность в себе – 4,65 процента;
- гибкость – 2,04 процента;
- эрудированность – 2,04 процента.
По мнению опрошенных
инспекторов ДПС, для успешного
воздействия на граждан сотрудник
ДПС должен обладать следующими профессионально-
- высокий уровень знаний нормативных документов – 30,4 процента;
- высокий уровень
- уравновешенность – 26,1 процента;
- вежливость – 8,7 процента;
- гибкость – 3,5 процента;
- уверенность в себе
– 3,5 процента. Только 41 процент опрошенных
сотрудников полагают, что нуждаются
в совершенствовании своей
Таким образом, по результатам проведенного исследования, взаимовоздействие сотрудников ДПС и участников дорожного движения носит, как правило, императивный и манипулятивный характер, субъект-объектную обусловленность, связано как с нормативными предписаниями, так и с отношением к оппоненту как к средству достижения собственных целей.
Несомненно, введение системы автоматической фиксации нарушений правил дорожного движения значительно сократит количество конфликтных ситуаций при наложении административных взысканий на участников дорожного движения, а также реализует принцип равенства всех перед законом. Но в то же время полностью автоматизировать систему выявления и пресечения административных правонарушений и исключить человеческий фактор, на наш взгляд, вряд ли удастся.
На сегодняшний день особенности административных взаимоотношений сотрудников ДПС с гражданами оставляют желать лучшего: «Неуважение к участникам дорожного движения, необъективность, предвзятость, а то и откровенные поборы, к сожалению, являются не исключением, а повседневной практикой».
Требует особого внимания
вопрос совершенствования
Заключение
Вся деятельность сотрудника ГИБДД от остановки транспортного средства до возбуждения дела об административном правонарушении должна строиться в строгом соответствии с нормативными актами, регламентирующими таковую. Иначе же вся суета с составлением в отношении водителя протокола окажется для него пустой тратой времени.
Не стоит забывать,
что инспектор ДПС ГИБДД
Нормативные и иные правовые акты: